Введение
В интернете нет ничего «бесплатного» – за всё необходимо платить. Плата может быть, как явная, так и опосредованная. На что-то указаны цена, а что-то «просто лежит в открытом доступе». И вот это «что-то из открытых источников» и является тем, за что мы платим опосредовано: обычно это объём трафика, за передачу которого мы платим своему интернет-провайдеру. Проще говоря, беря что-то «бесплатно», мы берём то, за что уже, как минимум, заплатили, в зачёт за абонентскую плату за доступ в интернет. А как максимум – пять миллионов за факт нарушения исключительного права на произведение, а произведение – это то, что сделано творческим трудом.
Все эти «яндекс-картинки», «гугл-картинки» и разговоры о том, что «вот оно просто лежало» в пользу бедных. Всё кому-то принадлежит. И только автор и тот, кто обладает исключительным правом на произведение может решать, кто и что может с этим произведением делать.
Если вы «всю жизнь брали фотки с поиска картинок для своего блога, и вам ничего до сих пор не было», это не значит, что всё в порядке, это значит, что просто до вас пока никому нет дела. Брать с «варезников и торрентов» чужие авторские работы для использования в своих дизайнах, выполняемых на заказы с бирж для фрилансеров, – игра с огнём.
Пока ещё взор юридических конторок по защите авторов от пиратов устремлён на более денежные «кейсы»: за последние пару лет очень возросло число претензий к «новостникам и статейникам» – сайтам, на которых размещается огромное количество публикаций с иллюстрациями. Контора берёт от автора доверенность и начинает шерстить интернет в поисках сайтов, у которых есть большая посещаемость, и на них размещена контекстная реклама: это «статейники» для заработка владельца с рекламы, а статьи – всевозможные низкокачественные тексты с поисковой оптимизацией под релевантные запросы.
Найдя такой сайт, контора по защите авторских прав, вычисляет владельца домена и отправляет ему досудебную претензию с предложением «утрясти полюбовно за долю малую» вопрос факта нарушения авторских прав. До недавнего времени в соответствии с Гражданским кодексом в юридическом поле авторского права считалось, что один результат творческого труда – объект авторского права – равен одному факту нарушения. И суммировали все найденные незаконно используемый объекты. И суммы набегали колоссальные. Но в конце-концов Конституционный суд предложил «урезать осетра» и появилось Постановлением КС РФ от 13.12.2016 N 28-П: судам надлежит учитывать «соразмерность» и вообще «головой думать», а то «миллиарды за логотип» – это негуманно.
Но, даже с этими оговорками в законодательстве, можно получить очень большие требования о денежной компенсации от правообладателей. Известный телеканал про спорт, с одиозной директоршей, частенько мелькает в новостях про судебные решения с красивыми цифрами взысканий с владельцев всего лишь «сайтиков спортивной тематики», которые, без заключения договора, разместили на них видеоплеер от этого канала.
Много новостей и про простых самозанятых пекарей-кондитеров, самовольно делающих кондитерские изделия с изображением объектов авторского права: всяческими персонажами из мультфильмов. И судятся с этими тортоделами на полном серьёзе.
Но для фрилансера с биржи попасть под судебное преследование достаточно мало шансов, в отличите от тех, кто работает в фирме. И тут начальникам надо очень щепетильно относится к подбору персонала и не забывать, что в должностной инструкции пункт об обязательном знании национального законодательства в объёме определяемым кругом исполняемых обязанностей работника – не просто так, для пафоса: ответственность юридического лица всегда больше и дороже ответственности работника.
Получить повестку в суд и выплатить несколько миллионов и всё это только за то, что ваш дизайнер взял «из открытых источников» несколько фотографий, которые вы бы «сами на телефон так же сняли»? А, главное, почему? А всё из-за собственной лени. Знать и изучать актуальную правовую базу – прямая обязанность владельца бизнеса. Но, если уж совсем некогда – платить юрисконсульту зарплату, заказывать услуги юридических контор. Ну, или, всё-таки предъявлять к соискателям требования о знаниях определённых норм права.
В этой книге рассматривается вопрос основы законодательства Российской Федерации об авторском праве и его правоприменительная практика.
Необходимость знать и понимать редактору СМИ, фрилансеру, администратору интернет-магазина, что такое авторское право, определяется несколькими факторами, оказывающих на их работу непосредственное влияние.
От того, насколько юридически грамотен в правовом плане работник, зависит не только функционирование отдела, подразделения, редакции, как рабочего механизма, но и существование самой фирмы в которой они работают, как хозяйствующего субъекта.
Рукописи, иллюстрации, статьи, новости, рекламные объявления, всё это результаты чьей-то работы. Сами по себе из ничего не появляются ни стихи, ни очерки, ни фотографии, а создаются людьми, а следовательно, имеют своего хозяина – владельца. И именно для того, что бы чётко и конкретно определить кто есть тот, кто создал какой-то текст или какое-то изображение, и что он может с ним делать, и что могут делать с этим посторонние, существует целый раздел в области гражданского права – авторское право.
Исторически утвердилось положение, что всё, что создано творчеством человека является его собственностью, будь то литературное произведение или музыкальное, скульптура или картина. По мере развития выразительных средств в области творчества к объектам авторского права стали причислять и другие виды объектов, как материальных, так и идеальных – виртуальных.
Постепенно на национальном уровне различные государства выработали собственные правила для определения, что считать объектом авторского права, и обращения с ними. А в связи с различием национального права разных стран, стали поваляться международные договора по авторскому праву.
В Российской Федерации законодательно определено, что является объектом авторского права, кто считается автором, какие права есть у автора и в каком объёме. Этом вопросам посвящена четвёртая глава гражданского кодекса. Помимо ГК, на территории РФ действуют международные договоры, конвенции по авторскому праву.
Принимая от автора рукопись, а от фотокорреспондента фотографии редактор должен понимать что и на основании чего он может делать с этими объектами авторского права. И дизайнер, будь он самозанятый или штатный в дизайн-студии, тоже должен отдавать себе отчёт, что он не просто так скачал «бесплатную картинку», он использовал результат чьего-то труда, без разрешения. Эти знания необходимы для того, что бы избежать рисков судебного преследования за неправомерное использование. Помимо самого понимания, ещё необходимы знания, как правильно оформлять документально разрешения на использования объектов авторского права или их передачу в пользование третьим лицам.
Точно определение объекта авторского права необходимо для юридически грамотного оформления письменных документов фиксирующих позицию сторон участников взаимодействия с этими объектами.
1. Основы авторского права
1.1. Понятие и виды авторских прав
В современном мире результат интеллектуального труда человека является собственностью, а следовательно – товаром. И как в отношении материальных ценностей существуют устоявшиеся нормы права регулирующие товарно-денежные отношения, так и в отношении нематериальных товаров – интеллектуальной собственности – есть набор правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по мере создания и использования результатов творческого труда людей. Регламентирование и контроль над такими отношениями призвано осуществлять авторское право – институт гражданского права.
Авторское право в отношение самих авторов – это определение, формализация возникающих прав на результат интеллектуальной деятельности: произведения науки, литературы, искусства. К области применения авторского права относят тексты, музыкальные произведения, картины, фотографии, скульптуры, чертежи, в целом практически всё, что не могло бы появиться на свет само по себе, без участия трудовой деятельности человека.
Вопросы касающиеся авторского права регулируются применением IV главы Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В ГК РФ в статье 1259 пункт 4 указано, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется ни регистрация произведения, ни соблюдения каких-либо иных формальностей.
Там же говорится о том, что для программного обеспечения ЭВМ или базы данных можно зарегистрировать авторские права по желанию субъекта авторского права, по правилам указанных в статье о государственной регистрации электронных вычислительных машин и баз данных. А оформить авторские права может Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Эта служба занимается рассмотрением вопросов в отношении защиты прав интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, а так же по обязательствам, возникающим в результате исполнения решений суда. И, хотя, в соответствии с вышеизложенным регистрировать авторское право нет необходимости, для авторов всё же существует вариант его закрепления на их произведения.
На это случай введено такое понятие, как копирайт. Копирайт – такая правовая норма, которая регулирует отношения связанные с изданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности авторов. Для того, что бы автору оформить копирайт требуется предоставление персональных данных, позволяющих точно идентифицировать человека завяливающего права на произведение. К таким данным, в том числе относят: полное ФИО, точную дату создания произведения и т. д. В соответствие с пунктом первым статьи 1300 ГК РФ автором произведения признают гражданина, чьё имя указано на оригинале произведения. С полным завершением создания произведения у автора возникает набор авторских прав, в том числе, согласно статье 1270 ГК РФ, исключительные права на данный объект. Так же, согласно статье 1271 ГК РФ автор может использовать знак охраны произведения, или, по статье 1299 ГК РФ, техническое средство защиты. Таким образом, у авторов имеется достаточно способов законного подтверждения своего авторства.
В авторском праве определены два субъекта: автор и правообладатель. Сделано это для того, что бы более чётко разграничивать область права на произведения. Изначально автор является правообладателем, но существующий вид авторского права, как исключительное право, указывает на то, что права могут передаваться иным субъектам посредством определённых процедур. Непосредственно самим автором может быть только физическое лицо, а в качестве иных субъектов – и физические и юридические лица. Осуществив передачу авторским прав на произведение, граждан его создавший утрачивает статус правообладателя, а физическое или юридическое лицо получившие права на данное произведение приобретают этот статус.
Автором считается человек который создал проведение своим творческим трудом. А правообладателем – человек, которому принадлежит исключительное право на произведение. Отличие заключается в том, что второй человек мог вовсе не принимать участия в процессе создания произведения, а просто приобрёл на него авторские права. Здесь стоит отметить, что автором считается только физическое лицо, а юридическое лицо не может быть автором, так как под юридическим лицом понимается организация. Так же ГР РФ указывает, что авторами не считаются те физические лица, которые принимали участие в процессе создания произведения в качестве лиц оказавших лишь помощь.
Помимо субъектов авторского права существуют ещё и виды авторских прав. На практике принято различать такие, как личные (неимущественные), исключительные права и иные авторские права. Исключительные права – это группа прав, дающая автору и его наследникам возможность осуществлять контроль над произведением и пользоваться правом автора на авторское вознаграждение. Автор или его наследники на основе лицензионного договора могут передать (отчуждение) или разрешить другим субъектам некоторые права на распространение и реализацию копий произведения и выплату авторского вознаграждения.
Исключительное авторское право защищает возможности автора на получение прибыли от созданного произведения, но ограничено по времени Бернской конвенцией. Российская Федерация, как участник этой конвенции, закрепляет за автором исключительное право на произведение в течении всей его жизни и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. По окончанию срока защиты исключительного права произведение переходит в соответствии со статьёй ГК РФ 1282 в общественное достояние. Перешедшее в общественное состояние произведение можно добросовестно использовать любому лицу без чьего-либо согласия и уплаты авторского вознаграждения.
Исключительные авторские права делятся на два вида: неимущественные и имущественные. К неимущественным правам относятся: авторство и право на имя, право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений и право на обнародование произведения. Право авторства это право на признание автором произведения, а также право использовать и разрешать иным лицам использовать произведение под своим именем, под псевдонимом (вымышленным именем) или анонимно (без указания имени).
Право авторства и право автора являются неотчуждаемыми правами: эти права не могут быть изъяты у автора или переданы третьим лицам. Таким образом у гражданина имеется возможность самостоятельно подтвердить факт создания произведения. Будучи автором, гражданин может, как поставить своё настоящее имя на произведение, так и обнародовать произведение под псевдонимом или анонимно.
Ещё у автора есть право на неприкосновенность произведения, которое позволяет защитить результат своего творческого труда используя запрет на внесение изменений, сокращений, дополнений при его использовании. То есть, без явного согласия автора нельзя дополнять иллюстрациями, фотографиями, предисловия, послесловиями, комментариями или какими-то пояснениями.
Помимо неприкосновенности произведения существует ещё и защита произведения от искажения. Статья ГК РФ 1266 указывает, что извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 ГК.
Правом на обнародования произведения в соответствие со статьёй 1268 ГК РФ считается право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
Таким образом, не имущественные права автора – это категория прав, которая не может быт отчуждена, передана в аренду, продана, то есть все эти права непосредственно связаны с личностью автора и его произведения.
Помимо неимущественных прав автор наделён и исключительными имущественными правами. Кроме лица создавшего произведение, исключительными права могут обладать те организации, фирмы, компании или государство, работником которых в момент создания произведения являлся автор.
Особенностью данного вида прав является право на воспроизведение и распространение для извлечения выгоды и право запрещать третьим лицам использовать данное произведение.
Правом на воспроизведение это так же и право на копирование, к которому также относится право и на изменение товара, как воплощения объектов интеллектуальной собственности.
Право автора относящиеся к распространению произведения может обладать ограничениями. Есть понятие исчерпания права на распространение, под которым подразумевается, что автор больше не обладает правами препятствует распространению собственных произведений после первой продажи, а также после любой другой передачи права собственности на оригиналы или экземпляры произведений, осуществлённые с разрешения автора.
В свою очередь право на публичное исполнение – это предоставление произведения в живом исполнении или же при помощи технических средств.
Возможность перевода произведения с одного языка на любой другой называют правом на перевод. Когда произведения передаются в эфир или любое другое публичное сообщение данных произведений другим способом, его называют правом на передачу в эфир.
Во время создания производного произведения от первоначального, когда осуществляется обработка, экранизация, аранжировки или инсценировки, данное право называется правом на переработку.
Стоит отметить, что запись в память компьютера тоже так же будет считаться записью произведения.
Отдельного внимания будут заслуживать иные права. К иным правам будут относиться такие виды прав как: право следования и право доступа. Рассмотрим право следования. Оно нашло свое отражение в статье 1293 ГК РФ. Право следования представляет собой самостоятельное право автора отличное от принадлежавшего ему исключительного права на творение. Оно может переходить лишь по наследству. Этот вид права автора или же наследника является исключением из общего правила об исчерпании прав. Под принципом исчерпания прав понимается то, что правообладатель не препятствует использованию знака, применительно к тем произведениям, которые были введены в оборот им самим либо с его согласия. Право следования не отчуждаемое, но переходит наследнику автора на срок действия исключительного права на произведение. Также рассмотрим право доступа. В свою очередь, оно представляется на основании статьи 1292 ГК РФ право автора требовать от собственника материального носителя оригинала произведения предоставления возможности применить право автора на воспроизведение его произведения, а также осуществления фото или же видео съемки.
1.2 Источники авторского права
Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, являющимися в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), иными законами и другими правовыми актами об интеллектуальных правах.
К числу международных договоров Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности, в частности, относятся:
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года – вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 года;
Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 года – вступила в силу для Российской Федерации 9 марта 1995 года;
Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники от 21 мая 1974 года – вступила в силу для СССР 20 января 1989 года;
Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву от 20 декабря 1996 года – вступил в силу для Российской Федерации 5 февраля 2009 года;
Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 года – вступила в силу для Российской Федерации 26 мая 2003 года;
Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям от 27 июня 2013 года – вступил в силу для Российской Федерации 8 мая 2018 года;
Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 года – вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 года;
Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам от 20 декабря 1996 года – вступил в силу для Российской Федерации 5 февраля 2009 года;
Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года (далее – Парижская конвенция) – вступила в силу для СССР 1 июля 1965 года;
Локарнское соглашение, учреждающее международную классификацию промышленных образцов от 8 октября 1968 года – вступило в силу для СССР 15 декабря 1972 года;
Договор о патентной кооперации от 19 июня 1970 года – вступил в силу для СССР 29 марта 1978 года;
Страсбургское соглашение о Международной патентной классификации от 24 марта 1971 года – вступило в силу для СССР 3 октября 1976 года;
Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры от 28 апреля 1977 года – вступил в силу для СССР 22 апреля 1981 года;
Евразийская патентная конвенция от 9 сентября 1994 года – вступила в силу для Российской Федерации 27 сентября 1995 года;
Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов от 2 июля 1999 года – вступил в силу для Российской Федерации 28 февраля 2018 года;
Договор о патентном праве от 1 июня 2000 года – вступил в силу для Российской Федерации 12 августа 2009 года;
Международная конвенция по охране новых сортов растений от 2 декабря 1961 года – вступила в силу для Российской Федерации 24 апреля 1998 года;
Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года – вступило в силу для СССР 1 июля 1976 года и Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 27 июня 1989 года – вступил в силу для Российской Федерации 10 июня 1997 года;
Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 года – вступило в силу для Российской Федерации 25 декабря 1991 года;
Найробский договор об охране олимпийского символа от 26 сентября 1981 года – вступил в силу для СССР 17 апреля 1986 года;
Сингапурский договор о законах по товарным знакам от 27 марта 2006 года – вступил в силу для Российской Федерации 18 декабря 2009 года;
Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 года – вступила в силу для СССР 24 июня 1970 года;
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 15 апреля 1994 года (далее – Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) – вступило в силу для Российской Федерации 22 августа 2012 года и Протокол об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 6 декабря 2005 года – вступил в силу для Российской Федерации 22 сентября 2017 года;
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года – вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2015 года.
1.3. Рассмотрение дел о защите интеллектуальных прав
1. К отношениям, связанным с возникновением, переходом и предоставлением, прекращением, осуществлением, защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (далее – средства индивидуализации), подлежат применению положения частей первой, второй, третьей ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено частью четвертой ГК РФ и если их применение не противоречит существу отношений, урегулированных данной частью ГК РФ.
2. В соответствии с положениями части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суды общей юрисдикции рассматривают дела, связанные с применением части четвертой ГК РФ, за исключением случаев, когда дела этой категории в соответствии с федеральным конституционным законом и федеральными законами рассматриваются арбитражными судами.
В частности, данные дела, по общему правилу, подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если стороной в споре является гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, или гражданин, хотя и имеющий статус индивидуального предпринимателя, но дело возбуждено не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности (пункт 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ).
Споры о том, кто является автором результата интеллектуальной деятельности, рассматриваются судами общей юрисдикции как не связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, за исключением споров об авторстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений и секретов производства (ноу-хау), которые с учетом подпункта 5 пункта 1, абзаца второго пункта 2 статьи 1398, глав 73 и 75 ГК РФ, пункта 6 части 6 статьи 27, абзаца пятого пункта 2 части 4 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) подсудны Суду по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции.
Споры об определении размера вознаграждения авторов (соавторов) отнесены к компетенции судов общей юрисдикции.
3. Суд, рассматривающий споры о защите интеллектуальных прав, в том числе дела о нарушениях интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на наименования мест происхождения товаров, о нарушении права преждепользования и права послепользования, споры о распоряжении исключительным правом, определяется исходя из субъектного состава участников спора и характера спорных правоотношений, если иное не установлено законом.