Введение

Товарищи! Вы пришли к учебе от станка и плуга. В этом большой плюс – вам легко будет связать книгу с трудом, науку с жизнью; но в этом же кроется и некоторый минус – работа у станка и плуга не дала вам навыков умственного труда.

А существуют ли вообще на практике какие-то особые навыки умственного труда? – спросите вы. Существуют, товарищи; и для того, чтобы ими овладеть, нужно основательно поработать.

Конечно, категорическое деление труда на чисто физический и чисто умственный – неправильно. В практике повседневной жизни нет такого вида труда, который можно было бы целиком причислить к чисто физическому или к чисто умственному труду. Работа в кузнице требует, например, максимум физического мускульного напряжения, но одновременно и некоторой доли мозговой деятельности, и, наоборот, работа над составлением диаграммы требует значительной мозговой деятельности и одновременно некоторой доли мускульного напряжения.

Но несомненно, что работа в кузнице, управление автомобилем, работа у станка требуют одних навыков, а чтение книги, подготовка к докладу, работа с микроскопом – других.

Навыки первого рода условились называть навыками физического труда, а навыки другого рода мы называем навыками умственного труда.

Ошибочно думать, что навыки умственного труда «ниспосылаются избранникам свыше», но, с другой стороны, ошибочно также думать, что есть такой рецепт, при помощи которого каждый из нас может овладеть навыками умственного труда в один присест.

Такого рецепта нет. Навыки умственного труда, как и навыки физического труда, приобретаются упорным трудом, и единственное, чем наука может помочь вступающему на путь умственного труда, – это указание целого ряда правил теоретического и практического порядка, которые в состоянии облегчить завоевание навыков умственного труда.

Вот изложением этих правил мы и предлагаем заняться в наших общих лекциях-беседах, которые мы назовем лекциями по «Азбуке умственного труда».

Загрузка...