Gross national happiness (валовое национальное счастье, ВНС) – философия, которой придерживаются народ и правительство Бутана. Коллективное счастье и благополучие в этой стране важнее финансовой выгоды. Данный принцип применялся издревле, но термин был введен в обиход в 1972 году королем Джигме Сингье Вангчуком, который заявил в интервью журналисту из The Financial Times буквально следующее: «Валовое национальное счастье важнее внутреннего валового продукта». С тех пор Бутан известен своей политикой в отношении благополучия граждан, которое измеряется духовными, физическими, социальными и природными показателями.
Воздух здесь чист, небо высокое, а пики гор скрываются за облаками. Бутан насчитывает всего 750 000 жителей. По улицам бродят коровы. И знаете что? Эта крошечная нация из Гималаев меняет наше представление о мире.
До 1962 года в Бутане не было дорог, школ, больниц и даже национальной валюты. И тогда третий король, Джигме Дорджи Вангчук, известный как «отец современного Бутана», начал развивать инфраструктуру, а затем передал бразды правления своему сыну, Джигме Сингье Вангчуку. Тот заступил на его место (буквально – надел традиционные сапоги тшолхам) и повел страну в светлое будущее в типичной бутанской манере.
Где-то в 700 году нашей эры обитатели территории современного Бутана приняли буддизм и осознали важность кармы, счастья и благополучия. «Сострадание и альтруизм в Бутане древнее гор», – рассказывает Пассанг, друг моего друга, живущий в Паро, единственном городе Бутана с международным аэропортом. Термин га-киид крайне важен для большинства бутанцев. Га обозначает счастье, киид – мир. Пассанг говорит, что данный концепт включает в себя духовное, социальное, экономическое и природное благополучие. Очень хорошо его иллюстрируют две старинные пословицы: «Пути к счастью нет, счастье и есть путь» и «Счастье – это доверие, а за доверие не нужно платить». Бутан процветал, следуя этому принципу. Впрочем, школы, больницы и дороги тоже оказались кстати.
Четвертый король собирался продолжить модернизацию Бутана, придя к власти в 1972 году, но опасался ловушек общества потребления, в которые попадали другие страны. Ему не нравилось общемировое направление развития. Однако свою страну он не изолировал, просто отказался от финансовой гонки в пользу благополучия людей и внедрения принципа га-киид, а также поиска баланса между старым и новым.
«Во имя валового национального счастья король Вангчук закрепил идеалы и верования бутанцев на бумаге, – рассказывает Тсеванг из столицы Тхимпху. – Мы не растеряли наших ценностей перед лицом новых веяний». Страна открыла двери для телевидения и Интернета в конце 90-х годов прошлого века и даже познала прелесть «Рестлмании», индийских мыльных опер и шоколадок Kit Kat (оказавшихся настоящим хитом). При этом традиционные ценности утеряны не были. В 2005 году, на пике популярности, Вангчук IV отрекся от престола, чтобы искать свое счастье и жить на дереве (во всяком случае, так говорят). На его место заступил сын, Джигме Кхесар Намгьял Вангчук, сразу же взявшийся за демократизацию страны. В 2008 году ВНС стало официальной целью правительства, закрепленной в Конституции Бутана. Остальной мир в это время разваливался на части.
Социальное неравенство в мире усиливалось, росли проблемы с окружающей средой, экономики рушились одна за другой. Подход Бутана к жизни стал обращать на себя внимание. В 2011 году Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал остальные страны следовать примеру Бутана: начать измерять счастье и благополучие. Он даже назвал счастье «основным приоритетом человечества». В следующем году Пан Ги Мун встретился с премьер-министром Бутана Джигме Тинлеем, чтобы обсудить тактику и сформировать стратегию внедрения индекса ВНС, а также улучшить жизнь повсеместно. Вот в чем секрет: подход Бутана работает.
Сегодня медицина и образование в Бутане бесплатны и доступны всем. Это результат программы ВНС. Она же удвоила продолжительность жизни. Сто процентов детей ходят в школу. Вот как комментирует ситуацию Тсеванг: «Школьники изучают внутреннее национальное счастье, мы говорим об этом концепте повсеместно. Но это не заумный термин, все вполне доступно среднестатистическому обывателю». Каждые два года правительство проводит опрос об удовлетворенности жизнью. Комиссия по ВНС определяет общий уровень, задействовав девять ключевых показателей, а именно: психологическое благополучие, здоровье, использование времени, образование, культурное разнообразие и адаптацию, качество управления, жизнь сообщества, стандарты жизни, экологию. И да, последняя очень важна.
Все действия правительства и финансистов рассматриваются через призму ВНС, чтобы понять, как именно они повлияют на общество и окружающую среду. Деньги никто не берет в расчет. Согласно данным Института исследования счастья, между счастьем и экологией есть прямая связь. Европейский общественный опрос показал, что люди, заботящиеся об окружающей среде, более благополучны.
Тсеванг очень рад хорошей экологии. Он говорит, что все новички этому удивляются: «Туристы всегда восхищаются нашими прекрасными лесами и нетронутыми дикими пейзажами, но это все – часть программы ВНС». Среди развивающихся стран только Бутан ставит экологическую рациональность на первое место. Уровень эмиссии углерода в стране нейтральный, а правительство следит, чтобы по меньшей мере шестьдесят процентов площади Бутана было занято лесами. (На данный момент этот показатель составляет семьдесят процентов.) Страна прекрасна настолько, что в нее бегут бенгальские тигры. В Индии их среда обитания постоянно уничтожается. Древесина в Бутане запрещена к вывозу, а частный транспорт не приветствуется. Каждый месяц правительство устраивает «день пешехода». Тсеванг рассказал мне, что недавно Бутан отклонил предложение вступить в ВТО, – в противном случае стране пришлось бы дать возможность другим использовать природные ископаемые и ресурсы, а это противоречит целям ВНС. Бутан не разрешил открытие «Макдональдса», чтобы сохранить здоровье своих жителей. «Впрочем, Kit Kat мы любим», – признает Тсеванг. В ближайших планах правительства – органический 2020 год. Бутан ограничивает ввоз вредных продуктов и рекламирует правильное питание.
«Это процесс, – поясняет Тсеванг. – Люди должны попробовать что-то вредное и решить этот вопрос для себя. Приказы никого не сделают счастливым». ВНС стремится принести счастье каждому. «Мы не индивидуалисты, мы всё делаем вместе, не ставим частную жизнь во главу угла. Такого понятия в Бутане просто нет!» Как нет и одиночества. «В комнате могут находиться двадцать человек, а на кухне будет еще столько же. Мне нравится: мы делимся тем, что имеем, у нас есть общность. Делиться значит любить».
Бутан не рай на земле. Многим приходится тяжело работать, а женщины и мужчины пока не обладают равными правами. Кочевники в горах до сих практикуют полигамию: их жены следят за детьми и скотом. Признаюсь, мне это не по душе.
Да и модернизация принесла не только плюсы. Технология сказалась на некоторых процессах. В 90-х в стране появилось телевидение (помните «Рестлманию»?), и все диалекты начали исчезать. Остался лишь официально принятый дзонг-кэ и еще английский. Впрочем, мессенджер WeChat (китайская социальная сеть, используемая для общения) помог создать группы, чтобы возродить давно забытые диалекты. Сейчас те, кто не умеет читать и писать, могут общаться друг с другом при помощи видеочатов. Министр образования и премьер-министр настаивают на том, чтобы в школах изучались естественные и точные науки, а дети знали, как собрать компьютер или дрон. «У нас даже есть лаборатория как в Массачусетском технологическом институте», – гордо заявляет Тсеванг.
ВНС стремится сохранить лучшее из культуры Бутана. «Если вы заболели, у вас есть выбор: лечиться при помощи традиционных методов или современных средств, даже в официальном учреждении». Западная медицина лечит болезнь, а традиционная медицина Бутана рассматривает человека как целостную систему, поэтому неплохо иметь возможность прибегнуть и к ней. Именно так Тсеванг и многие бутанцы рассматривают баланс старого и нового.
«Мы стоим на перепутье, где древняя мудрость встречается с новыми идеями. Нам нужно понимать, откуда мы пришли и куда движемся. Мы должны сострадать другим людям». Мне становится интересно, подразумевает ли ВНС сострадание, потому что Пассанг тоже о нем говорил. Тсеванг подтверждает мою догадку. ВНС активно продвигает идею сострадания. Мы не знаем, что творится в голове у других, поэтому должны развивать данный навык.
В ВНС нет места хитрости и самодовольству. Пассанг и Тсеванг не утверждают, что все бутанцы счастливы; бутанцы стремятся к счастью. «Буддизм говорит, что наша жизнь – дорога. Любое действие, хорошее или плохое, влияет на будущее, а также на нашу реинкарнацию», – объясняет Пассанг. Бутанцы полагают, что спокойствие и богатство – вознаграждение за деяния в предыдущей жизни. Этот принцип работает в обе стороны. Карма. «Если украдешь или солжешь, а потом наймешь дорогих адвокатов, тебе все сойдет с рук в земной жизни, но карма останется», – говорит Тсеванг. Карма проще и одновременно сложнее любых традиционных подходов. Карма напоминает о мимолетности инкарнации. По словам Пассанга, в Бутане много смерти и страданий, но жители смиряются. Никто в Бутане не боится смерти, а поля для кремаций расположены в центре населенных пунктов, чтобы напоминать о скоротечности жизни. «Если кто-то умер, ты сразу об этом узнаешь, – говорит Тсеванг. – Из печи будет валить дым, а дети начнут тыкать пальцами. Цикл кармы всегда с нами». В храмах Бутана проповедуют забыть о своем эго, чтобы впустить вдохновение и знание.
Пейзаж Бутана тоже не дает задирать нос. Огромные горы напоминают о том, что мы лишь незначительная часть изменчивого мира. «Мы хотим существовать в гармонии с природой, – комментирует Тсеванг. – Мы верим, что животные – наши братья, сестры, дети и родители в другой жизни, поэтому заботимся о них». У бутанцев есть пословица: «Мы не наследуем землю у предков, мы берем ее взаймы у потомков». Поистине замечательный взгляд на вещи. Нам есть чему поучиться.
1. Учитесь состраданию. Если вы злитесь на коллегу или собираетесь кинуть в супруга носком только потому, что он опять не положил его в корзину для грязного белья (ВНУТРЬ, а не рядом!), остановитесь и подумайте. Этот человек не хотел вас разозлить, его что-то отвлекло.
2. Смирите эго. Не предполагайте. Учитесь новому у каждого встречного. Возможно, пес/водитель автобуса/ужасный коллега пытаются вам что-то сказать?