Псевдопроблема от псевдоскептиков

В пику астрологии

Конечно, не все учёные и мыслители эпохи Возрождения и Нового Времени видели в астрологии то Божественное начало, которое вдохновляло Кеплера. Чем большую власть над умами брала «ньютоно-картезианская наука», тем более распространённой и смелой становилась критика.

Сначала критика была захудалой. Например, обличение астрологии со стороны известного итальянского дворянина и мыслителя Джованни Пико делла Мирандолы (1463—1494) получилось бессвязным и непоследовательным, на что обратил внимание историк науки Линн Торндайк.




Пико делла Мирандола


Свою книгу «Рассуждения против прорицательной астрологии» (лат. Disputationes adversus astrologiam divinatricem) Пико делла Мирандола писал в последние годы своей жизни и, судя по её недостаткам, завершить не успел. Впервые эта «длинная и неприветливая книга» с её «неровным изложением и опорой на многочисленные неизвестные и специальные источники»25 была издана уже после смерти автора, в 1496 году.

Историк Линн Торндайк в своём фундаментальном многотомном труде «История магии и экспериментальной науки» писал:26


«После первой книги трудно разглядеть какое-либо логичное расположение или методичную последовательность в работе Пико и в его аргументах. Малое количество здравого смысла очевидно как в порядке, в котором книги и главы следуют друг за другом, так и в том, как текст на них разбит. Выглядит так, будто Пико писал о том, что приходило ему на ум, не заботясь о том, будет ли он касаться этой темы в последующей другой книге или главе. Книга настолько бессвязна и не достигает эффекта, насколько это вообще возможно в том, что касается методичности изложения и совокупности аргументов»

Астрология эпохи «Протемнения»

Чем больше научных открытий совершали великие умы, тем более насмешливо и цинично относились некоторые учёные к астрологии. Одним из ярких примеров астрокритиков Нового Времени был Бенджамин Франклин (1706—1790) – американский изобретатель, издатель и государственный деятель, чей портрет изображён на стодолларовой купюре.

Почти четверть века Франклин издавал астрологический «Альманах Бедного Ричарда» («Poor Richard’s Almanack»), выступая под псевдонимом Richard Saunders. Имя Ричард Сондерс он позаимствовал у английского астролога и врача 17 века, известного автора астрологических альманахов и книги «Астрологическое суждение и практика врачевания».27

Выпуск альманаха выпуска 1751 года начинался с обращения Сондерса-Франклина к любезным читателям по поводу астрологии:28


«Астрология является одной из самых древних Наук, была в почёте у мудрых и великих. Раньше ни один правитель не мог заключить мир или начать войну или даже генеральное сражение, или любое другое важное дело без предварительной консультации с астрологом, который изучал аспекты и конфигурации небесных тел и подбирал удачный час для начала дела. А теперь к благородному Искусству (Позор временам, в которые мы живем!) относятся без уважения…»


Но не стоит обманываться хвалебностью этих речей. На самом деле, за этим скрывается двуличие и лицемерие. Бенджамин Франклин был одним из активных деятелей Просвещения в США и, как и вся интеллектуальная элита того времени, несерьёзно относился к астрологии.29 Однако в народной культуре астрология была популярна, астрологические альманахи пользовались спросом, и Франклин цинично использовал это с выгодой для себя. Тираж некоторых выпусков франклинского альманаха (помимо астрологической информации там были бытовые советы, загадки и т.п.) достигал десяти тысяч экземпляров.

18 век был потерянным для развития астрологии. Традиции, идеи и принципы, которые можно было проследить в астрологии с пятого века до н. э., были в век Просвещения практически сведены на нет. Только в 19 веке началось возрождение астрологии. По этой причине историк астрологии Роберт Хэнд рассматривает 18 век (в части астрологии) как эпоху «Протемнения»,30 одним из деятелей которой можно считать и Бенджамина Франклина-Сондерса.

Зачем псевдоскептикам псевдопроблема?

В 19 веке, когда люди стали постепенно уставать от беспросветной материалистичности новой науки, астрология стала возрождаться и постепенно возвращать свой авторитет. Значимую роль в этом сыграло теософское движение. В 20 веке книги Алисы Бейли, в которых описана идея наступающей Эры Водолея, или Нового Века (New Age – Нью-эйдж), и астрологические труды Дэйна Радьяра привели к тому, что с середины столетия астрология стала феноменально популярной на Западе.

Наука тоже не стояла на месте. С 1920-х годов стали формироваться наукологические дисциплины – философия науки, социология науки и т. п. Учёные и философы пытались определить, что такое наука и научный метод, и как отделить науку от других методов познания. Вопрос самоотделения науки получил специальное название – проблема демаркации.

Особое беспокойство учёных вызывали дисциплины, которые именовали себя научными и пользовались авторитетом науки, но на деле не применяли научных методов и не выдавали на-гора достоверных знаний. На такие дисциплины учёные стали навешивать клеймо pseudoscience – псевдонаука (лженаука).

И всё бы ничего, но возникла непредвиденная сложность: проблему демаркации никак не получалось решить. Чем дольше учёные пытались отделить науку от ненауки/псевдонауки/паранауки/протонауки/etc., тем яснее становилось, что чёткую границу между ними провести невозможно. В итоге пришлось констатировать, что проблема демаркации является псевдопроблемой. То есть проблемы, по сути, нет, и нет необходимости и возможности выделять науку в отдельную чёткую категорию.

Загрузка...