Глава 2 Как написать резюме

Чтобы резюме прочитали

На каждую вакансию приходят сотни и тысячи резюме. Подавляющее большинство из них не будет прочитано, а отправится в корзину после беглого просмотра. Как это происходит, мы объяснили в предыдущей главе. Вот «горячая десятка» резюме, которые почти наверняка не заинтересуют кадровиков.


1. Наличие других адресатов – компаний и кадровых агентств. Это значит, что теоретически вы можете быть приглашены сразу в несколько компаний и выберете только одну из них, а от остальных предложений откажетесь. На практике, конечно, так никогда не происходит, но кадровик лучше перестрахуется, чем будет тратить свое время на «ненадежного» кандидата.

2. В резюме указано несколько вакансий, интересующих соискателя. Например, секретарь, офис-менеджер, продавец-консультант, оператор ПК. Если вы думаете, что кадровик подберет для вас ту из них, которая вам больше подходит, то сильно заблуждаетесь. Это не входит в его обязанности. Следуйте правилу: одна вакансия – одно резюме.

3. В резюме указывается личная цель: «получить высокооплачиваемую работу», «улучшить знание английского языка», «набраться ценного опыта и стать профессионалом высшего класса» и т. д. Эти цели могут быть важны для вас, но не для кадровика.

4. Присутствие в резюме каких-либо условий: «работа только около станции метро», «звонить до 20 часов», «с предложением зарплаты меньше 100 000 рублей не беспокоить» и пр. Это приведет только к тому, что вас действительно никто не побеспокоит.

5. Резюме на иностранном языке (если это требование отсутствует в тексте вакансии).

6. Резюме объемом более одной страницы.

7. Явное несоответствие ключевым требованиям вакансии. Если компании требуется секретарь со знанием японского языка, то резюме опытного метростроевца кадровик читать не будет.

8. Указанное место жительства не совпадает с городом, где открыта вакансия. Например, вакансия в Москве, вы живете (зарегистрированы) в Воронеже, снимаете квартиру (живете у родственников) в Москве. Если укажете воронежский адрес – резюме не сработает.

9. Орфографические ошибки. Лексика резюме обычно ограничена, и соискатель обязан ее знать. Например, житель города Мытищи не имеет права написать «представитель компании в Мытищинском районе», а выпускнику Университета имени К. Э. Циолковского не стоит ошибаться в написании фамилии основоположника космонавтики. Ну а «врожденная грамжотность» – это просто анекдот. Будьте внимательны, обязательно проверяйте свое резюме! Если даже с грамотностью у вас всё в порядке, это позволит вам исправить хотя бы досадные опечатки – они могут оказаться фатальными.

10. Ваши пожелания по зарплате превышают установленную штатным расписанием сумму. Исключения возможны для позиций топ-менеджеров, но, наверное, в этих случаях уровень зарплаты лучше обсуждать лично, а не указывать в резюме.


И последнее: никогда не отправляйте вместо резюме ссылку, где «можно его посмотреть». Этого никто не будет делать.


Десять вышеописанных пунктов – еще не всё, что надо знать о резюме. Но это первый этап – если ваше резюме попадет в эту «десятку», то есть в корзину, других этапов просто не будет.

Само по себе составление резюме в наше время больших вопросов не вызывает. Не нужно сидеть в раздумьях над чистым листом бумаги, в текстовых редакторах можно выбрать шаблон резюме, а специализированные сайты вакансий предлагают собственные их формы.


Два замечания:

• историю вашего образования принято указывать в прямом хронологическом порядке (сначала первое образование, потом второе и т. д.), места работы – в обратном (то есть первым указываете ваше последнее место работы, потом предыдущее и т. д.);

• в самом начале не надо писать слово «Резюме» (и так понятно) и «СУ» (неизвестно откуда взявшаяся традиция).

Чтобы вас пригласили на собеседование

Предположим, ваше резюме прошло первичный отсев, далее кадровик будет его изучать.

Кого он выберет и кого пригласит на собеседование? Того, чье резюме наберет наибольшее число совпадений с вакансией!

Например, требуется менеджер по оптовым продажам отечественных грузовых автомобилей. Условия: опыт продаж от трех лет, знание 1C, MS Office, Tracks Keeper. Обязанности: переговоры с клиентами, подготовка коммерческих предложений, выставление счетов и подписание договоров, контроль поставок.

А вот резюме (допустим, ваше): опыт оптовых продаж отечественных легковых автомобилей один год, знание Word и Excel. Обязанности: проведение презентаций, сопровождение клиентов.

Совпадение, как видите, не стопроцентное, но кандидат с таким резюме заслуживает внимания – его, возможно, вызовут на собеседование (если кадровик не обнаружит более подходящее резюме).

Но вы набрали бы больше баллов, если, отправляя резюме на эту вакансию, уточнили бы, что за один год заключили 100 долгосрочных договоров, а вместо Word и Excel указали бы требуемый MS Office. Как быть с 1C и Tracks Keeper? Добавьте в свои обязанности то, что вели компьютерный учет заключенных сделок, выставления счетов и оплаты, контролировали поставки автомобилей. Не надо думать, что «сопровождение клиентов» подразумевает все вышеперечисленные действия и всем, включая кадровика, это понятно. Кстати, распространенная ошибка – так думать. Хотя бы потому, что в разных компаниях в одни и те же термины вкладывается разный смысл.

Справедливости ради надо отметить, что и кадровики бывают не вполне точны. Вот, например, пресловутый Tracks Keeper (такой программы не существует, я ее придумал для данного примера). Вероятно, это какая-то программа учета клиентов, заказов и продаж. Не исключено также, что она сделана местным программистом и существует в единственном экземпляре. Зачем знание уникальной программы включать в требования к соискателям? Это я к тому, что соискателям не стоит воспринимать все требования кадровиков буквально.

Маленькая хитрость: если из своего резюме вы уберете слово «легковых» (останется «опыт продаж отечественных автомобилей»), то интерес кадровика к вам возрастет.

Вывод: требования вакансии надо максимально «отзеркаливать» в резюме, что-то усиливать, о чем-то умалчивать, что-то пояснять.

В некоторых вакансиях, особенно это касается IT-специалистов и руководителей всех уровней, количество таких неоднозначностей возрастает. «Знание 1C» может подразумевать очень многое – от умения внести в базу новый продукт до разработки нового проекта. Языки программирования, паттерны проектирования, системы управления сайтом – скорее всего, вы разбираетесь в этом лучше, чем кадровик. Поэтому постарайтесь понять, что действительно нужно работодателю, и покажите это в своем резюме.


УСПЕШНОЕ РЕЗЮМЕ – ЗЕРКАЛО ВАКАНСИИ


Для того чтобы добиться максимального «отзеркаливания», используйте все возможности (то есть все разделы резюме) – описания должностных обязанностей на каждом месте работы, достигнутые результаты и т. п., даже увлечения.

Как сделать резюме лучше

Читая резюме, кадровики ищут слова-маркеры. Маркеры могут быть как положительными, так и отрицательными.

Сравните две фразы из резюме:

• освоил работу на электронно-вычислительной машине;

• продвинутый пользователь ПК.


Согласитесь, сразу возникают два разных образа двух разных людей.

В каждой области деятельности существуют маркеры, которые радуют глаз кадровика.

Предлагаем вашему вниманию основные из них:


автоматизация процессов;

анализ данных;

анализ эффективности процессов;

ведение клиентской базы;

внутренний аудит;

возврат дебиторской задолженности;

делегирование полномочий;

консалтинговая поддержка;

координация работы;

кредитная политика;

менеджмент дистрибуции;

оперативное и стратегическое управление;

определение потребностей;

оценка финансового состояния;

повышение эффективности;

принятие решений;

проведение переговоров с ключевыми клиентами;

разработка бюджета;

разработка и реализация мероприятий;

руководство проектами;

разработка систем материальной и нематериальной мотивации;

сервисное обслуживание;

телемаркетинг;

технология продаж;

удержание клиентов;

управление коллективом;

управление материальными ресурсами;

управление финансовыми потоками;

экономическая безопасность;

оптимизация (главный хит!).


Свою отрасль деятельности вы знаете лучше и список всегда сможете дополнить.

Маркеры есть смысл включать в резюме, не особенно стесняясь. Резюме, собственно, и существует для того, чтобы вас заметили и пригласили на собеседование. (А не для того, например, чтобы рассказать о своем нелегком жизненном пути.) Однако на самом собеседовании я бы не советовал активно пользоваться специальной терминологией. При живом контакте лучше изъясняться проще и конкретнее.

Работодатели по-разному относятся к разным личным качествам – кому-то нужны агрессивные лидеры, кому-то в данный момент на данном участке требуются послушные тихони. Однако есть одно общее – все ищут активных работников, то есть тех, кто много работает и приносит много прибыли. Свою деловую активность можно и нужно продемонстрировать в резюме.

Для этого в описании вашей трудовой деятельности чаще используйте глаголы в активной форме. Иначе говоря, не продажи выросли в два раза и не восстановлен бухучет за два года, а вы приложили большие усилия, чтобы это произошло! Контракты тоже не подписываются и не заключаются сами по себе, их подписывают и заключают! В резюме активного человека будут полезны такие слова:


адаптировал;

внедрил;

выполнил;

запустил;

исследовал;

координировал;

обеспечил;

объединил;

организовал;

пересмотрел;

планировал;

подготовил;

поддерживал;

построил;

предложил;

применил;

проводил;

разместил;

разработал;

распространил;

расширил;

реализовал;

регулировал;

систематизировал;

согласовал;

создал;

сотрудничал;

стабилизировал;

стимулировал;

сформировал;

сформулировал;

сэкономил;

увеличил;

укрепил;

улучшил;

уменьшил;

управлял;

усовершенствовал;

установил;

устранил;

оптимизировал (не забываем про главный хит!).


В самом конце резюме поставьте дату составления резюме (сегодняшнюю, естественно!).

Когда ваше идеальное резюме будет готово, файлу нужно дать имя. Вы очень облегчите жизнь кадровика, если имя файла будет совпадать с вашем именем и фамилией. Например, ivan.petrov. Это не обязательно, но это тоже выделит ваше резюме из всех остальных – 90 % присылаемых кадровику файлов имеют имена resume, my_resume и resume_new.

Как сделать резюме хуже

Резюме должно доказать, что его автор лучше всех решит проблему, которая стоит перед работодателем. Всё остальное – лишнее.

Лишняя информация нехороша тем, что она точно не поможет, а вот навредить может.

Ваша эффективность на будущей работе никак не зависит от вашего роста, веса и цвета глаз – согласны? Точно так же не надо писать о своих политических и религиозных предпочтениях, указывать национальность и прикладывать фотографию. Если же по требованиям вакансии фотография всё-таки нужна, то она тоже должна работать на вас – будущего надежного сотрудника. Во всяком случае, это не должна быть фотография с отдыха, с бокалом вина, в кругу друзей и т. п.

Не употребляйте в тексте понятные только вам аббревиатуры. Кадровик не позвонит вам, если не знает, что такое БЧПЛ.

Будьте внимательны, сообщая о своих необычных хобби и увлечениях. Кадровика могут насторожить мужчины, увлекающиеся бальными танцами, и женщины с черным поясом карате.

Вставлять в резюме шутки и смайлики не рекомендуется. Юмор – это не самая сильная сторона кадровиков. Да и формат резюме предполагает серьезность, тем более что все известные шутки (вроде «место рождения – роддом № 1») кадровики читали уже сотни раз, и они их раздражают. Конечно, если вы уникальный специалист и ваше резюме идеально соответствует вакансии, то подобные шутки дела не испортят. Но если кандидатов на вакансию достаточно, то резюме шутника, скорее всего, отправится в корзину.

Также не советуем сокращать ваше имя – Алексы, Максы и Влады в общении с кадровиками неуместны.

Сопроводительные письма и рекомендации

Самостоятельного смысла сопроводительное письмо не имеет. Только прикладной.

Оно преследует ту же цель, что и хорошо составленное резюме, – обратить внимание кадровика. Если хорошо составленное резюме решает эту задачу косвенно (всем своим видом говорит: «Меня нельзя выбрасывать, надо обязательно прочитать»), то сопроводительное письмо прямо взывает: «Это резюме просто необходимо прочитать!»

Оно должно быть короче резюме (три абзаца максимум) и адресовано конкретному человеку (не обязательно именно этот человек его прочитает, скорее всего – всё тот же кадровик, но так принято). Заменять имя и фамилию адресата на бессмысленное «всем, кого это касается» не надо. Если вы не знаете, кому посылаете сопроводительное письмо, то лучше вообще откажитесь от этой идеи.

То есть задача прежняя – доказать работодателю, что вы именно тот человек, которого он ищет. Первый абзац – показываете работодателю, что вы понимаете задачи, стоящие перед компанией, сейчас и на перспективу. Второй абзац посвящаете своим знаниям и опыту, которые позволят вам решить эти задачи. Третий абзац – сообщаете, что вы хотели бы поработать на благо компании. Четвертого абзаца

Загрузка...