Сейчас все еще широко распространено закрепление механиков за рабочим местом или рабочих мест за механиками. Оплата труда чаще всего осуществляется за личный труд механиков.
Недостатками такой модели работы являются:
♦ рабочее место долго занято одной машиной;
♦ низкое качество взаимообучения механиков из-за отсутствия взаимодействия;
♦ недостаточная гибкость в планировании работ;
♦ недостаточная экономичность;
♦ длительный период ожидания по предварительной записи из-за низкой пропускной способности цеха;
♦ мало ожидающих клиентов, которых можно было бы “окучивать”, соблазняя витринами магазина запчастей и принадлежностей – из-за длительных сроков ремонта клиенты оставляют машины и уходят;
♦ недостаточные возможности контактов сотрудников с ожидающими клиентами;
♦ отсутствие совместной работы и взаимопомощи;
♦ поощрение эгоизма сотрудников;
♦ отсутствие командного чувства, социальной связанности сотрудников в коллектив;
♦ большие нагрузки на руководство;
♦ низкий уровень готовности обучаться и скорости обучения;
♦ большая текучесть кадров.
Работа в группах или бригадах дает:
♦ большую гибкость в использовании кадров;
♦ ускорение процесса обучения;
♦ рост командного чувства.
Бригадир в каждой группе берет на себя ответственность за качество работ, дисциплину, организацию труда.
Работа в бригаде позволяет ускорить процессы обучения и развивает коллективное мышление. Но считается, что бригада должна быть небольшой, максимум 4 человека, при работе по сменам по 4-дневной рабочей неделе – максимум 5 человек. Этим гарантируется присутствие как минимум четырех участников и исключается возможность перегрузки бригадира, связанная с потерей производительности.
Одним из вариантов бригадной работы при недостатке квалифицированных кадров является бригада, состоящая из одного специалиста и подмастерьев с разной степенью обученности. В таких бригадах работа выполняется строго по указаниям специалиста “от и до и не более”. Каждую операцию специалист поручает подмастерьям и проверяет после исполнения. Такая организация работы распространена в развивающихся странах с невысоким образовательным уровнем населения (например, Сирия), но в последние годы замечена и в Европе (Чехия).
Метод многоуровневых рабочих мест используются в течение многих лет в других отраслях – на предприятиях ремонта самолетов, судов, крупного оборудования и т. п.
При многоуровневом методе очередность работ планируется так, чтобы при минимуме времени нахождения автомобиля на подъемнике или другом посту выполнить максимальное количество работ разными специалистами.
При организации работы бригадир сортирует заказы-наряды на много– и одноуровневые.
Преимущества многоуровневого метода организации работ:
♦ короткое время на ремонт;
♦ высокая экономичность использования постов;
♦ высокая пропускная способность СТО.
Исследования показали, что почти 65% всех работ на автомобиле являются многоуровневыми – если диагностика тоже осуществляется на не разобранном автомобиле.
Преимущества бригадной работы на многоуровневых рабочих местах:
♦ более важной задачей в организации работы становится загрузка механика, а не загрузка рабочего места;
♦ бригадир контролирует одновременно нескольких механиков, занимающихся одной машиной;
♦ сокращение времени на ремонт;
♦ высокое качество работ за счет взаимного контроля механиков;
♦ более экономичное ведение работ за счет использования эффекта взаимного дополнения операций механиков;
♦ меньшие потребности в площадях;
♦ снижение потребности в инвестициях при создании новых СТО;
♦ лучшее использование существующих площадей: 4 механика на 3 рабочих местах, а при 4-дневной рабочей неделе – 5 механиков на 3 рабочих местах;
♦ одинаково хорошее качество обучения участников бригад за счет постоянной совместной работы;
♦ ярко выраженный коллективизм, развитие чувства команды, как следствие – высокая ответственностью и сильная социальная взаимосвязанность;
♦ обучение и адаптация новых сотрудников происходят легко, в процессе работы, также всех сотрудников и при появлении новых моделей;
♦ увеличение объемов работ и сбыта запчастей;
♦ низкий уровень текучести кадров;
♦ увеличение желания учиться и скорости обучения.
Для многоуровневых рабочих мест необходима функциональная организация рабочего процесса:
♦ качественная диагностика;
♦ заказы-наряды без возможных неожиданностей, которые появятся во время работы и потребуют изменения сроков;
♦ предварительное обеспечение наличия запчастей.
В табл. 5 показано, какие методы организации работы больше отвечают современным требованиям.
Таблица 5
Современные требования и методы организации работы
Форма индивидуальной работы не соответствует духу времени. Она не дает возможности сотрудникам и различным отделам СТО взаимно дополнять работу друг друга. Необходимы чувство команды и все более тесная связь между различными отделами. Очень важны контакты с ожидающими клиентами, если они используются для продаж товаров и услуг.
Командная работа повышает способность СТО к выживанию. Важно занять большее количество механиков на малой и дорогой площади цеха. Ускоренное обучение и ярко выраженная удовлетворенность сотрудников являются основой для появления довольных клиентов.
Если одновременно с бригадами организуются многоуровневые рабочие места, то получают максимально возможную результативность менеджмента в цеху.
Операции и загрузка в цеху не стабильны и меняются в зависимости от местности, сезона, поэтому их стремятся систематизировать для обеспечения лучшей организации труда и загрузки мощностей.
Виды работ группируются по нескольким категориям. Количество заказов, приходящихся на каждую категорию, берется из бланков заказов.
Таблица 6
Таблица 6 показывает количество заказов, поступивших по каждой категории.
Работы, включенные в примерно 80% всех заказов, относят к категории А.
Работы, включенные в 15% – к категории В, остальные – к категории С.
Классификация помогает оптимизировать распределение рабочей силы, выбор оборудования, выбор тем для обучения и т. д.
Задачи сервис-менеджера по организации эффективного использования рабочей силы, площадей и оборудования для достижения максимальной производительности без снижения качества чаще всего реализуются группировкой операций, специализацией сотрудников и участков.
Направление группировки – по квалификации, по затратам времени, по степени удовлетворения клиентов.
Выполнение одного ремонтного заказа требует участия рабочих разных уровней – от высококвалифицированных до помощников. Помощникам обычно поручается мойка и полировка, замена масла и шин. Позднее – снятие и установка узлов и агрегатов, вспомогательные работы. Квалифицированным механикам поручается диагностика, регулировка двигателя, регулировка тормозов, разборка-сборка узлов и агрегатов и т. п.
Группировка по времени, необходимому для ремонта, предусматривает рациональное размещение машин в цехе. Машину, требующую длительного ремонта, не ставят на такие посты, где она будет хоть в малой степени мешать перемещению других машин и людей, предусматривая ее ремонт, например, в угловом посту.
Клиенты обычно чувствительны к срокам получения новой машины или машины после сервиса, к неуважительному отношению и нарушению обещаний. Поэтому работа должна поручаться рабочим, которые не сорвут назначенных сроков.
Если операции сервисной службы сгруппировать на базе вышеприведенных требований, они могут быть разделены на шесть групп, показанных в табл. 7.
Таблица 7
Группы работ
В малых сервисных службах на 6 групп может не хватить персонала, тогда меньшему числу групп укрупняют объем операций.
Группировка операций помогает:
♦ максимализации продуктивности рабочей силы, оборудования и помещений;
♦ эффективному анализу условий и фаз бизнеса;
♦ эффективному обучению и развитию персонала;
♦ повышению качества работ;
♦ получению максимальной прибыли.
Группировке операций должна сопутствовать специализация сервисных участков. Нерационально, например, ремонт агрегатов делать на каждом посту, для каждого вида ремонта должно быть свое место и необходимое оборудование. Специализация участков зависит, конечно, от условий помещения.
Специализация участков способствует:
♦ минимизации непродуктивных затрат времени и повышению производительности оборудования и площадей;
♦ повышению загрузки оборудования при концентрировании однородных работ на одном участке, следовательно, минимизации инвестиций в оборудование;
♦ упорядочению передвижения машин и людей по помещениям, что повышает безопасность и эффективность труда;
♦ выявлению видов работ, объемы которых будут расти;
♦ облегчению контроля.
Краткосрочный сервис или экспресс-сервис – специальная категория, объединяющая многие виды быстро выполнимых работ, которые занимают менее 90 минут, например: замена деталей выхлопа, замена амортизаторов, фильтров, щеток стеклоочистителей, ремней, ремонт шин, обслуживание аккумуляторов, тестирование и диагностика всех агрегатов автомобилей.
Организация экспресс-сервиса, как постоянного вида работ, возможна при условии выделения для него постоянных постов и приема клиентов без предварительной записи.
Для диагностики и быстрого сервиса выделяют от 60 до 80% площадей в цехе.
Машины становятся все сложнее, поэтому все труднее находить механиков с необходимыми знаниями всех аспектов ремонта. Считается, что необходимо поощрять специализацию сотрудников, организуя их в группы. В группах индивидуальная квалификация растет быстрее, а последующее обучение углубляет знания.
Специализация сотрудников по операциям способствует:
♦ росту квалификации, благодаря частым повторениям, в определенных видах ремонта, при относительно недолгом периоде работы;
♦ стабилизации качества работы всей группы;
♦ повышению производительности труда и прибыли;
♦ облегчению заполнения вакансий или найма дополнительных рабочих;
♦ выяснению, в каких именно видах обучения нуждается каждый рабочий;
♦ полезности неквалифицированного персонала и помощников уже при минимальном обучении.