Для того чтобы человек мог стать христианином, членом Православной Церкви, над ним должно быть совершено Таинство Крещения. Обязательно ли это и почему именно это Таинство является началом жизни в Церкви?
Таинство Крещения было установлено Самим Господом Иисусом Христом. На это мы имеем несколько свидетельств Священного Писания, главное из которых – это слова Господа Своим ученикам перед тем, как Он вознесся на небеса: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19).
Смысл Таинства Крещения заключается в духовном рождении человека в жизнь вечную. Как Господь Иисус Христос добровольно распялся за нас на кресте, умер и воскрес, так и человек, принимающий Таинство Крещения, распинается, умирает духовно для грехов и воскресает в новую жизнь. В Таинстве человеку подается особая благодать Божия, прощается первородный грех, а также все совершенные ранее грехи. Церковь призывает новокрещенного отныне жить по заповедям Господа, по Евангелию и не становиться снова рабом греха. Об этом свидетельствует и святой апостол Павел: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 3–4).
С внешней стороны Таинство Крещения открывает путь человеку к полноценной церковной жизни. Став христианином, он может приступать и к другим Таинства и обрядам Церкви, получая при этом в них благодатные дары Господа. Все это ведет человека к изменению его духовной жизни к лучшему, помогает ему в деле спасения души и тела.
Важным и необходимым условием подготовки к принятию Таинства Крещения является посещение специальных катехизаторских (просветительских) бесед, которые в наше время организуются практически при каждом храме. Огласительные беседы (т. е. для оглашения желающих креститься) организуются для того, чтобы входящий в Церковь, хотя бы на первых порах, ознакомился с основами православной веры. Данные беседы, как правило, с желающими креститься проводит либо священнослужитель храма, в котором будет проходить крещение, либо преподаватель местной воскресной школы.
Обязательным условием перед крещением является ознакомление человека с основными текстами и молитвами Православной Церкви. Так, крещаемый должен выучить наизусть Символ Веры – текст, в котором кратко изложено церковное вероучение. Этот Символ был составлен отцами Церкви еще в первых веках христианства и дошел до нас без изменений, вносить которые в него категорически запрещено. Помимо этого, желательно, чтобы человек также выучил наизусть одни из главных христианских молитв: «Отче наш», которая дана нам Самим Господом Иисусом Христом, а также «Богородице Дево, радуйся», в которой прославляется Матерь Божия.
Перед принятием крещения необходимо ознакомиться с основами христианской нравственности, а также такими понятиями как добродетель, зло, грех, страсти.
Как свидетельствует церковный опыт, в дни подготовки к принятию крещения человек должен быть готов к некоторым соблазнам. Так, например, на него могут находить приступы лени, расслабленности, раздражения, печали и прочее. Все это необходимо достойно перенести, так как по учению Церкви в это время на человека под видом всех этих чувств могут воздействовать падшие духи злобы, желающие отвратить его от важнейшего шага в его жизни.
В дни перед принятием Таинства человек должен по возможности максимально отстраниться от соблазнов внешнего мира, и, наоборот, углубиться в свой внутренний, духовный мир. Непосредственно перед крещением желательно соблюдать телесный и духовный пост в течение трех дней, в том числе и для тех, кто живет в браке. В день принятия Таинства Крещения с утра не следует есть, пить (для курящих – курить). В храм необходимо прийти пораньше, не опаздывая, в чистой и приличной для храма одежде. Для мужчин это – рубашка, брюки, пиджак, а для женщин – платье с приличным по длине подолом, кофта с юбкой, обязательно – платок на голову. Желательно также, чтобы в храме женщина была без ярких украшений и косметики. Необходимо отметить, что в те дни, когда женщина проходит естественный физиологический месячный цикл, она не может приступить к Таинству Крещения.
По сложившейся в Православной Церкви традиции к Таинству Крещения допускаются абсолютно все люди, в том числе и дети, начиная со младенческого возраста. Более того, именно Православная Церковь, в отличие от других христианских конфессий, настаивает на том, чтобы Таинство Крещения совершалось уже над младенцем.
Это вызвано тем, что ребенок – это уже живой человек, творение Божие, который также имеет право быть полноценным членом Церкви Господа Иисуса Христа. Также это делается для того, чтобы избежать той трагической ситуации, когда ребенок может умереть (по различным причинам), так и не получив крещения.
Как в раннехристианский период, так и ныне Православная Церковь не разделяет людей на категории, она допускает к Таинству Крещения всех – и здоровых, и недужных; и женщин и мужчин; молодых и старых.
Главное условие, которое требуется от человека – это осознание своего выбора, свободное желание стать членом Церкви, а также знание основных христианских вероучительных истин.
По церковной традиции в качестве крестных выбирается верующий человек, православный по вероисповеданию. Крестных родителей может быть два, а может и один. Если крестный один, то, как правило, он того же пола, что и крещаемый. Если крестных двое – это мужчина и женщина.
В самом крайнем случае крестным может стать священник, если других восприемников так и не нашли. Родители ребенка могут присутствовать при совершении Таинства, но над матерью тогда должна быть обязательно прочитана молитва 40-го дня.
Есть категории людей, которые по канонам Церкви не могут быть крестными – это монахи (монахини), родители для собственных детей, лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста), некрещеные, несовершеннолетние, душевнобольные (с психическими заболеваниями), лица в нетрезвом состоянии.
Когда родители выбирают будущих восприемников для своего ребенка, прежде всего они должны обратить внимание не на социальный статус человека, а на его моральные, духовно-нравственные качества. Ведь помимо участия в Таинстве главной задачей крестных является воспитание своего крестника в православной вере. По учению Церкви крестные родители будут отвечать за свои дела по воспитанию крестника перед Самим Господом Богом. Проще говоря, они будут отвечать за то, каким христианином выросло их духовное чадо.
Об истории Таинства Крещения и его основных этапах будет сказано в соответствующей части работы.
Нательный крест – это видимый атрибут принадлежности человека к Церкви Христовой. Это знак его верности и причастия Господу Иисусу Христу, так как именно на кресте был распят за грехи людей Спаситель. Крестик надевается на человека в Таинстве Крещения, после чего он уже, по возможности, не должен его снимать. Однако помимо внешнего значения крестика как символа христианства, у него есть и более важное, духовное значение. Являясь знаком победы Господа над смертью и диаволом, нательный крест оберегает человека от падших духов, защищает его от их влияния. В то же время ни в коем случае нельзя наделять нательный крестик свойствами языческого оберега, талисмана. Дело в том, что в конечном итоге защищает человека не сам крест, а сила Божия, Его благодать, освящающая крестик.
Однако не каждый нательный крест можно считать православным. Существует несколько форм канонических крестов – четырех-, шести-, восьмиконечные, с полумесяцем (полукружием) внизу и другие. В Русской Православной Церкви по сложившейся традиции используется восьмиконечный крест, обычно, с подписью на обороте «Спаси и сохрани». Как правило, освященный канонический нательный крестик можно приобрести в любой церковной лавке. Если православный крестик покупается в обычной, не церковной лавке (салоне, магазине), то необходимо уточнить у продавца, освящен ли крест.
Что касается материала, из которого крест должен быть сделан, то здесь нет каких-либо строгих правил. Он может быть и деревянным, и металлическим, в том числе, золотым, серебряным, медным и даже из драгоценных камней. Также нет ограничений и в том, на чем должен носиться крестик. Это может быть цепочка, тесьма, гайтан (специальная прочная нитка). Главное здесь, чтобы крестик висел прочно и не потерялся, так как он является святыней. По традиции, крестик носится на теле, под одеждой, а вот одевать его поверх одежды в Православии не принято.
Следует отметить, что с нательным крестиком связано множество суеверий. Так, например, некоторые считают, что потеря крестика предвещает несчастие, найденный крест нельзя подбирать, нельзя его и дарить, а также носить на цепочке. Все это – недопустимые суеверия, характерные для оккультного мира, но не для Православной Церкви. Конечно, очень нежелательно терять крестик, однако, если такое и произошло, то это не означает, что обязательно за этим последуют какие-либо несчастья.
Слово «икона» в переводе с греческого – епшу – означает «образ», «изображение», «портрет». Икона – это священное изображение Пресвятой Троицы, Спасителя Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых, ангелов, а также событий из истории Ветхого и Нового Заветов и последующей истории Церкви. Иконами украшаются дома, часовни, храмы. По традиции собрание икон в доме в одном месте называется «красным углом». В православных храмах иконы располагаются как по всей внутренней части храма, так и собранные в единое целое – иконостас, который отделяет срединную часть храма от алтаря. Иконостас по традиции состоит из нескольких рядов в высоту, которые формируются по особому принципу.
Иконы бывают разных размеров, но, как правило, все они прямоугольные. Господь Бог, Пречистая Богородица, святые или ангелы могут быть написаны в полный рост, в половину, или может быть изображен только один лик.
Каждая икона после написания должна быть освящена священником по особому чину. Традиция эта появилась на Руси в XVII веке, а до этого, для того чтобы молиться перед иконой, иконописцу достаточно было надписать ее, то есть сделать подпись, с указанием того, кто на ней изображен.
Икона также называется «Евангелием в красках», так как в старину, когда еще не все имели возможность читать Священное Писание, отчасти по иконам можно было изучить Священную историю.
В Православии существует множество образов, по молитвам перед которыми совершались (и совершаются ныне) различные чудеса и исцеления. Такие иконы называются чудотворными. В церковном календаре им установлены особые дни празднования, а списки (копии) с них получают наименование в их честь. В первую очередь это относится к многочисленным образам Божией Матери (например, Казанская икона Божией Матери, Иверская, Владимирская и т. д.).
В истории Церкви, особенно в первые века христианства, против иконопочитания не раз выступали различные еретики – иконоборцы. Однако Церковь ответила на это выработкой учения о почитании святых образов. Окончательно православное вероучение о поклонении иконам было изложено в догматическом определении VII Вселенского Собора, прошедшего в 787 году в городе Никее.
Важно отметить, что верующие поклоняются не самой иконе, как объекту (материалу, краскам), а личности или событиям, изображенным на ней. По-другому, молясь перед иконой, человек возносится от образа к первообразу. По традиции Церкви принято возжигать перед иконами огонь в лампадах. Это символ нашего благоговения перед ликом, изображенным на иконе, а также наша духовная жертва Богу.
Церковная свеча – это малая духовная жертва человека Богу. В то же время свет (в том числе и от свечи) – это образ Света небесного, Божественного Света – Господа Иисуса Христа. Ведь именно Господь просвещает каждого человека Своей любовью и жертвой, давая ему шанс на спасение и вхождение в Царствие Небесное.
Свечи и лампады с елеем (маслом) использовались еще в ветхозаветные времена, являясь неотъемлемой частью богослужебной жизни древних евреев. В ветхозаветной Церкви в субботние дни, а также на главные праздники, употреблялись светильники. Возжег свечи и Сам Господь Иисус Христос, когда собрал Своих учеников отпраздновать Пасху в Сионской горнице в Иерусалиме. В дальнейшем свечи использовали и апостолы Христовы, и первые христиане во время своих богослужений. Вообще ни одно раннехристианское богослужение не проходило без возжигания свечей. В свое время один из ранних христианских отцов Церкви Тертуллиан писал: «Никогда не совершается у нас богослужения без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – Свет несотворенный, без которого мы и среди полудня блуждали бы во тьме». В таком понимании данная традиция дошла и до наших дней.