Это не обычная бизнес-книга из разряда «прочитай и повтори». Я в такие не верю. Пользы от них мало, а понтов и крутизны – наоборот, выше крыши. Авторы обычно их пишут для саморефлексии и пиара, мне это не интересно. Мы потратили на создание этой книги время потому, что я хочу принести вам пользу. Поделиться очень полезными инструментами, которые работают где и когда угодно. Черт возьми, если бы кто-нибудь рассказал мне про них на 30 лет раньше!
Так что расписывать, сколько у меня бизнесов, какой их оборот и прочее, я не буду. Во-первых, это есть в интернете. Во-вторых, в информации об авторах. В-третьих, скорее всего, большая часть читателей и так это знает. Не будем тратить время и поступим по-другому. Когда я иду в новый ресторан, я с большим интересом читаю негативные отзывы. Поэтому я предлагаю пропустить рассказы про то, чего я успел достичь, и сразу перейти к тому, что у меня не получилось. Так будет и честнее, и интереснее.
В начале 90-х у меня была фабрика по изготовлению сувениров. Челноки покупали их у нас и везли в другие страны, в основном в Германию. Мы с партнерами решили открыть офис в Берлине. Машина, офис, секретарь – это было круто. Круто, но нелогично. План был прост: челноки покупали у нас сувениры, условно говоря, по 3 рубля за штуку, а продавали за 10. Мы решили продавать за 4 рубля сами. Не пошло. У нас не покупали. Возможно, потому что мы, русские, не понимали особенности немецкой души. А может быть, немцы думали, что мы жулики. Через полгода офис так и не принес прибыли, мы его закрыли.
В 1998 году я купил на торгах здание на Малом проспекте, 54, чтобы потом перепродать его немецким партнерам. Проект обещал принести большую прибыль. Но случился кризис, и ни о каких деньгах и тем более немцах уже не могло быть и речи.
Я остался с пустующим зданием и приличным долгом.
В 1997 году мы с партнером решили купить несколько тонн креветок. Взяли кредит на 2 миллиона рублей и принялись за дело. Корабль-завод ловил их и заготавливал прямо на борту: получались консервы, которые мы рассчитывали выгодно продать. В Австралии или где-то еще он сломался. В итоге мы получили на руки несколько десятков вагонов консервов, которые нельзя было продать: на крышке значился не тот срок годности. Формально продукт был просрочен.
Мы провели анализ: с продуктом все было в порядке, он был пригоден к употреблению, качество было на высоте. Мясо можно было есть, но кого в этом теперь убедишь? Мы додумались сделать этикетку, благодаря которой в восприятии людей неверная дата окончания срока годности превращалась в дату изготовления. Мы больше года как могли избавлялись от этих банок: продавали их и ели сами, каждый день. С тех пор я всеми фибрами души ненавижу мясо криля. Наелся на три жизни вперед.
В банке, который нас кредитовал, мы не появлялись месяца четыре: пока не собрали наконец нужную сумму. Только благодаря очередному валютному кризису нам удалось продать эти креветки. Собрали, отправили средства на счет и выдохнули, что история закончилась. Довольно быстро выяснилось, что банк обанкротился. Могли бы ничего не возвращать, говорили, подтрунивая, наши друзья. Могли, конечно. Но зато мы спали спокойно и оставались честными людьми.
В другое время я задумал открыть 100 типовых торговых центров по России. «Формат» – такое рабочее название было у этого проекта. Мы с партнерами купили несколько участков, согласовали проект, пожалуй, со всем внешним миром, продумали детали и проговорили нюансы с ритейлерами. Но в каждом районе наша бизнес-идея наглухо упиралась в местного «царька», владеющего ларьком или магазином, который всячески не пускал торговый центр на свою вотчину. Это был самый убыточный проект из всех моих начинаний.
Уже в наше время, несколько лет назад, я задумал создать паркинг на воде. Это была красивая идея. Мест для машин в Питере категорически не хватает, особенно в центре, решить эту проблему можно было изящно, просто и очень красиво. Я использовал знания, полученные в Корабелке, привлек к сотрудничеству финнов и архитекторов. Мы с командой все просчитали, сконструировали модель, которую можно было достаточно просто передвигать туда, где паркинг в это время был более необходим – во время больших мероприятий, международных форумов и так далее. Даже получил патент на изобретение и одобрение городских властей. Вы догадываетесь, что произошло? Совершенно верно. Власти сменились, и проект был заморожен. Может быть, еще построим. Я уверен, что это отличный проект.
Все эти неудачные попытки, конечно, могли бы заставить меня остановиться, успокоиться и перестать рисковать. Особенно в 2001 году, когда мои партнеры лишили меня бизнеса стоимостью 20 миллионов долларов. Могли бы, если бы я не был собой и не знал правила айкидо. Причем тут они? Сейчас все поясню.
Но сначала один важный момент. Вокруг нас полно книг, где люди, построившие бизнес в 90-е или начале 2000-х, учат сегодняшнюю предприимчивую молодежь уму-разуму. И те, кто только стоят в начале своего предпринимательского пути, как правило, с большим интересом внимают опыту акул бизнеса. Но мир изменился. Сейчас другое время, другие правила, нужны другие компетенции. Именно по этой причине я не вижу никакой пользы в том, чтобы рассказывать вам о том, как я строил и строю бизнес, и предлагать вам повторить. Это не будет работать.
Вместо этого я собираюсь рассказать вам несколько простых правил, объединенных одной идеей. Зная их, можно запустить и сохранить бизнес в любое время в любой стране и на любом рынке. И дело не только в бизнесе – эти правила универсальны и так же эффективно работают на вас и на работе, где вы наемный специалист, и дома, где вы муж или жена, сын или дочь и так далее. Они работают везде и для всех.
Хотя про айкидо я узнал в конце 90-х, оказалось, что все, что у меня получалось, как раз и было айкидо. А там, где я шел напролом, как правило, меня ждал тупик или провал. Как в бизнесе, так и в личных и производственных отношениях.
Итак, представьте себе двух бизнесменов в кимоно. Пусть это будет поединок. Один, известный на рынке игрок, наступает. Другой, пусть это будет неокрепший новичок, всю жизнь работал в другой сфере, только пришел на этот рынок и теперь должен держать удар. Скажете – у второго нет шансов? А вот и нет. Если знать правильные приемы, встречную энергию противника можно направить на благо себе. Думаю, можно не объяснять, что вместо «акулы бизнеса» условным противником «новичка» может быть что угодно. Внешние обстоятельства, подрядчики, контрагенты, клиенты, собственная жена или даже совершенно незнакомые люди на улице.
Этими правилами я и хочу с вами поделиться. В них нет ничего сложного. Более того, они, наоборот, достаточно просты. Вся соль в том, что о них мало кто знает. А те, кто в курсе, не задумываются о том, как именно их можно применять. А применять можно, причем как в бизнесе, так и в жизни. Часто все, что у вас получается в жизни легко, как будто случайно, на самом деле и есть айкидо. Важно научиться использовать это сознательно в других сферах.
Эта книга – тоже пример айкибизнеса. Я бизнесмен и не умею писать книги. Сколько себя помню, списывал сочинения в школе, так что писательство – это точно не мое. Мой соавтор – журналист Анастасия Жигач – не обладает опытом ведения бизнеса и до того, как познакомилась со мной, не знала приемов айкидо. В результате наших многочасовых бесед я объяснил, как приемы айкидо влияют на нашу жизнь и в чем они заключаются, поделился своим жизненным опытом и предложил перенести эти знания на бумагу в виде текста, который может принести пользу тысячам людей. Результат перед вами: осмыслив полученные знания и опробовав их на себе, Настя разобралась в том, как работает айкидо, и написала эту книгу. Каждый вложил в нее то, в чем силен, воспользовавшись силой второго. Выиграли все. Знающий и опытный + хорошо пишущий и молодой = успешное сотрудничество.
В книге три главы. Сначала мы разберем теорию (см. главу «Правила айкидо»), а потом посмотрим, что происходит с этими знаниями на практике («Правила айкидо для жизни, работы и бизнеса»). Краткие выводы и моя собственная философия бизнеса спрессованы в советах для предпринимателей. И наконец, я дам вам возможность не только увидеть, что такое айкидо, на конкретных примерах (они есть в каждой главе), но и попрактиковаться в полученных знаниях самостоятельно (для этого есть приложение «Айкипрактика» и телеграм-канал AIKIBUSINESS).
Ответы на задачки в последней главе вы найдете, отсканировав QR-код. Там же собраны остальные полезные бонусы для лучшего усвоения материала. Эта книга, что очень приятно для человека из XXI века, написана в связке с дополненной реальностью. Получить доступ к ней просто: достаточно навести камеру телефона на QR-коды, разбросанные по страницам книги. Они уже попадались вам чуть выше. Можно вернуться к ним и проверить, что мы там для вас приготовили. Думаю, вам понравится.
Так вот, когда я понял, что не смогу продать первое здание, я начал свой арендный бизнес. Создал комфортные условия, привлек арендаторов и начал работать в рамках совершенно новой для меня бизнес-модели. Применил одно из правил айкидо, остался на плаву, а в итоге нашел для себя новый большой и интересный рынок. Это был один из первых бизнес-центров не только в Санкт-Петербурге, но и в России. Интересно, как это получилось и что сталось с другими «неудачами»? Я готов делиться своими знаниями. Уверен, они пригодятся всем: бизнесменам, начинающим предпринимателям, людям, только мечтающим о бизнесе, наемным специалистам, мужьям, женам, наконец водителям автомобилей – правила айкидо работают везде, вне зависимости от пола, возраста, опыта, профессии, социального и финансового положения вашего собеседника. Как сказал основатель айкидо, Морихей Уесиба, айкидо предназначено для всего мира. Айкидо для всех. «Вы должны тренироваться не из эгоистических побуждений, а для всех людей и повсюду», – сказал мастер. Я рад и тренироваться, и нести эти знания дальше.