В деятельности каждого предприятия в той или иной степени заинтересованы группы участников. Руководство компании решает задачи удовлетворения интересов всех групп, сохраняя каждого участника внутри зоны толерантности. Каждый участник имеет определенные границы интересов, за пределами которых резко возрастает риск разрушения бизнеса:
– акционеры надеются на высокие дивиденды и на повышение рыночной стоимости компании, что является результатом прибыльности и роста компании, – неспособность компании удовлетворить надежды владельцев акций является причиной их недоверия руководству компании;
– сотрудники склонны к долгосрочной лояльности компании при стабильности трудоустройства, конкурентоспособной заработной плате и удовлетворении от работы – неспособность компании удовлетворять подобные интересы может стать причиной утраты мотивации и лояльности, проблем набора персонала, различных форм социального протеста работников;
– клиенты: их спрос – причина деятельности компании, и неспособность удовлетворять запросы клиентов создает риск утраты бизнеса;
– поставщики заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве, участии в продвижении новых товаров и в своевременной оплате – неспособность компании предоставлять им эти преимущества приводит к срывам поставок или повышению цен;
– общество заинтересовано в высокой гражданской ответственности компании и долгосрочных перспективах деятельности в данном регионе в качестве работодателя и налогоплательщика – неспособность компании отвечать этим интересам может привести к затруднениям в получении разрешений в различных органах, к судебным искам, например, по экологическим нарушениям и т. д.;
– правительство заинтересовано в компании как в работодателе, источнике создания материальных ценностей для экономики страны, источнике налоговых поступлений – неспособность компании выполнять законы может привести к судебным преследованиям и к принудительной ликвидации компании.
Бизнес, ориентированный на долгосрочное развитие, будет конкурентоспособным лишь при профессиональном менеджменте, опирающемся на гармонию взаимоотношений внутри фирмы. Успех фирмы зависит не от действий одного человека, а складывается из взаимодействия между всеми сотрудниками. Если клиенты вспоминают о предприятии, то вспоминают своих конкретных собеседников.
Кадры – основной капитал предприятия. Если оно располагает квалифицированными и старательными исполнителями, то можно считать это большой удачей.
Не следует полагать, однако, что хороший коллектив – просто счастливый случай или результат надлежащей оплаты труда. Он формируется под влиянием множества факторов, основные из которых: тщательно продуманное перспективное планирование кадрового состава, взвешенная кадровая политика, учитывающая интересы работников, здоровая обстановка в коллективе предприятия, надлежащие возможности обучения и повышения квалификации.
Общие положения, касающиеся кадровой политики, дополняются следующими аспектами, также оказывающими на нее существенное влияние: высокие темпы технического прогресса в автомобилестроении, в технологии ремонта и в компьютеризации, связанной с решением прикладных задач, повышенные запросы клиентуры, требующей высокого качества работы, консультативной поддержки и обслуживания при взвешенном подходе к ценообразованию, обостряющиеся условия конкурентной борьбы.
Приведенные выше положения не новы. Однако их значимость все более возрастает, если учитывать следующие тенденции: уровень информированности людей повсюду повышается, растет их самосознание, отчетливо проявляются требование к уважению личности, желание участвовать в принятии решений, в том числе касающихся условий труда; вопросы кадровой политики становятся предметом все более пристального внимания общественности; затраты на содержание персонала существенно возросли и продолжают увеличиваться; именно в людях почти всегда кроются истинные резервы и возможности, которые часто не используются из-за недооценки человеческого фактора.
Вот мнение человека, организовавшего автосервис и бросившего это дело по причине проблем с персоналом:
“Большинство исполнителей в большинстве автосервисов – необразованные и безответственные. Клиентам надеяться на личные связи с такими “специалистами” бесполезно. Они все и всем делают плохо, потому что не умеют по-другому. Обучать персонал владельцы считают невыгодным, опасаясь, что после обучения он разбежится в поисках более высокой зарплаты. Люди способные и знающие не задерживаются в нижнем звене, их просто не хватает в руководстве.
В фирменных автосервисах цены потому и высоки, что каждого исполнителя учат и контролируют бригадиры, мастера, менеджеры – обученные и хорошо оплачиваемые, умеющие подавлять основной инстинкт безответственного “работяги” – сделать коекак и уйти на перекур”.
На предприятие приходит не абстрактная “рабочая сила”, а конкретный человек со всеми присущими ему качествами, особенностями и недостатками. Менеджерам всех уровней рекомендуется предпринимать необходимые усилия для удовлетворения нужд персонала. Это учитывается зарубежными менеджерами в кадровой политике. Ниже приведен перечень нужд сотрудников, которые рекомендуется держать в сфере внимания руководителей.
Физические нужды: люди желают обедать в стороне от рабочих мест, в чистой и уютной столовой, пользоваться чистыми, хорошо освещенными, хорошо вентилируемыми раздевалками, туалетами, душевыми.
Стабильность и безопасность: служащие и рабочие предпочитают работать на удобных и чистых рабочих местах, быть защищенными от травматизма, от простоев при сдельной системе оплаты труда из-за несвоевременной доставки к рабочим местам материалов для ремонта или малого количества заказов.
Социальные нужды: многие хотят развиваться, учиться новым навыкам, готовиться к использованию более широких возможностей.
Оценки: в коллективе сотрудники пересматривают свои самооценки, учатся уважать мнение других, помогать друг другу.
Надежды: квалифицированные сотрудники надеются со временем быть выдвинутыми на более высокооплачиваемую должность, или организовать собственную мастерскую, или добиться удачи другим способом.
Всегда есть разрыв между тем, что люди хотят и что действительно необходимо или возможно. Прежде всего рекомендуется внимательно выслушивать обращающихся к руководству. До 40 % обратившихся, как утверждают социологи, бывают удовлетворены уже тем, что их терпеливо выслушали. В ответ следует оценить обоснованность требований. Но чтобы быть готовым к такой оценке, необходимо знать как можно больше обо всех сотрудниках – об их семьях, жилищных условиях, проблемах, интересах, хобби, а также анализировать развитие их требований во времени. Если фирма слишком большая, чтобы высшие руководители могли лично знать всех, этого требуют от руководителей подразделений, чтобы при необходимости они могли подготовить высшего руководителя к разговору с тем или иным сотрудником.
В фирмах работают люди разных типов и характеров. Их поведение часто трудно понять и предсказать. Одна из проблем, с которой сталкиваются руководители, – их собственная субъективность. Знание руководителями мотивов поведения и потенциала людей, работающих под их руководством, позволяет им лучше мотивировать, управлять и использовать кадровые ресурсы для достижения целей фирмы, максимизируя индивидуальную производительность, сотрудничество, творческий потенциал и вовлеченность людей в процессы, улучшая коммуникабельность и психологический климат, отбирать лучших квалифицированных людей для рабочих мест на всех уровнях. Одна из проблем – это “оценка степени вписываемости” нового сотрудника в коллектив. Даже прекрасный профессионал не всегда уживается в коллективе. И дело даже не в том, что он обладает скверным характером, – возможно, он не подходит для компании с данной корпоративной культурой.
Необходимо знать как можно больше обо всех сотрудниках – об их семьях, жилищных условиях, проблемах, интересах, хобби, а также анализировать развитие их требований.
О сотрудниках, от которых зависит устойчивость фирмы, необходимо знать все. Для ориентира ниже приведены выдержки из стандартного досье, используемого в разведке[3].
“Жизненные привычки.
Уважаемая музыка и литература, обожаемые напитки и кушанья, тип используемых сигарет, доминирующее настроение, режим сна, читаемые газеты и журналы, темы разговора, способы траты свободного времени, излюбленные маршруты, наиболее посещаемые места, избегаемые места, предпочитаемая одежда, обычная прическа, ношение бороды и усов, использование глазных линз и очков, носимые украшения, тип людей, с которыми предпочитает встречаться, проведение отпуска.
Взгляды и их устойчивость.
Политические, моральные, житейские, эстетические: разнятся ли высказывания в официальной обстановке и личном кругу…
Отношение к происходящим событиям: безразличное, ироничное, экстремистское…
Национализм: скрывание национальности, превознесение своей нации, соблюдение национальных традиций, отношение к другим национальностям…
Отношение к родным и близким: степень привязанности, частота и тип контактов…
Отношение к себе: требовательность, попустительство, ироничность, мнение о себе (адекватное, повышенное, низкое)…
Возможности:
– внешние – по причине делового положения, знакомств, родственных связей…
– внутренние – в силу личностных качеств, образования, тренировки…
Увлечения, с учетом их профессионализма и притягательности: женщины, алкоголь, кухня, деньги, путешествия, спорт, коллекционирование, порнография, музыка, театр, телевизор, компьютер, христианство, язычество, восточные религии, азиатское военное искусство, нетрадиционная медицина, оккультизм, история, астрология, йога, охота, собаки, шахматы, азартные игры, автомобиль, радиолюбительство, народные промыслы…
Всевозможные умения: водить машину, чинить машину, пилотировать самолет, ремонтировать телевизор, драться, стрелять, плавать, соблазнять женщин, класть печи, ориентироваться на местности…
Странности: вера в приметы, особые ритуалы, необычность в манерах, одежде, прическе…
Отношение к разным аспектам жизни: к женщинам, алкоголю, деньгам, приключениям, литературе и искусству, моде, торговле, материальной выгоде, проституции, гомосексуализму, наркомании, терроризму, ценам, акциям, приватизации, религии, партиям, политическим деятелям…
Мотивации и иерархия: потребность в безопасности и понимании, любовь к детям, сексуальная неудовлетворенность…
Слабости и уязвимости:
– внутренние – слабости характера, физические недостатки, некоторые привычки, “мелкие” радости и пороки, сильные привязанности…
– внешние – щекотливые моменты биографии, тщательно скрываемые аспекты личной и деловой жизни…
Затруднения: денежные, сексуальные, информационные…
Честолюбивые замыслы: стремление к деловой или политической карьере, тайной или явной власти, всяческой известности…
Враждебность: к человеку, организации, стране, нации, образу мыслей, определенному поведению…
Неудачи: семейные, профессиональные, деловые, любовные, престижные…
Методы действий: словом, делом, прямой атакой, хитростью, компромиссом, чужими руками…
Поведение в пьяном виде: контролируемость, слезливость, добродушие, агрессивность…
Поведение в экстремальной ситуации: “бросается в бой”, убегает, выжидает, замирает…
Поведение в группе: стремление к лидерству, подчинению, анархии, равноправию, изолированности…
Эмоциональное реагирование: речевое поведение, уровень скрываемости чувств, характерные для определенной эмоции жесты и психофизические реакции…
Сексуальные нюансы: степень мотивации, отклонения от нормы, контролируемость, привычки…
Психологические и интеллектуальные качества:
– мышление (конкретное – абстрактное);
– эрудиция (общая и частная);
– интеллект (догматичность – гибкость);
– способность к анализу – верхоглядство;
– сообразительность – тупость;
– проницательность – поверхностность;
– критичность мышления – легковерие;
– практичность – фантазийность;
– консерватизм – новаторство;
– рискованность – нерешительность;
– уступчивость – агрессивность;
– одержимость – пассивность;
– стремление к лидерству – подчиняемость;
– приспособленчество – независимость;
– маневренность – прямолинейность;
– легковерие – подозрительность;
– любознательность – безразличие;
– внушаемость – способность преодолеть внушение;
– совестливость – практичность;
– принципиальность – конформность;
– снисходительность – требовательность;
– альтруизм – эгоизм;
– вера в себя – вера в обстоятельства;
– открытость (экстравертность) – замкнутость (интровертность);
– склонность хитрить – бесхитростность;
– хладнокровие (как в опасности, так и в ожидании) – импульсивность;
– сдержанность (в поступках, разговорах, выдаче информации) – распущенность;
– уверенность в своих силах – беспомощность;
– жестокость – мягкость (доброта);
– храбрость – трусливость;
– отношение к угрозе (ярость – безразличие – страх);
– работоспособность в стрессовой ситуации;
– переносимость боли и стрессовых ситуаций;
– быстрота реагирования (на внезапное изменение темы разговора, на отдельные действия);
– эмоциональная уступчивость;
– сила и длительность эмоций;
– способность долго скрывать свои чувства;
– уровень притязаний;
– наблюдательность;
– обязательность;
– тревожность;
– лживость;
– мстительность;
– чувство благодарности;
– тщеславие;
– сексуальность”.
Согласно рекомендациям одной из компаний, оценивая качество работы сотрудника, необходимо правильно сформулировать ответы на следующие вопросы:
– какую деятельность служащий может исполнять наиболее успешно;
– как служащий понимает свои задачи;
– как, по мнению служащего, он должен применять свои навыки и как он старается исполнять свои функции;
– манера, в которой служащий фактически относится к работе;
– почему служащий относится к работе именно так;
– как тщательно служащего нужно контролировать;
– самостоятелен ли служащий, компетентен ли, аналитичен и независим в принятии решений;
– каков служащий в сотрудничестве с другими;
– чувствует ли служащий себя членом команды и будет ли следовать за лидером;
– присущи ли служащему энтузиазм, восприимчивость, оптимизм;
– способен ли служащий делегировать ответственность и полномочия;
– имеет ли творческие способности;
– какова степень самоорганизации;
– насколько терпелив, стабилен и методичен;
– как быстро служащий исполняет задания;
– насколько хорошо переносит длительные перегрузки;
– может ли проявлять независимую инициативу и энергию, чтобы сделать работу быстро;
– может ли легко и эффективно изменять приоритеты;
– насколько требователен и точен в мелочах;
– будет ли исполнять политику фирмы;
– насколько хорошо может работать без инструкций;
– гибок ли в спорных ситуациях;
– может ли быстро добиваться продаж;
– насколько знающ и чуток;
– насколько стоек и вынослив для длительной работы в случаях напряженных ситуаций;
– каковы его моральные устои и почему;
– какие стимулы наиболее пригодны для мотивации его труда;
– какие методы управления наиболее полезны для получения от него большей отдачи;
– какие знания и навыки необходимы для исполнения поручаемой работы;
– как он должен применять навыки для исполнения поручаемой работы;
– в каком развитии нуждается, чтобы соответствовать требованиям поручаемой работы;
– как получить наибольшую отдачу от сотрудника;
– кто из сотрудников имеет наибольший потенциал, чтобы исполнять успешно эту работу.
В тех же рекомендациях предлагается составлять примерный психологический портрет для каждой должности, чтобы при подборе людей ориентироваться на него. В качестве примера ниже приведены краткие психологические портреты оператора-диспетчера и инженера по гарантии из руководства по работе с кадрами этой компании.
Оператор диспетчер
Это должен быть общительный, дружелюбный и благожелательный человек, свободно чувствующий себя при контактах с любыми клиентами, хорошо работающий в коллективе.
Он должен быть гибким и убедительным в переговорах с клиентами, способным побуждать клиентов на решения, искренне интересуясь их потребностями. Ему свойственно удовлетворение от выполнения услуг для других людей.
Он терпелив, мягок и внимательный слушатель. Люди находят, что с ним легко говорить, ни давления, ни нетерпения не чувствуется.
Его бескорыстный, некритичный интерес к другим полезен в развитии и поддержании персональных отношений. Он хорош в повторяющихся контактах и подчиняет собственные интересы интересам других, включая руководство компании или бригады. Работая стабильно, но не в быстром темпе, он достаточно терпелив, чтобы кропотливо, из месяца в месяц, делать однотипную работу. Его работа прежде всего требует коммуникабельности.
Имея устойчивый характер, он работает лучше всего в знакомой обстановке среди знакомых людей, но менее эффективен для работы в часто изменяющихся ситуациях или условиях. Он плохо приспосабливается к изменяющимся ситуациям и требовал бы более длительного инструктажа и привыкания, чтобы выполнять работу.
Будучи скромным человеком с относительно невысокой инициативностью и конкурентоспособностью, он имеет сильные качества – понимание других и способности срабатываться с другими.
Он менее эффективен в работе технического характера, которая требует высокой квалификации и точности исполнения.
Рекомендации для управления сотрудниками такого психологического типа:
Дайте ему возможности для контактов с другими в области оказания услуг. Поручите ему работу, операции которой хорошо описаны в инструкциях, последовательны и предсказуемы. Он нуждается в полном обучении каждой новой работе и практике, а затем – в поддержке дружественного, полезного, сильного менеджера. Социальное признание – для него достаточная мотивация в работе.
Инженер по гарантии
Это должен быть серьезный, думающий, аналитичный, дисциплинированный человек, аргументирующий свои поступки и решения. Иногда, будучи сосредоточен, настолько занят своими размышлениями, что кажется отсутствующим, даже находясь среди других сотрудников.
Добросовестный человек, его подход к работе систематический, методический, хорошо организован, основан на высокой квалификации и уважении к документированию. При работе с фактической и технической информацией он выполняет работу, тщательно обдумав, с высоким качеством и точностью.
Поскольку он обеспокоен точностью выполнения работы, он предпочитает делать ее сам. Ему трудно делегировать кому-либо свою работу или работать вместе с другими.
Несколько застенчив и несвободно чувствует себя в некоторых житейских ситуациях. Однако в сфере своей квалификации ведет себя уверенно при обсуждении технических вопросов.
По мере накопления опыта становится специалистом высшей квалификации.
Относится к своим обязанностям очень серьезно, вплоть до беспокойства за них и в неурочное время. Это беспокойство плюс его старания к качеству выполнения работы делают его особенно чувствительным к критике его работы и отзывчивым на похвалу. Он инициативен, у него появляется много идей, однако он не торопится их излагать или внедрять, именно потому, что хочет избежать возможной критики или споров, которые они могли бы вызвать.
Рекомендации для управления этим типом человека:
Он будет наиболее эффективен в выполнении самостоятельной работы, без участия или с минимальным участием других. Поручайте ему специализированную работу, которой он обучен и которая использует его дисциплинированное, аналитическое мышление и систематизированный, терпеливый стиль работы.
Он предпочитает структурированную и формализованную работу, без срочности и спешки, без зависимости и ответственности от работы других сотрудников.
При мотивации труда для этого индивидуума важно признание его высокой квалификации и склонности выполнять работу только отлично.
Увольнение сотрудника – всегда провал или в подборе кадров, или в работе с кадрами. В то же время: “Вашу жизнь портят не те люди, которых вы уволили, а те, которых вы не уволили"[4].
Выращиванием эффективных команд должны заниматься сами предприятия, не жалея средств на отбор и обучение сотрудников. Замена сотрудника стоит 3–5 тыс. долларов, если учесть расходы на объявления, оплату кадровых агентств, отбор, обучение, низкую производительность труда в первые месяцы. Но после того как предприятие потратит время и средства на обучение работника, его могут переманить конкуренты. Чтобы этого не происходило, надо обеспечивать хорошим работникам постоянное продвижение по служебной лестнице внутри фирмы.
Специалисты часто меняют место работы, и причины их ухода различны – невозможность профессионального или служебного роста, неудовлетворенность зарплатой, отсутствие или скудость “социального пакета”, конфликты с сотрудниками или с руководством и т. п. Сотрудники настолько лояльны к своей фирме, насколько она хорошо к ним относится. Если персонал будет получать удовольствие от работы, то устойчивости фирмы угрозы нет. Порой достаточно создать сотруднику более комфортные условия труда, чтобы он не ушел.
Одна из рекомендаций зарубежных специалистов направлена на вовлечение сотрудников в процесс принятия решений – они становятся творцами своей фирмы. А это искомый ресурс ее гибкости и приспособляемости. В деловых играх две команды – “настоящего” и “будущего” – пишут два разных проекта, как это принято при стратегическом планировании. В какой команде играть, выбирает сам сотрудник в соответствии со своими личными склонностями. Один сценарий – какой фирма будет сегодня и завтра, если устранить существующие недостатки, и второй – какой могла бы быть компания, если бы ее заново создавали. Проекты анализируют и выбирают оптимальные в соответствующей ситуации решения[5].
Стратегия управления фирмой должна формировать привлекательный образ будущего, в котором есть место для каждого сотрудника. Руководство, которое этого не делает, консервирует иждивенчество персонала. Наряду с хорошими личными взаимоотношениями внутри фирмы, грамотно выстроенные процедуры и правила должны делать максимально комфортным существование сотрудников.
Для повышения качества работы с кадрами следует:
♦ беречь квалифицированные кадры;
♦ пользуясь конъюнктурой рынка рабочей силы, переманивать квалифицированных специалистов от конкурентов;
♦ создать кадровый резерв, открыв платные курсы соответствующих специалистов;
♦ принять меры для обучения руководителей подразделений современному менеджменту, пригласив преподавателей читать лекции в офисе и обязав сотрудников пройти обучение во внерабочее время;
♦ уточнить компетенции – ввести в должностные инструкции требования к профессиональной квалификации специалистов;
♦ увеличить детальность контроля и частоту отчетности;
♦ уйти от поощрений за количественные показатели, перейти на поощрения за положительную динамику качественных показателей;
♦ поощрять качество исполнения и способности находить нестандартные решения.
Зарубежные компании работу с персоналом обязательно включают в программу мероприятий PR:
Активный подбор кадров, создание кадрового резерва, организация обучения и повышения квалификации специалистов.
Эффективная система оплаты труда с очевидной перспективой для каждого.
Создание “корпоративного духа” путем морального стимулирования хорошей работы, обеспечивающей качество обслуживания клиентов, совместных праздничных мероприятий, внутрифирменных конкурсов, разработки фирменного гимна, флага.
Выработка системы продвижения кадров.
Сбор и хранение материалов по истории фирмы.
Исключение бесконтрольного общения с прессой сотрудников фирмы без участия представителя службы PR по вопросам, касающимся деятельности фирмы.
Согласование содержания любой документации, ориентированной на массового клиента.
Разработка и выполнение “фирменных стандартов”. Внедрение в практику девиза “За имидж фирмы отвечают все сотрудники, а не только отдел PR”.
Участие в подборе персонала, непосредственно работающего с клиентами.
Тренинг персонала для эффективной коммуникации с клиентами и партнерами.