Благословите, братцы, старину сказать. – Начало одной из песен-«небылиц», вошедших в сборник Кирши Данилова (Древние российские стихотворения, собранные К. Даниловым. М., 1818. № 40). Лажечников ошибочно приписывал это выражение известному фольклористу И.П. Сахарову, употребившему его в своей статье «Русские Святки» (сб. «Песни русского народа». Ч. I. СПб., 1838
Здесь и далее выделено курсивом И.И. Лажечниковым.
«Дорогая мать, дорогая А…» (нем.).
Совершенная правда! Даже в Москве об этом знали библиоманы и просили меня разведать, не сыщется ли какая историческая редкость у мясника. (Здесь и далее примеч. И.И. Лажечникова.)
Шелех – фишка в игре; кружок в виде монеты, но не являющийся таковой, то есть на него ничего не купишь.
Немцы.
Г. Булгарин посмеивался над словом диакон, уверяя, что этого звания не существует у моравских братьев. Ответом моим да будет статья в Энциклопедическом словаре: Братство, и после прочтения ее да будет ему стыдно, что он смеется над своим незнанием.
Слуга (нем.).
Хлебная мера того времени.
Князем Иваном Андреевичем Можайским.
Пятенщик, ставивший клеймо на лошадях и сбиравший за то пошлину в казну или на монастыри, которым эта пошлина предоставлялась грамотою.
Таким же именем история опятнала боярина Ивана Васильевича Ощеру.
Художественная газета. 1838. № 8.
Пфенниг (нем.).
Дворец (фр.).
Дмитрия Владимировича Ховрина.
«Поганые немцы не стали на срок на Обидном месте», «немцы прислали с святым словом», «немецкие божницы» – это все говорится в летописях о ливонцах и их церквах.
Этим прозвищем, которое составилось из слова «бесермен» – «неверный», – стали честить немцев уже при отце Иоанна III; может быть, и прежде. См. Историю русского народа Полевого. Т. V. С. 134.
Башенками.
Знамя.
Кентарь (контарь) – в Моск. гос-ве – мера веса, равная 2,5–3 пудам, ок. 45 кг.
Молния.
Колчан.
Сбруи.
Храмы.
Идол.
Юстиниан.
Моление.
Колокольню Святой Марии в Болонье.
Алевиз.
И доныне в некоторых деревнях Тверской губернии встречают этим приветствием проезжих, вероятно, в память прежних своих властителей, татар.
Собор Успенский, церковь Благовещения, Грановитая палата… – Лажечников перечисляет крупнейшие постройки, появившиеся при Иване III в Кремле. Он начал грандиозную перестройку Кремля, которую осуществляли главным образом итальянские зодчие, славившиеся во всей Европе. В 1475–1479 гг. итальянским архитектором Фиораванти (Фиоравенти) был построен Успенский собор, открывший новую страницу в истории русской архитектуры. Однако как русские, так и итальянские мастера придерживались национальных традиций и форм русской архитектуры, в частности владимиро-суздальского стиля.
Новгород и Псков, не ломавшие ни перед кем шапки, сняли ее перед ним… – В 1478 г. к Московскому великому княжеству был присоединен Великий Новгород; Псков, формально оставаясь некоторое время независимым, фактически всецело зависел от Москвы.
…иго ханское свержено… – В 1480 г. в результате победы русских войск над золотоордынским ханом Ахматом было окончательно свергнуто монгольское иго.
…Казань хотя отыгрывалась еще от великого ловчего… – Казань была окончательно покорена в 1487 г., и, хотя еще не была включена в состав Русского государства, Иван III добился права сменять и назначать ее верховных правителей.
…он виноват за чужие вины, за честолюбие двух женщин… за гнев деда… – Лажечников достоверно излагает историю «злополучного Дмитрия Иоанновича» (1483–1509), внука Ивана III, сына рано умершего Ивана Младого. Его трагическая судьба явилась следствием борьбы двух политических партий за право наследования престола после Ивана III. Во главе одной из них стояла Софья Палеолог, вторая жена Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XII. Другой руководила Елена Стефановна Волошанка, мать Дмитрия, сноха Ивана III. Вначале Иван III был расположен в пользу внука, и в 1498 г. Дмитрий в Успенском соборе был торжественно венчан на царство шапкой Мономаха, но через год, помирившись с женой и сыном от второго брака, которому теперь завещал престол, подверг Елену и Дмитрия опале, заключил их в тюрьму, где Дмитрий и умер.
…«1509 года, 14 февраля, преставился великий князь Дмитрий Иоаннович в нуже, в тюрьме» — неточная цитата из Воскресенской летописи.
Герберштейн прибавляет… – Герберштейн Сигизмунд (Зигмунт) (1486–1566) – немецкий дипломат и путешественник, дважды побывавший в Москве в качестве посла от германских императоров (в 1517 и в 1526 гг.). Ему принадлежит одна из первых книг по истории и географии Руси, которую цитирует Лажечников (Записки о московитских делах. СПб., 1908. С. 13).
…бородатому Лавока… – Лажечников иронически называет мясника, торговавшего книгами на вес, именем известного французского книгоиздателя и книгопродавца Шарля Лавока.
Моравское братство — чешская религиозная секта, проповедовавшая бедность, отказ от мирской деятельности, непротивление злу (середина XV в.).
Ответом моим да будет статья в Энциклопедическом словаре… – Лажечников имеет в виду статью «Братское общество, или Братство евангелическое» в VII томе «Энциклопедического лексикона» (1836 г. в типографии Плюшара).
Фридерик III (1415–1493), – император так называемой Священной Римской империи из династии Габсбургов.
Виклиф Джон (Уиклеф, 1320–1384), Гус Ян (1369–1415) – наиболее яркие деятели ранней Реформации в Англии и Чехии, критиковавшие папство, индульгенции и другие принципы католицизма. Лажечников противопоставляет этих прогрессивных деятелей злейшим реакционерам, поборникам средневекового фанатизма – римским папам Пию II (1405–1464) и Сиксту IV (1414–1484).
Когда б над бездной моря… – из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы».
Храм Св<ятого> Петра — величайшее архитектурное сооружение в Риме, главное культовое здание всего католического мира, создан по проекту Донато Браманте (1444–1514), достраивал собор Микеланджело Буонарроти (1475–1564).
…сам преемник Петра со своим кортежем… – то есть римский папа, имеется в виду насаждаемая Ватиканом идея о римском папе как преемнике святого Петра на земле.
…тот ходил по волнам, как по суше. – Лажечников имеет в виду евангельскую легенду об Иисусе Христе.
Король Подибрад (Подебрад Иржи) – чешский король (1458–1471), выходец из среды малородовитого дворянства. Боролся с Ватиканом за независимость Чехии, за что был отлучен римским папой от церкви.
…превращений не хуже Пинеттовых… – так автор называет фокусы, которые показывал в Москве в 1797–1798 гг. некий «кавалер» Пинетти де Мерси, «придворный физик».
В Италию теснилась ученая Греция, испуганная мечом оттоманов… – После захвата турками Византии и Греции многие видные византийские и греческие деятели эмигрировали в Италию.
Помните ли вы Петрова в «Роберте-дьяволе»? – «Роберт-дьявол» – опера немецкого композитора Джакомо Мейербера (Якоб Бер), поставленная в 1813 г. в Петербурге и в течение четверти века не сходившая с русской сцены.
Петров Осип Афанасьевич (1807–1878) – известный оперный певец. В «Роберте-дьяволе» он исполнял одну из главных партий – злого духа, сына сатаны Бертрама, отца Роберта. Ниже Лажечников неточно цитирует слова дуэта Бертрама и Рембо из 1-го действия.
…первого звали Мамоном… – мамон, или мамона, – в христианских церковных текстах – злой дух, олицетворение сребролюбия и грубых низменных наслаждений.
Что мы с тобой нажили?.. прозвание шептунов… – Н. Полевой в «Истории русского народа» (Т. V. М., 1833. С. 502) отмечает, что в ряде летописей встречается имя боярина Григория Мамона, прозванного «наушником», который во время нашествия татарского хана Ахмата на Москву удерживал царя от решительных действий.
Образец — историческое лицо, боярин и воевода Ивана III, принимавший участие в походе против Новгорода.
Спесив шелонец… – Это прозвище дается Образцу как участнику битвы на реке Шелони (1471), в которой московское войско одержало победу над ратью Новгорода.
Холмский Даниил Дмитриевич (ум. в 1493 г.) – боярин и полководец Ивана III, предводитель московского войска в походе на Новгород в 1471 г.
Грозный потрясет по маковке… – Иван III, так же как впоследствии внук его Иван IV, получил прозвище Грозного.
…дело о князе Лукомском и толмаче его? – В 1493 г. в Москве были сожжены в железной клетке по обвинению в попытке отравить царя приехавшие из Литвы князь Иван Лукомский и переводчик, поляк Матиас.
Казимир IV Ягеллончик (1427–1492) – король польский и великий князь литовский, враждебно настроенный по отношению к Руси. Хан Махмет — искаженное Ахмед (Ахмат).
…за церковью Михаила Архангела… – Архангельский собор, усыпальница великих князей и русских царей, начиная от Ивана Калиты и кончая царем Иваном Алексеевичем, построен архитектором Алевизом Новым (1509) на месте старого собора XIV в.
…от меньшего брата, разжалованного уже из равного… – Имеется в виду Михаил Борисович – князь тверской (1461–1485), помогавший Москве в борьбе против татар. С падением значения Твери Иван III в сношениях с тверским князем стал называть его «меньшим братом». После покорения Москвой Твери бежал в Литву.
Дочь Палеологов, награжденная… силою ума и воли, в которой было отказано ее братьям… – Софья Палеолог с помощью хитрости и подкупа завладела Ордынским подворьем, домом в Кремле, в котором жили во времена татарского ига представители Золотой Орды. Другого помещения в Кремле, вопреки обещанию, татарскому наместнику не было предоставлено. Братья Софьи – Андрей и Мануил – правители Морей (Южной Греции), после захвата страны турками были приняты из милости при чужих дворах.
…выучила заморскую птицу величать Иоанна именем царя… – Иван III носил еще титул великого князя, но в сношениях с иностранцами «принимал имя царя как почетное титло великокняжеского сана, издавна употребляемое в России» (Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. VI. С. 350–351). Честолюбивые планы Софьи отражают идею Москвы – Третьего Рима, преемницы Второго Рима – Константинополя (Царьграда). Идя навстречу этим настроениям, Иван III принял государственный герб Византии – двуглавого орла.
Вился, вился ярый хмель… – подблюдная песня (пелась при святочном гадании).
Курицын Федор Васильевич (ум. ок. 1502 г.) – думный посольский дьяк, участник нескольких русских посольств за границу.
Володимер Елизаров Гусев — государственный деятель, казненный в 1497 г. по обвинению в боярском заговоре.
Дьяк Бородатый — историческое лицо, о котором известно только то, что царь брал его в поход против Новгорода, так как он «мог исчислить и доказать новгородцам все издревле учиненные вероломства и крамолы их» (Полевой Н. История русского народа Т. V. С. 469).
…положено по твоему Судебнику… – Речь идет о Судебнике 1487 г., первом русском законодательном сборнике, подведшем итог установлению централизованной системы государственного управления. Лажечников приписывает честь составления Судебника В. Гусеву, однако это мнение является спорным (см.: Судебники XV–XVI веков. М.—Л., 1952. С. 37).
«А государьскому убойцу…» — извлечение из статьи 9-й Судебника 1497 г., где сказано: «А убийцу своего господина, и мятежника, и церковного вора, и холопьего похитителя, и клеветника, и поджигателя лишить жизни». Лажечников ошибочно связывает эту статью Судебника с покушением на царя: под «государьским убойцей» подразумевается крестьянин, убивший своего владельца.
…жидовствующая ересь чернокнижника Схарии… – «Жидовствующими» официальная православная церковь называла сторонников ереси, возникшей в 70-х гг. XV в. в Новгороде. На самом же деле ничего общего с иудаизмом эта ересь не имела. Родоначальником ее, по некоторым известиям, был еврей Схариа. Еретики отрицали церковные обряды, монашество, иконопочитание. Известна большая роль жидовствующих в развитии культуры: составление русской Библии, постановка ряда научных проблем, перевод религиозных и научных книг. В Москве эта ересь нашла себе сторонников среди дворцовой знати и духовенства; приверженцами ее были Елена Волошанка, дьяк Курицын и даже сам архимандрит Зосима.
Михаил Андреевич — князь Верейский-Белозерский (1432–1486), завещавший свой удел великому князю московскому.
Господинов двор на семи верстах… – из обрядовой колядской народной песни.
Варьская, Великая — первые названия московских улиц, дошедшие до нас от XV в.
Воробьево село — летняя царская резиденция на берегу Москвы-реки, «на горах» (Воробьевы горы).
…первого сентября, которое считалось и первым днем нового года. Анахронизм: в описываемое время началом нового года на Руси считалось 1 марта, с 1492 г. – 1 сентября.
…наши Тезеи могли и убить лешего Минотавра не иначе, как выворотив одежду… – Тесей – афинский царь, убивший чудовище Минотавра, которое ежегодно пожирало юношей и девушек Афин. Лажечников имеет в виду в данном случае русское предание о том, что избежать чар лешего можно, лишь выворотив на себе платье наизнанку.
…взял ты Велик день в Гурмузе… – встретил Пасху в Гурмузе (Хормуз), городе на побережье Персидского залива.
…есть у них князь обезьянской… – Этот рассказ Никитина основан на индийских мифах, обработанных в героическом эпосе «Рамаяна», где действует царь обезьян Сугрин.
…до двадцати коней в санях золотых… – По-видимому, в оригинале опечатка, следует читать: в снастях золотых.
Кто… помогал ему выпрямить колокольню в Ченто? – Фиораванти выпрямил в городе Ченто (Италия) при церкви Святого Власия сильно покосившуюся колокольню, которая после этого простояла более трех веков.
…будущий строитель Грановитой палаты. – Это здание было построено Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо, а не Алевизом Новым, как полагает автор.