Зри в корень!
Всё разнообразие кожных заболеваний – псориаз, экзема, дерматиты и т. д. – в Аюрведе классифицируется согласно трём дошам. Любое кожное заболевание можно соотнести с дисбалансом какой-то из дош. Кожным заболеваниям в большей степени подвержены люди Питта-конституции, поскольку Питта может «перегревать» кровь, что неблагоприятно сказывается на состоянии кожи. Также все воспалительные процессы на коже – это дисбаланс Питта-доши. Заболевания с нарушением пигментации кожи, например витилиго, обычно тоже представляют собой состояния Питты, так как именно эта доша ответственна за внешний вид и цвет кожи. Кожные заболевания, вызванные воздействием на кожу ядовитых веществ, так называемые токсические дерматиты, также можно лечить как нарушения Питты.
В число факторов, вызывающих предрасположенность к кожным заболеваниям, входят неправильное питание, злоупотребление кислым, солёным или острым вкусом, слишком тяжёлой, сладкой или маслянистой пищей и алкоголем, а также неблагоприятные погодные условия, нечистоплотность и увлечение химической косметикой. Питта как бы пытается сжечь токсины в организме. Различные кислоты организма и «накопление желчи» в тканях и органах ведут к инфекциям. Проблемы с кожей – это показатель интоксикации организма, в частности – неполного вывода желчи через нормальные пути выделения. Токсины попадают в кровь и «выходят через кожу» в виде воспаления. По своей природе это гнойничковые заболевания кожи, сходные с фурункулёзом и другими токсическими состояниями крови, поэтому и лечатся они подобным образом. Такое состояние диктует определённый «охлаждающий» стиль жизни: без гнева и острых эмоций плюс прохладные специи и травы. В любом случае при всех этих состояниях надо воздействовать на кишечник, а это возможно, только нормализовав пищеварение. При хронических дерматозах я рекомендую пациентам детоксикационные меры и пополнение рядов вегетарианцев до стойкой ремиссии.
Поэтому, прежде чем обсудить лечение отдельных кожных болезней, я повторю ещё раз основные понятия Аюрведы, расскажу о том, как правильно кушать согласно лидирующим дошам, и поведаю о волшебном очищении организма – пан-чакарме.
Первоэлементы Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля формируют все живые и неживые, тонкоматериальные и грубо-материальные объекты. Согласно ведической теории пяти элементов, человек – это малое подобие Вселенной. Всё, что есть в человеческом теле, присутствует в той или иной форме и в окружающем нас мире. В Аюрведе считается, что всё сущее состоит из пяти элементов: Земли, Воды, Огня, Воздуха и Эфира. Эти элементы, вернее, преобладание каких-либо из них и формирует тип конституции человека, его доши.
Земля – это стабильность, олицетворение твёрдого состояния материи. Её отличительные черты – устойчивость, неподвижность и твёрдость. Это плотные ткани организма.
Вода – это информация. Вода перемещает частицы почвы и содержащиеся в ней питательные вещества. В нашем теле кровь, лимфа и другие жидкости, омывая клетки тела и перемещаясь по сосудам, снабжают энергией все части организма, выводят отходы, регулируют температуру тела, доставляют к больным органам субстанции, необходимые для борьбы с болезнями, а также переносят от одного органа к другому гормональные команды.
Огонь – это трансформация. Огонь организма переваривает пищу, частично превращая её в жир (долговременные запасы энергии) и мышцы, а также перегоняя её в доступную энергию. Огонь – это основа нервной деятельности, включая и высшие её формы – такие как чувства и мысли.
Воздух – это движение. Мы чувствуем воздух при каждом вдохе и выдохе, ощущаем, как он проходит по дыхательным путям, попадая в лёгкие. Без воздуха не может существовать огонь.
Эфир – это объём, это расстояния, отделяющие материальные предметы. Внутреннее пространство нашего тела подобно космическому пространству, в котором небесные тела отделены друг от друга расстояниями в миллионы километров. Именно пространство, то есть расстояние между предметами, позволяет нам отличать вещи друг от друга.
Вата-дошу образуют первоэлементы Воздух и Эфир, Питта-дошу – Огонь и Вода, Капха-дошу – Вода и Земля. Эфир и Воздух – холодные, сухие, подвижные, шершавые, лёгкие по своей структуре, поэтому и Вата-доша имеет эти качества. Питта – горячая, острая, лёгкая, маслянистая, немного влажная, так как образующие её Огонь и Вода имеют эти свойства. И наконец, тяжёлые, медленные, холодные, маслянистые, влажные, плотные Вода и Земля образуют Капха-дошу.
Всё аюрведическое знание базируется на понятии Тридоша – трёх основных составляющих физического тела человека: Вата (газ, воздух), Питта (желчь, огонь) и Капха (слизь, вода). Если описать доши одним словом, то Вата – это движение, Питта – трансформация, а Капха – это стабильность. Сочетание дош в организме человека и даёт его индивидуальный конституциональный тип. Вата-доша отвечает за дыхание, сердцебиение и кровоток, деятельность мышц, нервные импульсы, движение межклеточной и внутриклеточной жидкости, поток питательных веществ и отходов, сенсомоторные функции, естественные позывы. Питта-доша – это температура тела, цвет кожи, блеск, пищеварение, усвоение, понимание и восприятие. Капха – принцип включает в себя все ткани, устойчивость, рост, силу и исцеление, а также иммунитет, сопротивляемость, смазку и увлажнение.
В организме человека чаще всего преобладают две доши, и ведущую дошу можно выявить только при обследовании пациента. Одинаковое сочетание всех трёх дош бывает крайне редко. А вообще существует десять комбинаций трёх дош, и получается, что они образуют десять различных типов тела – это редкие монодоши Вата, Питта, Капха, наиболее часто встречающиеся бидоши Вата-Питта, Вата-Капха, Питта-Вата, Питта-Капха, Капха-Вата, Капха-Питта и Вата-Питта-Капха. В бидошах первая доша – главная. Наилучшие варианты физического здоровья в плане возрастания дош: Вата, Питта, Капха, Вата-Питта, Питта-Капха, Вата-Капха и тридоша Вата-Питта-Капха.
Все три доши работают в нашем организме вместе, отвечая за развитие, обновление, поддержание и увядание. В Аюрведе ни одна сторона функционирования организма не может быть описана без участия дош. Доши участвуют в создании организма и поддерживают на протяжении всей жизни его здоровье, если они находятся в балансе. Однако когда доши выходят из баланса, это ведёт к заболеваниям. Организм находится в балансе, когда текущее состояние дош – Викрити – совпадает с врождённым состоянием, или Пракрити.
Вата-доша локализуется в теле ниже пупка, включая ноги, Питта – от пупка до груди, Капха – от груди и выше. И у каждой доши есть свои центры, или «дома»: у Ваты – толстый кишечник, Питты – тонкий кишечник и желудок, дом Капхи – лёгкие. Когда доши накапливаются в своих домах без меры, начинается их дисбаланс и они «выходят за границы своих домов». Тут-то и начинаются болячки.
Согласно Сушруте, Вата-доша отвечает за все движения в теле, перемещает и направляет ткани, пищу, продукты пищеварения и нечистоты в места их основной локализации, выполняет выделительные функции, поддерживает тело. Пять основных функций Питта-доши – это пигментация организма, пищеварение и превращение тканей организма (трансформация), зрение, интеллект, термобаланс. А Капха производит питание тела, смачивание внутрисуставных полостей, защиту желудка от пищеварительных соков, придаёт телу физическую силу и прочность.
Когда процесс переваривания пищи подошёл к концу, из питательного хилуса начинается формирование тканей организма. Согласно Аюрведе, человеческий организм состоит из семи Дхату (тканей).
• Раса – это плазма крови и лимфа.
• Ракта – сама кровь, или форменные элементы крови.
• Мамса – мышцы.
• Меда – жировая ткань.
• Астхи – костная ткань.
• Маджа – костный мозг и нервная ткань.
• Шукра – репродуктивная ткань.
Капха отвечает за все ткани в целом, поскольку она является основной субстанцией организма, а в особенности – за пять Дхату: плазму, мышцы, жир, костный мозг и репродуктивную ткань. Питта порождает кровь, пот, а Вата – кости.
Из первой ткани образуется вторая, из второй – третья и так далее до седьмой ткани – Шукра. А из Шукры образуется восполняемый Оджас, или восполняемая жизненная сила. Есть ещё невосполняемый Оджас, который мы получаем с рождения. И он зависит от того, насколько правильно нас зачали родители. Таким образом, если произойдёт сбой на каком-то этапе формирования тканей, то изменения коснутся всех остальных Дхату. А неправильное питание, которое напрямую связано с первой Дхату – Раса, отразится на всех остальных тканях.
УпаДхату – это вторичные ткани, которые происходят из Дхату.
Из Расы появляется грудное молоко и менструальная кровь.
Из Ракты появляются сухожилия и кровеносные сосуды. Из Мамсы появляются кожа и мышечный жир.
Из Меды появляются связки и суставы.
Из Астхи, Маджи, Шукры вторичные ткани не появляются. Но Астхи (костная ткань) поддерживает рост волос и ногтей, поэтому на основании их осмотра можно сделать заключение о функционировании костной ткани в теле.
Аюрведа рассматривает человеческое тело не как отдельное образование, прочно отгороженное от внешней среды кожными покровами, а как пористую структуру, пронизанную множеством различных каналов. Эти каналы существенно отличаются по своим размерам, свойствам, качествам и плотности. Система плотных каналов физического тела носит название «шротас». Энергетические каналы, по которым циркулируют тонкие составляющие нашего тела, традиционно называются «нади». Болезнь с точки зрения важности функционирования канальных структур (как шрот, так и нади) – это, прежде всего, нарушение циркуляции по каналам. По каналам циркулируют или двигаются от места к месту вещества, доши и Прана, а также отходы. Каналы образуют системы, которые не всегда совпадают с анатомическими и физиологическими понятиями современной медицины. Если движение по этим каналам или циркуляция в них в силу каких-либо внешних или внутренних факторов нарушается, в канале накапливаются транзитные вещества, нарушается метаболизм ткани, что в конечном итоге приводит к возникновению и накоплению нерастворимых токсинов (ама). Поэтому, чтобы ткани и органы тела были здоровы, совершенно необходимо заботиться о чистоте магистральных каналов, прежде всего – кишечника. Для этого в соответствии с типом конституции нужно своевременно и в полном объёме проводить очистительные процедуры.
Отходы тела (мала), их производство и удаление из организма жизненно необходимы для здоровья. Согласно Аюрведе, тело производит три продукта отходов: фекалии, мочу и пот. Фекалии (пуриша) направляются в прямую кишку для эвакуации; моча (мутра) направляется в почки для фильтрации, затем скапливается в мочевом пузыре для удаления; пот (сведа) удаляется через кожные поры.
Нарушения в Пуришаваха шротах развиваются при подавлении позывов к дефекации, приёмах больших количеств пищи или прежде, чем предыдущая порция переварилась, особенно если человек имеет слабое пищеварение. Деятельность мочевыделительной системы (Мутраваха шроты) нарушается при приёме питья, пищи или сексуального контакта при наличии позывов к мочеиспусканию, но подавлению последнего. В конечном итоге это приводит к образованию камней и истощению. Потоотделение через Сведаваха шроты нарушается при чрезмерных физических нагрузках, длительном пребывании на жаре, употреблении холодного и горячего, пребывании в гневе, печали, страхе.
Соответственно, это эквиваленты Ваты-, Питты- и Капхидош. Прана – это жизненная энергия. Теджас – жизненный огонь (не путать с Агни, Теджас – более тонкая субстанция). Оджас – жизненная сила. Доши являются более грубыми производными этих тонких «двойников». Если есть проблема с Праной, то будет проблема с Вата-дошей, и наоборот. То же происходит и с другими парами. Защитные силы организма связаны с тем, как функционируют Прана, Теджас и Оджас. Если взять наш иммунитет, а именно Т-росток белой крови, то Т-хелперы (помощники) – это Прана, Т-киллеры (убийцы) – это Теджас, а Т-супрессоры (подавляют врагов организма) – это Оджас.
Прана проявляется как в теле человека, так и в телах всех живых существ. Она находится и внутри нас, и в окружающем пространстве. Это наша индивидуальная частица единой космической энергии, благодаря которой мы существуем. Прана поддерживает все функции тела, двигаясь по энергетическим каналам (нади), и переносится в организме красными кровяными тельцами – эритроцитами. Теджас отвечает за трансформацию всех процессов в нашем теле. Он отражает как нормальное, так и ненормальное функционирование Агни и Питты. Оджас, о котором уже упоминалось, бывает восполняемый из Шукры и невосполняемый. Невосполняемый Оджас (Параоджас) расходуется с каждым ударом сердца. Когда человек болеет или находится в стрессе, Параоджас расходуется быстрее. Параоджас даёт нам силу в экстремальных ситуациях. Он позволяет расходовать неприкосновенный запас энергии, когда жизни угрожает опасность.
В ТКМ невосполнимый Оджас называется Пред-небесная Цзин, восполнимый – Пост-небесная Цзин и находится в почках. Цзин почек определяет течение всей жизни человека, его рождение, рост, зрелость, старость, смерть.
Ачарья Чарака обнаружил, что все вещества, так же как и все мысли и действия, обладают определёнными качествами (гунами). Чарака распределил двадцать основных качеств на десять противоположных пар. Эти противоположные силы функционируют вместе.
• Холодное/Горячее
• Маслянистое/Сухое
• Тяжёлое/Лёгкое
• Грубое/Тонкое
• Плотное/Текучее
• Неподвижное/Подвижное
• Тупое/Острое
• Твёрдое/Мягкое
• Шероховатое/Гладкое
• Мутное/Ясное
Как применить эти качества для описания дош?
Вата – холодная, сухая, утончённая, подвижная, острая, твёрдая, шероховатая, ясная.
Питта – горячая, немного влажная (маслянистая), лёгкая, утончённая, текучая, подвижная, острая, гладкая, ясная.
Капха – холодная, маслянистая, тяжёлая, грубая, плотная, неподвижная, мягкая, мутная.
Поэтому:
• Холодное уменьшает Питту и увеличивает Вату и Капху.
• Горячее уменьшает Вату и Капху и увеличивает Питту.
• Маслянистое уменьшает Вату, увеличивает Капху и Питту (немного).
• Сухое уменьшает Капху, Питту (немного) и увеличивает Вату.
• Тяжёлое уменьшает Вату (значительно), Питту (немного) и увеличивает Капху.
• Лёгкое уменьшает Капху, увеличивает Вату (значительно) и Питту (немного). Эти три пары гурвадигуна – самые главные и имеют прикладное значение. Постарайся их запомнить.
Панчакарма переводится с санскрита как «пять действий» и включает в себя очистительные процедуры, такие как лечебная рвота (вамана), послабление (виречана), клизмы (басти), очищение через нос (насья) и кровопускание (рактамокшана). Лечение необходимо проводить в клинических условиях, очень осторожно и под постоянным наблюдением опытного врача во избежание осложнений. Первым действием будет терапевтическая рвота (вамана). Она помогает решить многие хронические проблемы дыхательной и эндокринной системы, кожи и суставов, связанные с избытком слизи. Процедура рвоты более актуальна при дисбалансе Капхи и требует определённой подготовки, имеет противопоказания и обязательно должна проводиться в условиях стационара. На территории России и в Украине существуют ограничения для проведения ваманы.
Насья – метод очищения и лечения через слизистую оболочку носа органов и тканей головы и грудной клетки с помощью пара, масел и порошков из трав, вводимых в носовые ходы. Производится после массажа шеи и плечевого пояса.
Третья процедура, которая использует слабительные средства, называется виречаной. В домашних условиях – это очищение с помощью мягких слабительных.
Четвёртое действие – басти. Это лекарственные клизмы и ванночки, которые могут оказывать как очищающее, так и питающее действие. Басти бывают масляные (анувасана-басти) и на водной основе (нируха-басти). Существуют комплексы масляных и травяных клизм: йога-басти (3 травяных, 5 масляных клизм), кала-басти (6 травяных, 10 масляных клизм) и карма-басти (8 масляных, 12 травяных клизм). Кап-хам можно делать басти с мёдом и солью, в этом случае снижается отёчность нижней половины тела.
Наконец, рактамокшана – это лечебное кровопускание. Приобретающая сейчас заслуженное распространение и популярность гирудотерапия является заменой классического лечебного кровопускания.
Для решения не очень серьёзных проблем или в качестве симптоматической терапии возможно применение только некоторых из этих действий. Но, будучи применёнными вместе, пять действий Панчакармы дополняют друг друга и позволяют не только избавиться от недугов, но и не допустить их появления в будущем.
Перед назначением очищения обязательно проводятся подготовительные процедуры (пурвакарма). Они включают в себя стимуляцию пищеварения и метаболизма (дипана), начальное пережигание и элиминацию токсинов в пределах желудочно-кишечного тракта (пачана), что занимает обычно около недели. Традиционно для этих целей используют смеси острых специй «Ашта чурна», «Трикату», «Вайшванара чурна», порошок или свежий корень имбиря. Затем начинают глубокое внутреннее пропитывание лекарственными маслами на основе топлёного коровьего масла (ги), внешнее умащение (абхъянга) кунжутным или другими маслами и прогревание (сведана) в течение семи дней. Хотя пурвакарма обычно предшествует основным очистительным процедурам панчакармы, промасливание и прогревание могут применяться отдельно.
Вот так, по-быстрому, мы пробежались по основным понятиям. Но этого крайне мало для серьезного изучения Аюрведы. Читай первоисточники ☺.
– А ты кто такой, скажи, пожалуйста?
– А ты кто такой?
– Нет, кто ты такой, я спрашиваю?!
– А ты кто такой?!
Для того чтобы определить свою индивидуальную конституцию, постарайся дать себе как можно более точную и честную оценку. Не поддавайся соблазну увидеть себя таким, каким хотелось бы быть, а не таким, каков ты на самом деле. Лучше, если тебя оценит ещё кто-то из друзей или членов семьи, а затем ты сравнишь эти две оценки для того, чтобы внести ясность.
Большинство людей относятся к типам с двойной дошей. Результаты теста могут выглядеть так: Вата – 15, Питта – 25, Капха – 9. Если ты, к примеру, набрал именно такое количество баллов, то принадлежишь к типу Питта-Вата. У людей, которые относятся к типу с тройной дошей, все три окончательных балла приблизительно одинаковы.
Заполни каждый раздел и подсчитай общую сумму, чтобы проставить количество баллов для каждой доши. Учитывай характерные симптомы за последние пять лет, а не за последний месяц. В результате проделанной работы ты сможешь подобрать диету и образ жизни для себя согласно рекомендациям Аюрведы.
Таблица определения дош
Конечный подсчёт очков: Вата ______, Питта______, Капха______.
Для начального понимания этого вопроса приведу яркие примеры лидирующих дош на общеизвестных персонах.
Вата-Питта: Барак Обама, Наоми Кэмпбелл, Георгий Вицин, Пьер Ришар, Одри Хепбёрн, Камерон Диас, Джулия Робертс, Ума Турман, Павел Воля.
Вата-Капха: Анджелина Джоли, Шарлиз Терон (хотя Питта у них также высока).
Питта: Мерил Стрип, Шэрон Стоун, Мадонна, Джек Николсон, Дженнифер Энистон, Брэд Питт, Стинг.
Питта-Вата: Николь Кидман, Тим Рот.
Капха-Вата: Мэрилин Монро, Лив Тайлер.
Капха-Питта: Евгений Моргунов, Людмила Зыкина, Дженнифер Лопес, Катрин Денёв, Гарик Харламов, Мигель из шоу «В танце», ведущий Владимир Соловьёв, Марлон Брандо, Жерар Депардье, Верещагин из фильма «Белое солнце пустыни», Джон Траволта, Бейонсе.
И пример тридоши со слегка лидирующей Капхой – моя любимая актриса, красавица Моника Беллуччи. Она говорит: «Я никогда не буду тощей. А ещё я родила ребёнка год назад и ленюсь. И я люблю поесть. Кому какая разница? Я – настоящая».
Касательно аппетита, люди Вата-типа всегда озабочены едой, но аппетит у них непостоянен: сильный голод может назавтра смениться отсутствием интереса к пище. Люди, страдающие головокружениями или обмороками, когда нет возможности перекусить между приёмами пищи, также относятся к Вата-типу. Строгий пост не приносит им радости, потому что их организм не запасается достаточным количеством энергии, чтобы выдержать длительные ограничения в пище.
У Питт аппетит хороший, и еда доставляет им настоящее удовольствие. Они всегда готовы поесть – утром, днём, вечером, ночью – и очень не любят пропускать приёмы пищи. Они бывают грубы и раздражительны, если им не удаётся поесть.
Представители Капха-типа обычно испытывают постоянное, но умеренное чувство голода, хотя могут быть склонны к перееданию на нервной почве. Они могут прекрасно пропустить приём пищи, не испытывая никакого физического недомогания, поскольку запасают много энергии в предчувствии периодов нехватки пищи.
Ватам обычно трудно эффективно работать, если они не позавтракали, и ближе к полудню они начинают ощущать тревогу или сонливость. Многие люди этого типа замечают, что пища в них быстро «перегорает», а потому стараются завтракать плотно, но большинство чувствуют себя лучше, имея лёгкий завтрак, а затем ранний обед или перекус перед обедом. Люди Питта-типа могут при необходимости и пропустить завтрак, особенно если преследуют какую-то цель, но ко времени обеда становятся вспыльчивыми и по-настоящему успокаиваются, только хорошо поев. Иногда, если они слишком долго ничего не ели, их мучит изжога. Они увлекаются стимуляторами и могут злоупотреблять кофе и чаем – как по утрам, чтобы стряхнуть остатки сна, так и в течение дня, чтобы поддерживать высокий уровень энергетических затрат. Сословие Капха-типа лучше всего чувствует себя после лёгкого завтрака – например, съев какой-нибудь фрукт, а иногда рады и вовсе пропустить завтрак. Обычно они не слишком огорчаются, пропустив даже и обед. В силу их природы стимуляторы их не привлекают, но утром они могут насладиться чашечкой кофе или чая, чтобы помочь себе мобилизоваться.
При рассмотрении типов пищеварения следует сказать, что всякий человек, чей кишечник не опорожняется регулярно раз в день без напряжения или приёма слабительных, может считать, что страдает запорами. Состояние, при котором три раза в день или чаще имеет место жидкий стул, можно считать поносом. Здоровый кишечник должен срабатывать один-два раза в день безо всякой помощи в первой половине дня, желательно до завтрака. Некоторые люди Вата-типа всю жизнь страдают запорами, причём кал у них, как правило, твёрдый и тёмный, по типу «овечьего»; часто образуются газы или вздутие живота. У других представителей этого типа имеют место перемены в поведении кишечника, когда периоды запоров сменяются периодами жидкого стула или поноса. Многие люди Вата-типа знают по опыту, что для хорошего пищеварения важны хорошие привычки в еде. При запорах люди чистого Вата-типа нередко реагируют только на сильнодействующие слабительные, такие как сенна или касторовое масло.
Питты редко страдают запорами, и обычно дефекация у них происходит регулярно и часто. Кал у них, как правило, желтоватый и хорошо сформированный, но иногда бывает жидким и может казаться горячим и обжигающим, особенно после горячей или пряной пищи. Ярко-жёлтый или оранжевый стул указывает на большую интенсивность Питты в теле. Многие представители Питта-типа отмечают, что такие продукты, как молоко, инжир, изюм и финики, действуют на них как слабительное.
У людей Капха-типа опорожнение кишечника обычно регулярное, раз в день. Иногда дефекация у них происходит замедленно. Кал чаще всего хорошо сформированный, бывает со слизью, но редко бывает твёрдым. При запорах они реагируют на слабительные средней силы.
Доши раскрывают индивидуальный тип конституции человека. Сухая кожа – признак доминирующей Ваты, чувствительная маслянистая кожа – признак лидирующей Питты, Капхи имеют хорошую кожу с красивой матовой маслянистостью.
Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись.
Очень жаль, что современная западная медицина утратила свои корни, уходящие в глубину веков. Она забыла об истинной природе человека, забыла, что человек возник не в силу эволюции древней обезьяны, а был сотворён, как и всё сущее на нашей планете, что каждый человек ИНДИВИДУАЛЕН, является открытой системой и должен находиться в равновесии с природой, а самое важное – современная медицина забыла объяснить человеку принципы здорового и духовного образа жизни. Не отвергая достижений современной медицины, я предлагаю тебе воспользоваться тем, что даёт Аюрведа. Я всегда восхищался и восхищаюсь целостностью этой науки. Аюрведа – это философия, психология, медицина, это стиль жизни, в конце концов. Веды, кстати, – это самые древние и объёмные Священные Писания Земли.
И далее поговорим о шести вкусах. В Аюрведе выделяют сладкий, кислый, солёный, острый, горький и вяжущий вкусы. Каждый вкус состоит из двух элементов (рис. с. 14). Аюрведическая теория вкусов помогает понять, почему мы становимся тем, что мы едим. Вкус является для тела тем же, чем являются эмоции для ума. Ощущение вкуса на языке вызывает определённые эмоции. На теории шести вкусов базируется вся ведическая фитотерапия и диетология. Сладкий вкус состоит из элементов Земля и Вода. По своим качествам он тяжёл, холоден и маслянист. Кислый вкус (Земля и Огонь) тяжёл, горяч и маслянист. Солёный вкус состоит из элементов Вода и Огонь. Он тяжёлый, согревает (насыпь соли в ранку, и всё поймёшь), увлажняет. Острый вкус состоит из элементов Огонь и Воздух. По своим качествам он лёгкий и сухой, оказывает согревающее действие. Горький вкус состоит из элементов Воздух и Эфир, он лёгкий и сухой, оказывает охлаждающее действие. И наконец, вяжущий вкус состоит из элементов Воздух и Земля. В небольших количествах он уменьшает секреторные выделения, укрепляет и очищает ткани тела. При избытке он подавляет деятельность секреторных желёз и сушит ткани, что вызывает запоры.
На санскрите вкусы звучат так:
1. Мадхура – сладкий.
2. Амла – кислый.
3. Лавана – солёный.
4. Кату – острый.
5. Тикта – горький.
6. Кашайя – вяжущий.
1, 2, 3 вкусы – повышают Капху и понижают Вату.
4, 5, 6 вкусы – понижают Капху и повышают Вату.
1, 5, 6 вкусы – понижают Питту.
2, 3, 4 вкусы – повышают её.
Что же теперь делать с этими знаниями о характеристиках? Применять в жизни! Немного разобраться, кое-что уложить в голове – и ты можешь быть настоящим руководителем своей судьбы. Ты сам сможешь вычислять, что тебе полезно, а что нет, а не пользоваться диетами и рекомендациями для всех.
Вата – холодная, сухая, утончённая, подвижная, острая, твёрдая, шероховатая, ясная.
Поэтому нуждается в:
• питании, повышающем Капху: маслянистой, тяжёлой, тёплой пище;
• сладком, остром, солёном вкусах;
• питании небольшими порциями, четыре раза в день;
• предпочтении в приготовленной пище;
• небольшом разнообразии продуктов питания;
• мягком применении соли и специй (куркума, фенхель, кардамон, гвоздика, корица, имбирь, чёрный перец, мускатный орех);
• овощах: овощи желательно должны быть лёгкими, приготовленными, использоваться с зерновыми кашами, сезонные салаты из свежих овощей должны быть достаточно промаслены, зимой едим квашенья;
• фруктах: фрукты должны быть сочными и питательными (виноград, бананы, гранаты);
• зерновых: из зерновых предпочтительнее цельнозерновые (рис, овёс, пшеница);
• всех молочных продуктах;
• жирных сортах белого мяса (курица, рыба, индейка);
• маслах: масла должны быть зимой тёплыми и тяжёлыми (топлёное масло ги, кунжутное масло), летом можно использовать лёгкие масла: оливковое, подсолнечное, миндальное, горчичное;
• разнообразных сладостях.
Избегать сухой пищи, кукурузного масла, ограничивать бобовые, не переедать капусту, редис и кукурузу.
Людям с конституцией Вата не следует принимать большие объёмы пищи, особенно тяжёлой, так как у них ферменты пищеварительного тракта вырабатываются в небольших количествах. Однако, поскольку скорость перехода пищевого комка из одной части желудочно-кишечного тракта в другую достаточно высока, им необходимо есть 4 раза в день. Аппетит обычно неустойчив и сильно зависит от психоэмоционального состояния. Поэтому Аюрведа не рекомендует им принимать пищу в строго определённое время, а есть лишь тогда, когда появится голод. Чаёк для Ваты включает специи: имбирь, кумин, шамбалу.
Симптомами дисбаланса Ваты является грубая, сухая кожа, недостаточный вес, боли, беспокойство, нетерпеливость, тревожность, запоры, боли в суставах, слабость, отсутствие концентрации, бессонница, скудные, болезненные менструации.
Согласно «Аштанга-Хридая-самхите», «Вату лечат умеренным применением масел; щадящими потогонными и очищающими методами; сладкой, кислой, солёной и тёплой пищей; масляным массажем; пребыванием в помещении; твёрдым руководством; смазыванием глаз; вином из зерна или сахара; тёплыми масляными клизмами, умеренными очищающими клизмами; жизнью в благоприятных условиях; лекарствами, стимулирующими пищеварительный огонь; всевозможными маслами, в особенности – масляными клизмами с кунжутным маслом либо с бульонами из мяса или животных жиров».
Пищеварительная система. Рекомендуемые специи: асафетида, каменная соль, чеснок, имбирь, кумин, фенхель, кориандр, кардамон, корица, аджван (сельдерей). Для нормализации стула полезны тонизирующие послабляющие средства, увеличивающие объём кишечного содержимого: блошная трава («Исабгол») и льняное семя; мягкие послабляющие, такие как Трифала («Чистол»); масляные слабительные, например касторовое масло.
Специальные тонизирующие травы, способствующие снижению Ваты: чеснок, ашваганда, бала (сида кордифолия), шатавари, калинджи, атмагупта (мукуна жгучая), амалаки; из доступных трав полезны также дудник, алтей, корень окопника, левзеи (даёт спокойную бодрость), пальма сабаля и целебные грибы кордицепс, шиитаке, рейши.
Снижению Ваты в дисбалансе способствуют следующие укрепляющие нервы травы: аир, ашваганда, харитаки, валериана, мускатный орех с тёплым молоком, асафетида, базилик; полезны также ромашка, боярышник (при учащённом сердцебиении) и др.