Предисловие

Мир замер в предвкушении интеллектуальной революции. Что-то похожее я впервые почувствовал около 20 лет назад накануне интернет-бума в Кремниевой долине.

Это навеяло воспоминания о моем знакомстве с идеей искусственного разума. Начав с изучения процессов управления информацией в Китае, я отправился в Америку совершенствовать знания в сфере компьютерных технологий. Оборудование и техника никогда не вызывали у меня особенного интереса. А вот идея создания искусственного интеллекта, напротив. Я нашел время для посещения дополнительного курса, познакомился с ней поближе. И был поражен. Я не без основания подумал, что за искусственным интеллектом будущее.

Учился я довольно неплохо. Это позволило выкроить время для самостоятельных исследований. Оказалось, что искусственному разуму пока не подвластно решение реальных задач. Все испытания проходили с большим трудом и не давали значимых результатов. И, хотя на него возлагались большие надежды, время ИИ еще не пришло.

Но компьютерные технологии продолжали ускоренное развитие. И с их прогрессом давняя мечта получила надежду.

Пока я и мои коллеги в течение десятилетия занимались разработкой собственной поисковой системы, искусственный интеллект начал входить в нашу жизнь. Сегодня информационные технологии шагают вперед огромными шагами. Все, от аппаратного до программного обеспечения, постоянно совершенствуется. Кажется, у человечества наконец-то появилась возможность найти искусственному интеллекту реальное применение.

Мы сразу задали себе вопрос: как и почему ИИ может быть эффективен в современных условиях? Суммировали имеющиеся данные, провели более детальные подсчеты. И начали путь по возрождению идеи создания ИИ.

Появление глобальной сети интернет в свое время изменило структуру информации. А возникновение мобильного интернета перевернуло имеющиеся представления о распределении ресурсов. Человеческая жизнь оказалась полностью зашифрована в цифровых кодах. Ученые получили объемы информации для анализа, о которых не могли и мечтать. А вычислительные мощности стимулировали создание новых методов облачных вычислений. На этой почве появился метод «машинного обучения», который рекомендует пользователям интересные им товары и услуги, дает соответствующую их запросам рекламу. А также метод точного голосового ввода. Мы стоим на пороге новой технологической революции, которая по своим масштабам не будет уступать предыдущим.

Глобальные изменения в сфере компьютерных технологий спровоцировали к себе повышенный интерес со стороны многих деятелей науки и техники. Начались активные просчеты возможных рисков. В результате сложилось два противоположных мнения. Одна группа профессионалов опасается того, что если искусственный интеллект достигнет пика своего развития, человечество окажется во власти машин. Другая настроена более скептически: ИИ может застрять на низшей точке развития и сейчас это всего лишь очередной инновационный «мыльный пузырь».

Такой стремительный темп развития IT-технологий требует к себе повышенного внимания. Как сторонник высоких технологий, я полагаю, что человечеству не стоит переоценивать их краткосрочное влияние и недооценивать долгосрочное.

Принято выделять три этапа развития искусственного интеллекта: первый – слабый, второй – сильный, третий – суперинтеллект. Технологии первого этапа лежат в пределах наших возможностей и могут быть созданы руками человека. Сторонники идеи искусственного разума выражают опасения, что, достигнув третьего этапа развития, интеллект поработит человечество. А тогда…

Я же более скептически отношусь к данному вопросу. Даже самый продвинутый искусственный интеллект не сможет сделать такой грандиозный шаг вперед. Машины приблизятся к человеческим возможностям, однако никогда их не превзойдут.

Но только лишь намек на близость – опасная грань. Уже сейчас компьютер во многих отношениях превосходит человека. Например, в способности запоминать информацию. Поисковая система Baidu запоминает каждое слово на сотнях миллионов страниц, что неподвластно ни одному человеку. Или еще пример. Если вы попросите у системы написать за вас стихотворение, зададите тему и нажмете клавишу «ВВОД», через секунду оно будет у вас перед глазами. Даже гении не отличаются подобной скоростью.

Единственное, в чем искусственный интеллект нас догнать не сможет – эмоции, чувства и способность к творчеству.

Интеллектуальная революция отличается от всего предыдущего отношениями между людьми и технологиями. Во время первых трех революций – электрической, технологической, информационной – люди создавали новый мир своими руками благодаря развитию научной мысли. Интеллектуальная стала возможна только благодаря симбиозу человека и машины. Первые три эпохи технологического развития – это люди, которые учатся создавать машины, боятся их, но вынуждены приспосабливаться. Революция ИИ – это машины, которые адаптируются под человечество и заинтересованы удовлетворять его потребности.

Сегодня люди и машины наконец-то нашли общий язык. Больше не нужно учиться пользоваться машинами, например телевизором или системой очистки воздуха. Достаточно всего лишь дать им команду, и они поймут тебя. Искусственный интеллект упростит, а не усложнит человеческую жизнь. В перспективе улучшит коэффициент человеческой производительности, что приведет к прогрессивному обществу.

6-7 лет назад никто не строил оптимистичных планов и не думал вкладывать внушительные средства в новое направление развития компьютерных технологий. Но уже тогда появилась первая искра, осветившая новую эпоху искусственного интеллекта.

Пока ученые из своих университетов и лабораторий твердят о начале новой эры ИИ и ее стремительном развитии, международные корпорации, такие как Google, Microsoft или Amazon, продолжают накапливать невообразимое количество данных для последующей коммерциализации. Ведущая роль бизнеса в этой технологической революции становится все очевиднее.

Летом 2016 мне довелось провести несколько недель в Кремниевой долине. Однажды во время обеда с несколькими учеными из Стэндфордского университета тема разговора коснулась ИИ. Один из моих друзей-профессоров сказал: «В научном мире многие не заинтересованы в углубленном изучении темы искусственного интеллекта. Основные денежные средства вливаются в развитие промышленности. А какие бюджеты требуются на исследования ИИ, мы даже и представить себе не можем». Он предложил коллегам угадать бюджет, вложенный в разработку Baidu. После того, как были высказаны все предположения, в разговор вступил я. Ответил, что не могу озвучить точную сумму. Мы вложим столько, сколько потребуется.

Вследствие недостатка финансирования исследований у ученых в лабораториях нет необходимого оборудования, чтобы успешно справляться с обработкой имеющихся данных и продолжать разработку искусственного интеллекта. Поэтому многие покидают свои кабинеты и перебираются в масштабные корпорации, которые находятся в самом центре глобальной сети Интернет. Оборудование Google или Baidu позволяет ежедневно справляться с огромным потоком информации поисковых запросов, местоположений и т. п.

Мы создаем интеллект Baidu и надеемся, что таким образом даем платформу для развития множеству талантливых исследователей. Китай и США некоторое время руководствовались разными подходами по привлечению специалистов: Америка не очень лояльно относилась к эмигрантам, Китай же все шире открывал двери для талантливых людей со всего мира.

К счастью, многие выдающиеся и даже лучшие ученые в области развития искусственного интеллекта уже пришли работать в Baidu. Но ни один человек не сможет сделать что-то значимое с нуля. Здесь важна команда и инфраструктура. А также внимание к развитию корпоративной культуры. У вас никогда не будет эффективного сотрудничества с человеком, с которым вы знакомы только по слухам и домыслам. Как поисковая система Baidu использует имеющиеся у нее данные для создания привлекательности товара или услуги для потенциального клиента, так и я предпочитаю общаться со своими сотрудниками, чтобы лучше понять их и найти общий язык. Правда, я всегда немного переживаю во время знакомства. Зачастую зря. Потому как с хорошими людьми контакт налаживается сразу.

Конечно, интеллектуальная революция немыслима без поддержки правительства. В марте 2015 года на Боаоском Азиатском форуме мы с Биллом Гейтсом, Иланом Маском и другими американскими инновационными предпринимателями обсуждали тему ИИ как в формальной, так и не формальной обстановке. Мы достигли консенсуса во многих аспектах. Один из них заключается в том, что поддержка правительства очень важна для инновационной отрасли.

Объективно говоря, Китай на сегодняшний день является центром технологического развития искусственного интеллекта, а основная концентрация талантов находится в США. Но Китай имеет и другие преимущества. Например, население в 1,3 миллиарда человек и около 700 миллионов пользователей интернета. С точки зрения единого рынка данный показатель является самым высоким в мире. Огромную роль в развитии информационных технологий также играет правительство, у которого есть возможность унифицировать огромные объемы информации. На двух национальных сессиях перед Боаоским Азиатским форумом я представлял проект под названием «План развития китайского интеллекта» в надежде собрать недостающие ресурсы для развития ИИ и сферы общественных услуг на национальном уровне. Это станет серьезным шагом в сторону интеллектуальной революции и поможет ускорить процессы технических и экономических преобразований в стране.

Стоит отметить, что развитые страны, такие как США и страны Европы, вывели разработку искусственного интеллекта на национальный стратегический уровень. В 2016 году помимо трех докладов, опубликованных Правительством США, в свет вышел стратегический план исследований и разработок в области IT-технологий. Речь в нем шла о необходимости развития ИИ для повышения конкурентоспособности предприятий, о возможности государственного управления и интеграции с национальной мощью. Таким образом, на международном уровне наблюдается все возрастающая конкуренция в погоне за искусственным интеллектом. В этой сфере правительство Китая сейчас бессильно.

В марте 2015 года премьер-министр Ли Кэ Цзян в докладе о работе Правительства упомянул о концепции «Интернет +». Четыре месяца спустя Государственный Совет опубликовал «Руководство Государственного Совета по активному продвижению концепции “Интернет +”», где впервые был упомянут искусственный интеллект. А в мае 2016 Руководство трансформировалось в трехлетний «План реализации концепции “Интернет +”». Он стал официальной платформой для развития искусственного интеллекта в стране.

В марте 2017 года корпорация Baidu получила официальное разрешение Национальной комиссии по развитию и реформам на объединение нескольких научно-исследовательских институтов в «Национальную инженерную лабораторию глубокого обучения». Это первая и единственная подобная лаборатория в Китае. Она сосредоточена на 7 основных направлениях: технология глубокого обучения, технология компьютерного зрения, технология распознавания звука, технология биометрической идентификации, технология взаимодействия человека и компьютера, стандартизированные услуги, права на интеллектуальную собственность глубокого обучения. Таким образом мы стремимся решить проблему недостаточной поддержки развития ИИ в Китае и повысить международную конкурентоспособность национальной интеллектуальной промышленности.

Это можно рассматривать как первый шаг в контексте реализации правительственного «Плана реализации концепции “Интернет +”». Основная цель заключается в том, чтобы усилить мощь китайских IT-технологий и достойно представлять Китай на международном уровне – словно женская волейбольная команда представляет Китай.

В 2017 году я снова принимал участие в двух национальных сессиях. В своем выступлении я представлял использование искусственного интеллекта как решение проблем промышленности, перегруженности городских дорог, потерянных детей и многого другого. Кроме того, добавил три новых пункта в списке возможностей развития национальной экономики.

Два дня спустя «искусственный интеллект» впервые написал отчет о работе Правительства и полностью его проиллюстрировал. В результате деловые круги и Правительство наконец-то достигли консенсуса. Значение его сложно переоценить. Влияние, оказанное ИИ на работу Правительства, несомненно ускорит процесс интеллектуального развития.

Процесс интеллектуальной революции будет динамичным. А результат масштабным, как широкая река. Авторитеты в области искусственного интеллекта верят, что в ближайшем будущем нас ожидает постоянный поток информации. Он будет окружать и поддерживать нас во всех отношениях – обеспечивать питание, развивать экономику, политику, способствовать гармонизации общества. Лу Цзи сказал, что суть эпохи ИИ в том, что «знание в каждой системе, а интеллект в каждом действии» (знание повсюду). Любое взаимодействие носит интеллектуальный характер. В будущем люди будут вкушать прелести ИИ, сами того не замечая, так же, как мы одеваемся, чтобы отправиться на обед.

Откровенно говоря, дома своей маленькой дочке я объясняю не так уж и много. В большинстве случаев только то, что уже было воплощено в жизнь. Так, например, она не понимала, как работает распознавание звука Baidu. Я постарался объяснить этот процесс доступным языком. И она меня поняла. Но в некоторых вещах я даю ей разбираться самостоятельно. Она уже легко управляется со всеми сложными гаджетами и получает от них настоящее удовольствие. Именно так и должен выглядеть ребенок мира высоких технологий. Больше всего в искусственном интеллекте меня поражает его способность очеловечиться. Как только он начнет функционировать, изучит, поймет людей и приспособится к ним, он начнет служить им, удовлетворять их потребности. Все наши усилия стоят того, чтобы однажды это произошло.

Загрузка...