6. Военно-морской флаг

Прошлое русского народа богато преданиями и легендами. Существуют таковые и об Андреевском флаге. Всю ночь просидел Петр I над листом бумаги, каким быть флагу флота российского? Ранним утром, когда первые лучи нарождающегося дня осветили город, на стол царя упали косые тени оконного переплета. «Быть посему!» – воскликнул Петр I и обвел получившийся на листе крест – так якобы родился Военно-морской флаг. А еще утверждают, что это именно тот крест, на котором был распят апостол Андрей – святой покровитель и защитник всех моряков. Трудно сказать, сколько правды в этих красивых преданиях. Ведь так уж сложилось исторически, что Военно-морской флаг не единожды менял свое оформление, прежде чем вновь вернуться к своему первоначальному виду. На флоте всегда существовал, существует и по сей день, торжественный ритуал подъема и спуска Военно-морского флага.



Исторически Военно-морской флаг остался верен трем цветам: красному, белому и синему. Согласно геральдике (науке о гербах) эти цвета обозначают соответственно храбрость, честность и доблесть. Первый Военно-морской флаг был поднят в 1669 году на первом военно-морском корабле «Орел», построенном в селе Дединово Воронежской губернии на реке Ока. Вид первого флага был избран аналогичным первому флагу Московского княжества (на нем был изображен Георгий Победоносец в синем плаще, с копьем в руках и на белом коне). Флаг был, как и у всех других иностранных морских держав, «крестовым». В таком виде он просуществовал до эпохи Петра I. Петр I лично принимал участие в разработке проектов военно-морского флага. Имеется около 20 видов рассматривавшихся им знамен. Так некоторое время флаг был похож на флаг Голландии, где, как известно, учился морскому делу Петр. И только в 1699 году Петром I был учрежден Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей Российского флота. Полотнище этого флага первоначально было разделено на три горизонтальные полосы (сверху вниз – белую, синюю, красную), перекрытые косым синим крестом, символизирующим учрежденный в 1699 году первый российский военный орден святого апостола Андрея Первозванного. В 1700 году были введены новые кормовые флаги для кораблей трех эскадр флота: авангарда, кордебаталии и арьергарда. Поле этих флагов имело соответственно синий, белый и красный цвета, а в крыже (верхнем углу древка) на белом фоне размещался синий андреевский крест. Адмиралам эскадр были присвоены стеньговые флаги, соответствующие флагам эскадр. С 1797 года в связи с увеличением флота стали различаться по цвету флага и части дивизий (эскадры): авангард носил синие флаги, кордебаталия – белые, арьергард – красные. В 1712 году был введен Андреевский флаг с голубым диагональным крестом, просуществовавший до 1917 года. Под этим флагом в течение 200 лет сражались моряки Российского флота, прославившие его героическими подвигами во славу Родины. Существовал и гвардейский Андреевский флаг – кормовой Георгиевский флаг. Гвардейским флагом флот был награжден за великие заслуги морской пехоты в Бородинском сражении. Из кораблей первыми были награждены гвардейским флагом линейный корабль «Азов» и бриг «Меркурий». В 1918 году был учрежден первый советский Военно-морской флаг. Он представлял собой полотнище красного (алого) цвета, в левом ряду которого (наверху у древка) расположены золотые буквы «РСФСР» или надпись «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика». В 1923 году, в связи с образованием СССР, Президиум ЦИК СССР утвердил новый Военно-морской флаг: в центре красного полотнища – белый круг с расходящимися лучами, в круге – красная пятиконечная звезда с белым серпом и молотом. А в 1935 году был утвержден Военно-морской флаг, с которым флот прошел через трудное горнило Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Он представлял собой белое полотнище с голубой полосой вдоль нижней кромки, красными пятиконечной звездой, серпом и молотом. И только в 1992 году Военно-морской флаг вновь стал традиционным Андреевским.

Военно-морской флаг – святыня корабля. В старину даже существовал обычай оправдания моряка, офицера накрытием полотнищем флага перед всем экипажем. Флаг на корабле – это честь и доблесть, гордость его, опустить флаг значит заранее сдаться. В годы Великой Отечественно войны было немало случаев геройской защиты святыни и чести – Военно-морского флага. Один из самых ярких примеров – геройский подвиг сторожевого корабля Северного флота «Туман», переоборудованного накануне войны из мурманского РТ (рыболовного траулера) «Лебедка».


Сторожевой корабль «Туман» 10 августа 1941 года, находясь в дозоре у острова Кильдин, подвергся атаке трех вражеских эскадренных миноносцев. Командир «Тумана» старший лейтенант Л. А. Шестаков не успел сообщить в базу о появлении противника – осколки снарядов перебили антенну. Экипаж сторожевика, располагая всего двумя 45-мм орудиями, вступил в решительный бой. На «Тумане» от прямых попаданий снарядов вышло из строя рулевое управление, получила повреждения машина, во многих местах был пробит борт, а на верхней палубе бушевали пожары. Но сторожевик продолжал вести огонь по врагу, пока не скрылся под водой.

Образцом мужества и стойкости для всего личного состава в бою служили командир корабля старший лейтенант Л. А. Шестаков, военком политрук П. Н. Стрельник, помощник командира лейтенант Л. А. Рыбаков. Каждый на «Тумане» действовал четко и умело, проявляя смелость и выдержку. В ходе боя вражеским снарядом сбило флаг корабля. К нему тут же бросился раненый рулевой К. Семенов и поднял его над головой. Когда краснофлотец получил второе ранение, ему на помощь пришел радист Блинов. До последней минуты на гибнущем сторожевике развевался Военно-морской флаг Родины.


В Корабельном уставе Военно-морского флота есть отдельная глава, посвященная подъему флагов на кораблях.

Загрузка...