Александр Айч Астрологический Аспектариум

Аспекты

Представление об астрологических аспектах как особых угловых расстояниях между небесными телами впервые упоминается в уцелевших текстах, хранившихся в храмовых архивах Вавилона. Концепция аспектов была сформирована после 475 г. до н.э. когда астроном Евктемон ввел в употребление тропический Зодиак и появилась возможность указывать положения небесных тел не просто относительно звезд зодиакальных созвездий, а с указанием конкретного градуса Зодиака. В клинописных источниках были найдены упоминания о тригонах (120°) между знаками Зодиака принадлежащих одной стихии.

• Огненные знаки: Овен, Лев и Стрелец

• Знаки Земли: Телец, Дева и Козерог

• Воздушные знаки: Близнецы, Весы и Водолей

• Водные знаки: Рак, Скорпион и Рыбы

Между собой стихии относятся друг к другу либо дружественно (Огонь – Воздух и Земля – Вода), либо враждебно (Огонь – Вода и Земля – Воздух), либо нейтрально (Огонь – Земля и Вода – Воздух). Знаки, расположенные на расстоянии 60° (секстиль) и 180° (оппозиция) относятся к дружественным стихиям1, а расположенные на расстоянии 90° (квадратура) – к враждебным или нейтральным стихиям и знакам, противоположным по своему полу2.


Наибольшее развитие эллинистическая египетская астрология получила во II в. до н. э. Ок. 150 г. до н. э. астролог (или, возможно, группа астрологов), работавший в Египте, создал серию астрологических трактатов. В качестве псевдонима он использовал имена фараона Нехепсона и верховного жреца Петосирида. Ему приписывается создание мирового гороскопа, в котором Луна изображена восходящей в 15° Рака, Солнце находится в 15° Льва, Меркурий – в 15° Девы, Венера – в 15° Весов, Марс – в 15° Скорпиона, Юпитер-в 15° Стрельца, в то время как Сатурн расположен в 15° Козерога. Это расположение планет никогда не могло реализоваться в действительности, так как, Меркурий не удаляется от Солнца на угловое расстояние больше, чем 28 °, а Венера больше чем на 47°, а здесь каждая из двух планет расположена в 60° от Солнца. Мировой гороскоп Нехепсона-Петосирида иллюстрирует идею Мирового Древа как дневных и ночных домов планет.



Клавдий Птолемей, поясняя схему соотношения знаков Зодиака планет, утверждал, что Солнце производит больше всего света и тепла, находясь во Льве и Раке, поэтому Лев и Рак закреплены за двумя главными светилами (Солнце – за Львом, так как он является мужским знаком, а Луна – за Раком, так как он – женский знак). Соответственно, левая половина схемы посвящена Солнцу, в ней располагаются дневные дома планет, а правая – Луне, это ночные дома. Меркурий, являясь наиболее близким к Солнцу, занимает два соседних знака, и так далее в порядке удаления планет от Солнца. В «прямоугольном дендерском Зодиаке планеты изображены также как и в мировом гороскопе Нехепсона-Петосирида – в своих астрологических домах: на восточной полосе – в ночных домах, на западной полосе – в дневных.

До Птолемея астрологи считали главными агентами небесных влияний знаки Зодиака и созвездия. Поэтому аспекты не измерялись непосредственно между самими планетами, а рассчитывались по эклиптике между знаками, в которых эти планеты располагаются. Так, планета в любой точке Тельца считалась образующей квадратуру ко всем планетам в Водолее и Льве. Этот принцип в несколько видоизменённом виде был унаследован индийской астрологией.

Птолемей же утверждал, что основные действующие элементы гороскопа – это планеты, а влияние знаков Зодиака считал вторичным. В соответствии с этим тезисом природа каждого аспекта выводилась им из природы планет, связанных данным аспектом с одним из Светил в Мировом гороскопе.

Например, оба Светила образуют к Венере секстиль, следовательно секстиль имеет природу Венеры. Точно так же оба светила образуют квадратуру к Марсу, поэтому природа квадратуры схожа с влиянием Марса. Поскольку Меркурий не является ни благодетелем, ни вредителем, он не попадает в те же самые категории, как другие четыре планеты.



Из этой схемы можно заметить, что аспекты в 30° и 150° не учитывались. Знаки, находящиеся на этих угловых расстояниях друг от друга, относятся к противоположному полу и принадлежат к нейтральным или враждебным стихиям. Из-за этого считалось, что планеты в них «не видят» друг друга. Птолемей называет их «несвязанными» и «отчужденными».


Математически мажорные аспекты можно описать как угловые величины, образованных путем деления 360° на целое число десятичной системы (от 1 до 9) так, чтобы частное было кратно 30°.

360°/1 = 360° (кратно 30°) – аспект соединения

360°/2 = 180° (кратно 30°) – аспект оппозиция.

360°/3 = 120° (кратно 30°) – аспект тригон.

360°/4 = 90° (кратно 30°) – аспект квадрат.

360°/6 = 60 (кратно 30°) – аспект секстиль.

Если отбросить последнее условие (кратность 30°) то можно получить несколько дополнительных аспектов:

360°/5 = 72° (не кратно 30°) – аспект квинтиль

360°/7=51,42° (не кратно 30°) – аспект септиль

360/8= 45° (не кратно 30°) – аспект полуквадрат

360/9 = 40° (кратно 30°) – аспект не нонагон


Следующее значительное усовершенствование в теорию аспектов внес немецкий математик и астроном Иоганн Кеплер. Исходя из пифагорейских традиций, Кеплер считал основой мироздания гармонические соотношения и около тридцати лет потратил на поиски закона всеобщей гармонии мира. Первоначально он представлял аспекты как семь основных гармонических интервалов:

октаву (с отношением частот 1:2) – 180°

большую сексту (3:5) – 144°

малую сексту (5:8) – 135°

чистую квинту (2:3) – 120°

чистую кварту (3:4) – 90°

большую терцию (4:5) – 72°

малую терцию (5:6) – 60°

При этом Кеплер отчетливо осознавал, что теория должна находиться в соответствии с наблюдениями, а практическая проверка влияния аспектов свидетельствовала о том, что аспект полусекстиль (30°), не соответствующий никакому консонансу, часто проявляет сильное влияние, а полутораквадрат (135°) (соответствующий малой сексте) отмечался им как ненадежный. В результате Кеплер отдал предпочтение геометрической теории аспектов, в которой аспект представлял собой сторону вписанного в окружность многоугольника. В своем фундаментальном труде Harmonice mundi (1619) он выстраивает следующую иерархию аспектов по значимости:

1. Соединение 0° и оппозиция 180°.

2. Квадрат 90°.

3. Трин 120°, секстиль 60°, полусекстиль 30°.

4. Квинтиль 72°, биквинтиль 144°, квиконс 150°.

5. Дециль 36°, тридециль 108°, полуквадрат (октиль) 45°, полутораквадрат (триоктиль) 135°.

6. На грани между значимыми и незначимыми Кеплер помещает аспект 24° градуса (образующийся 15-сторонней фигурой) и 18° градусов (образующийся 20-сторонней фигурой) и производные от них 48°, 96°, 112°, 156°, 168° и 54°, 126°, 162°, 171° соответственно.

Представление Кеплера об аспекте, как стороне вписанного в окружность симметричного многоугольника, в XX веке легло в основу теории симметричных планетных картин, сформулированной немецким астрологом Альфредом Витте.


Американский астролог и основатель Церкви Света К.К. Зайн (Эльберт Бенджамин) в книге «Астрологические сигнатуры» приводит взаимосвязь характера влияния аспекта с тождественным ему влиянием планеты (аспект = планета), которая выглядит следующим образом:

«1. Соединение. Это аспект, образуемый двумя планетами, которые находятся в одном градусе зодиака. Влияние этого аспекта весьма заметно. Оно сравнимо с влиянием Солнца, изменяемо по природе и в зависимости от планет, которые составляют этот аспект, может быть гармоничным или диссонансным. Это аспект известности.

2. Полусекстиль. … Его влияние сравнимо с влиянием Луны, оно мягкое и гармоничное. Это аспект роста.

3. Секстиль. … Влияние секстиля сравнимо с влиянием Венеры. Это аспект оптимизма, он светлый и очень гармоничный: аспект возможности.

4. Квадрат. … Его влияние сравнимо с влиянием Марса. Это аспект энергичный, волевой, сильный, безудержный, разрушительный и крайне напряженный: аспект препятствия.

5. Трин. … Его влияние сравнимо с влиянием Юпитера; конструктивный, благоприятный и в высшей степени гармоничный аспект. Это аспект удачи.

6. Квиконс. … Его влияние сравнимо с влиянием Нептуна. Квиконс несколько различается по действию: если он составлен гармоничными планетами, его действие слегка гармонично, если же он составлен планетами диссонансными, он дает некоторую напряженность. Это аспект расширения.

7. Полуквадрат. … Его влияние сравнимо с влиянием Меркурия: неустойчивое, напряженное и слегка дисгармоничное. Это аспект трения.

8. Оппозиция. … Влияние оппозиции сравнимо с влиянием Сатурна: медленно разделяющее, холодно разрушающее. Это крайне неблагоприятный, напряженный и дисгармоничный аспект, аспект разделения.

9. Полутораквадрат. … Его влияние сравнимо с влиянием Урана по резкости, внезапности, взрывчатости, пробойности и некоторой напряженности. Это аспект возбуждения».

Загрузка...