Есть люди, живущие сегодняшним днем. Есть те, кто нацелен на будущее, а есть такие, кто живет прошлым, в нем находит утешение, черпает силы, улетает туда в мечтах. Все три повести Ивана Сергеевича Тургенева (1818–1883) в этой книге – возвращение в переливающуюся всеми красками, наивную, прекрасную, незабываемую юность.
В начале 1840-х годов молодой Тургенев путешествовал по Европе. Впоследствии этот беззаботный период жизни он вспоминал как самый лучший и не раз возвращался к нему в поздних произведениях. Три повести из этого тома написаны в период с 1857 по 1872 годы, и каждая по-своему автобиографична, если, конечно, считать автобиографией не внешние события, а внутреннюю жизнь сердца.
В них почти нет сюжета. В самом деле, попробуйте пересказать «Асю» – что получится? Молодой русский барин путешествует по Европе, там он знакомится девушкой. Она всей душой влюбляется в него, но ее чувства такие сильные, что отпугивают молодого человека. Или вот попытка краткого пересказа «Первой любви»: юноша, почти мальчик, влюбляется в ветреную молодую девушку. Она играет его чувствами, дразнит, гонит и снова привечает. Юноша случайно узнает, что на самом деле эта девушка – возлюбленная его отца. Или «Вешние воды»: молодой русский барин путешествует за границей, он знакомится с хорошей итальянской девушкой, предлагает ей руку и сердце. Он думает, что хочет жениться на ней, но когда встречает яркую роковую женщину, то забывает о невесте. Сюжета как такового в повестях нет, потому что на самом деле это элегии, написанные великолепной прозой. Их нужно читать просто потому, что они невероятно красивы.
Распространено заблуждение, что «тургеневская девушка» – это какое-то неземное, оторванное от жизни существо, наделенное идеальными чертами. «Нечто и туманна даль». Но прочитайте повести. На самом деле девушки в них решительные, властные и бескомпромиссные. Они чересчур эксцентричны, чересчур страстны, их чувства сбивают с толку романтичных, созерцательных героев. Девушки обладают таким напором, что не дают возможности возлюбленным разобраться в себе.
Все лирические герои Тургенева кажутся слабовольными на первый взгляд, но, если присмотреться внимательнее, их нерешительность объясняется безупречным благородством, совестливостью и отвращением ко всему пошлому, плоскому. И никто не умеет так любоваться Женщиной, почти обожествлять ее, как тургеневские герои. Так что было бы справедливо ввести в оборот понятие «тургеневский мужчина».
В повестях Тургенева есть томительная, сладостная надежда на счастье, которую каждый человек испытывал хотя бы однажды в жизни. Его книги, наверное, самая удачная в мировой литературе попытка передать всю полноту чувств в сиюминутных движениях сердца, в солнечном свете сквозь листву беседки, в бликующей глади воды, в какой-то небесной душевной чистоте.