Йога – древняя практика познания себя, она привлекает многих своей мудростью, осмысленностью и целостным подходом к человеку. В нашей жизни мы можем сталкиваться с трудностями, неурядицами, недопониманием и несовершенством нашего тела, можем долго блуждать в поисках ответов на извечные экзистенциальные вопросы о нашем существовании, начать разрушать себя и окружающий мир, а можем встать на путь йоги и найти ответы через телесный опыт освобождения заблокированных эмоций, медитацию и самодисциплину. Современная йога не соперничает с традиционной медициной, а успешно ее дополняет, многочисленные исследования последних десятилетий это подтверждают. Йога эффективна при алкоголизме, тревожных расстройствах, артритах и ревматизме, астме и бронхите, проблемами со спиной, раке, диабете, язвенной болезни, болезнях сердца и т. д. Йога приносит значительное облегчение совместно с традиционным медицинским лечением, повышает качество жизни.
В этом небольшом методическом пособии к практическим занятиям хатха-йогой я постаралась отразить свое видение йоги, которую практикую около 15 лет и не претендую на то, что мое понимание – истина в последней инстанции. Как противник «гуризма», считаю, что в современном мире все могут быть гуру для самого себя, мы все обязаны учиться всю свою жизнь и каждый человек, которого мы встречаем на своем пути, может стать нашим Учителем. В мире около сотни направлений и школ йоги (йога-айенгара, кундалини, йога23, йога-фит, йогалатес, дживамукти-йога и т.д), может, и больше. Каждый учитель преподает сквозь призму своего опыта, знаний, видения и умения доносить информацию до своего слушателя.
До наших времен не дошло четких указаний о том, как выполняются те или иные позы, мудрецы ведических времен стремились рассказать о главном: о цели нашей жизни, ее смысле и духовной основе. Поэтому асаны (позы йоги), способ их выполнения пришли к нам из более позднего времени – из средневековья, но не в подробном виде, а набросками. В наше время асаны и пранаямы стали самой главной практикой йоги. К сожалению, высшие ступени йоги прямой передачи Вы не сможете практиковать ни в одном центре/студии/школе йоги в России, у нас просто нет таких учителей-практиков.
Цель йоги, как ее видели древние, не в том, чтобы прожить здоровым до ста лет, накачать попу и пресс – это побочный продукт ваших занятий, цель максимум в йоге – стать счастливым, познать себя, осознать и принять безграничность своих возможностей физических, душевных, интеллектуальных и духовных. Древние йоги приравнивались к богам, обладающими сверхъестественными способностями (сиддхами).
Йога – от древности до наших дней.
Первые изображения поз йоги, асан, датируются учеными 3300—1700 г. до н. э. Одно из наиболее известных – «печать Пашупати», на ней изображен Бог покровителя скота в медитативной позе. Печать найдена на территории древней Хараппской цивилизации г. Мохенджо-Даро, современный Пакистан.
Первые письменные упоминания о йоге встречаются в одном из самых древних священных писаний в мире Ведах (Ригведе). Слово «йога» образовано от корня «йодж», имеющего много смысловых значений: «обуздывать», «соединять», «направлять», «сосредоточивать внимание» и т. д. Что же надо связать или соединить, чтобы стать йогином? «Брахмана и Атмана», или просто «Душу» и «Вселенную, Бога» или как говорят современные исследователи – тело и бессознательное. На протяжении многих веков Веды передавались устно и только позднее были записаны. Существует четыре Веды:
– Ригведа.
– Яджурведа.
– Самаведа.
– Атхарваведа.
Веды в индуизме считаются священным словом Бога, то есть автора не имеют. Упоминание о йоге встречается в Брахманах (10 – 6 век до н.э), Упанишадах, которые являются частью Вед. Самые древние Упанишады датируются 8 веком до н. э. В Упанишадах обсуждается, в основном, философия, медитация и природа Бога. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед. Также о йоге мы встречаем информацию в более поздних древнеиндийских текстах – пуранах, их еще называют народными энциклопедиями для простых людей. Пураны датируются примерно с 3 по 12 век н. э. Одной из самых известных пуран является «Гаруда пурана» (индийская Книга мертвых). К пуранам также относят эпосы: «Махабхарата», «Бхагавад-гита», «Рамаяна». Далее исследователи выделяют два текста: «Йога сутры» философа Патанджали (примерно 2 век до н.э) и «Тирумантирам» тамильского мистика Тирумулара (датируется примерно задолго до н.э или 8—12 век н.э). Более поздние трактаты, посвященные Хатха-йоге: