…Вот другой день пребываем в армянской столице, любезный друг…
Александр Сергеевич Грибоедов (1795–1829) – выдающийся дипломат и политик, драматург. Самая знаменитая его пьеса – комедия «Горе от ума» – принесла автору заслуженное бессмертие и положила начало собственно русской реалистической традиции в литературе. Трагическая смерть Грибоедова во время кровавой резни в Тегеране в 1829 г. не дала осуществиться его творческим замыслам, которые были связаны уже не с комедиографией, а с желанием воспеть смелость декабристов и понять, в чём заключались их ошибки.
1.1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Грибоедов был первым крупным представителем русской литературы начальной трети XIX в., связанным с Арменией. После Русско-турецкой войны 1828–1829 гг. он принимал энергичное участие в подготовке к Ереванскому походу, в разработке военных стратегических планов, участвовал в самом походе и в сражениях, составлял воззвания, вёл переговоры по заключению Туркманчайского договора, освобождал из персидских гаремов армянских женщин. Он дал многим армянам и грузинам пристанище в русском консульстве и стал инициатором переселения армян из Ирана в Россию.
Впервые Грибоедов посетил Армению в 1819 г. До этого он знал Армению по произведениям Геродота, Страбона, Тацита, Плутарха и других античных писателей, по путевым заметкам русских и европейских путешественников, по произведениям армянских авторов – М. Хоренаци, А. Араратского и др.
В 1819–1821 гг., работая в Персии, Грибоедов установил близкие отношения с выдающимися армянскими деятелями, жившими в той стране.
В январе 1820 г., возвращаясь из Тбилиси в Тегеран, он посетил Эчмиадзин, познакомился с историческими памятниками, армянскими рукописями. Грибоедов восторгался природой Лори, величавым Араратом, древней армянской архитектурой.
Свои впечатления он описал в путевых заметках, а также в письмах к С. М. Бегичеву. Отправляясь в 1818 г. в Персию, Грибоедов, видимо, предполагал составить из путевых впечатлений литературное произведение в жанре путешествий. Дорожные письма к друзьям были распространённой и популярной литературной формой в те годы. В книге Грибоедов собирался описать первый этап путешествий по Кавказу, однако заметки о дороге из Тавриза до Тегерана так и не были окончательно оформлены для печати.
В период Русско-персидской войны 1826–1828 гг. общение Грибоедова с Арменией и армянами значительно усилилось. В «Путевых заметках» 1827 г. он с восхищением пишет о том, как тепло, с каким радушием принимают армяне русских. В Эчмиадзине он встречается с Артемием Араратским, автором «Жизни Артемия Араратского».
В 1827 г. в Ереване впервые на сцене была поставлена пьеса Грибоедова «Горе от ума». Постановку осуществили русские офицеры двадцатой дивизии, расположенной в Ереване, не профессиональные актёры, а обычные ценители театра. Среди них, кстати, было много декабристов. Премьера состоялась в зеркальном зале Сардарского дворца в присутствии автора.
На армянском языке пьеса «Горе от ума» впервые была поставлена 8 января 1881 г., роль Чацкого исполнял выдающийся армянский актёр Петрос Адамян.
1. Когда Грибоедов впервые посетил Армению?
2. Кого из армянских писателей Грибоедов знал ещё до поездки в Армению?
3. Какие исторические и литературные произведения помогли Грибоедову лучше познакомиться с Арменией?
4. Какую роль сыграл Грибоедов в русско-армянских отношениях?
5. Где впервые была поставлена комедия «Горе от ума»? Кто принимал участие в постановке пьесы?
1.2. Прочитайте отрывки из писем Грибоедова о путешествии по Армении.
…Вот другой день пребываем в армянской столице, любезный друг. Худо ли, хорошо ли мы ехали, можешь судить по маршруту, но для верности на каждый переход прикладывай вёрст по пяти, на иной и десять придётся лишних, которые, если не домерены межевщиками, то от того не менее ощутительны для усталых путешественников…
межевщик – специалист по установлению и обозначению границ, земельных участков
гиперборейцы – мифол. здесь: северяне
Не стану утомлять тебя описанием последнего нашего перехода до здешнего города; довольно того, что я сам чрезвычайно утомился: не больше и меньше 60‑ти вёрст по глубоким снегам проехали мы в шесть часов, – разумеется, порядочной рысью. Вот действительная служба: сочинение канцелярских бумаг не есть труд, особливо для того, кому письмо сделалось любимым упражнением. Вам, гиперборейцам, невероятно покажется, что есть другие края и на юге, где можно себе отморозить щёки; однако это сбылось на одном из наших людей, и все мы ознобили себе лица. Ещё теперь слышу, как хрупкий снег хрустит под ногами наших лошадей; во всякое другое время быстрая Занги в иных местах застыла, в других медленно пробивается сквозь льды и снега под стены Эривани. Земля здесь гораздо возвышенней Грузии и гораздо жарче; один хребет гор, уже от Тифлиса или ещё прежде, отделился влево, с другим мы расстаёмся, – он уклоняется к западу; всё вместе составляет ту цепь, которую древние называли Тавром. Но здешние равнины скучнее тех скатов и подъёмов, которые мы позади себя оставили, – пустынное однообразие. Не знаю, отчего у меня вчера во всю дорогу не выходил из головы смешной трагический стих:
Du centre des deserts de l’antique Arménie[1].
Въехавши на один пригорок, над мглою, которая носилась по необозримой долине, вдруг предстали перед нами в отдалении две горы, – первая, сюда ближе, необычайной вышины. Ни Стефан-Цминд, ни другие колоссы кавказские не поразили меня такою огромностию; обе вместе завладели большею частию горизонта, – это двухолмный Арарат, в семидесяти верстах от того места, где в первый раз является таким величественным. Ещё накануне синелись верхи его. Кроме воспоминаний, которые трепетом наполняют душу всякого, кто благоговеет перед священными преданиями, один вид этой древней горы сражает неизъяснимым удивлением. Я долго стоял неподвижен; мой златокопыт, по-видимому, не разделял чувств своего седока, двинулся, понёсся и мигом погрузил меня с собою во влажную стихию; меня всего обдало сыростию, которая до костей проникает. Основание Арарата исчезло, середина тоже, но самая верхняя часть, как туча, висела над нами до Эривани.
благоговеть – книжн. испытывать особо глубокое почтение, уважение к кому-, чему-либо.
обетованный – устар. обещанный; обетованная земля (край, страна) – место, куда кто-либо страстно желает попасть.
Уже в нескольких верстах, в нескольких саженях от города, догадались мы, что доезжаем до обетованного приюта; туман долго застилал его от наших глаз, наконец, на низком месте, между кустами, влево от дороги, по которой и мы своротили, прояснились две части зданий, одна с другой ничем не соединённые. Мы въехали в пригородок…
…День нашего отъезда из Эривани был пасмурный и ненастный. Щедро осыпанный снегом, я укутался буркою, обвертел себе лицо башлыком, пустил коня наугад и не принимал участия ни в чём, что вокруг меня происходило. Потеря небольшая; сторона, благословенная летом в рассказах и в описаниях, в это время и в эту погоду ничего не представляет изящного. Арарат, по здешней дороге, пять дней сряду в виду у путешественников, но теперь скрылся от нас за снегом, за облаками…
Артемий Араратский – уроженец армянского села Вагаршапат, живший в к. XVIII – н. XIX в.; в молодости покинул родину, много путешествовал, занимался самообразованием, под старость возвратился в родной край, поселился в монашеской келье, где предавался учёным занятиям; описал свою жизнь в книге, переведённую им самим затем с армянского на русский и изданную в Петербурге в 1813 г.
Ереванский поход – после Русско-турецкой войны 1828–1829 гг. по Туркманчайскому (1828) и Адрианопольскому (1829) договорам России с Персией (Ираном) и Турцией свыше 140 тысяч армян переселились из Персии и Турции в Восточную Армению, на которую была распространена административная система Российской империи.
Занги (Зангу) – река в Ереване.
Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский) (410–?) – историк, переводчик трудов философского содержания, автор труда «История Армении», который содержит обширные сведения по истории не только армянского народа с древнейших времен до середины V в., но также и других народов.
Стефан-Цминд – здесь: гора Казбек; на самом деле – название расположенного рядом селения Святой Стефании.
Эривань – столица Эриванского ханства, находившегося до 1828 г. под властью Персии; город насчитывал 15 000 жителей.
1.3. Подберите слова-синонимы или синонимичные выражения к выделенным словам:
вот другой день пребываем в армянской столице; для верности на каждый переход прикладывай вёрст по пяти; не стану утомлять тебя описанием нашего перехода; я сам чрезвычайно утомился; все мы ознобили себе лица; один вид этой древней горы сражает неизъяснимым удивлением; сторона, благословенная летом; ничего не представляет изящного.
1.4. В каком значении употребляется в тексте слово прелестный? Подберите к нему контекстуальные синонимы и антонимы.
1.5. Найдите в тексте определения, относящиеся к словам снег, Занги, однообразие, Арарат, стихия; используя найденные словосочетания, составьте предложения по содержанию текста.
1.6. Какая стихотворная строчка вспоминается автору, когда он въезжает в районы древнего Тавра?
1.7. Прочитайте с выражением отрывок, где автор описывает чувства при виде горы Арарат. Обратите внимание на интонационное выделение обособленных оборотов.
1.8. «Вот другой день пребываем в армянской столице…» – пишет Грибоедов. Посмотрите фрагменты из телепередачи «Сферы» Иннокентия Иванова (видеофильм «Ереван – город, который древнее Рима на 29 лет»: http://www.youtube.com/watch?v=dJS0i3fVFso; 00:00–02:03; 03:15–03:52; 08:27–09:46). Ответьте на вопросы.
1. В каком году был основан город Ереван и кто был реальным его основателем?
2. В чём различие между историческими судьбами Еревана и Рима?
3. На основании какой крепости вырос Ереван?
4. Что представлял собой древний город на холме Кармир-Блур?
5. В каком веке древний Ереван достиг пика своего развития?
6. Что помогло вернуть город к жизни в Средние века?
7. Когда Ереван вздохнул свободно?
1.9. Посмотрите фрагмент «Библейская гора» из видеофильма «Армения – земля Ноя» (http://goo.gl/6zms3; 09:20–09:45). На основе увиденного прокомментируйте фразу из текста: «Кроме воспоминаний, которые трепетом наполняют душу всякого, кто благоговеет перед священными преданиями, один вид этой древней горы [Арарата] сражает неизъяснимым удивлением».
1.10. Составьте краткий пересказ текста.
1.11. Ознакомившись с текстами данной главы, завершите каждое предложение, выбрав один из трёх вариантов.
1. Грибоедов принимал активное участие в переговорах по заключению…
[а] Гюлистанского договора.
[б] Андрианопольского договора.
[в] Туркманчайского договора.
2. Грибоедов впервые посетил Армению…
[а] в 1819 году.
[б] в 1821 году.
[в] в 1816 году.
3. До приезда в Армению Грибоедов…
[а] ничего не знал об этой стране.
[б] кое-что знал об этой стране.
[в] неплохо знал эту страну.
4. Впервые пьесу «Горе от ума» поставили…
[а] армянские артисты.
[б] офицеры русской дивизии, расположенной в Ереване.
[в] армянские офицеры.
5. Как замечал Грибоедов, вид горы Арарат…
[а] сражает неизъяснимым удивлением.
[б] поражает своим величием.
[в] потрясает воображение.
6. День отъезда Грибоедова из Эривани был…
[а] пасмурный и ненастный.
[б] безоблачный и солнечный.
[в] ветреный и холодный.
1.12. Прочитайте комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума».
1.13. Советуем вам познакомиться с книгой Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара».
1.14. Подготовьте доклад о жизни и творчестве Грибоедова.
1.15. Составьте сообщение на тему «Роль Грибоедова в становлении военно-политических и культурных отношений между Россией и Арменией».
1.16. Подготовьте реферат на тему «Грибоедов и Армения».