За последние годы прием БАДов стал важной частью жизни многих людей, это многомиллиардный бизнес во всем мире. Но сам термин «БАД» в нашей стране отчасти носит негативный характер из-за огромного разнообразия добавок на рынке, наличия сложных составов разного качества, недобросовестной рекламы и псевдолечебных схем, которые обоснованно вызывают неприятие у грамотных врачей. Когда все свалено в кучу, сложно отделить зерна от плевел.
Тем не менее все БАДы можно разделить на нутрицевтики и парафармацевтики. Есть еще более узкий термин «витаминно-минеральный комплекс» – тогда четко понятно, что в составе только витамины и микроэлементы. В целом же состав БАДов разнообразен, и можно встретить как монокомпонентные, так и многокомпонентные.
БАД в любой форме (таблетки, капсулы, гели, порошки) – это сочетание активных и вспомогательных компонентов.
Активные компоненты:
• витамины;
• минералы;
• витаминоподобные вещества[8];
• фитокомпоненты;
• аминокислоты;
• полиненасыщенные жирные кислоты;
• пробиотики и пребиотики.
Вспомогательные вещества:
• наполнители;
• ароматизаторы;
• красители;
• стабилизаторы;
• регуляторы кислотности;
• подсластители.
Даже если вы купили качественный дорогой витаминно-минеральный комплекс или иной БАД проверенного производителя, вы не застрахованы от нежелательных реакций при его приеме.
Наиболее частыми побочными эффектами являются сыпь и зуд, а также головная боль и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Аллергия или непереносимость при приеме добавки могут быть вызваны как активными компонентами, так и вспомогательными.
Чтобы понять влияние БАДов на организм человека, рассмотрим следующую аналогию. Вся наша жизнь состоит из взаимодействий с людьми – теперь еще и в онлайн-формате, где этические нормы, к сожалению, соблюдаются редко, поскольку легко спрятаться за аватаром и ником.
У всех разное воспитание и образование – так называемый бэкграунд. Кто-то находится в тяжелом эмоциональном состоянии, и это иногда выливается на других в форме агрессии, негатива, хейта.
Так же и при приеме различных лекарств и добавок возникают риски, обусловленные их взаимодействием. Например, активные компоненты БАДов могут снижать активность действующего вещества лекарств. Взаимодействие может происходить и внутри самого витаминно-минерального комплекса.
Фитокомпоненты и витамины из БАДа могут влиять на действие друг друга, а также на лекарства из лечебной схемы.
Чем сложнее состав добавки, тем больше шансов в лучшем случае потратить деньги впустую, а в худшем – получить нежелательную лекарственную реакцию или снизить эффективность нужных вам лекарств.
Хотелось бы сразу подчеркнуть, что травы, входящие в состав БАДов, в отличие от витаминов и минералов, не являются необходимыми для основных функций организма. Как лекарственные средства и самостоятельные фитодобавки они пользуются у части населения намного большим доверием, чем синтетические лекарственные средства («химия»).
Многие почему-то уверены, что «натуральность» фитопрепаратов, «природность» их происхождения, а также длительная история применения в народной медицине могут служить гарантией безопасности и эффективности.
Однако к травам надо относиться с осторожностью. Они обладают большим количеством побочных эффектов и при приеме без показаний могут привести к серьезным последствиям, в том числе из-за некачественного, загрязненного сырья.
Для меня, как клинического фармаколога, остро стоит вопрос: были ли растительные продукты подвергнуты такому же уровню контроля и исследований, как обычные современные лекарства? Насколько они безопасны?
Растения содержат сотни биохимических ингредиентов, влияние которых на организм как по отдельности, так и в сочетаниях зачастую неизвестно. Также недостаточно изучено взаимодействие трав с лекарствами.
Известна история кирказона (аристолохии), который активно используется в китайской традиционной медицине от многих болезней.
Это обычное растение, которое произрастает в сельской местности Балканского полуострова, особенно на пшеничных полях, из-за чего в небольших количествах попадает в организм человека с домашним хлебом. Однако из-за вспышек случаев быстро прогрессирующего фиброза почек, произошедших в Бельгии после импорта корней кирказона из Китая, растение изучили и обнаружили в его составе фитотоксин аристолоховую кислоту (АК). При этом у бельгийских пациентов была выявлена высокая распространенность карцином верхних мочевых путей.
Дело в том, что АК вызывает мутации в критических генах канцерогенеза, включая супрессор опухолей TP53. Такие мутации обнаруживаются на Тайване, где как раз и распространены БАДы с аристолохией.
Что же говорить про поливитамины с минералами? Когда этикетка гласит, что в продукте содержится 12 витаминов и 10 минералов, всегда возникает вопрос сочетания и взаимодействия этих компонентов.
К сожалению, не все БАДы составлены грамотно. Действительно, среди витаминов и минералов есть те, которые «дружат» – улучшают усвоение друг друга. Они называются синергистами.
А есть такие, которые «не дружат» и являются антагонистами, например, кальций и магний, кальций и цинк, кальций и железо, цинк и медь.
Чем больше компонентов в добавке, тем выше риски отрицательных взаимодействий, а значит, компоненты не усвоятся должным образом, и деньги окажутся потрачены впустую.
Взаимодействие микронутриентов может быть синергичным или антагонистичным.
Синергизм – дружба, или однонаправленное действие нескольких компонентов.
Антагонизм – вражда, или отрицательное взаимодействие при одновременном применении.
Нейтралитет – отсутствие взаимодействия (или в настоящее время оно не определено).
Типичный поливитаминный комплекс с минералами содержит витамины А, C, D, E, тиамин, рибофлавин, пиридоксин, фолиевую кислоту, кальций, цианокобаламин, железо, медь, магний, марганец, цинк и йод. Некоторые – еще и селен, хром, молибден и биотин.
Фармацевтические взаимодействия. Под ними понимаются физико-химические реакции компонентов комплекса при его производстве и хранении.
Различные вещества, находясь в одной таблетке, могут снижать активность друг друга. Так, даже незначительное количество ионов железа, кобальта, меди, магния, никеля, свинца, кадмия разрушает многие витамины за счет окисления. А под воздействием сочетания витамина С и железа до 30 % В12 (цианокобаламина), помещенного в мультивитаминный препарат, превращается во время хранения в его производные, не имеющие ценности для организма человека.
Особенно большое значение фармацевтическое взаимодействие витаминов приобретает при приготовлении из них растворов. Например, тиамина бромид (хлорид) разрушается, находясь в контакте с пиридоксином (В6). По этой причине не рекомендуется вводить такую комбинацию не только в одном шприце одновременно, но даже в один день. Тиамина бромид разрушается при одновременном введении с кислотами аскорбиновой, никотиновой и рибофлавином. При его введении в одном растворе для инъекций с витамином В12 происходит взаимное разложение.
Таким образом, химическое взаимодействие витаминов более выражено в жидких лекарственных формах, чем в твердых. Если уменьшить содержание воды, снизится и риск химического взаимодействия.
В твердых лекарственных формах, таких как таблетки, драже, капсулы, легче избежать воздействия веществ друг на друга, если использовать многослойные или ламинированные таблетки, в которых каждый витамин «упакован» в отдельную оболочку и имеет вид гранул. Но все равно включение микроэлементов в витаминные продукты часто приводит к проблеме стабильности витаминов из-за окисления. Некоторые тяжелые металлы разрушают их и не сочетаются с ними в добавке.
Фармакокинетическое взаимодействие между витаминами и минералами, то есть их взаимное влияние друг на друга при всасывании, может привести к уменьшению или увеличению скорости и качества этого процесса.
Большая часть природных веществ активно всасывается в кишечнике благодаря специальным переносчикам-транспортерам. Они перемещают витамины и минералы через мембрану клетки кишечника – энтероцита. Большинство веществ абсорбируется в верхних отделах тонкого кишечника, где, как и за места в маршрутке в часы пик, возникает конкуренция за транспортер.
Активный транспортер требует затрат энергии. При этом он обладает насыщаемостью, то есть может «устать» переносить витамины и минералы. Помимо этого, у него есть такое свойство, как избирательность. Существуют индивидуальные транспортеры, например Na-аскорбатный – он отвечает за всасывание только витамина С. Однако бывают и «многостаночники», такие как Na-зависимый мультивитаминный транспортер SMVT, который переносит биотин (H), липоевую и пантотеновую (витамин В5) кислоты. Изучено, что избыток последней может конкурировать с биотином за всасывание в кишечнике через этот транспортер.
Абсорбция жирорастворимых витаминов происходит в основном путем пассивной диффузии[9] и улучшается при наличии жиров в пище.
Эффективность использования витаминов и минералов повышается, если при их производстве и приеме учитываются взаимодействия компонентов, происходящие и во время обмена веществ, и во время их всасывания в кишечнике.
Так, при разработке добавок должно учитываться то, что витамин С разрушает кобаламин и блокирует его абсорбцию после растворения таблетки в пищеварительном тракте.
Путь негемового (трехвалентного) железа еще более сложен. Сначала оно попадает в кислую среду желудка, далее в кишечнике при снижении кислотности частично превращается в двухвалентное железо (Fe2+) при помощи работы особого фермента в клетках эпителия кишечника. На их поверхности как раз расположен транспортер двухвалентных металлов divalent metal transporter (DMT1), который отвечает за всасывание двухвалентного железа Fe2+. С помощью данного белка также поглощаются кобальт (Со2+), медь (Cu2+), цинк (Zn2+), марганец (Mn2+). Из-за этого между ними и возникают риски взаимодействия и конкуренция.
Проведенные исследования показали, что употребление кальция с пищей уменьшает поглощение гемового и негемового железа. То есть при одновременном приеме таблеток, содержащих кальций и железо, усвоение последнего оказывается меньше на 45 %, чем при приеме таблеток, содержащих только железо.