Маршрут 2. Архитектура самого аристократического района Москвы

Особняк Лопатиной


Церковь «Большое Вознесение»


Между Поварской и Спиридоновкой

Наш второй маршрут по большей части состоит из особняков, построенных в конце 19 и начале 20 веков. Мы пройдемся по улицам, которые мало изменились за последние 100 лет. На рубеже столетий в Москве начался настоящий строительный бум. Благодаря такой «горячке» древняя столица стремительно менялась: вместо многочисленных садов, палисадников, одноэтажных строений и двухэтажных усадеб вырастали 4–5-этажные доходные дома либо особняки, построенные в разных архитектурных стилях. Для архитекторов наступило золотое время, ведь мечта любого зодчего – иметь возможность реализовать свои творческие замыслы, порою очень смелые!

Начнем нашу вторую прогулку на Поварской улице. До 1917 года она считалась самой аристократической в Москве, да и сейчас на ней почти каждый дом – шедевр, а жить здесь невероятно престижно! Поварская – одна из самых старых улиц столицы, по ней в древности лежал путь в Великий Новгород. По линии современной Поварской в 1471 году возвращался из Великого Новгорода царь Иван III, а в 1572 году – Иван Грозный.

1. Усадьба Долгоруковых-Бобринских (Дом Ростовых)

улица Поварская, д. 52



Первая наша остановка – в типичной усадьбе конца 18-го – начала 19-го века. Дом Долгоруковых расположился между двумя улицами: Поварской и Большой Никитской. Мы начинаем маршрут с парадного входа в усадьбу со стороны Поварской, а закончим путешествие со стороны ее второго фасада по Большой Никитской улице. В конце 19-го – начале 20-го века территория усадьбы не была застроена доходными домами, как вся остальная часть Поварской. Здесь сохранился небольшой сад, а главный дом стоит не на красной линии, а в глубине участка. За воротами тихо и спокойно, мы будто перенеслись в Москву 18 века с ее садами и палисадниками.

Усадьба была построена для семьи Долгоруковых в стиле классицизм, господствовавшем в то время. Он предполагает упорядоченность всех элементов, симметричный фасад, портик с колоннами и большой треугольный фронтон. Кстати, посмотрите на колонны, они – коринфские, а не ионические, с которыми мы познакомились на предыдущем маршруте. Капитель покрыта листьями аканфа, или аканта (ядовитое растение, чтимое в Древней Греции). О появлении коринфских колонн существует красивая и грустная легенда. Одна девушка, жительница Коринфа, заболела и скончалась. После похорон ее кормилица собрала то, чем умершая дорожила при жизни, сложила в корзину, накрыла черепицей и положила на могилу. Корзина случайно была поставлена на корень аканфа. Растение пустило стебли и разрослось по бокам корзины. Прижатые тяжестью листья изогнулись. Проходивший мимо скульптор Каллимах обратил внимание на живописно изогнутые листья и сделал по этому образцу колонну, которая дала название коринфской.

Лев Толстой (памятник ему стоит во дворе) хорошо знал этот особняк, и именно его описал в «Войне и мире» как дом Ростовых.

На фронтоне изображен щит, на нем – герб барона Михаила Львовича Боде-Колычева, владевшего усадьбой в конце 19 века. Венчает герб баронская шапка.

Сегодня в здании располагается Ассоциация союза писателей и издателей России. В интерьерах сохранился парадный зал середины 19 века с лепниной и камином.


• Лепнина на потолке дома Ростовых


2. Особняк Святополк-Четвертинского

улица Поварская, д. 50


Следующий особняк на маршруте переносит нас на сто лет вперед. Он был возведен в 1889 году по заказу князя Святополк-Четвертинского по проекту московского архитектора Петра Бойцова. На предыдущем маршруте мы любовались домом Берга его работы. В 1887 году князь выкупил у барона Боде-Колычева узкий участок земли и занялся строительством.

Особняк на Поварской напоминает английский замок и построен в стиле эклектика с элементами неоренессанса, необарокко и неоготики. Внутри почти все помещения изысканно отделаны деревом, которое, как и мебель, были заказаны на фабрике Павла Шмита. Бойцов был женат на его сестре, а деревянная отделка «от Шмита» уже использовалась им для оформления подмосковного имения князя – Успенское. Интересный факт: сам Шмит женился на наследнице богатейшей старообрядческой семьи Морозовых – Вере Викуловне – и на полученное приданое построил новые фабричные корпуса. Во время революции 1905 года сын Шмита, революционер Николай, унаследовавший фабрику к тому времени, сделал ее здание на Пресне оплотом вооруженного восстания. Строение разрушили при подавлении бунта, а Николая Павловича арестовали. Он умер в Бутырской тюрьме, фабрика так и не восстановилась. В честь Николая Шмита в 1930 году в Москве назвали Шмитовский проезд.

Деревянная резьба фабрики Шмита отличалась тончайшей проработкой каждой детали. По эскизам Бойцова выполнили все столярные работы: необыкновенные потолки, паркеты, панели на стенах, мебель и, конечно, парадную дубовую лестницу, где на деревянных колоннах сохранились резные лики – бородатого мужчины и девушки. Рассказывают, что это изображения последних владельцев особняка, Олсуфьевых, но красивая история не верна. Специалисты утверждают, что это образы древесных божеств, дриад, и они были изначально вырезаны на колоннах.

В конце 1890-х особняк продали графине и графу Олсуфьевым. Тот был известным масоном, поэтому в доме собирались участники дворянской масонской ложи России. Деревянная лестница скрипит до сих пор, но, если знать куда наступать, то можно подняться по ней совершенно бесшумно. Говорят, таким образом масоны понимали, свой человек идет или чужой. Граф умер в 1915 году, графиня же с детьми и внуками прожила в здании до 1917 года. После революции Олсуфьевы уехали в Италию. На самой большой картине в каминном зале запечатлена их итальянская вилла.

Особняк чудом не был разграблен, а с 1932 года передан Союзу писателей. Самое замечательное, что его красота сохранилась до сих пор, причем рассмотреть парадную прихожую, лестницу и сам дубовый зал может каждый, так как в особняке находится ресторан ЦДЛ.

3. Особняк Шлоссберга

улица Поварская, д. 46



Через дом от ЦДЛ находится особняк Шлоссберга. В 1910–1911 гг. на углу Поварской и Скарятинского переулка инженер и архитектор А. Н. Зелингсон выстроил дом для купца первой гильдии Якова Шлоссберга. Сам Зелингсон родился в Польше, в 1890 году окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, после чего работал в Лодзи, где до 1906 года строил дворцы, доходные дома, заводские здания, особняки, школы и т. д. В 1907 году он переехал в Москву, где быстро оказался одним из самых востребованных архитекторов. В 1908 году стал членом Московского архитектурного общества, позднее его включили в список архитекторов в издании «Россия в ее прошлом и настоящем», выпущенном к 300-летию Дома Романовых.

Особняк Шлоссберга выполнен им в необычной для Москвы неоренессансной стилистике. Уличный фасад украшен лепным узором, большие окна – гирляндами из цветов и фруктов. Под крышей по всему периметру идет красивый барельеф с элементами венков, цветов, женских и мужских голов, фигурок младенцев и т. д. На фасаде размещены отделанные раковинами ниши для ваз, а арочные проемы над окнами оформлены нарядными кессонами.

Интерьеры дома строги и лаконичны. Сохранилась главная лестница, вестибюль, а также отделка парадных комнат. Сейчас в особняке Шлоссберга находится резиденция посла Германии, так что попасть туда можно во время специальных мероприятий – Дней исторического и культурного наследия.

4. Дом Миндовского

улица Поварская, д. 44



Перед тем как перейти к следующему дому, сделаем небольшое отступление, чтобы поговорить про модерн, ведь конец 19 века – это время его рождения! По всему миру бурно развиваются экономика и промышленность, темп жизни ускоряется, меняется и само общество. Люди искусства чувствовали грядущие перемены начала столетия. Модерну близки идеи символизма, покорившего на рубеже веков литературу и искусство. Символизм провозглашает бегство от реальности в мир фантастических образов, грез и виде́ний. Мастера модерна выступали за обновление архитектуры, отрицая подражание предыдущим стилям. Можно сказать, что модерн противопоставляется классицизму, барокко, ренессансу как совершенно новый стиль. Огромное значение для его формирования имело освоение таких материалов, как металл, железобетон и стекло. Научно-технический прогресс позволил создавать оригинальные планировки домов, которые раньше архитекторы могли представлять только мысленно. Модерн зародился в Западной Европе благодаря бельгийцам Виктору Орту и Анри Ван де Вельде и шотландцу Чарльзу Макинтошу. В разных странах стиль имеет свои национальные особенности и даже называется по-разному: в Бельгии и Франции – это «ар нуво», в Шотландии – «Макинтош», по имени родоначальника, в Австрии – «Сецессион», в Германии – «Югендстиль». Век модерна был довольно коротким. Первые здания появились в последнем десятилетии 19 века, а в 1911–1912 годах мода на него прошла. Два десятилетия, но сколько всего успели построить!

Загрузка...