– Что это вечер мне готовит? Что-то я позабыл покой и сон с твоей «Азбукой эмоций».
– Я сделала открытие, – скромно потупив глазки, ответила Лени.
– Как еще одно?
– Очередное. Эмоция – это память, – Лени выразительно помолчала, затем продолжила. – Я тут начиталась Л. Гумилева про этносы и пассионарность, можно чуть-чуть тебе расскажу, что я подумала на эту тему. Наша система образования, начиная с средних веков, закрепила один способ отличить ученого человека от простого – объем запомненной им информации: чем больше запомнил терминов, тем успешнее сданы экзамены, защищены диссертации.
– Поэтому ты все так и отказываешься защищать свою ученую степень.
– И поэтому тоже, но сначала надо сделать открытие.
– Отметь, пожалуйста, что информация не является знанием.
– Именно так, и в мире с открытыми информационными технологиями пустоголовость таких «учёных-энциклопедистов» очевидна, так как объём личной памяти человека раньше определял степень его образованности, даже при отсутствии научных открытий. Человек способен видеть все, что попадает ему в поле зрения, а туда попадает вся информация через все каналы восприятия мира, факты и объекты, важные и мелкие, приятные и ужасные, воспринятые полностью и обрывочно, искаженно. И все это лишь отражение адекватной картины мира через процесс впечатления, через процесс последующего воспоминания, но не объективное знание об объекте или ситуации.
– Интересный поворот, а как это соотносится с «Азбукой эмоций»?
– А вот как. Человек участвует или наблюдает объект, субъект или явление, назовем это отражение части реальности. Он отражает конкретный феномен, но не взаимосвязи между элементами реальности происходящего здесь и сейчас. Человек наблюдает сами элементы, но не системные связи и систему в ее целостности.
– Почему же?
– А потому, что система развивается в процессе, у каждой системы есть свои периоды времени развития, гибели и смены на другие системы. Вот почитай историю того времени, в котором ты уже жил, и вспомни свои ощущения тогда и сейчас, и ты поймешь, о чем я говорю. Личная память человека фиксирует только фрагменты через те моменты и ситуации, которые человек лично проживал. Помнить мало, надо еще думать о системе в целом!
– И в первую очередь, почему именно это я помню, так что ли?
– Я знала, что живу вместе с настоящим ученым и замечательным человеком, – гордо произнесла Лени. – Конечно, рефлексировать «почему?» – это раз. Уметь анализировать, как можно большее число феноменов, для построения связей – это два. Люди очень часто запоминают не сам наблюдаемый факт, а свое ошибочное его восприятие, свою оценку, свое суждение. Не то, что происходило на самом деле, а то, что ему показалось и подумалось в связи с происходящим. Проверить можно только одним способом – анализом и сопоставлением, чтобы отделить достоверную информацию от ложной, и превратить ее в знание, а не просто свое восприятие или впечатление в мнение.
– Этим занимается наука, которая развенчивает мифы и мнения, которые не доказать и которые как будто не требуют доказательств.
– Интеллект уничтожает ошибки памяти, ошибки мнений, а когда он не способен этого осуществить, торжествует ложь и мракобесие, которым пользуются другие лица, заинтересованные держать человека в недоразвитом состоянии и наживаться от данной ситуации его незнания. Развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку оперировать таким инструментом, при котором манипуляции со стороны реальности невозможны, он там и участник, и оценщик, и кукловод, он и внутри, и во вне системы одновременно.
– И как же этого достичь?
– Будем грызть гранит наук, – вздохнула в ответ Лени. – Понимаешь, у нервной клетки есть такое замечательное качество, как инертность, это очень важное свойство центральной нервной системы. Поднимаясь по позвоночнику от спинного мозга к головному, физиологи установили, что повышается инертность нервных клеток. Если у нервных клеток убрать свойство инертности, то человек жил бы только секундами, не было бы памяти, не запоминался бы опыт, не существовало бы никаких навыков и привычек. Современные исследования подтвердили, что проводимость нервной клетки отличается от проводимости нервных волокон, правда, еще до конца не понятны сами химические процессы, происходящие в нервной клетке. Ясно только одно, что в противоположность нервному волокну в центральной нервной системе происходит некая специфическая деятельность, требующая энергетических затрат.
– Ну, после того как в 1924 году Г. Бергер изобрёл электроэнцефалографию, благодаря которой удается зарегистрировать суммарную биоэлектрической активности мозга с различных участков поверхности скальпа или непосредственно с участков мозга, данные о физиологических процессах и о работе различных психических структур, таких как восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, движения, речь и саморегуляция, давно уже предмет научного исследования. И при том или ином психологическом состоянии набор ритмов, составляющих электроэнцефалограмму, меняется. При активации происходит усиление высокочастотных ритмов, а при достижении состояния покоя, например, во сне – низкочастотных.
– Ты можешь не продолжать свою лекцию, я знаю, что ты давно читаешь про мозговую деятельность, – прервала его речь Лени. – Меня интересуют две зоны: гиппокамп, принимающий решение о необходимости сохранения информации, и лобная, так называемая фронтальная, кора. Можно с уверенностью, основанной на последних исследованиях по термографии мозга, утверждать, что в лобной коре происходит сравнение предполагаемого человеком образа внешней среды с реальной ситуацией, а гиппокамп или дает сигнал о сохранении этого образ, или нет. Так вот наш мозг, как биоробот, как персональный компьютер на вашем столе, имеет два типа памяти: «мимолетная» память, которая держит анализ информации, необходимой в настоящий момент, как съемка в он-лайн режиме, и «событийная» память для хранения информации, как архив.
– Есть теория, что все, что с нами происходит, все идет в запись, – заметил Майкл.
Стихи от V
Я любимую радостно вновь обниму
И из памяти зло моих дней изыму.
Хотя пьяный словам мудрецов не внимает,
Но уж эти слова я, конечно, пойму!
– Предлагаю свою гипотезу: «текущая» память течет вместе с ситуацией, анализ происходит моментально и не создает долговременных связей и конструкций воспоминаний, именно поэтому человек и способен забывать, и это нормально. Наш мозг не помойка для всей информации происходящих ситуаций вокруг нас, поэтому она записывается как фон, как декорация в фильме, но не оставляет явных следов. Помнить все невозможно, не нужно и вредно. Декорации нужны к месту, а вот таскать их все время за собой по миру – ни к чему хорошему не приведет.
– То есть, утверждаем, что нет разделения на две памяти, но запись все-таки идет непрерывно.
– Именно так, но все записывается как бы «документально», как фон отражения реальности в мозгу, и далее эта запись убирается в архивное хранение на дальнюю полку под названием «все, что записано и утекло со временем». А вот «событийная» память записывает и хранит конкретику: событие, ситуацию и переживание человека, записывает в тот самый отдел коры головного мозга, из которого нервные импульсы выдернут по признакам схожесть в доли секунды, еще даже до того, как сам человек может сообразить и вспомнить, что такую схожую ситуацию он уже проживал. Миллиарды нервных клеток являются и носителями, и свидетелями данной записи, как члены семьи на свадьбе, они и участники, они же потом и зрители фильма, – Лени перевела дух и посмотрела на Майкла. – Таким образом, процесс восприятия и участия в событии через образы, звуки, мысли и эмоции создает и записывается как уникальный набор, паттерн нейронов, благодаря тому самому свойству инертности нервной клетки. То, что человек считает воспоминаниями, на самом деле химическая и электрическая запись комбинации связей нервных клеток.
– Получается, что новое «воспоминание» включает некую новую комбинацию связей между нейронами, находящимися в разных областях коры, и если этими связями не пользоваться, они затеряются на дальних полках архива.
– И наоборот, если регулярно воспроизводить новое «воспоминание», то оно превращается в навык и воспроизводится с каждым разом все легче и быстрее. Отсюда и множество методов запоминания путем повторения были созданы человечеством, и объяснение, что зубрежка информации, которая без эмоциональной и образной окраски бессмысленна. Тут можно было бы сделать небольшую оговорку, для некоторых типов людей, но сейчас не будем в это углубляться.
– Ты говорила еще, что решение сохранять в памяти определенную информацию принимается автоматически в гиппокампе?
– Это нужно, чтобы помнили, чтобы «текущая» ситуация не стала тем, что «утекло со временем» и стала «событийной», именно гиппокамп нажимает на кнопку. Вернее сказать, сначала нейроны коры головного мозга получают информацию и передают ее в гиппокамп, и если гиппокамп реагирует, то начинается запись в «событийный» архив. Гиппокамп делает свой выбор очень просто – по двум признакам – эмоциональность и новизна, в том случае, когда новая информация имеет эмоциональную реакцию организма, она будет записана. Если она испытывается человеком впервые тоже, и вот это важное свойство для моего открытия.
– Память сложное устройство, а если я это знал, но сейчас забыл?
– Да это так, мы получаем новую информацию через прошлые воспоминания. Человеческий мозг переводит в разряд навыков и привычек то, что становится однообразным, повторяющимся событием в его жизни, переводит на уровень автоматизма. В случае, при котором обращается внимание на новую или необычную ситуацию с элементами повтора из автоматической, и только при эмоциональном подтверждении будет произведена перезапись. Вот я скажу тебе сейчас слово «дуб», что всплыло из твоей памяти: название, внешний вид, само дерево или доска из него, а ведь импульсы пошли из разных отделов коры.
– Нет. На ум пришли слова про дуб и сено, что припасено.
– Эмоционально окрашенное воспоминание из песни нашей юности, – хмыкнула в ответ Лени. – В том, что наш разум умеет забывать, есть железная логика, именно способность забыть многие травмирующие события бережет человека от многих психических расстройств.
– Забыли про мужей, жены которых продолжают их пилить за несделанное обещание вынести мусор, за то, что он просто не помнит. Забывание – это несказанная роскошь и большое удовольствие, ну почему женщины так редко им пользуются?
Стихи от V
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
– Они хранят информацию, которая скорей всего потом пригодится, чтобы этот дом был управляемым, чтобы мусор повседневности, попадающий в их мир и в мозг, исчез, чтобы освободить место для других эмоционально значимых событий.
– И доводят своих мужей до побегов в бар, чтобы забыться.
– Алкоголь, недостаток сна, еще нарушение работы щитовидной железы, гормональные проблемы подрывают способность мозга к формированию и извлечению воспоминаний. В этом смысле ты прав, чтобы «забыться» о том, как им было вместе хорошо, а теперь стало плохо, чтобы не уделять ни себе, ни другому должного внимания, поэтому проще напиться.
– А ты что предлагаешь?
– Уделите время своей жизни на размышления и раздумья по поводу происходящего в вашей жизни и с вами, остановите каждодневный трубопровод проблемной информации через свою голову. Дайте своим мозгам «глюкозу моментов счастья», дайте основное «топливо», чтобы крутить кинопленку вашей жизни с хеппиэндом не только на момент покидания этого мира, но на момент засыпания довольным и счастливо ожидающим уже утра завтрашнего дня.
– Современные люди, живущие в постоянном хроническом стрессе событий, по-моему забыли, что такое ждать утра следующего дня со счастливой улыбкой.
– Пусть вспомнят себя, засыпающего в детстве накануне дня рождения или нового года, а завтра они проснутся, и под елкой лежит подарок, которого они ждали целый год, – улыбнулась Лени. – Конечно, забыли, потому что постоянная необходимость работать, напряжения на работе, дома с партнером, детьми, приводят к тому, что стрессовый механизм включается множество раз каждый день. Гормоны, отвечающие за стрессовые реакции организма, отключают молекулы, транспортирующие глюкозу в гиппокамп, лишая не только мозг «топлива счастья», но и прекращая «событийные записи». Хронический стресс не стирает нашу память, он делает дни серыми буднями без событий, без эмоций. «Мозг тупеет», и хочется упасть в кровать в конце дня, забыться и заснуть. И человек уже не может сказать: чем это рождество и новогодний праздник отличается от прошлогоднего? Праздника-то нет, да и жизнь как-то обесценилась. А ты про жен с мужьями говоришь, мужу надо спасибо сказать жене, когда она его пилит, а он еще пока это чувствует. Хуже будет, когда «бревну все равно».
– Не «бревну», а зайцам «все равно», они косят и косят, – пошутил Майкл.
– Коси не коси, а если способность мыслить и запоминать уменьшается, то это имеет под собой почву не только по физиологическим, но и анатомическим причинам. Надо во время остановить процесс деградации и начать восстанавливать нервные клетки мозга, чтобы записать новые впечатления на новые архивные полки. Человек способен в любом возрасте с интересом делать новые открытия в своей жизни, в любой следующий час, в эту самую минуту. Человеку мыслящему, чувствующему и действующему интересно жить.
– Мне интересно тебя слушать и излагать свои мысли. Писать книгу, пожалуй, будешь ты. Подведем краткий итог, – ответил Майкл. – Нервная система человека представляет собой эволюционный опыт предыдущих поколений, действующая через генетический аппарат. Хранение и воспроизведение наследственной информации происходит на физиологическом уровне. Человек сознательно изменить это не способен, так как под кодами наследственности находятся морфологические, биохимические, физиологические признаки организма.
– Проявление этих признаков в каждом человеке индивидуально и зависит от конкретных условий индивидуального развития, например, от возраста. И к тому, что ты сказал, надо добавить теперь еще и эмоциональную составляющую в форме эмоэнграммы.
– Эмо-э-энграмма. Что это такое?
– Эмоэнграмма и есть мое открытие, – гордо сказала Лени. – Энграмма = греч. έν – пребывание в каком-либо состоянии или действии + греч. γράμμα – все написанное, запись. Буквально с греческого слово «энграмма» означает «внутренняя запись». Этим словом древние греки обозначали восковые таблички для записи значения различных знаков. Нам важно, что это не просто запись, а запись с пребыванием в конкретном состоянии или действии. Термин «энграмма» заново был введен в оборот немецким зоологом и биологом Ричардом Симоном в начале XX века. Об этом можно отдельно почитать и в Википедии, и трудах по клеточной теории. Для нас важно, что в этой теории энграмма – это физическая привычка или след памяти на протоплазме организма, оставленный повторным воздействием раздражителя. Стимулы или раздражители оставляют четкие следы или энграммы на протоплазме животного или растения. Когда действие этого раздражителя регулярно повторяется, это создается привычка, которая остается в протоплазме после прекращения действия раздражителя, как бы гипотетический след памяти от ситуации. По содержанию можно различить два вида энграмм, первый – когда идет запись образа как отображение статической структуры объекта, и второй – когда идет запись модели поведения, действий как записанная программа. Компонентами энграмм можно рассматривать и определенные формы электрической активности мозга, так группировки импульсов обнаруживаются на одном нейроне, входящем в состав энграммы. Вот я и определила эмоэнграмму как такой же след памяти на протоплазме клетки, оставленным вследствие раздражения на текущую ситуацию событием или действием индивидуума с конкретной эмоциональной реакцией.
– Да уж, нечего не могу сказать, – протянул Майкл.
– Эмоэнграмма – запись эмоции с пребыванием в конкретном состоянии или действии в мозгу так, что в следующий раз может быть воспроизведена человеком как неосознанная реакция на уровне физиологии.
– Эмоциональная память та самая «событийная», а не «текущая», понятно.
– Эмоэнграммы – это некие комбинации нейронов различных структур мозга на внешнее или внутренне раздражение в результате ситуации, события или действия. Есть сложные нейрональные и глиальные элементы, объединенные синаптическими механизмами, которые мы оставим для физиологов, которые оставляют след – энграмму в «протоплазме животной клетки», потому мы помним все и всегда. Это то самое хранилище в мозгу на физиологическом уровне. Я считаю, что нет особого места в мозгу только для памяти. Память везде, во всех клетках, и обо всем происходящем с человеком, вся отраженная реальность и ее восприятие, внутренний отклик на нее.
– А если мозг маленький, то и память короткая.
– Врачи подтвердили тот факт, что нарушения памяти не зависят от места повреждения мозга, скорее от других причин, в том числе и от объема повреждения мозга. Основной постулат моей теории «эмоэнграмм» является то, что мозг человека выделяет для записи и закрепления в навык только эмоционально проявленные ситуации, события и действия, повторение признаков которых приводит к ускорению считывания в последующих аналогичных ситуациях без вмешательства человека на сознательном уровне, таким образом нет механизма торможения и потери времени для последующих реакций человека, – подчеркнула Лени. – Это тот самый автоматический навык человека, который сначала спасает нас в борьбе за жизнь, а потом сам же и способствует ее разрушению путем ограничений и типовых подходов к похожим жизненным ситуациям. Это формирование клеток стереотипов, матриц реакций и поведений человека.
– Есть такое понятие как «биологически значимый след памяти», его отделяют по отношению к другим следам памяти, это похоже на твою эмоэнграмму, – произнес Майкл.
– Эмоэнграмма не просто биологический след на клеточном уровне тела, а эмоционально-значимый след. Это эмоция, записанная как память о событии без повторения внешней ситуации на данный момент времени и закрепленная на всех функциях биоробота: от инстинкта через движение (реакции) до интеллектуальной функции, воссоздающей эмоционально-заряженную виртуальную ситуацию.
– Правильно ли я понял, ситуации на сейчас нет, а ты все еще продолжаешь переживать, потому что кто-то когда-то наговорил обидные слова. Вот это переживание и вызывается телом и интеллектом, потому что когда-то была записана эмоэнграмма.
– Из-за того, что наш мозг способен запоминать образы и программы благодаря эмоциональной окраске событий, произошедших с человеком, и посредством сигналов от его же нервной системы, эмоэнграммы сохраняются навсегда и похожая ситуация или события через образ или программу реакций тут же вытаскивает этот эмоциональный след и заставляют нас реагировать тем же способом, который был сформирован при первоначальной записи.
– Хорошо, если это приятные воспоминания как радость от купленной долгожданной игрушки, а если страх собак, потому что тебя укусила соседская шавка в детстве.
– Помнишь принцип деления эмоций – все эмоции равны и хороши, потому что именно они помогают тебе сделать запись и не совать свои ноги в пасть собаке, а стать более осознанным и бдительным на прогулке в парке, – ответила Лени. – Именно в связи с этим я и считаю, что нет положительных и отрицательных эмоциональных следов, то есть эмоэнграммы все нужны и важны для человека, для сохранения его жизни, для развития его в личность и дальше в «Человека с большой буквы».
– Я бы не все эмоции хотел испытывать, – возразил Майкл.
– Случится и некуда ты не денешься, если не в этой жизни, так в другой. Они тебя обязательно поймают в свои сети страстей. Примем за гипотезу предположение, что запись, которую совершают нейроны в твоем мозгу для разных эмоций, происходит как бы на разных длинах волн. В результате при эмоционально-окрашенной ситуации или событии происходит запись эмоэнграммы на низких или высоких тонах. Согласно принципу разделения эмоций в соответствии с центром активации энергий и типами сущности расположим базовые эмоэнграммы по тонам, то получится таблица 2, а можно расположить по кругу, как в диаграмме 1.
Таб. 2. Эмоэнграммы по центрам активации энергии, сущностям и тонам
Диаграмма 1. Круг базовых эмоэнграмм по парам
– Интересный вывод напрашивается, глядя на диаграмму: чтобы погасить одну эмоцию достаточно испытать парную для одного центра активации, так что ли?
– Гасить ничего не надо, надо уметь испытывать все. Человек в процессе жизни должен набраться опыта проживания эмоций, и в этом случае эмоэнграмма будет лишь записью этого состояния. И поверь мне, уже никуда не сотрется из памяти, как бы человек не старался. Сначала надо уметь отличать, а затем можно научиться и управлять эмоциями, и вот тогда можно сделать перезапись предыдущей эмоэнграммы. Необходимо осознать свое состояние, то есть правильно определить эмоэнграмму, и трансформировать свое состояние в любое другое по своему желанию. Испытывать человек может, хочет и должен любое эмоциональное состояние.
– Даже гнев? – прищурив глаз, спросил Майкл. – Это же плохо и вредно для организма.
– Гнев – это аффект, который может вырасти из разных эмоций, например, из злости, из ненависти, из страха. Эмоции надо проживать, а не гасить или подавлять. С эмоэнграммами, которые уже записаны и стали навязчивыми состояниями, необходимо работать отдельно для избавления от них как от вредных психологических привычек. Для этого есть множество разных методов работы с эмоциональными состояниями проявленных и подавленных в разной степени, объединенных тем, что когда мы прорабатываем одно, другое эмоциональное состояние шаг за шагом, вправо-влево по всей гамме чувств и настроений, а также вверх по тону, мы их измененяем на желаемое.
– А понижать можно?
– Вниз не надо прорабатывать, это всегда само происходит, чтобы повышать тон надо прилагать усилия, а опускаться можно без усилий. Закон эмоциональной гравитации.
– Достаточно открытий на один вечер, давай без законов.
– Есть множество методов психо- и саморегулирования от гипноза и самовнушения до состояний медитации. Главное, чтобы человек сам этого хотел и понимал, что он хочет и чего добивается. Можно по кругу крутиться и, как собака, пытаться поймать свой хвост.
– Повтори для меня еще раз, как происходит первоначальная запись эмоэнграммы, – попросил Майкл.
– Реальность через ситуацию, в которой в конкретный момент времени своей жизни помещен человек вне зависимости от его возраста и уровня интеллекта, создается набором:
– внешних признаков – свет, цвет, звук, запах, температура, пространство, время суток, объекты неживой природы и субъекты живой и так далее;
– внутренних признаков – мышечными реакциями, тактильными, вкусом, обонянием, цветом, звуком, набором ферментов и гормонов, сердцебиеним, потоотделением, дыханием и так далее;
– вниманием на происходящее, вне зависимости осознает это субъект или нет, так называемая сознательная или бессознательная реакция;
– восприятие через органы чувств и внутреннее состояние организма, отличающееся от обычной ситуации, фиксируется нервной системой, мы часто называем это эмоциональной реакцией.
Эмоэнграмма – это ситуативный набор всех индивидуальных свойств, записанный и сохраненный в памяти человека как пережитый опыт с конкретной эмоциональной реакцией организма на уровне нейронных связей.
Скажу более, таким образом и формируется картотека ситуаций по мере жизни человека с детства в каждый ящик с определенным названием: злость, радость, удовольствие, обида, счастье, горе и любовь, и так далее по списку всего разнообразия реакций.
– Но человек от рождения не знает, что это арбуз красный с зеленой корочкой, – возразил Майкл. – Это мы ему объясняем, показывая на картинке в азбуке, а потом и даем попробовать его на вкус. Только тогда он уже знаем, что это такое – арбуз.
– Поясни на примере.
– Ребенок был сдавлен в давке метро в толпе до потери сознания. Эмоция страха записана в пережитом опыте как ситуация с набором конкретных условий, одним из признаков которой было большое количество людей, вагон поезда, духота и искусственное освещение. Теперь при попадании в ситуацию со схожими признаками запускается механизм страха вплоть до паники, так как есть виртуальная угроза существованию, которая испытывается уже на уровне инстинктивных реакций организма, и значит не так легко исправляемая. Просто уговорами и разумными доводами ее уже не одолеть, запись на клеточном уровне в мозгу зафиксирована.
– А что про полярность или, привычнее сказать, противоположность эмоций, такое популярное мнение, что отрицательные эмоции надо гасить, как с этим быть. А ты вот как-то легко взяла и ввела принцип равенства эмоций? Неужели надо позволять ребенку проявлять злость или агрессию?
– Я против закона «борьбы и единства противоположности» в области эмоций как устаревшего мировоззрения категоричного ограниченного ума, – резко отчеркнула Лени. – Я за закон «третьей силы», я за хитросплетение и многообразие эмоционально окрашенного мира гаммой всех чувств. В симфоническом оркестре есть и скрипка, и барабан для воспроизводства разных звуков, а музыкой является их объединение. И нет звуков противоположных, они имеют право на звучание с разной силой и длительностью.
– Отлично подмечено. Родители, фиксируя объект или состояние через слова и конкретные свои реакции при проживании ситуации, дают ребенку ориентир, как и в случае арбуза, – фыркнула Лени. – Родители, помните об этом всегда, когда с вами рядом дети свои и чужие, именно вы формируете у них эмоциональный интеллект своими реакциями на происходящее. Особое внимание уделите детям с 0 до 7 лет, как указано в таблице 3, именно в этот период ребенок познает мир таким способом, что запишет в свой арсенал весь набор еще и ваших эмоциональных реакций. Дети, которых не любили в детстве, не способны любить во взрослом состоянии. Любите и балуйте своих детей!
Таб. 3 (часть 1). Этапы и механизмы формирования эмоэнграмм с рождения до 3 лет
Продолжение таблицы.
Таб. 3 (часть 2.) Этапы и механизмы формирования эмоэнграмм с 3 лет до 21 гола.
Деление на года условное и индивидуальное в зависимости от человека, его индивидуальных свойств и общества, в котором он находиться и воспитывается.
Аналитический ум, интеллект человека умеет сопоставлять подобные ситуации друг с другом, а нейронные связи имеют возможность сохранять информацию, чтобы при следующей возникшей аналогичной ситуации эмоэнграмма запускалась как весь набор пережитого уже опыта и закрепленных реакций на телесном уровне, как звонок в дверь, приводящий к тому, что ее открывают. Звонок… и проявляется реакция, если она адекватна происходящему, то все в порядке, а вот если реакция занижена или завышена, то можно говорить о неадекватности реакции к происходящей ситуации.
– Ну да, ты всегда была против шахмат, ты же хотела играть в го, – усмехнулся Майкл.
Стихи от V
Ты в игре королева. Я и сам уж не рад.
Конь мой сделался пешкой, но не взять ход назад…
Черной жмусь я ладьей к твоей белой ладье,
Два лица теперь рядом…
А в итоге что? Мат!
– Тему дуальности, противоположности, полярности, как кому будет понятнее и предпочтительнее легче объяснить, опираясь на систематику Дж. Беннета, который писал, что для Г. Гурджиева после единства, выраженного через число 1, вместо разделения на пару, то есть число 2, надо говорить о новом качестве приобретенном через дополнительность. Вот оно главное свойство – дополнительность в паре базовых эмоэнграмм. В свете этого понимания: свет не противоположен тьме, север – не противоположность югу, мужчина – не пришелец – марсианин для земной женщины, а каждое из этих качеств является дополнительным друг для друга. В том случае, если дополнительность не борется, а сливается в процессе друг с другом, дополняя обе стороны, обедненные своими индивидуальными свойствами рождается отношение, которое можно назвать новым качеством – дополнительность:
* для инстинктивной функции – дополнительность в паре «комфорт – дискомфорт», «удовольствие – страх»;
* для двигательной функцией – дополнительность в паре «движение – покой»;
* для интеллектуальной функции – дополнительность в парах «да – нет», «истинно – ложно»;
* для эмоционального центра – дополнительность в парах «любовь – ненависть», «горе – счастье».
Каждая из функций может осуществляться сама по себе, без связи с другими функциями, а может работать по совокупности. Пример совместной работы легко понять при рассмотрении ужина двух влюбленных.
Инстинктивная функция удовлетворяет организм по стимулу «голод – надо поесть», функция двигательная проявляется в умении орудовать ложкой и вилкой за обеденным столом, эмоциональная функция проявляется в любовном влечении к объекту своих чувств, а интеллектуальная позволяет вести беседу ни о чем и обо всем сразу, при этом успевать подсчитывать, сколько же придется заплатить за счет. Если спросить одного из участников процесса ужина, сознателен ли он, то он скажет «да», потому что он уверен в этом на основании того, что он не спит, а бодрствует и думает. Что же было на самом деле? Действовала совокупность четырех свойственных любому выросшему в обществе себе подобных биороботов, считающего себя образованным человеком. Сознание было ли включено до этого вопроса? Ещё вопрос?
– Если во время этого ужина он сделал ей предложение руки и сердца, то было выключено, – многозначительно подчеркнул Майкл.
Стихи от V
Не криви улыбку, руки теребя,
Я люблю другую, только не тебя.
Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо,
Не тебя я вижу, не к тебе пришел.
Проходил я мимо, сердцу всё равно,
Просто захотелось заглянуть в окно.
– Путь естественного развития человека на пути из Сущности данной нам как неизменный набор свойств от рождения через Личность к развитой личности, к так называемому «Человеку с большой буквы» идет через Осознание действия всех четырех функций: Осознание = Инстинкт + Действие + Эмоция + Интеллект.
При этом идет без перекосов в одну из сторон в полное согласование всех функций, идет в гармонию через меру.
– Подчеркнем торжественно – еще одно открытие, это формула «Саморазвития Человека», – хмыкнул Майкл.
– Если хочешь, то да. У меня есть еще формула совместного человеческого прогресса: Развития = Уважение + Доверие + Время.
– У тебя этих кроликов в шляпе, как у фокусника, сколько пожелаешь, – пошутил Майкл.
– Через развитие человека в личность к обществу развитых личностей. Вернемся к индивидууму, в том случае, когда функции действуют неэффективно, несогласованно, подменяя друг друга и пытаясь делать то, для чего эта функция не предназначена, у человека происходит диссонанс, в лучшем случае выраженный в неприятностях, а в худших – в неизлечимых болезнях. Можно предположить, что все искания человека на пути саморазвития и самосовершенствования лежат на пути согласования всех четырех функций во внутреннюю гармонию через меру.
– Это как-то согласуется с делением человека по типам сущности?
– Модель сущностного развития человека предполагает, что изначально у человека по его типу сущности активизирован один биологически активный центр более интенсивно, чем остальные.
– Почему? Ведь все четыре функции присутствуют, почему один центр преобладает?
– Это как вставить провод в розетку для включения прибора к источнику энергии, – провела такую аналогию Лени. – Это тот центр, через который первоначально активизировалась энергия для того, что тело жило и развивалось. Остальные тоже работают, но они не первые были активизированы. Восприятие окружающего и внутреннего мира происходит первоначально через этот центр, остальные присоединяются постепенно друг за другом. Посмотри табличку про развитие детей по возрасту еще раз.
– А у взрослых, ведь уже не так?
– Давай посмотрим на взрослых под углом зрения через деление на касты древних людей. В Древний Индии людей поделили всех по факту рождения на касты для лучшего применения именно через функцию первично активизированного центра жизнедеятельности. И сделали ошибку, потому что стремиться надо было к развитию и уравновешиванию всех четырех типов, не забывая ни об одном из них. В том случае, если каждая из функций равнозначна и не доминирует над другими, у человека есть шанс развить сознание до состояния развитой личности. Человек способен к развитию каждой функции, и они все ему необходимы, именно поэтому он и становится человеком, а не остается биороботом. Развитие и добавление каждой из них развивает человека в целом, а вот будучи одной и доминирующей функцией, остается неизменным как раз тот психологический тип сущности человека, который активирован первым с момента рождения.
– Каждый тип сущности имеет все четыре основных функций. Каждый человек наделен своим неизменным набором свойств и способен действовать через все четыре функции, но чаще всего действует из одной из этих функций. Это как бы экономия своих ресурсов, так легче, но только сущность неразвитая в личность продолжает действовать через свой первично активизированный центр, для которого первичной является одна из основных функций. Это в свое время и погубило великую цивилизацию Древней Индии. Я тебе ответила?
– Мы об этом с тобой говорили, когда ты писала книгу «Я – типичная личность», – заметил Майкл. – Давай вернемся к базовым эмоэнграммам и расскажи про детскую злость.
– Злость, как и страх, является положительной или отрицательной по нравственно-моральной оценке окружающих применительно только к конкретной ситуации. Само же эмоциональное состояние необходимо определять и учить ребенка ее правильно применять. Спортивная злость, дерзость в бизнесе, злость в схватке с реальным врагом ведут к успеху. Надо уметь направлять эту эмоцию в свое русло, а не загонять в угол, где от безвыходности она приведет к накоплению и к аффекту – к агрессии, которая может быть выплеснута уже на любой объект и субъект.
– Пожалуй, о покое поговорим, тем более что уже давно пора на покой.