Знание объективных законов развития общества, изучение уроков истории и научное прогнозирование будущего предоставляют возможность выработать и осуществить правильную политику, стратегию и тактику. Это позволяет планомерно подготовиться к предстоящим процессам в общественной жизни. Предвидения выступает научной предпосылкой планомерной организации общественной жизни, целенаправленного развития страны. На его основе должна разрабатываться вся разветвленная система планов. Проведение правильного и обоснованного прогнозирования позволяет сэкономить ресурсы для решения актуальных проблем социального развития. Наука должна исследовать и предвидеть будущее развитие событий, предупреждать общество об опасности, разрабатывать альтернативные варианты решения проблем и обосновывать критерии выбора лучших из них.
Разработка принципов формирования научных предсказаний и их использования в качестве основы планомерной преобразующей деятельности становится предметом многих современных исследований. По мнению известного ученого И. В. Бойченка, одним из самых общих методологических принципов научного познания является принцип развития. Он отмечал, что «условием плодотворного применения принципа развития рассмотрение социальных явлений и процессов не только как таковых, изменяющихся во времени, но и прежде всего, как изменяемых конкретно – историческим, субъектом. Поэтому значение принципа развития в социальном познании существенно возрастает, а его использование усложняется»1.
Особенно сложно познавать социальное будущее, то есть общественные процессы и явления, которые в настоящее время еще не существуют. В таком случае возрастает роль всестороннего осмысления конкретно – исторических условий, детерминирующих возникновение будущих социальных явлений. Согласно И. В. Бойченку, методологический принцип развития требует осознания специфических особенностей трех последовательных стадий познания:
1) ретрогноза (познание прошлого),
2) презентпрогноза (познание настоящего),
3) прогноза (познание будущего). Но также следует иметь в виду, что эти три диахронические моменты познания взаимосвязаны и взаимообусловлены. То есть необходимым условием научного предвидения является изучение истории прогнозируемого объекта и главных этапов его развития. Современное состояние объекта также должен быть подвергнут детальному и профессиональному исследованию. Ведь каждая историческая эпоха неповторима, поэтому необходимо уметь выделить ее главные характеристики. Только тогда возможно полноценный научный прогноз. Исследователь отмечает, что «для предсказания будущего состояния объекта надо знать его генеза и современное состояние»2.
Прогностическая функция обществоведения тесно связана с его пояснительной функцией. Одной из форм объяснения, актуального для предлагаемого исследования научного предвидения, выступает объяснения объективного закона. Ведь научное объяснение является основой научного предвидения, а знание законов также составляет базу научного предвидения. Именно поэтому принцип развития логически связан с принципом детерминизма. Соответственно, проблема обусловленности будущего настоящим и прошлым актуализируется в контексте научного предвидения. Обогащение средств выработки знаний о настоящем и прошлом, соответственно, обогащает научные предпосылки самого предсказания3.
Через познание объективного закона мы познаем внутренние связи между процессами действительности. Объяснение сущности явления и становится возможным именно благодаря открытию законов науки. Возможность научного предвидения на основе познания объективных законов объясняется также тем, что они являются отражением необходимых связей между явлениями или процессами.
Несмотря на то, что закон выражает устойчивую характеристику явления, сохраняется при изменениях явления, мы можем утверждать о зависимости прогностической функции науки от объяснения с помощью научного закона. Повторяемость определенных явлений, процессов, событий в определенном порядке свидетельствует о том, что природа и общество выступает единым целым, где развитие происходит с определенной последовательностью, существует согласованность, система в непрерывном изменении явлений. Следует обратить также внимание на такую объективную характеристику закона как всеобщность. «Знание специфики этой рамки закона дает возможность утверждать, что при наличии определенных условий объективный закон действует везде и всегда, то есть на всех, пространственно-временных участках своей сферы. Широта, диапазон действий объективного закона определяют те границы, в которых можно предвидеть на основе его познания»4.
Люди не являются бессильными перед лицом объективной необходимости. Познав законы действительности и изучив объективные условия, которые сопровождают действие этих законов, они могут предотвратить наступление нежелательных для них последствий действия этих законов. Но существует и такое явление как неизбежность. Она имеет место тогда, когда в результате сочетания объективных и субъективных условий люди уже не в состоянии препятствовать осуществлению объективной необходимости.
Конкретно-исторический анализ общественных явлений выступает необходимым условием социально-научного предвидения. В процессе социальных предсказаний необходимо исследовать специфику момента, в рамках которого имеющиеся закон, необходимость, устойчивость и повторяемость в развитии явлений. Однако явления общественной жизни повторяются не полностью, поэтому выработка прогнозов предполагает выделение не только повторяемости в развитии явлений, но и определить отклонения от однозначного и закономерной повторяемости явлений. Необходимо также исследовать обстоятельства, при которых деформируется периодичность. Поэтому следует анализировать конкретные условия, которые приводят к изменению форм проявления этой закономерности.
Согласно И. В. Бойченку, осуществление пояснительной функции и функции предсказания содержит постановку любого сложного вопроса в определенных, тщательное исследование конкретных условий и исторических границ, в которых находится прогнозируемый объект. «Перед прогностическим исследованием конкретных путей развития общества стоит задача охватить большое число различных переменных, изучить сложные комплексы линейных и нелинейных взаимодействий, причем необходимо предусмотреть и будущие изменения подобных комплексов и всех их составляющих. Поэтому большую сложность представляет исследовательская процедура, которая заключается в том, чтобы изолировать (конечно, мысленно) прогнозируемый процесс, «вырвать его из общего взаимосвязи, рассмотреть его в «чистом» виде, без влияния посторонних обстоятельств, нарушающих нормальный ход изучаемого процесса»5.
Предсказания являются условием и составной частью выработки и осуществления научной политики, планомерного управления обществом. Оно является звеном, соединяет познания с практикой. Предсказания является одной из функций науки, связанной с практической действенностью познания. Наличие или отсутствие предвидения является одним из критериев определения осознанности или стихийности жизнедеятельности общественной жизни.
Для выявления специфики объективных основ социально-научного предвидения следует выяснить особенности таких форм проявлений необходимости, как потребность, интерес, проблема. Потребности присущи биологическим и социальным системам, оказываются в условиях, обеспечивающих их нормальное функционирование и развитие. Интерес является формой проявления потребностей, которые являются специфическими для общественной жизни. Это «такой объективный существенный фактор, который выражает направленность действий субъекта на создание условий удовлетворения своих потребностей. Если необходимость присуща всем явлениям объективного мира, а потребность – лишь биологическим и социальным организмам, то интерес присущ только человеку»6