К 2020 г. Республика Беларусь должна получить обновленный облик, продвинуться по главным стратегическим направлениям развития страны, войти в 30 наиболее успешных стран мира по важнейшим параметрам Индекса человеческого развития (ИЧР). В реализацию этих целей весомый вклад может внести белорусская наука. Для выполнения этой миссии стране нужно нарастить свой научный, научно-технический и инновационный потенциалы, успешно решить ключевые проблемы своего развития.
В начале XXI в. экономическим императивом стал переход к высшим технологическим укладам, которые будут определять конкурентоспособность отраслей, предприятий и товаров на мировых рынках через 10–15 лет. В связи с этим актуальной задачей модернизации экономики Беларуси является, наряду с использованием передовых достижений зарубежных техники и технологий, обеспечение внутри страны производства и активного функционирования рынка результатов научной и научно-технической деятельности.
Работа по оптимизации структуры и деятельности научных организаций разной ведомственной подчиненности позволила ориентировать научную сферу на обеспечение потребностей экономики страны. Систематическая аккредитация научных организаций, аттестация научных лабораторий, оптимизация численности и структуры научных учреждений, целенаправленное создание научно-практических объединений и центров, создание технопарков, сети научно-технических центров, отраслевых холдингов в промышленности, формирование республиканских научно-практических центров в системе здравоохранения и в АПК позволяют утверждать, что научные организации страны оперативно перестраиваются и реагируют на практические потребности экономики.
Научная сфера страны, ее научные, образовательные и производственные организации и подразделения, включая HAH Беларуси как высшую государственную научную организацию, а также органы государственного управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью – это компактная, управляемая, интегрированная в экономику стран система, обеспечивающая национальную безопасность в различных областях, воспроизводство кадрового потенциала, ключевая компонента инновационного развития и культуры.
Существующая структура академической, отраслевой и вузовской науки позволяет разрабатывать и апробировать новые материалы и технологии – от оптоэлектронных и космических до медицинских и сельскохозяйственных, – и по широкому спектру направлений оперативно внедрять их в практику. Большинство созданных научно-практических центров имеют в своей структуре производственные, клинические и иные практические подразделения. Управление наукой организовано по программно-целевому принципу.
Принятый Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», наряду с другими законодательными актами, регламентирующими научную и научно-техническую деятельность, способствовал оптимизации нормативного правового обеспечения процессов инновационного развития.
Основным показателем результативности и эффективности выполнения научно-технических программ является выпуск новой научно-технической продукции, созданной по завершенным разработкам. Объемы выпуска такой продукции за период с 2006 по 2013 г. стабильно увеличивались. Каждый бюджетный рубль, направленный на финансирование государственных научно-технических программ в 2013 г., привел к росту объемов производства на 45,5 рубля (в 2006 г. – на 8,4).
Новое качество приобрела и будет последовательно совершенствоваться экспертная составляющая инновационных процессов, в том числе посредством создания и функционирования государственной системы экспертизы в области научной, научно-технической и инновационной деятельности. В частности, предусматриваются: совершенствование технологии и процедур осуществления экспертизы, включая разработку критериев экспертной оценки, требований к объекту экспертизы, порядка отбора экспертов и требований к ним, процедуры назначения независимых экспертов, принятия решений экспертным советом; при необходимости – поиск и привлечение международных экспертов и организаций для экспертизы наиболее значимых проектов; активное использование современных информационно-коммуникационных технологий и ресурсов, в том числе государственного реестра НИОК(Т)Р.
Существенным фактором развития и поддержки научной и инновационной сферы страны является активное вовлечение в эти процессы предпринимательского сектора. Положительные примеры имеются – ЗАО «Голографическая индустрия», НЧУП «Адани», ОДО «Магномед», однако их влияние на инновационное развитие пока невелико. Расширение применения инструментов государственно-частного партнерства обеспечит ускоренное создание малых и средних инновационных предприятий, инновационных корпораций.
По итогам 2013 г., как и в 2012 г., обеспечено выполнение прогнозных параметров инновационного развития. Удельный вес инновационной продукции, отгруженной в 2013 г. организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции промышленности составил 17,8 % (в 2012 г. – 17,9 %). Несмотря на выполнение целевого параметра 2013 г., доля отгруженной инновационной продукции пока находится ниже порога научно-технологической безопасности – 20 %, определенного Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь. Достижение значения этого показателя на уровне 20–21 % предусмотрено Государственной программой инновационного развития только в 2015 г., что в условиях нарастания темпов научно-технического прогресса и обострения конкуренции не позволяет рассчитывать на сокращение отставания от стран-лидеров. Подлинно инновационной – новой для мирового рынка – является незначительная доля белорусской продукции.
Ключевой показатель уровня развития науки и инноваций – наукоемкость валового внутреннего продукта, среднемировое значение которой превышает 2,2 %, в Республике Беларусь за период 1992–2012 гг. ни разу не достиг порогового уровня – 1 %, установленного программами социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 и на 2011–2015 гг. и Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь. Это привело к утрате значительной части научно-технического потенциала. По итогам 2013 г. наукоемкость ВВП составила 0,67 % (оценка). Степень износа научного оборудования в целом по стране составляет 49,7 %, средний возраст научного оборудования научных организаций и учреждений высшего образования – 5–6 лет.
Затраты на проведение научных исследований и разработок в Республике Беларусь в 2012 г. в расчете на одного исследователя составили только 22,9 тыс. долларов США, что ниже аналогичного показателя для стран СНГ (67,9 тыс. долл. США) или государств Северной Африки (42,8 тыс. долл. США). В расчете на 1 млн жителей число белорусских исследователей составляет 2040, что почти на треть ниже средних значений по ЕС. Среди работников, выполняющих научные исследования и разработки, низка доля высококвалифицированных специалистов с учеными степенями.
Сложная макроэкономическая ситуация (высокий уровень инфляции и учетной ставки, недостаток собственных средств у предприятий и др.) снижает возможности организаций реального сектора экономики по финансированию исследований и разработок. По итогам 2012 г. затраты организаций на исследования и разработки новых продуктов. услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов (839,4 млрд руб., или 77,9 млн евро) составили по отношению к объему отгруженной продукции около 0,2 %[1].
Существенными факторами, сдерживающими инновационные процессы, являются также:
преимущественная принадлежность интеллектуальной собственности государству;
обилие государственных программ и многоступенчатый порядок их формирования, реализации, мониторинга и контроля;
доминирование крупной промышленности, сдерживающее конкуренцию;
недостаточная развитость государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов, особенно с участием малого и среднего бизнеса;
неразвитость системы финансирования инновационной деятельности;
сложности в формировании первоначального капитала (высокий процент, малый срок) и площадок для размещения инновационных предприятий, особенно на «посевных» и «стартовых» этапах их развития (высокая арендная плата).
Валовые внутренние затраты на исследования и разработки уже в ближайшие три года должны быть планомерно увеличены до 3 % ВВП, в том числе путем наращивания расходов на исследования и разработки инновационно активными организациями.
Государственное бюджетирование научных исследований будет основываться на принципе обязательности экономической отдачи (бюджетной и/или коммерческой эффективности) в будущем. Реализация данного принципа будет обеспечиваться инструментами бизнес-планирования применительно к разрабатываемой научной и научно-технической продукции. Основанием для выделения бюджетных ассигнований станет получение ощутимых результатов в интересах государства, экономики и общества.
Развитие науки в предстоящем периоде будет проходить по направлениям, заданным Программой совершенствования научной сферы Республики Беларусь, включая:
рост наукоемкости экономики страны;
дальнейшее развитие взаимодействия академического, вузовского и отраслевого секторов науки;
омоложение состава и повышение качества подготовки работников высшей научной квалификации;
повышение эффективности работы научных организаций и модернизация их материально-технической базы;
создание единой государственной системы экспертизы в области научной, научно-технической и инновационной деятельности;
совершенствование системы управления формированием и реализацией заданий государственных научно-технических программ и инновационных проектов, включая мониторинг, контроль и коммерциализацию их результатов;
нормативное правовое регулирование процедур выбора, финансирования и использования результатов прорывных научных исследований и разработок;
дальнейшее развитие системы создания, оборота и охраны объектов интеллектуальной собственности;
развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере, расширение финансирования исследований и разработок бизнесом, создание венчурных фондов;
создание Национальных исследовательских центров и лабораторий;
формирование научно-технологических кластеров;
развитие инновационной инфраструктуры;
расширение международного научно-технического сотрудничества;
повышение эффективности мероприятий и проектов государственных программ инновационного развития, широкое практическое освоение их результатов в целях модернизации экономики, совершенствования национальной инновационной системы.