Примечания

1

Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о Скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4.

2

Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все написанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный Божественной благодати; тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических опытов. Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.

3

Священномученик Петр Дамаскин говорит: «Христос сокровен в Евангелии. Хотящий найти Его должен продать все имение свое и купить Евангелие, чтобы не только найти Христа чтением, но чтобы принять Его в себя подражанием пребыванию Его в мире. Ищущий Христа, говорит святой Максим, должен Его искать не вне, но внутри себя, то есть телом и душою быть, как Христос, безгрешным по возможности человеческой». Святого Петра Дамаскина, кн. 1, статья «О четвертом видении». Добротолюбие. Ч. 3.

4

Этот род самообольщения святые аскетические писатели называют мнением. Святой Иоанн Карпафийский определяет мнение так: «Мнение есть упитательство души тщеславием и суетное дмение ума». Иоанн Карпафийский. Гл. 49. Добротолюбие. Ч. 4. Об этом роде самообольщения святой апостол Павел говорит: Никтоже вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием и службою Ангелов, яже не уведе уча, без ума дмяся от ума плоти своея {Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом} (Кол. 2:18). Сказал святой Григорий Синайский: «Говорящие от своих помыслов прежде чистоты прельстились духом мнения. К таким относятся слова Притчей: Видех мужа непщевавша себе мудра быти, упование же имать безумный паче его {Я видел человека, мудрого в глазах его. На глупого больше надежды, нежели на него} (Притч. 26:12). Святого Григория, гл. 128. Добротолюбие, Ч. 1.

5

Житие Пахомия Великого. Vies des Peres des deserts d'Orient par le R. P. Michel Ange Manin. Знал Евангелие наизусть святой Тихон Воронежский.

6

На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66:2).

7

Преподобного Марка Подвижника, о законе духовном, гл. 32. Добротолюбие. 4.

8

«Никто да не читает, – сказал священномученик Петр Дамаскин, – не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении, то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний, и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг… Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность». Святого Петра Дамаскина кн. 1, статья о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 3.

9

При совершении Таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических. – Требник.

10

Фомы Кемпийского «О подражании Иисусу Христу», кн. I, гл. 3; кн. III, гл. 2.

11

Выше сказано, что так назван святыми Отцами известный вид самообольщения, почему и мы удерживаем это название.

12

Алфавитный патерик. Изречение преподобного Пимена Великого.

13

Преподобный Марк Подвижник. Слово 8, о пощении и смирении.

14

Лествица. Заглавие Слова 28. Преподобный Макарий Египетский. Слово 3, гл. 1.

15

По объяснению преподобного Пимена Великого. Алфавитный патерик.

16

Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении. Добротолюбие Ч. 4.

17

Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах молитвы. Добротолюбие. Ч. 1.

18

Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Добротолюбие. Ч. 4, гл. 24.

19

Сочинение «О молитве» сего угодника Божия помещено в книге «Класы» издания Оптиной Пустыни.

20

Преподобный Григорий Синаит. О прелести, главы зело полезные. Добротолюбие Ч. 1.

21

…еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них (Пс. 77:30–31). – Эта статья и следующие за ней две заимствованы из 5-го Слова святого Исаака Сирского.

22

Иеромонах Серафим Саровский, инок, особенно преуспевший в молитве, препроводил тысячу дней и тысячу ночей, стоя на камне и вопия ко Господу: Боже, милостив буди мне, грешному! «Сказание о жизни и подвигах о. Серафима». Москва, издание 1844 года.

23

Пример борьбы с восставшими страстями можно видеть в житии святой Иустины. Четьи-Минеи, 2 октября.

24

Преподобный Авва Дорофей. Поучение 11, о еже скоро отсекати страсти.

25

Преподобный Нил Синайский. О молитве, гл. 17.

26

Преподобный Макарий Египетский Беседа 21, гл. 2–3.

27

Мк. 8:35. Опыты такой борьбы и распятия видим в жизнеописаниях преподобного Антония Великого, преподобного Макария Египетского и других святых иноков.

28

Мф. 5:45. Святой Исаак Сирский. Слово 1.

29

Алфавитный патерик. Сисой Великий.

30

Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, ответ 282

31

Преподобного Григория Синаита, о прелести, идеже и о иных многих предлогах. Добротолюбие. Ч. 1.

32

Иов. гл. 1 и 2. Преподобного Макария Великого. Слово 4, гл. 7.

33

Этот общежительный монастырь находится в Орловской епархии, между городами Севском и Дмитровском, в 40 верстах от каждого.

Загрузка...