Глава 2. На что НЕ распространяются авторские права?

– Идеи и концепции;

– методы и принципы;

– системы и процессы;

– способы и решения организационных, технических и других задач;

– факты и открытия;

– языки программирования;

– геологическую информацию о недрах.

Возьмём, к примеру, литературное произведение. Всякий текст имеет форму и содержание. Под формой понимается способ изложения, язык, образы, последовательность. Под содержанием – тема, идея, сюжет.

Абсолютно разные тексты могут иметь одну тему, идею и одинаковый сюжет.

Текстовые марафоны тому подтверждение. Организатор задал общую тему и жанр произведения, и народ творит, что душа пожелает. Даже сюжет может повторяться: любовь – свадьба – измена – развод. Тексты же при этом по своей форме ничего общего не имеют. Одни в прозе, другие в стихах. Язык, стиль, персонаж у каждого автора свой.

Это говорит о том, что элементы содержания, в частности, идеи нельзя считать уникальными, поэтому они авторским правом не охраняются. Охраняется лишь ФОРМА произведения.

Из судебной практики.

Одно издательство обратилось в суд с иском к другому издательству о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности определённого автора.

В ходе рассмотрения дела арбитражный суд установил, что "совпадающие по тексту фрагменты представляют собой специальные термины, классификации, схемы франшиз, методы построения фрайчайзингового бизнеса".

Установив также, что использование некоторых фрагментов книги оправдано целью цитирования, суд отказал в удовлетворении исковых требований в полном объёме, не усмотрев нарушения исключительных прав истца.

(Определение Верховного суда Российской Федерации по делу NА40-17182/2009 от 9 июня 2010 года)

А вот Кристиан Лубутен (именно так пишется в документах) отстоял своё исключительное право использовать красную подошву. Суд в Люксембурге установил, что это является частью имиджа марки.

Российская Палата по патентным спорам предоставила данному товарному знаку правовую защиту.

Идея окрасить подошву обуви в красный цвет пришла мастеру в девяностых годах в период творческого кризиса. Останься она просто идеей, а не превратись в товарный знак, права на неё отстоять бы не удалось.

Получается, что придав своей идее форму, как самостоятельному объекту, автор обеспечил ей защиту в рамках авторского права, а зарегистрировав как товарный знак – ещё и патентного.

Загрузка...