Огромное значение при создании регулярной армии играет формирование системы управления вооруженными силами. В Швеции подобный орган управления впервые возникает при Густаве I. Созданию централизованной системы управления вооруженными силами способствовало введение в 1544 г. наследственной монархии и изменения характера ленной системы[1].
Во главе вооруженных сил стоял король, которому подчинялся военный совет из наиболее видных военачальников и государственных деятелей. Военному совету подчинялись командиры низших военных соединений. Параллельными структурами, влиявшими на управление вооруженными силами, были государственный совет, военная коллегия и риксдаг. Они являлись совещательными органами при короле и отвечали перед ним за набор рекрутов и сбор средств на содержание и комплектование армии. Следует отметить, что их влияние на принципы формирования и управления армией было значительным.
Подобная громоздкая структура управления просуществовала до восшествия на престол Густава II Адольфа в 1611 году. К этому времени Швеция уже более 60 лет проводила агрессивную внешнюю политику, стараясь превратить Балтийское море в «шведское озеро». Таким образом, король все более сосредоточивал в своих руках управление государством и армией[2].
К 1629 г. формируется новая, более гибкая система управления армией. Дело в том, что именно в этот период определяется и складывается структура родов войск. Теперь военный совет, который неизменно возглавлял монарх, состоял из генерал-фельдмаршалов, генерал-фельдцехмейстера (командующего артиллерией), генерал-квартирмейстера (начальника штаба и командующего корпусом инженеров) и старших генералов. Военный совет определял принципы стратегии и тактики на театрах военных действий, характер комплектования, обучения, вооружения и снабжения армии[3].
В экстренных случаях на заседания военного совета приглашались генерал-майоры, командиры полков и высшие государственные чиновники. Однако с момента воцарения Карла X Густава (1654–1660 гг.) совет все более трансформируется в совещательный орган при короле, молчаливо выполнявший волю монарха. Вместе с тем подобная система управления вооруженными силами была высокоэффективной и отвечала требованиям времени.
Реформировал управление вооруженными силами и Карл XI, который ввел институт генерал-адъютантов, осуществлявших передачу приказов короля или иного военачальника командирам соединений или отдельных частей боевого порядка на поле боя, на марше или в лагере.
После восшествия на престол Карла XII система управления вооруженными силами в 1697–1700 гг. не претерпела существенных изменений. Вместе с тем после начала Северной войны (1700–1721 гг.), шведский король предпринял попытки ее реформирования. В первую очередь был значительно увеличен штат генерал-адъютантов. Если при Карле XI их было всего трое, то его преемник к 1708 г. располагал 7 генерал-адъютантами[4].
Это позволяло оперативно управлять войсками во время военных действий и тем самым постоянно влиять на ход и развитие той или иной ситуации. Должность генерал-адъютанта считалась одной из самых опасных в шведской армии. За небольшой промежуток времени в 1708 г. во время стычек с русскими войсками погибло пять и попал в плен один генерал-адъютант.
Король из-за большой протяженности театра боевых действий не мог лично оперативно влиять на ход событий. Поэтому в Финляндии, Ингерманландии, Эстляндии, Лифляндии и Курляндии все функции управления войсками были переданы командующим отдельными корпусами, что для того времени было новым и довольно смелым шагом. Король составлял только общий оперативный план действий, а частные начальники должны были самостоятельно его реализовывать в соответствии с местными условиями.
Король Швеции Карл XII в коронационном костюме в окружении символов королевской власти. Давид Клёккер-Эренстраль, 1697 г. Национальный музей Швеции
В других европейских странах, например во Франции или Австрии, командующие были связаны предписаниями придворных военных советов и полностью лишены самостоятельности, что отрицательно влияло на развитие событий на театрах военных действий.
Что касается главной армии, действовавшей под личным руководством Карла XII, то здесь все нити управления войсками были сосредоточены в руках короля.
Автограф короля Карла XII
Являясь незаурядной личностью и обладая талантом великого полководца, Карл собирал военный совет только как совещательный орган. Постепенно даже такие крупные полководцы, как генерал-фельдмаршал барон К. Г. Рёншильд и генерал граф А. Л. Левенгаупт, полностью попали под власть короля и стали рядовыми исполнителями его воли. Еще более зависимыми от воли своего монарха были и другие, менее талантливые, чем Рёншильд и Левенгаупт, шведские командиры.
Подобная концентрация власти в одних руках, с одной стороны, чрезвычайно упрощала управление вооруженными силами, но, с другой стороны, любая нештатная ситуация, а так произошло накануне Полтавского сражения, когда Карл XII получил тяжелое ранение, приводила к тяжелым последствиям. В данном случае шведское командование полностью утратило инициативу, а управление войсками было парализовано, что и послужило одной из основных причин поражения королевской армии.
Следует отметить что период Великой Северной войны (1700–1721 гг.) оказал огромное влияние на историческую судьбу шведского государства, о чём постоянно упоминают скандинавские историки и исследователи. С одной стороны, итоговое поражение в противостоянии с Россией закончилось для шведов невиданной катастрофой и развал скандинавской империи нанёс удар по национальной гордости шведского народа, но, с другой стороны, избавившись от «комплекса великодержавности», Швеция направила усилия на восстановление и совершенствование своей внутренней структуры.
В результате экономика стала постепенно выправляться, поднялось благосостояние, увеличилась средняя продолжительность жизни.
«Как ни странно, – отмечает современный шведский исследователь П. Энглунд, – можно сказать, что одна из дорог, приведших к сегодняшнему богатству и преуспеванию Швеции, брала начало именно там, на полях Северной войны» [17, P. 3]. Эти интересные аспекты практически не известны современному российскому читателю.
Только фигура и образ шведского короля Карла XII прочно вошли в отечественную историю и в сознание целого ряда поколений русских людей [10], [11], [13], [20], [21], [27], [28]. Правда, о нём вспоминают только тогда, когда речь заходит о Северной войне или о деяниях Петра Великого. Это всё привело к тому, что образы соратников «солдатского короля» остаются сегодня «белым пятном» для современного россиянина. С большим трудом современные российские любители истории смогут вспомнить фамилии Левенгаупта и Шлиппенбаха, но не более того. А ведь только всестороннее изучение противника, его офицерского корпуса и генералитета позволяет объективно ознакомиться с шведской армией короля Карла XII, её позитивными и негативными сторонами.
Данная работа позволяет хотя бы частично устранить образовавшуюся лакуну. При её написании автор опирался как на архивные документы, так и на многочисленные публикации своих шведских коллег.
Большой ценностью с точки зрения представленного материала, основанного на многолетней и кропотливой работе с архивными документами и письменными источниками, обладают работы С. Бринга, Х. Уддгрена, А. Левенгаупта, Я. фон Конова, Э. Ларссона и А. Марклунда, рассказывающие о различных этапах жизни и деятельности представителей высшего шведского командования – Левенгаупта, Стенбока и Рёншильда [15], [29], [25], [22], [24], [26].
К сожалению, в России только в начале XXI века началось изучение биографий и деятельности шведского офицерского корпуса и генералитета армии Карла XII [1], [3], [4], [5], [6, С. 176–183.], [7, С. 46–56], [8, С. 70–88], [9, С. 154–166.].
А ведь тот факт, что становым хребтом любой армии мира является ее офицерский корпус, неоспорим. Но если офицерский корпус становой хребет армии, то её мозговым центром является генералитет или, говоря по-другому, высший командный состав. В Швеции в XVII веке пошли по пути Нидерландов в разделении генеральских рангов. Самым высшим званием являлось звание генералиссимуса, младшим – генерал-майора. Кто же и как достигал высших рангов в армии Карла XII?
В период его царствования в армии королевства числилось 112 высших офицеров. По своему социальному происхождению большинство из них – 108 человек [Таблица 1] принадлежало к дворянскому сословию.
Таблица 1
Социальное происхождение высших офицеров Швеции
Как писал в своих записках известный государственный деятель Франции XVIII века кардинал де Берни: «Профессия военного или законодателя – первый отличительный признак дворянина; древность и родовитость семьи – второй; известность, добытая либо благодаря величию свершенных подвигов, либо благодаря величию заключенных брачных союзов, – третий; власть и господство над некоторой частью государства – четвертый; наконец, необходимые и основные признаки истинного и великого благородства суть чистота происхождения, состоящая в потомственном наследовании истинно благородным отцам и матерям, и достоверность происхождения, которая должна доказываться прежде всего общественным мнением, историей и, в частности, семейными документами, не внушающими подозрений» [14, P. 126].
Генерал-фельдмаршал граф Эрик Йёнссон Дальберг (1625–1703), генерал-губернатор Ливонии, в мантии городского совета Риги. Портрет работы Давида Клёккер-Эренстраля
Вместе с тем шведский офицерский корпус не являлся замкнутой корпорацией, давая возможность продвигаться по службе представителям других сословий. Так, генерал-фельдмаршал граф Эрик Дальберг [18, P. 8] родился в простой крестьянской семье, генерал-лейтенант Риддеръельм и генерал-майоры Шоммер и Эосандер происходили из семей государственных служащих, возведенных за заслуги в дворянство.
Однако и дворянское сословие четко подразделяется на высшее, среднее и низшее. Чем выше происхождение, тем выше занимаемая должность. Это правило отчасти коснулось и Швеции, хотя король Карл XII и старался производить в чины и назначать на определенную должность людей, исходя из их реальных заслуг. Это наглядно видно из приводимой ниже таблицы [Табица 2].
Таблица 2
Чины высшей аристократии в шведской армии
Помимо социального происхождения огромную роль в продвижении по служебной лестнице играло образование, полученное кандидатом на высшую должность. В XVII веке люди могли получить как домашнее, так и высшее образование. Все зависело от социального происхождения семьи и уровня её доходов.
Остановимся на домашнем образовании в дворянских семьях. Мальчиков с юных лет приучали к серьезным физическим нагрузкам, воспитывающим силу и выносливость. Не все дворяне хотели или имели возможность отправлять своих детей в образовательные учреждения. Но даже в семье жизнь ребенка была совсем не праздной: строгая дисциплина, послушание родителей, сочетание этического и этикетного, следование жесткому распорядку дня. Неизменно ранний подъем, затем обливание, молитва, уроки, прогулки и разнообразные занятия. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию…
Весьма часто в отношении юных дворян применялись разного вида наказания, в том числе и за нерадение в учебе…
«Учебный план» молодого дворянина был насыщенным: латынь или греческий, французский язык – как основной в среде дворянского сословия, а также немецкий, английский, итальянский языки. Всеобщая и древняя история, география, физика, астрономия, арифметика и геометрия, словесность, рисование и музыка, а иногда архитектура и искусство. Обязательным элементом дворянского воспитания были танцы. Обучение начиналось очень рано – лет с пяти-шести. В пятнадцать-восемнадцать лет юный дворянин поступал на службу к королю, который и становился с этих пор его главным начальником [24, Pp. 3–4].
Что касается получения высшего образования, то, как правило, обучение дворян в университетах начиналось в возрасте 12–14 лет.
«Студент обучался у профессора от трех до семи лет и при удачной учебной деятельности обретал степень бакалавра…
Широко была развита практика получения образования у отдельных светских ученых…
Изложение учебного процесса происходило во время лекций…
Производилось публичное обсуждение того или иного текста. Это было направленно на то, чтобы каждый обучающийся смог выразить свое мнение и свою точку зрения. С помощью этого формировалось мировоззрение, которое существенно влияло на дальнейшее обучение. Так как учеба в основном сводилась к комментированию текстов, то правила указывают на труды, которые включались в университетскую программу. Таким образом, с каждым годом университетов становится все больше, их популярность возрастает, как и востребованность высшего образования. Уже в те далекие времена люди начали задумываться о саморазвитии, самообразовании, а также о преподавании в университетах. Высшее учебное заведение в то время являлось неким проводником, помогающим получить знания. Увеличение числа университетов способствовало ликвидации безграмотности, развитию многих отраслей науки» [12, C. 246–252].
Шведское общество не отставало в развитии от ведущих европейских стран того времени. На территории Швеции бурно развивались университеты, в которых значительная часть представителей дворянства и бюргерства получали достойное образование. Это напрямую имеет отношение и к королевской армии, а точнее, к её генеральскому корпусу [Таблица 3].
Таблица 3
Уровень образования высшего командного состава Шведской армии
Таким образом, 34,3 % генералитета шведской армии имели высшее образование [4.]. Некоторые из них проходили обучение в двух или трех университетах и даже получали ученую степень. Так, в трех университетах обучались генерал-фельдмаршалы граф Карл Густав Рёншильд, граф Нильс Карлссон Юлленшерна и генерал от инфантерии граф Адам Людвиг Левенгаупт. Два университета окончили генерал от кавалерии граф Якоб Спенс и генерал-лейтенант барон Ханс Исаак Риддеръельм. Причем Левенгаупт и Риддеръельм защитили диссертации [29, Pp. 11–13].
Анализ показывает, что шведские дворяне отдавали предпочтение высшим учебным заведениям своего королевства. Так, 27 человек окончили Упсальский, а 6 человек – Лундский университет. Два человека окончили Рижский университет.
На территории сопредельных государств – Мекленбург-Шверина, Гольштейн-Готторпа и Бранденбурга образование получили семь человек. Четыре человека обучались в Ростоке, три в Грейфсвальде и по одному человеку в Киле и Кёнигсберге.
Только три шведских генерала окончили образование вдали от дома. В Милане (Италия) получил высшее образование граф Эрик Дальберг [18, Pp. 11–13], генералиссимус принц Фредрик фон Гессен-Кассельский обучался в Утрехтском университете (Нидерланды) [16, Pp. 29–31], а генерал-лейтенант барон Ханс Исаак Риддеръельм учился в Страсбурге (Франция).
Пятнадцатилетний Карл XII в военной форме на портрете кисти Давида Клёккер-Эренстраля
Столь фундаментальное образование позволяло высшему командному составу шведской армии занимать не только военные, но и административные посты.
Ну а каков был национальный состав шведского генералитета? Не стоит забывать, что к началу Великой Северной войны (1700–1721 гг.) Швеция являлась многонациональным государством и соответственно армия Швеции была многонациональной. Офицерский корпус комплектовался не только из собственно Швеции, но Финляндии, Эстляндии, Лифляндии, Карелии, Ингерманландии, Померании, Висмара, герцогств Бремен и Верден. На шведскую службу поступали офицеры и из других, в первую очередь германских государств. До 78 % офицеров были шведами, 4–6 % финнами, до 12 % – немцами, остальные 4–6 % равномерно распределялись между шотландцами, голландцами, французами, русскими и итальянцами [23, Pp. 134–152].
Таким образом, в шведской армии большинство командного состава было из дворян-шведов.
Данная тенденция, только в несколько иной пропорции, прослеживается и у шведского генералитета [Таблица 4].
Таблица 4
Национальный состав высшего командного состава шведской армии
Таким образом, 47,2 % генеральских должностей в королевской армии замещались шведами, а 44,5 % – генералами немецкого происхождения (в подавляющем большинстве уроженцами Эстляндии, Лифляндии, Померании и Гольштейн-Готторпа). Только 8, 3 % шведских генералов имели шотландские, ирландские, французские и голландские корни.
Что касается профессиональной подготовки высшего командного сотава, то в подавляющем большинстве случаев подданные короля, имевшие либо претендовавшие на получение офицерских чинов, поступали на службу к европейским государям, особенно если это было в период войны. Подобное волонтерство было чрезвычайно распоространено. Шведские офицеры получали возможность ознакомиться со всеми сторонами службы в армиях других государств и использовать полученный опыт в дальнейшей службе на благо короны [Таблица 5].
Таблица 5
Служба (волонтерство) в армиях европейских государств
Следует отметить, что члены правящих европейских домов проходили службу в особых, наиболее благоприятных для них условиях. Так, принц Иоганн Вильгельм Саксен-Гота-Альтенбургский начал свою военную карьеру в возрасте 16 лет, то есть в 1693 году в период войны за пфальцское наследство (1688–1697), командуя в составе имперской армии полком, набранным из его подданных. В 1695 году принц перешел на нидерландскую службу, став генерал-адъютантом короля Англии и статхаудера Нидерландов Вильгельма III Оранского (1689–1702). В 1697 году в чине генерал-вахмейтера Иоганн Вильгельм воевал под знаменами Евгения Савойского с турками в Венгрии. 14 сентября 1701 года поступил на шведскую службу волонтером. Участвовал в польском походе (1702–1706). Находился при ставке короля Карла XII в роли дежурного генерала. 30 ноября 1702 года произведен в генерал-майоры. Принимал участие в сражениях при Пултуске (1703) и Пунитце (1704) с польско-саксонскими войсками. В 1705 году вышел в отставку. Погиб при осаде Тулона 15 августа 1707 года [4, C. 151–153].
Принц Фредерик Гессен-Кассельский, получив фундаментальное образование в Нидерландах, командовал контингентом Гессен-Касселя в войне за испанское наследство (1701–1714 гг.) и только в 1715 году, став зятем короля Карла XII получил звание генералиссимуса шведской армии [4, C. 47–48].
Также через брак со старшей сестрой короля Карла XII получил звание генералиссимуса в 1697 году герцог Гольштейн-Готторпа Фридрих IV [4, C. 48–58].
Исходя из всего вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что шведский генеральский корпус, обладая высоким уровнем образования и профессиональной подготовки, продемонстрировал свои лучшие качества, такие как стойкость, храбрость, мужество, профессионализм, верность долгу и присяге на полях сражений Великой Северной войны (1700–1721 гг.).
1. Беспалов А. В. Сподвижники Карла XII / А. В. Беспалов. – Москва: Рейтар, 2003. – 152 с.
2. Беспалов А. В. Карл XII / А. В. Беспалов. – Москва: АГПС МЧС РФ, 2008. – 239 с.
3. Беспалов А. В. Слава и забвение. Генералы Карла XII на полях сражений Великой Северной войны (1700–1721 гг.) / А. В. Беспалов. Москва: АГПС МЧС РФ. 2010. – 366 с.
4. Беспалов А. В., Копылов Н. А. Генералы Карла XII / А. В. Беспалов, Н. А. Копылов. Москва: АГПС МЧС РФ. 2015. – 176 с.
5. Беспалов А. В. Крестный путь. Потери офицерского корпуса армии Швеции в сражении под Полтавой 27 июня 1709 года / А. В. Беспалов. Москва: АГПС МЧС РФ. 2008. – 64 с.
6. Беспалов А. В. Фельдмаршал граф Магнус Стенбок (1664–1717). Страницы биографии / А. В. Беспалов // Новая и новейшая история. № 6. 2011. С. 176–183.
7. Беспалов А. В. Офицеры Карла XII / А. В. Беспалов // «Рейтар», № 12 (9 / 2004 г.). С. 46–56.
8. Беспалов А. В. Потери офицерского корпуса шведской армии в сражении под Полтавой 27 / 28 июня 1709 г. / А. В. Беспалов // «Рейтар» № 27 (3 / 2006 г.). С. 70–88.
9. Беспалов А. В. Потери шведского офицерского корпуса в Полтавском сражении» / А. В. Беспалов // Полтава. К 300-летию Полтавского сражения. Сборник статей. М., ИРИ РАН. 2009. С. 154–166.
10. Вольтер Ф. А. История Карла XII, короля шведского / Ф. А. Вольтер. Ч. 1–4. Москва. 1803–1804. – 352 с.
11. Григорьев Б. Н. Карл XII, или Пять пуль для короля / Б. Н. Григорьев. Москва: Молодая гвардия. 2006. – 550 с.
12. Огольцова Е. Г., Теплищева А. А., Шуликова П. С. Зарождение университетского образования в Западной Европе / Е. Г. Огольцова, А. А. Теплищева, П. С. Шуликова // Молодой ученый, – 2017. – № 50. – С. 246–252.
13. Bengtsson F. Karl XII / F. Bengtsson. – Zürich.1948. – 778 p.
14. Bernis cardinal de. Mémoires et letters / cardinal de Bernis. – Paris. 1878. – T. 1. – P. 126.
15. Bring S. E. Magnus Stenbock / S. E. Bring. – Stockholm.1910. – 146 p.
16. Burmeister H. Friedrich. König von Schweden, Landgraf von Hessen-Kassel. Studien zu Leben und Wirken eines umstrittenen Fürsten (1676–1751) / H. Burmeister. – Hofgeismar. – 2003. – 380 p.
17. Englund P. Poltava. Berättelsen om en armens undergång / P. Englund. – Atlantis. – 1988. – 276 p.
18. Ericsson E., Vennberg E. Erik Dahlbergh, hans levnad och verksamhet / E.
19. Ericsson, E. Vennberg. – Stockholm. – 1924. – 192 p.
20. Florén A. Kungar och krigare: Tre essäer Karl X Gustav, Karl XI och Karl XII / A. Florén. – Stockholm. – 1992. – 238 p.
21. Hatton R. Charles XII of Sweden / R. Hatton. – London. – 1968–656 p.
22. Konow J. Karoliner Rehnskiöld. Fältmarskalk / J. Konow. – Karlskrona. – 2001. – 180 p.
23. Kavallie J. Rang und Nationale Herkunft. Eine Studie über die schwedischen hohen Officiere der späteren Grossmachtzeit / J. Kavallie // Europe and Skandinavia. Aspekcts of the Process of Jntegration in the 17 th Century. – Lund. – 1983. – Pp. 134–152.
24. Larsson E. Officerskåren i Sverige under 1700-talet. En studie kring tjänsteställning, avlöning och tjänsteköp / E. Larsson. – Uppsala universitet. – 2000. – 50 p.
25. Levenhaupt A. Karl XII’s officerare. Biografiska anteckningar / A. Levenhaupt. – Stockholm. – 1920–1921. – Vol. 1–2. – 800 p.
26. Marklund A. Stenbock. Ära och ensamhet I Karl XII: s tid / A. Marklund. – Historiska media. – Julkaisuosi. – 2013. – 362 p.
27. Roberts M. The Swedish Imperial Experience, 1560–1718 / M. Roberts. – Cambridge. – 1979. – 156 p.
28. Stille A. Karl XII: s fälttågsplanner 1707–1709 / A. Stille. – Stockholm. – 1908. – 120 p.
29. Uddgren H. E. Karoliner Adam Ludvig Lewenhaupt 1703–1709 / H. E. Uddgren. – Uddevala.1906–1911. – Bd. 1–2. – 560 p.
1. Bespalov A. V. Companions of Charles XII / A. V. Bespalov. – Moscow: Reytar, 2003. – 152 p.
2. Bespalov A. V. Karl XII / A. V. Bespalov. – Moscow: AGPS EMERCOM RF, 2008. – 239 p.
3. Bespalov A. V. Glory and oblivion. Generals of Charles XII on the battlefields of the Great Northern War (1700–1721) / А. В. Bespalov. Moscow: AGPS of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation. 2010. – 366 p.
4. Bespalov A. V., Kopylov N. A. The generals of Charles XII / A. V. Bespalov, N. A. Kopylov.Moskva.: AGPS EMERCOM RF. 2015. – 176 p.
5. Bespalov A. V. Way of the Cross Losses of the officer corps of the army of Sweden in the battle of Poltava on June 27, 1709 / A. V. Bespalov.Moscow: AGPS EMERCOM of Russia. 2008. – 64 p.
6. Bespalov A. V. Field Marshal Count Magnus Stenbock (1664–1717). Pages biography / A. V. Bespalov // New and newest history. № 6. 2011. p. 176–183.
7. Bespalov A. V. Officers of Charles XII / A. V. Bespalov // Reiter, № 12 (9 / 2004). Pp. 46–56.
8. Bespalov A. V. Losses of the officer corps of the Swedish army in the Battle of Poltava on June 27 / 28, 1709 / A. V. Bespalov // Reiter, № 27 (3 / 2006). Pp. 70–88.
9. Bespalov A. V. Losses of the Swedish officer corps in the Battle of Poltava / А. V. Bespalov // Poltava. On the 300th anniversary of the Battle of Poltava. Digest of articles. M., IRI RAS. 2009. p. 154–166.
10. Voltaire, F. A. History of Charles XII, King of Sweden / F. A. Volter. Part 1–4. Moscow. 1803–1804. – 352 p.
11. Grigoriev B. N. Karl XII or five bullets for the king / B. N. Grigoriev. Moscow: Young Guard. 2006. – 550 p.
12. Ogoltsova E. G., Teplischeva A. A., Shulikova P. S. The origin of university education in Western Europe / E. G. Ogoltsova, A. A. Teplischeva, P. S. Shulikova // / Young Scientist. – 2017. – № 50. – p. 246–252.