ВВЕДЕНИЕ

Человек и творчество – неразделимые понятия. Творчество как главный источник зарождения человеческой культуры постоянно сопровождает эволюцию общества, и его совершенствованию нет предела – от примитивных сцен охоты на стенах пещер первого homo sapiens до шедевров современной компьютерной графики и анимации.

Творчество – категория с широким диапазоном охвата, которая распространяется не только на культурную жизнь общества, но и на другие сферы, примером тому служит научно-технический прогресс человеческой цивилизации. Однако продукты технического творчества достаточно быстро приобретают характер утилитарных вещей, которые человек начинает воспринимать как само собой разумеющееся (взять, например, телефон, радио, конвейер и иные изобретения).

С художественным творчеством все обстоит иначе. Произведения искусства на протяжении тысячелетий продолжают волновать человеческий разум. В искусстве поле приложения творческих усилий безгранично – разные жанры литературы, изобразительного искусства, архитектуры, ландшафтного дизайна. На определенном историческом этапе развития общества творчество стало не только источником личностного развития индивида, но и поступления определенных материальных благ. Осознание этого факта и стало предпосылкой появления авторского права, которое в полной мере призвано защищать как имущественные, так и неимущественные права автора.

Предлагаемое пособие предназначено для изучения основных положений авторского права, которое традиционно осваивается студентами юридических вузов или в рамках курса «Гражданское право» или в рамках спецкурса «Право интеллектуальной собственности». Материал пособия разбит на семь отдельных тем, отражающих основное содержание авторского права, и излагается в виде схем. Каждая схема имеет свою нумерацию, соответствующую отдельной теме пособия.

При подготовке пособия были использованы не только нормативные акты и материалы судебной практики, но и справочная литература по изобразительному искусству, литературе, кинематографии. Большинство схем помимо теоретических сведений снабжены примерами, позволяющими быстрее уяснить достаточно сложные конструкции авторского права.

Материалы, отраженные в схематических конструкциях, предназначены как для закрепления теоретических знаний, так и для подготовки к практическим занятиям по соответствующему курсу, особенно при выполнении заданий на логическую последовательность. Для более глубокого изучения теории и практики авторского права, его основных проблем и дискуссионных аспектов к схемам прилагается список литературы, в который включены как общетеоретические работы, так и работы, посвященные отдельным вопросам авторского права.

Загрузка...