Примечания

<< 1 >>

См.: Сайт Президента РФ. URL: http://президент. рф/выступления/12075 (дата обращения: 17.09.2012).

<< 2 >>

Предложение о закреплении легальной дефиниции рассматриваемого объекта, высказанное во втором чтении проекта части четвертой ГК РФ в Государственной Думе, было оставлено без внимания. См. об этом: Белая книга. История и проблемы кодификации законодательства об интеллектуальной собственности. Сборник документов, материалов и научных статей / под ред. Лопатина В. Н. М., 2007. С. 89–90.

<< 3 >>

Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. М., 2005. С. 153.

<< 4 >>

См.: Там же. С. 146–147, 153.

<< 5 >>

Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 1999. С. 137–138.

<< 6 >>

Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 1999. С. 137–138.

<< 7 >>

См. об этом: Колотилова И. В. Индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми: дис… канд. психологических наук. М., 2009; Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 86—102; Фомичева Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. № 3. С. 27–39.

<< 8 >>

См. об этом: Шлыкова О. В. Культура мультимедиа. М., 2004. С. 12.

<< 9 >>

См.: Югай И. И. Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже XX–XXI веков: дис… канд. искусствоведения. СПб., 2008. 226 с.

<< 10 >>

См., напр.: сайт «Музеи онлайн». URL: http://musei-online.blogspot.com; сайт Государственной Третьяковской галереи. URL: http://www.tretyakovgallery.iu; сайт Государственного Эрмитажа. URL: http://www.hermitagemuseum.oig; сайт музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. URL: http://www.arts-museum.ru (дата обращения: 17.09.2012).

<< 11 >>

См. подробнее: Шлыкова О. В. Указ. соч. С. 12–14, 203–217.

<< 12 >>

См.: Там же. С. 215–217. Например, см.: сайт Российской государственной библиотеки. URL: http://www.rsl.ru; сайт Российской национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.iu; сайт «Архивы России». URL: http://www.rusarchives.ru (дата обращения: 17.09.2012).

<< 13 >>

Например, компания «1С-СофтКлаб» занимается разработкой образовательных программ по различным дисциплинам. URL: http://games.1c.ru. См. также: сайт компании «Новый Диск». URL: http://www.nd.ru.company.about (дата обращения: 17.09.2012).

<< 14 >>

Заключение Исследовательского центра частного права по вопросам толкования и возможного применения отдельных положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Вестник гражданского права. 2007. № 3. С. 124.

<< 15 >>

Там же.

<< 16 >>

См., напр.: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 по делу № А41-6117/09 // СПС «КонсультантПлюс».

<< 17 >>

См., напр.: Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 21.03.2011 № ВАС-2706/11 по делу № А40-41186/10-143-352; Определение ВАС РФ от 07.12.2009 № ВАС-12993/09 по делу № А56-32809/2008; Постановление Федерального арбитражного суда (далее – ФАС) Северо-Западного округа от 31.07.2009 по делу № А56-32809/2008; Постановление ФАС Московского округа от 01.04.2010 № КГ-А40/1714-10 по делу № А40-81876/09-27-689; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 № 09АП-28436/2009 по делу № А40-92328/09-87-526; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 № 09АП-12653/2009-ГК по делу № А40-93933/08-51-821; Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2010 № 07АП-4932/10 по делу № А45-1336/2010; Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.07.2007 по делу № А40-23014/07-51-86 // СПС «КонсультантПлюс».

<< 18 >>

См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой (постатейный) / отв. ред. Л. А. Трахтенгерц. М., 2009 (далее – Комментарий под ред. Л. А. Трахтенгерц). С. 159 (автор комментария В. О. Калятин).

<< 19 >>

См.: Гришаев С. П. Интеллектуальная собственность: учеб. пособие. М., 2004. С. 240; Корнеев В. А. Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем как объекты интеллектуальных прав. М., 2010. С. 103.

<< 20 >>

Определение правового режима мультимедийного продукта в судебной практике зарубежных государств, как правило, было связано с рассмотрением споров по компьютерным играм.

<< 21 >>

См.: Namco Inc. v. Nishi Nihon Sales Co. Osaka District Court, 18. Dec. 1979 noted at (1981) EIPR-D 61; Taito Corporation v. ING Enterprises. Tokyo Dist. Ct. Dec. 6 (1982); Bertolino v. Sidam Srl, 17, Oct, 1983, 12 EIPR 347; Taito Inc. v. Makoto Electronics Industries Inc., Yokohama District Court, 30 March 1983, (1983) 6 EIPR D-138; Judgment of the Tokyo District Court, May 27, 1999, 1679 Hanrei Jiho 3; Judgment of the Tokyo High Court, March 27, 2001, 1747 Hanrei Jiho 60.

<< 22 >>

См.: Namco Inc. v Jackson Inc. & Soto Electronics Industries Inc, Tokyo District Court, 24 May 1982, [1983] 2 EIPR, D-46; K. K. Namco v Suishin Koygo K. K. Tokyo District Court 28 September 1984, [1984] 10 EIPR, D-226; K. K. Namco v. K. K. Gijutsu Hyoronsha, Tokyo District Court, 31 January 1994, [1994] 8 EIPR, D-202; Judgment of the Osaka District Court, Oct. 7, 1999, 1699 Hanrei Jiho 48; Judgment of the Osaka High Court, March 29, 2001, 1749 Hanrei Jiho 3.

<< 23 >>

См.: Judgment of the Supreme Court of Japan, April 25, 2002, 1785 Hanrei Jiho 3.

<< 24 >>

См.: Stamatoudi I. A. Copyright and multimedia products: a comparative analysis (Cambridge studies in intellectual property rights). UK. 2002. P. 169, 173.

<< 25 >>

См.: Midway Mfg. Co. v. Dirschneider, 214 U.S.P.Q. 417 (D. Neb. 1981); Williams Electronics Inc. v. Artic International Inc, 685 F. 2d 870, 215 USPQ 405 (3rd Cir. 1982).

<< 26 >>

См.: Atari Games Corp. v. Oman 888 F 2d 878 (D.C. Cir. 1989) and 979 F 2d 242 (D.C. Cir. 1992).

<< 27 >>

См.: Copyright Law of the United States, 1976. URL: http://www.copyright.gov (дата обращения: 17.09.2012).

<< 28 >>

См.: Midway Mfg Co v. Arctic International Inc [1983] 704 F.2d 1009 at 1011–1012, [1983] 218 USPQ 791 at P. 792–793.

<< 29 >>

См.: Stern Electronics, Inc. v. Kaufman, 669 F.2d 852, 855, 213 U.S.P.Q. (BNA) 443 (2d Cir. 1982); Lewis Galoob Toys Inc. v. Nintendo of America Inc 964 F.2d. 965, 22 USPQ2d 1857 (9th Circuit) [1992] 1 EIPR 24; Nintendo of America, Inc. v. Dragon Pacific International, 40 F.3d 1007, 1010 (9th Cir. 1994).

<< 30 >>

См.: Turner M. Do the Old Legal Categories fit the New Multimedia Products? Protection of Multimedia CD Rom as a Film [1995] EIPR 107; Beutler S. The protection of Multimedia Products through the European Communities Directive on the Legal Protection of Data bases [1997] Ent L R 317; Alpin T. Not in Our Galaxy: Why Film Won’t Rescue Multimedia [1999] EIPR 633.

<< 31 >>

См.: Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности. Авторское право / пер. с англ. В. Л. Вольфсона. СПб., 2004. С. 115; The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. Copyright, Designs and Patents Act of November 15, 1988 // Cайт Всемирной организации интеллектуальной собственности в разделе «Документы ВОИС». URL: http://www.wipo.int/ wipolex/en (дата обращения: 17.09.2012).

<< 32 >>

См.: Nova Productions Ltdv. Mazooma Games Ltd & Ors, Court ofAppeal – Civil Division, March 14, 2007, [2007] EWCA Civ 219, [2007] ECDR 6,[2007] Bus LR 1032; Norowzian v. Arks Ltd, The Times, 14 November 1999 and 143 Solicitors’ Journal Lawbrie/2T (United Kingdom). Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 189–196.

<< 33 >>

См.: Australian Copyright Act. No. 63. 1968. Galaxy ElectronicsPty Ltdv. Sega Enterprises, [1997-8] Info T.L.R 203.

<< 34 >>

Art. 2 (1) of the Copyright Act of South Africa. No. 98. 1978; Nintendo Co. Ltd v. Golden China TV Game, Supreme Court of South Africa, [1994] 1EIPR, D-11.

<< 35 >>

См.: Simplification of the Copyright Act, 1968. Part 2. Categorisation of subject matter and exclusive rights, and other issues / [Copyright Law Review Committee] § 7.4 and 7.8, February 1999 // Сайт Australian Government Attorney-General’s Department. URL: http://www.ag.gov.au (дата обращения: 17.09.2012).

<< 36 >>

См.: J. M. Vincent v. SA Cuc Software International et autres, Court of Appeal in Versailles (13th chamber), 18 November 1999; Tribunal of First Instance of Nanterre, 26 November 1997, Gazette du Palais, 19–21 April 1998, p. 220, note Demnard Tellier; RIPIA, 1998, p. 418.

<< 37 >>

См.: Intellectual Property Code of France. No. 92—597. July 1, 1992. Cайт Всемирной организации интеллектуальной собственности в разделе «Документы ВОИС». URL: http://www.wipo. int/wipolex/en (дата обращения: 17.09.2012).

<< 38 >>

Подробнее см. об этом: Годра Ф. Краткие заметки о правовом режиме произведения мультимедиа (пер. с фр. О. Прониной) // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2002. № 6. С. 61.

<< 39 >>

См.: StamatoudiI. A. Op. cit. P. 196–203.

<< 40 >>

В литературе произведение, являющееся результатом сотрудничества, называют также совместным произведением. См.: Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. М., 1993. С. 111.

<< 41 >>

См.: Ste Havas Interactive v. Francoise Casaril, Court of Appeal (Paris), 4e Chambre, 28 April 2000, [2001] 187 RIDA 314. См.: StamatoudiI. A. Op. cit. P. 202.

<< 42 >>

См.: Ibid.

<< 43 >>

См.: Дюма Р. Указ. гач. С. 57–58.

<< 44 >>

См.: OLG Frankfurt, (appellate court), 85 GRUR 753, 756, 1983. См.: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 175.

<< 45 >>

См.: H. Schack, Urheber- und Urhebervertragsrecht. Munich, 1997, at 101 § 217. См.: Stamatoudi I. A. Ibid. P. 176.

<< 46 >>

См.: OLG Frankfurt, GRUR 757, 1983. См.: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 175.

<< 47 >>

См.: Bavarian Supreme Court 12 May 1992, ZUM 545, at 546. См.: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 177.

<< 48 >>

См.: OLG Cologne 18 October 1989, [1992], GRUR 312. См.: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 177.

<< 49 >>

См.: German Law on Copyright and Neighboring Rights (Copyright Law), 1965 // Cайт Всемирной организации интеллектуальной собственности в разделе «Документы ВОИС». URL: http://www.wipo.int/wipolex/en (дата обращения: 17.09.2012).

<< 50 >>

См.: OLG Hamburg, 12 October 1989, [1990] GRUR 127; OLG Cologne, 18 October 1991, [1992] GRUR 312. См.: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 177.

<< 51 >>

См.: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 178.

<< 52 >>

См.: Nintendo v. Horelec, Court of First Instance, Brussels, 12 December 1995, [1996]. См.: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 177.

<< 53 >>

См.: Mille A. The legal status of multimedia works. Copyright bulletin. Volume XXXI. No. 2. 25 FF. April-June 1997. P. 29–30.

<< 54 >>

См.: Ibid. P. 30.

<< 55 >>

См.: Ibid. P. 29–30.

<< 56 >>

См.: Ibid. P. 30–31.

<< 57 >>

Подшибихин Л., Леонтьев К. Продукты мультимедиа: правовые проблемы и экономические перспективы // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2002. № 9. С. 34.

<< 58 >>

См.: Подшибихин Л., Леонтьев К. Указ. соч. С. 34.

<< 59 >>

Директива Европейского Парламента и Совета от 11.03.1996 «О юридической охране баз данных» (96/9/СЕЕ) // Сборник Европейских директив и регламентаций по интеллектуальной собственности (авторское право и смежные права), 1997. С. 79.

<< 60 >>

Там же.

<< 61 >>

Там же.

<< 62 >>

См.: Директива Европейского Парламента и Совета от 22.05.2001 «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе» (2001/29/EC). Сайт Европейского Союза. URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения: 17.09.2012).

<< 63 >>

См.: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 272.

<< 64 >>

См.: Мартынюк С. В. Защита авторских прав в современном мире. М., 2008. С. 6—10; Моргунова Е. А. Авторское право: учеб. пособие. М., 2008. С. 68–70; Кашанин А. В. Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российском и иностранном авторском праве // Вестник гражданского права. 2007. № 2. С. 77.

<< 65 >>

Более подробно см. об этом: Кашанин А. В. Указ. соч. С. 82–87.

<< 66 >>

И. Фихте было предложено учение об «охраняемой форме и неохраноспособном содержании произведения», которое было воспринято отечественной доктриной. См. об этом: Ионас В. Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. С. 27; Кашанин А. В. Указ. соч. С. 87–92.

В. А. Дозорцев позднее подразделял все результаты интеллектуальной деятельности «на продукты, характеризуемые формой (“форменный продукт”) и характеризуемые содержанием (“содержательный продукт”)». В первом случае «продукт уникален», не требует регистрации и «не воспроизводим самостоятельно третьими лицами» (традиционные объекты авторского права). Во втором случае, когда речь идет о «содержательном результате, продукт тоже уникален, но он может быть самостоятельно воссоздан третьим лицом», поэтому закрепление прав на него требует государственной регистрации (объекты патентного права). Получается, что первые объекты охраняются на основании факта их существования, а вторые – на регистрационной основе. См.: Дозорцев В. А. Указ. соч. С. 58.

<< 67 >>

Кашанин А. В. Указ. соч. С. 93.

<< 68 >>

Там же. С. 94.

<< 69 >>

См. подробнее об этом: Антимонов Б. С., Флейшиц Е. А. Авторское право. М., 1957. С. 98; Ионас В. Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1963. С. 20; Красавчиков О. А. Единство и дифференциация правовых форм творческих отношений // Проблемы советского авторского права. М., 1979. С. 51; Красавчикова Л. О. Авторское право и право на письма, дневники, записки, заметки // Проблемы советского авторского права. М., 1979. С. 108; Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 33–36.

<< 70 >>

Кашанин А. В. Указ. соч. С. 99.

<< 71 >>

См.: Иоффе О. С. Советское гражданское право: в 3 т. Т. 3. Л., 1965. С. 5.

<< 72 >>

Серебровский В. И. Указ. соч. С. 29.

<< 73 >>

Серебровский В. И. Указ. соч. С. 34.

<< 74 >>

Дозорцев В. А. Указ. соч. С. 280.

<< 75 >>

Зенин И. А. Право интеллектуальной собственности: учебник. М., 2011. С. 23.

<< 76 >>

См.: Кашанин А. В. Указ. соч. C. 96.

<< 77 >>

Данная точка зрения была отражена в работе М. В. Гордона. Автор писал, что «для элемента творчества характерным является прежде всего то, что произведение отличается существенной новизной, говорящей о самостоятельной работе автора». См. об этом: Гордон М. В. Советское авторское право. М., 1955. С. 63. Данная позиции нашла отражения в работах: Антимонов Б. С., Флейшиц Е. А. Указ. соч. С. 97–99; Сергеев А. П. Указ. соч. С. 110; Калятин В. О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). М., 2000. С. 32–33.

<< 78 >>

Кашанин А. В. Указ. соч. С. 97.

<< 79 >>

Ионас В. Я. Указ. соч. С. 23.

<< 80 >>

См.: Там же.

<< 81 >>

См. об этом: Кашанин А. В. Указ. соч. С. 112–119.

<< 82 >>

Кашанин А. В. Указ. соч. С. 118.

<< 83 >>

Там же. С. 119.

<< 84 >>

См. о категории «оригинальность»: Липцик Д. Авторское право и смежные права. М., 2002. С. 57–59.

<< 85 >>

См. об этом подробнее: Бентли Л., Шерман Б. Указ. соч. С. 147–196.

<< 86 >>

См.: Ladbroke v. William Hill [1964] 1 ALL ER 465; Interlego v. Tyco Industries [1989] AC 217, 268; Total Information Processing v. Daman [1992] FSR 171, 179. См.: Бентли Л., Шерман Б. Указ. соч. С. 157–169.

<< 87 >>

См.: Feist Publications v. Rural Telephone Services Co. Inc., 499, US 340 (1991).

<< 88 >>

См. подробнее об этом: Кашанин А. В. Указ. соч. С. 77.

<< 89 >>

См.: Бентли Л., Шерман Б. Указ. соч. С. 173. В последнее время за рубежом получило широкое распространение учение о минимальном уровне творчества произведения. Некоторые авторы предлагают рассматривать такую концепцию применительно к российскому авторскому праву. См. об этом подробнее: Кашанин А. В. Указ. соч. С. 111–112; Он же. Минимальные стандарты охраноспособности произведений в практике французских судов // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2009. № 5. С. 11–19.

<< 90 >>

См.: Югай И. И. Указ. соч. С. 44.

<< 91 >>

См.: Там же. С. 45.

<< 92 >>

Там же. С. 46.

<< 93 >>

См.: Там же. С. 45.

<< 94 >>

Так, например, в игре «Myst» художники использовали изображения для трехмерных объектов, создавали с помощью цветов различные тени, для того чтобы передать «атмосферу мистической тайны, вдохновившей целое направление в компьютерных играх». См.: Югай И. И. Указ. соч. С. 48.

<< 95 >>

Дозорцев В. А. Указ. соч. С. 147.

<< 96 >>

Такие игры, как World of Warcraft, Half-Life2, Syberia 1, 2, Max Pain и многие другие. См.: Югай И. И. Указ. соч. С. 48.

<< 97 >>

См.: Спасович В. Д. Права авторские и контрафакция. СПб., 1865. С. 36–45; Анненков К. Н. Право литературной, художественной и музыкальной собственности / Система русского гражданского права. СПб., 1895. Т. 2. § 2. С. 606–610; Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Часть первая: Вотчинные права. Спб., 1896. С. 659.

<< 98 >>

Табашников И. Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность с точки зрения науки гражданского права и по постановлениям законодательства Германии, Австрии, Франции, Англии и России. Т. 1: Литературная собственность, ее понятие, история, объект и субъект. СПб., 1878. С. 352.

<< 99 >>

См.: Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891. С. 159.

<< 100 >>

Канторович Я. А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения: Систематический комментарий к закону 20 марта 1911 г. с историческим очерком и объяснениями, основанными на законодательных мотивах, литературных источниках, иностранном законодательстве и судебной практике. Изд. 2-е. Петроград, 1916. С. 109–110.

<< 101 >>

Там же. С. 110.

<< 102 >>

См.: Серебровский В. И. Указ. соч. С. 38.

<< 103 >>

См.: Там же. С. 32, 39.

<< 104 >>

Там же. С. 39.

<< 105 >>

Антимонов Б. С., Флейшиц Е. А. Авторское право М., 1957. С. 80–81. Такой позиции придерживались: Чернышева С. А. Правоотношения в сфере художественного творчества М., 1979. С. 49; Зильберштейн Н. Л. Авторское право на музыкальные произведения. М., 1960. С. 12; Никитина М. И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань, 1972. С. 47.

<< 106 >>

См.: Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 16.05.1928 «Основы авторского права» // СЗ СССР. 1928. № 27. Ст. 246.

<< 107 >>

Серебровский В. И. Указ. соч. С. 41.

<< 108 >>

См. об этом: Гаврилов Э. П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1985. С. 86–88; Судариков С. А. Авторское право. М., 2011. С. 64. Обзор мнений по этому вопросу см.: Корнеев В. А. Указ. соч. М., 2010. С. 37–39; Сергеев А. П. Указ. соч. С. 111–113.

<< 109 >>

См.: ГавриловЭ. П. Указ. соч. С. 86, 88. Иной точки зрения придерживается И. В. Савельева. См. об этом: Савельева И. В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986. С. 26.

<< 110 >>

В отличие от ст. 475 ГК РСФСР 1964 г. и ст. 134 Основ гражданского законодательства 1991 г., которые содержали положение о необходимости воспроизведения результата творческой деятельности автора. См.: Гражданский кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 11.06.1964 // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 406; Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 26.06.1991. № 26. Ст. 733; Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5351-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 12.08.1993. № 32. Ст. 1242.

<< 111 >>

Комментарий под ред. Л. А. Трахтенгерц. С. 153–154 (автор комментария – П. В. Степанов).

<< 112 >>

Там же. С. 154.

<< 113 >>

Комментарий под ред. Л. А. Трахтенгерц. С. 155 (автор комментария – П. В. Степанов).

<< 114 >>

Более подробно о музыкальных произведениях и современных цифровых технологиях см.: Савинцева Л. А. Авторское право на музыкальные произведения в Российской Федерации и Великобритании: дис… канд. юрид. наук. М., 2005. С. 32–34.

<< 115 >>

См., напр.: Постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 № 10962/08 по делу № А40-6440/07-5-68; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2010 по делу № А56-44999/2008 // СПС «КонсультантПлюс».

<< 116 >>

См.: Law on Copyright, Rights Related to Copyright (Copyright Act) of Czech Republic. No. 121. 2000. Cайт Всемирной организации интеллектуальной собственности в разделе «Документы ВОИС». URL: http://www.wipo.int/wipolex/en (дата обращения: 17.09.2012).

<< 117 >>

См.: Калятин В. О. Указ. соч. С. 36, 49; Он же. Право в сфере Интернета. М., 2004. С. 197–200; Он же. Право на использования в электронной форме // Патенты и лицензии. 2000. № 9. С. 9—14; Войниканис Е. А., Калятин В. О. База данных как объект правового регулирования. М., 2011. С. 27.

<< 118 >>

См.: Калятин В. О. Право на использования в электронной форме // Патенты и лицензии. 2000. № 9. С. 13.

<< 119 >>

См.: Там же. С. 12.

<< 120 >>

См.: Там же. С. 13.

<< 121 >>

Там же. С. 11, 12.

<< 122 >>

Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. С. 222.

<< 123 >>

Там же. С. 26.

<< 124 >>

См.: Там же.

<< 125 >>

Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. Ценители объектов мультимедиа объединяются в профессиональные сообщества, награждают лучших художников, программистов, сценаристов, композиторов и иных лиц, принимающих участие в создании таких продуктов. Например, в России проводится ежегодная конференция разработчиков компьютерных игр, на ней также отмечаются лица, достигшие наибольшего признания на рынке игровой продукции, проводятся семинары и т. п. См.: Сайт Конференции разработчиков компьютерных игр в разделе «Новости». URL: http:// www.kriconf.ru/2012 (дата обращения: 17.09.2012).

<< 126 >>

Шлыкова О. В. Указ. соч.

<< 127 >>

Там же.

<< 128 >>

Компьютер «осознается как средство моделирования и демонстрации. нового произведения искусства». См.: Там же.

<< 129 >>

Там же. В настоящее время развивается так называемое компьютерное искусство. О видах компьютерного искусства см. подробнее: Браун Р. Д. Искусство создания танцевальной музыки на компьютере. М., 1998. 447 с.; Иванов В. Н., Батраков А. С. Трехмерная компьютерная графика. М., 1995. 223 с.; Кирсанов Д. Веб-дизайн. СПб., 1999. 358 с.; Петелин Р., Петелин Ю. Персональный оркестр в РС. СПб., 1998. 240 с.

<< 130 >>

Шлыкова О. В. Указ. соч. С. 26.

<< 131 >>

Сетевое искусство (NetArt) – «искусство, которое использует Интернет для реализации индивидуального творческого потенциала и продуктивного коллективного сотворчества, как первичную среду. К его видам относятся артистические web-сайты, создание виртуальных персонажей в сети и др.». Там же. С. 41.

<< 132 >>

Там же. С. 29.

<< 133 >>

Там же.

<< 134 >>

Арт-галерея – это интернет-сайт, представляющий оцифрованные изображения произведений, созданных как традиционным способом (не виртуальным), так и виртуальные экспозиции. Такие галереи могут быть посвящены творчеству одного автора или представлять произведения разных художников. См.: Югай И. И. Указ. соч. С. 207–208.

<< 135 >>

См., напр.: Виртуальный музей Константина Васильева. URL: http://www.vasilyev-museum.rn (дата обращения: 17.09.2012).

<< 136 >>

Реализация проекта «Русский музей: виртуальный филиал» начиналась совместно с комплексной программой сотрудничества музея с музеями российских городов. В настоящее время этот проект имеет 87 виртуальных филиалов, которые работают в музеях, университетах и учреждениях дополнительного образования и культуры в России и за рубежом. См. подробнее об этом: сайт Государственного Русского музея. URL: http://www.rusmuseum.ru/museum (дата обращения: 17.09.2012).

<< 137 >>

Шлыкова О. В. Указ. соч. С. 31. Следует отметить, что в настоящее время практически все фундаментальные библиотеки в нашей стране имеют виртуальные читальные залы. См., напр.: сайт Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина в разделе «Виртуальные выставки и экскурсии». URL: http://www.prlib.ru/Pages/virtuale.aspx (дата обращения: 17.09.2012).

<< 138 >>

Виртуальная художественная культура определяется как совокупность жанров и комплекс технологических и художественных средств, обеспечивающих погружение зрителя с помощью интерактивности и моделирующих механизмов в концептуально новое пространство произведения, созданного и существующего на основе компьютерной виртуальной реальности. См.: Там же. С. 166.

<< 139 >>

Югай И. И. Указ. соч. С. 4, 22.

<< 140 >>

Там же. С. 59–60. Например, пространство активно используется в играх для создания особых игровых ситуаций, формирования необычных впечатлений. Так, в игре может быть предложено путешествие по затонувшему дворцу, затерянному миру или по историческим местам (игры «Warside», «Tomb Raider», «Prince of Persia» и другие).

<< 141 >>

См., напр.: сайт игры «World of Warcraft». URL: http://eu.battle.net.wow.ru.game (дата обращения: 17.09.2012).

<< 142 >>

Шлыкова О. В. Указ. соч. С. 8.

<< 143 >>

Слепым мужчинам предложили дотронуться до животного и рассказать, каким им представляется слон. Так, первый из них, дотронувшись до хобота, сказал, что слон похож на канат; второй коснулся ноги и утверждал, что он как ствол дерева; третий, прикоснувшись к уху, посчитал, что слон похож на пальмовый лист; четвертый, дотронувшись до бока слона, полагал, что он как стена, и, наконец, последний коснулся хвоста и сказал, что слон похож на змею. Они верно описали свои чувства, но были не правы по существу. Автор подчеркивает, что в настоящее время сущность мультимедиа понимается так же, как и в примере со слоном: каждый рассматривает это понятие применительно к своей ситуации. См.: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 1.

<< 144 >>

Бабарыкин П. В. Совершенствование правового регулирования сложных объектов в сети Интернет. С. 83–84. URL: http: // www.nlr.ru/news (дата обращения: 17.09.2012).

<< 145 >>

Бабарыкин П. В. Указ. соч. С. 84.

<< 146 >>

Это положение нашло отражение и в других зарубежных законах. См.: Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (вместе с Дополнительным разделом). Бюллетень международных договоров. 2003. № 9 // СПС «КонсультантПлюс».

<< 147 >>

См., напр.: Толстой В. С. Гражданское информационное право. М., 2009. СПС «КонсультантПлюс»; Каминская Е. И. Охрана авторским правом части произведения // Журнал российского права. 2009. № 2. С. 47, 48, 54.

<< 148 >>

Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / под ред. А. Л. Маковского (далее – комментарий под ред. А. Л. Маковского). М., 2008. С. 396 (автор комментария Е. А. Павлова).

<< 149 >>

В связи с этим П. В. Степанов отмечает, что все объекты авторского права «можно условно разделить на произведения и программы для ЭВМ. Такое разделение имеет свои практические последствия. Для возникновения, осуществления и защиты прав на произведение не требуется его регистрации или соблюдения иных формальностей. По поводу программы для ЭВМ положение другое: она может быть зарегистрирована. Более того, если она была зарегистрирована, договоры в отношении такой программы, а также переход исключительного права без договора тоже подлежат регистрации (п. 5 ст. 1262 ГК)». См.: Комментарий под ред. Л. А. Трахтенгерц. С. 153 (автор комментария П. В. Степанов).

<< 150 >>

По словам Е. А. Павловой, «программы для ЭВМ – это результаты интеллектуальной деятельности, обладающие существенной спецификой. Подобное уточнение не противоречит ст. 4 Договора ВОИС по авторскому праву и п. 1 ст. 1 °Cоглашения ТРИПС, которые также содержат лишь указание на то, что программы для ЭВМ должны охраняться как литературные произведения и на них должны в связи с этим распространяться положения Бернской конвенции». Комментарий под ред. А. Л. Маковского. С. 396.

<< 151 >>

Э. П. Гаврилов пишет, что с экономической точки зрения среди объектов авторского права выделяются три «гиганта» – аудиовизуальные произведения, песни и программы для ЭВМ. Несмотря на то что программы для ЭВМ охраняются так же, как произведения литературы, «фактически имеются большие отличия в охране: факультативная государственная регистрация (ст. 1262 ГК РФ); отсутствие права на отзыв (ст. 1269) и права на прокат (п. 4 ст. 1270); особенности использования в личных целях (ст. 1273) и свободного воспроизведения (ст. 1280); особая форма лицензионного договора (ст. 1286); особое урегулирование, касающееся некоторых договоров (ст. 1296, 1297 ГК РФ). См.: Гаврилов Э. П., Еременко В. И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – комментарий под ред. Э. П. Гаврилова, В. И. Еременко). М., 2009. С. 197.

<< 152 >>

Там же.

<< 153 >>

См.: Дозорцев В. А. Указ. соч. С. 55.

<< 154 >>

В своей монографии автор использует термин «мультимедийный продукт». См. подробнее об этом: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 6–9.

<< 155 >>

Шлыкова О. В. Указ. соч. С. 5, 12, 55 и далее.

<< 156 >>

Добрякова Н. И. О некоторых вопросах договорного регулирования создания учебных произведений, предусмотренных частью четвертой Гражданского кодекса РФ // Правовые вопросы связи. 2008. № 1. С. 18–19.

<< 157 >>

Авалян Р. М., Подольный А. В. Договоры об интеллектуальной собственности (с учетом всех изменений 2008 года). М., 2008. СПС «КонсультантПлюс».

<< 158 >>

Подобной точки зрения придерживается И. Стаматуди, указывая на то, что термины «произведения» и «продукт» в данном случае являются взаимозаменяемыми. См.: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 6.

<< 159 >>

Подшибихин Л., Леонтьев К. Указ. соч. С. 20.

<< 160 >>

Там же.

<< 161 >>

Там же. С. 33.

<< 162 >>

См.: Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов. 2008. С. 549.

<< 163 >>

См.: Адамчик В. В. Словарь иностранных слов. Минск, 2008. С. 603.

<< 164 >>

См.: Бабенко В. С. Виртуальная реальность: Толковый словарь терминов. СПб., 2006. С. 56.

<< 165 >>

См.: Вернер И. Все о мультимедиа. Киев, 1996. С. 5.

<< 166 >>

Там же. С. 7.

<< 167 >>

См.: Там же.

<< 168 >>

Шлыкова О. В. Указ. соч. С. 9—10. Об определении понятия мультимедиа см. подробнее: Семенова Н. Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам: автореф. дис… д-ра пед. наук. Астрахань, 2007. С. 3; Хлызова Н. Ю. Мультимедиа и его возможности в организации процесса обучения студентов английскому языку // Педагогическая теория, эксперимент, практика / ред. Т. А. Стефановская. Иркутск, 2008. С. 275–286.

<< 169 >>

См.: Шлыкова О. В. Указ. соч. С. 26.

<< 170 >>

Там же. С. 138.

<< 171 >>

Постановление Правительства РФ «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» от 17.05.1996 № 614 // СПС «КонсультантПлюс».

<< 172 >>

См.: Савченко Н. А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. Сайт проекта «Информатизация системы образования» в разделе «Основы мультимедиа». URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult1.html (дата обращения: 17.09.2012).

<< 173 >>

Подшибихин Л., Леонтьев К. Указ. соч. С. 33.

<< 174 >>

См.: Там же.

<< 175 >>

Басманова Е. С. Интернет-сайт как объект имущественных прав: дис… канд. юрид. наук. М., 2010. С. 98.

<< 176 >>

Годра Ф. Указ. соч. С. 64.

<< 177 >>

См.: Stamatoudi I. A. Op. cit. P. 20, 211.

<< 178 >>

См.: Ibid. P. 21.

<< 179 >>

См.: Green Paper Copyright and Related Rights in the Information Society COM (95) 382 final, Brussels, July 1995. URL: http://europa.eu/documentation/official-docs/green-papers/index_en.htm (дата обращения: 17.09.2012). Впоследствии подобные позиции были отражены в юридической литературе. См., напр.: Hugenholtz P. Bernt. Copyright and Multimedia. Licensing in the digital era. Congreso Europeo Derecho Audiovisual Seville, October 1996.

<< 180 >>

См.: Lehman B., Brown R. Intellectual Property and the National Information Infrastructure: The Report of the Working Group on Intellectual Property Rights United States. U.S. Patent and Trademark Office, Washington D.C., September 1995. Сайт: Бюро регистрации авторских прав в США, в разделе «документы». URL: http://www.uspto.gov/web/offices/com/doc (дата обращения: 17.09.2012).

<< 181 >>

См.: Lehman B., Brown R. Op. cit. P. 42.

<< 182 >>

В отличие от реального номинальным (от лат. nomen – «имя») является определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т. п. См.: Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. Изд. 6-е, перераб. и доп. М., 2008. С. 48.

<< 183 >>

См.: Гордон М. В. Указ. соч. С. 194–195. Также автор называл «сложным» произведение, которое состоит из самостоятельных частей. См.: Там же. С. 45–46.

<< 184 >>

См.: Никитина М. И. Указ. соч. С. 58.

<< 185 >>

Савельева И. В. Указ. соч. С. 49.

<< 186 >>

Там же. С. 31, 39.

<< 187 >>

Дозорцев В. А. Указ. соч. С. 146–147.

<< 188 >>

Там же. С. 147.

<< 189 >>

Там же.

<< 190 >>

См.: Комментарий под ред. Э. П. Гаврилова, В. И. Еременко. С. 113.

<< 191 >>

См.: Басманова Е. С. Указ. соч. С. 81, 84.

<< 192 >>

См.: Грушина Е. В. Сложные объекты как новая категория // Законодательство. 2009. № 2. С. 28.

<< 193 >>

См.: Заключение Исследовательского центра частного права. С. 124.

<< 194 >>

Дозорцев В. А. Указ. соч. С. 147.

<< 195 >>

См.: Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Л. И. Скворцова. М., 2011. С. 81.

<< 196 >>

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2005. С. 78.

<< 197 >>

См.: Таратута Е. Е. Философия виртуальной реальности. СПб., 2007. С. 7.

<< 198 >>

См.: Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I–II вв. н. э. М., 1979. С. 32.

<< 199 >>

Цицерон. Об обязанностях // Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I–II вв. н. э. М., 1979. С. 374.

<< 200 >>

См.: Носов Н. А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. № 10. С. 154.

<< 201 >>

См.: Кузанский Н. О видении Бога. Сочинения в 2 томах. Т. 2. М., 1980. С. 33–94.

<< 202 >>

См.: Таратута Е. Е. Указ. соч. С. 37.

<< 203 >>

См.: Носов Н. А. Указ. соч. С. 157. Е. Е. Таратута отмечает, что термин «виртуальная реальность» был введен в начале 80-х годов ХХ в. Ж. Ланье для обозначения трехмерных моделей реальности, создаваемых при помощи компьютера и передающих эффекты полного в ней присутствия человека. См.: Таратута Е. Е. Указ. соч. С. 49.

<< 204 >>

Философское осмысление компьютерной революции началось за рубежом раньше, чем в России, и самым ярким является пример мира постмодерна. Проблематика виртуальной реальности в статусе самоосознающего философского направления развивается в рамках постнеклассической философии (также называемой в философской литературе постструктуралистским подходом). См. об этом: Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998. С. 98; он же. Симулякр и античная философия // Логика смысла. М., 1995. С. 333; Трофимов В. В., Панкова Д. Категориальный анализ термина «виртуальность». См.: сайт библиотеки книг и статей по управлению организационными системами в разделе «сборники статей». URL: http://tvvlibrary.narod.ru/papers/2010/03.pdf (дата обращения: 17.09.2012).

<< 205 >>

См. об этом: Таратута Е. Е. Указ. соч. С. 120–132.

<< 206 >>

Там же. С. 2.

<< 207 >>

См.: Кирик Т. А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология: дис… канд. филос. наук. Омск, 2004. С. 15–18, 26–31, 92–95; Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997. С. 202–205.

<< 208 >>

Носов Н. А. Указ. соч. С. 157.

<< 209 >>

См.: Кирик Т. А. Указ. соч. С. 21–24.

<< 210 >>

Копылов В. А. Информационное право 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 235.

<< 211 >>

См.: Бабенко В. С. Указ. соч. С. 20.

<< 212 >>

См.: Там же. С. 22.

<< 213 >>

См.: Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. М., 1968. С. 256.

<< 214 >>

См.: Ушаков Д. Н. Указ. соч. С. 306.

<< 215 >>

См.: Рузавин Г. И. Виртуальность // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1. / Ин-т философии РАН, нац. общ. – научн. фонд; научно-ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семагин, А. П. Огурцов. М., 2000. С. 444.

<< 216 >>

См.: Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. С. 222.

<< 217 >>

См.: Christiane Paul. Digital Art (World of Art series). London: Thames & Hudson. 2003. P. 125–132.

<< 218 >>

Например, популярные мультфильмы «В поисках Немо» (2003 г., реж. Эндрю Стантон), «Шрек» (2001 г., реж. Эндрю Адамсон и Вики Дженсон), «История игрушек: Большой побег» (2010 г., реж. Ли Анкрич) и др.; фильмы «Аватар» (2009 г., реж. Джеймс Кэмерон), трилогия «Властелин колец» (2001–2003 гг., реж. Питер Джексон) и др.

<< 219 >>

См.: Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов. М., 2008. С. 321.

<< 220 >>

См.: Адвокат: навыки профессионального мастерства / под ред. Л. А. Воскобитовой, И. Н. Лукьяновой, Л. П. Михайловой. М., 2006. С. 482.

<< 221 >>

См. более подробно материалы, разработанные Институтом дистантного образования Российского университета дружбы народов. Сайт электронного издания, в разделе «Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании». Тема 3. URL: http:// www.ido.mdn.ru/nfpk/mult/mult3.html (дата обращения: 17.09.2012).

<< 222 >>

Галкин Д. В. Бинарный язык и виртуальный дискурс: к философии цифровой культуры // Открытое и дистанционное образование. 2004. № 2. С. 45.

<< 223 >>

См.: Галкин Д. В. Указ. соч. С. 45.

<< 224 >>

См.: Чичканов Е. С. Интерактивность как форма диалога в пространстве цифрового экранного произведения: автореф. дис… канд. искусствоведения. СПб., 2011. 22 с.

<< 225 >>

Там же. С. 18.

<< 226 >>

Рассолов И. М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М., 2009. С. 212.

<< 227 >>

См., напр.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 № 09АП-3371/2010-ГК по делу № А40-56362/08-93-236; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 № 09АП-2511/2010 по делу № А40-71749/08-133-474 // СПС «КонсультантПлюс».

<< 228 >>

Калятин В. О. Закон об авторском праве: использование произведений в Интернете // Патенты и лицензии. 2004. № 12. С. 6–7.

Загрузка...