Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки языка, губ, щек, нижней челюсти, отвечающих за правильное произношение звуков, четкость дикции (внятность, понятность речи окружающим). Упражнения на формирование артикуляции повышают подвижность органов речи, помогают ощущать и запоминать движения органов артикуляционного аппарата, формируют автоматическое произношение.
Артикуляционная гимнастика включает статические и динамические артикуляционные упражнения.
Статические направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении, способствуют укреплению мышц артикуляционного аппарата; динамические развивают подвижность, координацию движений артикуляционных органов благодаря многократным повторениям действий языка и губ.
Артикуляционные упражнения должны соответствовать возрасту и двигательным возможностям детей. Дома родители могут самостоятельно вместе с ребенком выполнять их, но желательно, чтобы логопед осмотрел воспитанника и дал свои рекомендации. А чтобы артикуляционная гимнастика была эффективной, нужно выполнять упражнения систематически, регулярно. Только так можно достичь формирования навыков произношения звуков и их закрепления. Оптимально заниматься 2 раза в день по 5—10 мин.
Сначала необходимо выполнять простые упражнения, а потом – более сложные. Взрослый показывает их, а ребенок повторяет. Затем можно выполнять упражнения сопряженно (вместе).
При выполнении упражнений нужно помнить о следующем:
– важно, чтобы занятия нравились ребенку, были ему интересны. Обязательно нужно хвалить его за успехи;
– гимнастика должна выполняться медленно, четко и плавно;
– если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае нельзя демонстрировать ему свое огорчение;
– если ребенок делает упражнение неточно, без особого желания, скорее всего, он устал, следует прекратить занятие;
– необходимо обязательно хвалить ребенка за его старание, формировать у него уверенность в своих силах.
Желательно сделать артикуляционную гимнастику интересной. Если упражнения подаются в форме игры, ребенок будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, используя красочные картинки.
Нужно также учитывать, что ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Лучше выполнять упражнения перед зеркалом, чтобы он отслеживал положение губ и языка. Если ребенок все равно затрудняется, нужно помочь ему, направив его язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого продолговатого и неострого предмета.
Детям этого возраста тяжело долго концентрировать внимание на чем-то. К тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 5—10 мин в день. Начинать нужно с 2–3 мин, постепенно увеличивая ее продолжительность.
Приведем примеры артикуляционных упражнений.
• «Хомяки»
Ребенок надувает обе щеки, удерживает их в таком положении 3–5 с, потом сдувает.
• «Домик»
Ребенок открывает рот («домик») и высовывает язык, удерживая его в таком положении несколько секунд. Затем убирает язык в рот.
Упражнение повторяется несколько раз.
• «Крокодильчик»
Ребенок высовывает кончик языка и слегка покусывает его зубами.
• «Угадай-ка»
Для этого упражнения понадобятся сосуды с холодной и горячей водой и чайная ложка. Ребенок закрывает глаза, а взрослый предлагает определить, в какой воде побывала ложечка: в холодной или горячей, дотрагиваясь ею до детских губ. Это упражнение помогает развить чувствительность языка.
• «Улыбка для мамочки»
Ребенок улыбается и удерживает губы в таком положении несколько секунд.
• «Поцелуй»
Ребенок изображает, что целует кого-то.
• «Ворота»
Ребенок широко открывает рот и удерживает его в таком положении несколько секунд.
Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому продолжительность артикуляционной гимнастика может увеличиться до 15 мин. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет устать. Одно упражнение должно длиться около 5—10 с или повторятся 5–7 раз.
Приведем примеры артикуляционных упражнений.
• «Чьи зубы чище?»
Описание: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны (движения из стороны в сторону, сверху вниз).
• «Киска сердится»
Ребенок улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, кончиком языка упирается в нижние резцы. Не отрывая язык от зубов, выдвигает его спинку вперед и удерживает в таком положении до 5 с. Затем опускает спинку языка.
• «Вправо-влево»
Ребенок приоткрывает рот, улыбается, двигает языком из одного угла губ к другому.
• «Мяч»
Ребенок упирается кончиком языка то в одну, то в другую щеку. Можно контролировать точность движения и напряжение языка, слегка «толкая» его щеки.
• «Слоник»
Ребенок изображает, что слоненок тянется хоботком к цветочку: смыкает губы и вытягивает их вперед «трубочкой». Удерживает такое положение 5—10 с.