«Воспитание детей начинается с самого раннего возраста, когда никакие логические доказательства и предъявления общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель… Самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом… Те родители, у которых дети “не слушаются”, склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это – особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело. К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание» (А.С. Макаренко).
Макаренко[1] же предостерегает, что самый страшный сорт ложного авторитета – это авторитет подавления.
«Ребенок подавлен нашим авторитетом, обязанностью быть нам благодарным, уважать нас. Ребенок все это чувствует, но по-другому, по-своему. Ребята уважают тебя за то, что у тебя есть часы, что ты получил письмо с иностранной маркой, что имеешь право носить при себе спички, поздно ложиться спать, подписываешься красными чернилами, что ящик у тебя запирается на ключ, – за то, что ты обладаешь всеми привилегиями взрослых. Намного меньше ребята уважают тебя за образование, в котором всегда усмотрят недостатки: “А вы умеете говорить по-китайски? А считать до миллиарда?” ‹…› Чем больше ты заботишься о поддержании авторитета, тем больше его роняешь; чем ты осторожнее, тем скорее его потеряешь. Если ты только не смешон до последней степени, не абсолютно туп и не стараешься по-дурацки вкрасться в доверие у ребят, заигрывая и делая поблажки, они станут тебя на свой лад уважать» (из книги Я. Корчака «Как любить ребенка»).
(См. Послушание)
«Святая Церковь научает нас, что каждый христианин получает от Бога при святом Крещении святого Ангела хранителя, который, невидимо храня христианина, наставляет его на всякое благое дело в течение всей его жизни, напоминая ему заповеди Божии» (свт. Игнатий (Брянчанинов).
Будем стараться как можно раньше научить ребенка молиться своему Ангелу хранителю. Молитва может быть самая простая, например: «Святый Ангел хранитель, моли Бога о мне».
В миру – Андрей Борисович Блюм – недавно почивший в Бозе иерарх Русской Православной Церкви, родился в 1914 г. в семье сотрудника русской дипломатической службы (мать – сестра композитора А.Н. Скрябина). Раннее детство провел в Персии, где его отец был русским консулом. В 1920 г. семья с трудом добралась до Европы и после нескольких лет скитаний осела в Париже. Будущий митрополит окончил здесь среднюю школу, затем биологический и медицинский факультеты университета. В 1939 г., перед уходом на фронт (в армии был хирургом), тайно произнес монашеские обеты, в 1943 г. был пострижен в мантию с именем Антония. В годы немецкой оккупации – врач в антифашистском движении Сопротивления. После войны, до 1948 г., продолжал медицинскую практику, затем был призван к священству, рукоположен и направлен на пастырское служение в Англию. С 1957 г. – епископ, в 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Патриаршего Экзарха Западной Европы (обязанности которого исполнял уже с 1963 г.). Освобожден от должности по собственному прошению в 1074 г.; с тех пор полностью посвятил себя пастырскому окормлению все увеличивающейся паствы своей епархии и всех, кто обращался к нему за советом и помощью. Его книги о молитве, о духовной жизни, о проблемах подрастающего поколения, вышедшие на английском, переведены на многие языки мира. Митрополиту Антонию была присвоена степень почетного доктора богословия Абердинского университета – «за проповедь слова Божия и обновление духовной жизни в стране» и Московской Духовной Академии – за совокупность научно-богословских, пастырских и проповеднических трудов.
Книги митрополита Антония («О встрече», «Войду в дом Твой», «Таинство любви – беседа о христианском браке», «О молитве» и мн. др.) – настоящая сокровищница православного педагогического опыта.
Собрание писем, фотографий, видеозаписей, рисунков, газетных вырезок, дневников и других памятных и дорогих сердцу вещей, принадлежащих членам семьи: прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, мамам и папам и, конечно, детям. В том или ином виде такой архив наверняка есть почти в каждой семье. Он имеет огромное воспитательное значение, являя собой материальное воплощение связи поколений. Возможно, семейный архив находится в беспорядке, тогда необходимо найти время упорядочить его (если возраст детей подходящий – это можно сделать вместе с детьми), выделить для его хранения особое место (полку в шкафу, ящик в столе, коробку). А как хорошо в дни семейных праздников (годовщина венчания, именины) или просто вечерком собраться всем и, перебирая пожелтевшие фотографии или неумелые, такие милые детские рисунки, повспоминать о прошлом, близком и далеком. А прошлое нам забывать никак нельзя!
Подчинение плоти духу с целью очищения души от страстей. Порой мы, недавно пришедшие к вере и к Церкви родители, почерпнув в православной литературе многоразличные сведения об аскетических подвигах, необдуманно стремимся воплотить их в жизнь, волей-неволей вовлекая в это своих детей. «Чтобы непременно спастись, будем молиться – так уж молиться (полностью вычитывая все правила и последования), поститься – так уж поститься (хлеб и вода, и, не дай Бог, молоко или конфеты!)», – думаем мы, забывая об особенностях возраста и возможностях своих чад. На таком самочинном пути возможно полное фиаско: мы не только сами приходим в уныние от невыполнимости поставленных целей, но и дети наши постепенно теряют всякую охоту к молитве, интерес к церковной службе и прочим благочестивым занятиям. Не следует, однако, думать, что аскеза прилична только монахам и умудренным опытом, пожившим людям. Все хорошо в меру; умеренность святые отцы называли «золотым» или «царским» путем. Избежать заблуждений в начале пути, определить приоритеты и меру того или иного аскетического делания помогут советы духовника.
(См. Режим)
Псевдонаучная система, по сути являющаяся сектой, активно внедряющаяся в систему школьного образования и пытающаяся обучить наших детей приемам самогипноза. Сотрудники ее открыто объявляют себя духовными последователями Штайнера (см. Вальдорфская педагогика), суммируя с антропософией мощные психотерапевтические методики, приводящие к зомбированию, другими словами – к одержимости.
Велика вероятность, что рано или поздно мы услышим от своего ребенка примерно следующее: «А нам на уроке (биологии, физики, истории, литературы и т. д.) сказали, что Бога нет!» Без паники! Во-первых, очень хорошо то, что наш ребенок делится с нами происходящим в школе, ему не безразлично наше мнение по этому поводу, он ищет у нас поддержки. Если бы он промолчал, было бы гораздо хуже. Во-вторых, нужно понять, что́ это – брошенная вскользь фраза из контекста или целенаправленный атеистический прием, могущий иметь продолжение и последствия? Мимолетные эпизоды с Божией помощью быстро забываются, а в случае, если учитель – воинствующий атеист, не стоит сразу бежать в школу «разбираться» – можно «наломать дров». Лучше попробовать потрудиться: объяснить ребенку, что учитель-то – хороший, и предмет преподает интересно и увлекательно, а то, что Бога для него нет, так это – его несчастье, беда, и его только пожалеть надо, потому что жить без Бога – это все равно, что жить без папы и без мамы, и даже еще хуже. Вообще же стоит всемерно поддерживать у детей авторитет учителей, ведь дети гораздо легче подмечают их недостатки (и как преподавателя, и как человека), нежели достоинства. Найдем же сами и поможем ребенку увидеть эти достоинства в педагоге, и многие «острые углы», в том числе и атеизм или религиозная всеядность (а последнее зачастую хуже первого), сгладятся, будем же великодушны и правильно расставим акценты. В затруднительных ситуациях посоветуемся с духовником.
По традиции – воспитатель внуков, носительница жизненного и педагогического опыта. Счастливы те родители, в семьях которых эта традиция сохраняется хотя бы отчасти и маленькие дети которых находятся на попечении верующей бабушки, чу́дной, ласковой, доброй и одновременно, когда надо, – строгой, бабушки-сказочницы. Чаще всего именно благодаря бабушкам дети в семье получают основы православного воспитания и вырастают, несмотря на последующие жизненные невзгоды и неизбежные искушения, верующими людьми. К сожалению, не только современные родители «с головой» поглощены заботами о хлебе насущном, но и современные бабушки «до последнего» стараются работать, чтобы как-то обеспечить прибавку к скудной пенсии. По этой причине дети недополучают необходимого внимания и примера опытных верующих наставниц. Возможно, в ряде случаев нам стоит подумать, как разгрузить бабушку, чтобы та смогла уделить больше времени внукам. Бывает, правда, что от избытка добрых чувств к внукам бабушки начинают их баловать, и уж, что совсем плохо – развращать, потакая, в буквальном смысле, во всем (иногда это случается, если бабушка осознает, что в свое время была слишком строга со своими детьми). Не случайно многие дети платят бабушкам глубокой и искренней привязанностью. Крен в доброту, хотя и создающий известные трудности в процессе семейного воспитания, всегда находит отзвук в детском сердце, привносит в жизнь ребенка избыток тепла, мудрой доброты, человечности. Часто бывает, что прокурор – родители, а адвокат – бабушка.
(См. Внуков воспитание, Поколения воспитателей, Потворство)
Многие из нас сегодня в прямом смысле бедны. И, наверное, не многие в этой бедности виноваты сами. Дети из бедных (или как сейчас принято «культурно» говорить – малообеспеченных) семей, не имея зачастую должной духовной подготовки и крепости, часто чувствуют себя униженно в окружении более обеспеченных сверстников, а порой терпят от них разные унижения и оскорбления. Как объяснить подросшему чаду, что еще одну зиму придется походить в старой куртке или в старых ботинках? Может быть, «извернуться» в очередной раз, и, отложив насущные покупки и платежи, все-таки ублажить ребенка? Можно, конечно, но это не самое главное. Главным будет формирование у себя и у детей правильного, православного отношения к существующему положению. Наше дело – трудиться, а делает этот труд нас богатыми или оставляет бедными, решает Господь, Который все, что происходит с нами, направляет только к нашему благу. И бедность, по Евангелию, – удобнейший путь спасения. И тут многое будет зависеть от нашего умения переносить жизненные невзгоды, создать в семье бодрое и единодушное настроение. Недостаточно материальных благ? – Но никто не лишит нас духовной радости и свободы, которых не имеют обеспеченные, но неверующие люди. Наше богатство несоизмеримо больше и ценнее тех благ, которые дает материальный мир, мир вещей и покупок.
(См. Богатство, Деньги карманные)
Иногда наш ребенок с его неуклюжим и лобовым проявлением церковности выглядит «белой вороной». Все идут на дискотеку – он с нами на всенощную; все едят в школьной «столовке» йогурт и сосиски – наш не ест, так как сейчас пост; все собрались в кружок послушать новый анекдот – наш стоит в сторонке, все решили прогулять нелюбимый урок – наш остается и т. п. С одной стороны – это хорошо, так и должно быть, если дитя наше с Божьей помощью вступило на «узкий путь», но с другой – плохо, если оно станет изгоем и предметом постоянных издевок и насмешек, на которые дети – большие мастера. Мы должны помнить, что главные проявления нашей веры и воцерковленности – внутренние, а внешние – второстепенные, к тому же часто бывающие простой показухой. Многие святые отцы советовали щадить чувства окружающих неверующих людей, скрывая свои достижения и дарования. Этот совет – для взрослых, так тем более надо щадить детей, и своих, верующих, и чужих, неверующих! Нам надо постоянно, исподволь, наблюдать за ребенком, стараясь, чтобы его благочестие было умеренным и ни в коем случае не показным, и чтобы его не «заклевали». Некоторые вопросы следует согласовать с духовником, например: открыто молиться перед едой в школьной столовой или можно помолиться про себя, спускаясь на обед по лестнице; или: возможно ли послабление поста в школе, а дома (в компенсацию этому) – наоборот, бо́льшая строгость. Основная же мысль, которую наше чадо должно усвоить – что и его неверующие одноклассники тоже достойны уважения, хотя и подтрунивают над ним, потому что и они, как и все люди, носят на себе образ Божий, хотя и несколько поврежденный. Видя, что у ребенка непросто складываются отношения в школе, усилим молитву за него.
Бесспорно, что воспитание, педагогика – это, прежде всего, практика, действие, поступки, личный пример, и уж потом – слова. Однако, всегда надо найти время побеседовать с ребенком. О чем, когда, как часто – это уже зависит и от возраста, и от характера, и от ситуации в семье и в школе. Либо это шутливый обмен впечатлениями от нового мультфильма, либо это серьезная беседа об успеваемости – не важно, важно, чтобы беседа была по возможности «на равных» и обязательно в мирных, дружеских тонах. Разговаривая с ребенком, деликатно выясняя его проблемы и заботы, помогая совместно выработать решение трудных вопросов, мы укрепляем любовь Христову, основу семейных отношений. Бывает, ребенок замыкается, не хочет делиться с нами школьными и другими новостями, отделывается отговоркой: «все нормально». Не будем напирать на него и навязываться со своими вопросами – пройдет немного времени, настроение изменится и можно будет спокойно и с пользой поговорить. Будем исподволь учить ребенка быть правдивым в своих рассказах, быть хозяином своему слову, уметь им пользоваться, правильно строить фразы и выговаривать слова – все это имеет огромное значение для его будущего.
Православие отнюдь не сродни забитости и безответности. Безусловно, не будем поощрять агрессию и безрассудство, столь свойственные подросткам, но наш ребенок должен уметь постоять за себя, преодолеть свой страх перед неожиданным препятствием, и мы должны помочь ему в этом. Будем с малолетства укреплять в нем веру в то, что он – не один, что с ним всегда Господь, и Пресвятая Богородица, и Ангел хранитель, и что помощь Божия оставляет нас только тогда, когда мы сами отказываемся от нее, совершая дурные поступки. Выучим вместе с ним наизусть молитвы его небесному покровителю, «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Да воскреснет Бог», 90-й псалом (конечно, в меру возраста). Пусть ребенок всегда помнит, что в опасности нужно, не теряя времени, помолиться. Надежда на помощь Божию укрепит наше дитя в опасности. Воспитанию бесстрашия поможет и так нелюбимое многими «физвоспитание»: дополнительные (к школьным) занятия физкультурой, утренняя зарядка, утренние пробежки, купания, занятия плаванием в бассейне, туристические походы («выходного дня» и многодневные, с палаткой). Постараемся найти время для всех этих занятий вместе с детьми. Одно дело – просто заставлять ребенка делать зарядку или отправить его в поход с классом, и совсем другое – делать ее вместе с ним или самим собрать рюкзак и тоже пойти в поход.
У маленьких детей безобидные ссоры и драки возникают частенько, но чем старше делается наш ребенок, тем больше внимания мы должны уделять воспитанию в нем сдержанности, достоинства, умения уважать другого человека, видеть в нем образ Божий.
«Непрестанно молитесь, за все благодарите», – учит нас св. апостол Павел. Благополучное течение нашей жизни вызывает естественное чувство благодарности Богу за милость к нам. Но вспомним, как мы переносим различные жизненные невзгоды, неудачи, болезни. Первая реакция обычно: «За что, Господи?» Под натиском мирских невзгод наша и без того нетвердая вера слабеет, мы унываем, ропщем. Не имея сил безропотно, с благодарением Богу переносить искушения, мы не сможем привить нашим детям правильного отношения к трудностям, которых с возрастом у них будет все больше и больше. Будем же просить у Бога помощи и благодарить Его не только в радости, но и в горе. Пусть наш ребенок с малолетства узнает историю долготерпения и силы веры праведного Иова и других святых, своей жизнью подающих пример благодарного отношения к промыслу Творца. Пусть чаше звучат в нашем доме благодарственные молитвы, не только в дни радости, но особенно – в дни скорби и болезней. Пожалуется нам чадо на трудности и неприятности – ободрим его и предложим вместе помолиться: «Крепись, сынок (дочка), давай поблагодарим Господа за вразумление: “Слава тебе, Боже наш, слава тебе!”» (А вместе всегда гораздо легче, чем просто сказать ребенку: «Поблагодари Господа», – а самим продолжать заниматься своими делами.)
(См. Болезни)
Полезно ли нашим детям материальное благополучие? На первый взгляд – вроде бы – да: хорошее питание и одежда, занятия в спортзале и в бассейне, укрепляющие здоровье, платное высококачественное образование и т. п. Но с другой стороны, ребенок, живущий в полном довольстве и достатке и не приученный к православному пониманию того, Кто обеспечивает этот достаток, как правило, удален от Бога, и в общем-то, по нашей вине. «Сын мира и века сего, живущий в так называемом неизменяемом благополучии, утопающий в непрестанном наслаждении, развлекаемый непрестанными увеселениями – увы – забыт, отвергнут Богом. Его постоянное благополучие и довольство есть признак величайшего вечного бедствия: отчуждения от Бога» (свт. Игнатий (Брянчанинов). Существует большой риск вырастить дитя изнеженным, избалованным, чванливым и гордым, если мы не сумеем вовремя привить начатков благодарности Богу за все, что с нами происходит.
(См. Потворство)
Наши дети – и есть благословение Божие нам, родителям. Не будем нерадивы, а со всей любовью, со всем тщанием отдадим себя детям, заботе о них и воспитанию их православными христианами, ведь это – наша основная задача!
Связь между родителями и детьми несомненна, хотя и незрима. Великое благо совершают родители для своего дитяти, призывая на него благословение Божие. Ребенок выходит из дому – благословим его: «Господи, благослови!», или: «с Богом!», или: «Ангела хранителя, в добрый час!».
Благословим его перед контрольной, перед экзаменом, перед отъездом из дома на каникулы, перед госпитализацией или операцией в случае болезни и во всех случаях, которые нам представляются важными. Хорошо, если перед важным событием есть возможность прийти в храм, чтобы ребенок мог получить благословение духовника.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани силою животворящего Креста Твоего (и осеним чадо крестным знамением).
Основой благочестия наших детей является наше собственное благочестие. Если ребенок родился у воцерковленных благочестивых родителей, крещен вскоре после рождения, с младенчества приносе́м родителями в храм и регулярно причащается, видит иконы, слышит молитвы – проблем с воспитанием его в благочестивой традиции обычно не бывает. Другое дело, если мы сами недавно пришли к Богу, только начинаем воцерковляться – тут возможны трудности. Потребуется удвоить усилия и внимание: работать не только над собой, но и постоянно помогать совершенствоваться ребенку. Благочестие вырабатывается и становится нормой жизни, как правило, не вдруг, а со временем. Маленькие дети многого еще не понимают, шумят и балуются в церкви, громко разговаривают, пристают с вопросами – это простительно им, но поощрять или оставлять без внимания этого не следует. «Посевающие в своих детях еще в младенчестве справедливое понятие о Божием величии и Промысле, а потом и о добродетели, не только как родители, но и как превосходные наставники, сподобятся Божиих наград, а насаждающие в них понятие о многобожии и пороке, как принесшие чад в жертву демонам, примут достойное воздаяние» (прп. Исидор Пелусиот).
Приучая наших детей к правилам благочестия, не будем забывать, что все же – это внешние проявления внутреннего состояния и внутренней жизни христианина. Уделяя первостепенное внимание главному – правильному внутреннему устроению наших детей, увидим их и внешне благочестивыми, и это будет закономерным следствием внутреннего благочестия. Культивируя же внешнее благочестие, рискуем взрастить вялость веры, теплохладность, а то и двойную жизнь, к которой многие дети склонны: дома и в церкви – «ангелочек», а в школе и на улице – «вождь краснокожих».
Постараемся научить свое дитя в первую очередь обращать внимание на свои недостатки, в будущем это сослужит ему добрую службу. Снисхождение к немощам ближнего будем воспитывать с самого раннего возраста, ведь это и есть начатки любви к ближнему, любви Христовой.
Мы, православные, богаче всех на свете – наше богатство огромно, это величайший и значительнейший дар Божий – ВЕРА!
«Писание называет достаточных людей только распорядителями имущества, которое принадлежит Богу, получается, распорядителями на время, чтобы они распоряжались по воле Божией. Евангелие называет земное достояние неправедным и чужим, а небесное – истинным и собственностью человека» (свт. Игнатий (Брянчанинов).
«Если родители трудятся и откладывают немного денег, чтобы построить для детей дом или оплатить их обучение, то это не только не грех, но они и призваны так поступать… Грех, когда собирают деньги по страсти, по сребролюбию, по отсутствию веры в промысл Божий» (афонский старец Паисий).
(См. Бедность, Деньги карманные)
Большая радость, когда домой к нам приходит священник, а еще бо́льшая радость – когда это духовник, любимый батюшка! Хотя священники – люди очень занятые, они охотно соглашаются прийти к нам, чтобы освятить наше жилище, отслужить дома молебен, причастить больного. Все это – моменты так называемого домашнего богослужения, когда сама Церковь приходит к нам в дом в лице священнослужителя. Постараемся, чтобы и наши дети были в это время дома и приняли в происходящем живое участие. После освящения или молебна можно предложить батюшке пообедать вместе со всей семьей или попить чаю. Такие дни домашнего богослужения надолго запоминаются и помогают преодолеть детям смущение, возникающее иногда при общении со священником, стать ближе к Церкви, к Богу.
Слава Богу, если мы имеем возможность «с пеленок» приносить наше дитя в храм Божий! Тогда, если по мере физического и духовного возрастания ребенка и возможны периоды нежелания посещать богослужения, то, как правило, – это временное явление, потом ребенок снова будет ходить в церковь, возможно, уже самостоятельно, что будет великим для нас утешением. Сложнее обстоит дело, если мы сами недавно начали приобщаться к церковной службе и порой не находим в себе сил регулярно и от начала до конца присутствовать на богослужении, да еще и с детьми. Однако, делать нечего – «Царствие Небесное силою берется, и прикладывающие усилия восхищают его», – придется потрудиться! Вот наступает воскресенье – мы с трудом просыпаемся, а наш замученный ранним вставанием в школу ребенок спит сладким сном, сегодня у него единственный выходной и, может быть, единственный шанс выспаться. Обычно детки, хотя и с трудом, но просыпаются и безропотно, да еще и натощак (ведь сегодня будем причащаться!) идут с нами в церковь. На улице мороз, темень, вьюга – типичные атрибуты раннего утра Рождественского поста. Жалко детей? Несомненно, но вот тут-то придется эту жалость к ним, а заодно и к себе, побороть по одной простой причине – пока идут, надо идти вместе. А наступит время, по опыту – в возрасте около 12 лет, и уже могут не пойти, и не заставить будет, потому что наша совесть будет подсказывать, что насильно в церковь тащить ребенка нельзя – можно надолго отбить у него охоту и к богослужению, и к молитве, дав питательную среду духу противоречия, который вообще имеет в детях большую силу.
Вот тогда потребуется от нас мобилизация (возможно, на протяжении многих лет) всех наших воспитательных способностей: любви, терпения, чувства меры, деликатности, настойчивости, такта, собственной веры. Главное – не перестараться, но и не отступать. А самое главное – не забывать просить помощи у Бога, не ослаблять молитвы за детей, и чем больше они нас будут огорчать и не слушаться, тем сильнее и горячее должна быть наша родительская молитва, пусть даже и своими словами, например: «Господи, помоги нам завтра пойти на литургию всем вместе, всей семьей!» Возможно, для подросших детей, отказывающихся каждое воскресенье бывать в храме, частоту и регулярность посещений богослужения потребуется согласовать с духовником.
Девочки, как правило, в храме ведут себя спокойно, а вот за иными мальчиками нужен глаз да глаз. Не будем поощрять громкие разговоры, хождение и бегание по храму. Если видим, что ребенок устал и плохо воспринимает службу – пусть посидит, хотя бы и просто на полу рядом с нами. С особо непоседливыми и шаловливыми детьми займем место поближе к притвору, чтобы не мешать другим молящимся, а то и выведем расшалившегося ребенка и сделаем ему внушение. Если видим, что ребенок сегодня в спокойном настроении – встанем поближе к Царским вратам, там ему будет интереснее, все сумеет хорошо разглядеть и услышать, и баловаться будет некогда.
Хорошо, если семейная трапеза после причастия будет праздничной, необычной, даже если нет праздника – можно приготовить что-нибудь вкусненькое, в какой-то мере это сгладит у детей трудности пребывания в храме. Главное же: будем верить, что Господь не оставит наши старания и усилия наших детей, и со временем мы увидим благой результат посещения храма, участия в богослужении.
(См. Молитва церковная, Благочестие родителей, Храма посещение)
Довольно распространенное, наряду со сквернословием, явление среди сверстников да и среди взрослых, окружающих наших детей. Чужих детей мы все равно не сумеем от него отучить, а вот своих обязаны научить правильно к нему относиться: «Если кто-то рассказывает богохульные истории, анекдоты, делится впечатлениями от богохульных фильмов – он тебе не компания. Если слышишь такие разговоры – нужно уйти или отойти подальше (с дня рождения, с совместной прогулки, от компании на переменке), а если уйти нельзя (из автобуса или из электрички) – то опустить глаза и не смотреть на произносящих богохульства людей и молиться (по возможности, конечно, если ребенок уже умеет самостоятельно молиться). В споры и пререкания вступать не надо». Часто дети проявляют необоснованную жестокость: «Ах, тебе это не нравится? Замечательно – нарочно будем травить тебя этими рассказами!» Не будем требовать от своих детей прилюдного исповедничества, вспомним, давно ли сами без стеснения стали осенять себя крестным знамением, проходя или проезжая мимо храма.
Мимолетные простуды и прочие легкие недомогания дети воспринимают обычно как возможность отдохнуть от школы. Пусть так, хотя отдых этот не должен затягиваться. Но болезни детей серьезные – продожительные, приводящие на больничную койку, а то и к инвалидности, тяжелые травмы и инфекции (особенно свирепствующие сейчас дифтерия и вирусный гепатит) – обязательно должны заставить нас задуматься, чем вызвано такое явное посещение Божие.
Нам, конечно, жалко своих больных детей, болит душа за их будущее, которому может повредить серьезная болезнь, мы всем готовы пожертвовать, лишь бы дети не болели. Самое непростое – считать болезнь, по слову святых отцов, не наказанием, а вразумлением, заботой Божией о наших детях, посещением Божиим. А уж если наказанием – то не детям, а нам, за наши беззакония. По святооческому учению дети, особенно маленькие, чаше всего страдают именно за грехи родителей. Усиленным самоанализом, своей искренней горячей исповедью и причащением Святых Таин, невозвращением к своим прежним, привычным грехам поможем нашим больным детям. Будем благодарить Бога, что не случилось с нашим ребенком чего-либо еще более худшего и страшного, станем усиленно молиться о здравии болящего (особое внимание уделяя поминовению о здравии на проскомидии, на общем молебне, молитве по соглашению).
Если нам кажется, что причины болезни – в самом ребенке, в его греховной жизни, то, посоветовавшись с духовником, постараемся сформировать у чада правильное отношение к его такому бедственному состоянию. При этом будем поступать сообразно духовному возрасту ребенка, чтобы не создать у него неверного понятия о Боге как о злой силе, способной насылать разные болезни. Зачастую болезнь является для нашего ребенка первой настоящей скорбью, жизнь перестает казаться ему только безоблачной и безмятежной.
«Святая Истина, Слово Божие говорит: многими скорбями подобает нам в нити в Царствие Божие. Скорби – особливо удел нашего времени, которому в удел не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг монашества. Участок наш, христиан времени последнего, – участок скорбей, по-видимому мелочных, ничтожных. Весы – у Бога!» (свт. Игнатий (Брянчанинов).
Прп. Амвросий Оптинский писал родителю, у которого тяжело болело дитя: «Как ни велики страдания дочери вашей, малютки С., но все-таки они не могут сравниться с произвольными страданиями мучеников; если же сравняются, то она и равное с ними получит блаженное состояние в райских селениях. Впрочем, не должно забывать и мудреного настоящего времени, в которое и малые дети получают душевное повреждение от того, что видят, и от того, что слышат (что же тогда говорить про наше время! – Сост.); и поэтому требуется очищение, которое без страданий не бывает; очищение же душевное по большей части бывает через страдания телесные. Положим, что и не было никакого душевного повреждения. Но все-таки до́лжно знать, что райское блаженство никому не дается без страданий. Посмотрите: и грудные младенцы без болезней ли и страданий переходят в будущую жизнь?.. ‹…› Советую вам приобщать болящую дочь с предварительной исповедью. Попросите духовника, чтобы поблагоразумнее расспросил ее при исповеди».
(См. Благодарение, Молитва по соглашению)
Бытовая сторона жизни семьи – зеркало ее внутреннего духовного климата. Собственно, организация быта и семейного хозяйства предельно проста: каждый член семьи имеет свои обязанности и по мере их выполнения помогает другим. Перекладывать свои дела на других, отказываться от обязанностей – значит перегружать других членов семьи, нарушать общую гармонию отношений, достигаемую, порой, с большим трудом. Пусть с самого раннего возраста наши дети участвуют в общем хозяйстве, а пренебрежение простыми просьбами вынести мусор или купить хлеба со ссылками на усталость и занятость пусть разбивается о нашу непреклонность: мусор вываливается из ведра – потерпим до завтра, нет хлеба – поедим сегодня так. Здесь лучше не отступать, ну разве в случае болезни ребенка. Нельзя забывать и о том, что как организован быт, так будет организовано и воспитание, а воспитание без организации – безуспешная трата времени.
Новый «предмет», усиленно внедряемый в различные звенья российской системы образования под видом «науки о здоровье». Валеология представляет собой псевдонаучную смесь астрологии, пропаганды секса, культа тела, оккультизма, «нетрадиционных» методов оздоровления тела и гимнастик, медитации, йоги, колдовства, разнообразных суеверий и изврашений под маской безобидных советов по ведению здорового образа жизни. Является частью глобальной программы манипулирования сознанием подрастающего поколения, подготовкой молодежи к принятию «новой мировой религии» и «нового мирового порядка».
Вот высказывания ведущих российских адептов валеологии: «То, чему учат наших детей в школе, уже давно никому не нужно, только мы этого никак понять не можем» (д.п.н. Л.Г. Татарникова); «Учитель-предметник нужен лишь в старших классах, до этого момента необходим учитель-педагог. Знание физики, математики совершенно не актуально до определенного момента» (Г.К. Зайцев).
В части российских школ вводилось преподавание по системе так называемой «вальдорфской педагогики», основателем которой является создатель антропософии оккультист Рудольф Штайнер. Цель этой «педагогики» – раскрытие «тайных сил» в человеческой природе, развитие способностей общения с «духовным миром». Православным христианам, пусть даже поверхностно знакомым со святоотеческой литературой, должно быть ясно, с какой частью «духовного мира» собираются учить общаться наших детей. Красноречиво говорит об этом название издававшегося Штайнером журнала – «Люцифер». Истинная цель секты Штайнера, усиленно старающейся проникнуть в государственную систему образования, – «повести всех участников к совместному переходу порога духовного мира на пути современного посвящения и таким образом распространить свое воздействие вплоть до ангельской (!) сферы». Нет сомнений, что преподавание нашим детям бредовых идей Штайнера о «космических иерархиях», постоянно «наблюдающих за человечеством», о силах «мировой полночи», кармических законах живых звезд и пр. могут нанести непоправимый вред неокрепшим детским душам и умам. С православным воспитанием такая «бесовская» педагогика, конечно, несовместима.
«Вера – естественное свойство души человеческой, насажденное в ней милосердым Богом при сотворении ее» (свт. Игнатий (Брянчанинов).
Не имея собственного опыта, наш ребенок верит всему. Взрослые, особенно родители, имеют у него высочайший авторитет. Мы редко задумываемся о том, как мы богаты, ведь наша вера в Бога – самый, наверное, большой Божий дар! Зернышко веры есть у каждого ребенка, наша задача, о выполнении которой придется держать ответ на Страшном Суде, – взрастить это зернышко, чтобы оно принесло плод.
А вот как трогательно описывает Виктор Астафьев первое пробуждение детской веры: «…Но приходило время (вечерело. – Сост.), я помнил, зрел, когда и дню, и свету его оставалось жить лишь мгновение. Саму воронку, этот хрупкий сосудик, как бы раздавливало громадами скал, он вовсе исчезал, становился воздухом, от него оставался один только рожочек, но и рожочек сжимало тесниной тьмы, рассыпало по ущелью осколками, и уже не рожочек, лишь сосулька, вешняя льдинка, вся источенная, готовая вот-вот рассыпаться с неслышным мне звоном, провисала меж сдвинувшихся гор. Совсем-совсем крохотная капелька дрожала, готовая вот-вот сорваться, упасть в бездну ночи, – и тогда уж все, тогда уж не будет никакого дня во веки вечные, тогда покроет всех и вся тьма небесная, только “адовы огни”, коими всех пугает бабушка, будут полыхать из края в край, протыкая пространство, в котором и не поймешь: где верх, где низ, где земля, где небо.