Братья и сестры, или день защиты детей

Подарки Феи, или подсмотрено глазами сиблинга

Будешь хорошей и терпеливой – встретишь принца, и он тебя полюбит, будешь плохой и грубой – тебя все бросят, и ты закончишь свои дни в безызвестной темной подворотне под песни жаб…

Общий посыл уже знаком, не правда ли?

Да-да, перед нами очередная вариация на тему «Морозко», но с усилением в сторону наглядности: то драгоценности с цветами, то жабы со змеями.

Пробежимся немного по общей идее и поищем новые смыслы.

Подарок – это способ выразить свое отношение к другому, порадовать и поднять настроение.

И если способность говорить и ронять драгоценные камни с цветами – это подарок с условно положительным окрасом, то лягушки со змеями – это такой антиподарок.

И тогда дар феи с драгоценными камнями можно трактовать как поощрение социально приемлемых качеств, своеобразные «поглаживания» для закрепления одобряемого поведения, а антиподарки как наказание для предотвращения и профилактики нежелательного поведения – «тумаки» в системе воспитания.

Ну что ж. Время вспомнить сюжет, вдруг, кто подзабыл.

Жила-была на свете одна вдова с двумя дочками. Дочки разные и отношение к ним тоже разное. Одна – копия нахальной и грубой матери, ходила в любимицах. Вторую же, ту, что была кротка, добра, красива и похожа на покойного отца, мать терпеть не могла и постоянно загружала всякой тяжелой работой.

Человек обычно больше любит тех, кто похож на него самого. Вот мать и любила старшую дочь, а младшую нет. Приказывала ей целыми днями работать.

Однажды пошла младшая дочь за водой, встретила там бабушку-фею и помогла ей, а та в ответ наградила ее даром: при каждом слове теперь падали из уст девушки то цветок, то драгоценный камень.

Вдова как узнала о таком подарке, тут же любимицу свою, старшую дочь, за водой вытолкала, но она в качестве подарка получила пресмыкающихся на каждое произнесенное слово.

Только дочка скажет свое ворчливое слово, сразу выпадают из ее уст две гадюки и две жабы.



Мать в ярости обвинила во всем младшую, и та убежала из дома в лес. Там совершенно случайно встретила принца, за которого и вышла замуж.

Вскоре мать не смогла справиться со своей любимой дочкой, та становилась все противнее и вреднее. Она прогнала из дома и ее. Нигде не смогла девочка найти кров и умерла.

Снова тема сиблингов! Напоминалочка: сиблинги – это дети одних родителей.

В семье двое детей, и оба ребенка – девочки: а это значит, что кроме обычной порции ревности к родителям в случае появления новых детей, жди еще и особенно острой конкуренции – точек соприкосновения-то больше! Платья, куклы, прически, даже во внешности постоянно будет соперничество, а потом и к мужскому вниманию.

Одна добрая, другая злая, одна приветливая, другая грубиянка, одна умная, другая воинственно глупа, одна хрупкая, другая крепкая и прет как танк, одна всегда говорит правду, другая врет напропалую – список различий можно продолжать очень долго. Но что в нем главное? Все характеристики от обратного и противоположны друг другу – так дети инстинктивно пытаются разделить «поляны влияния» и завоевывать плюсы каждый в своем, даже если очки будут со знаком «минус» – все равно.

И если родители «ведутся на провокации» и своими действиями и поведением (осознанно или нет) подтверждают гипотезу о том, что кого-то они любят больше – ситуация будет исключительно усугубляться.

Если одна действует из позиции хорошей девочки, то другая, по умолчанию, будет требовать свое нахрапом, применяя арсенал «плохих» поведенческих реакций. Потому что «занятая» стратегия в системе сиблингов повторяться, как правило, не будет. Вот почему часто в семье один ребенок болезненный, другой живчик с сильнейшим иммунитетом, один тревожный отличник, другой пофигист-троечник, один ласковый, а другой агрессивно вытирает щеку после каждого маминого поцелуя.

Зачем? Главная мишень – время и внимание мамы. В идеале, конечно, именно любовь, но не всегда так везет, поэтому вместо любви сгодится: и жалость, и злость, и крики, и возмущение, и гордость, и вынужденное оказание помощи (медицинская, бытовая, обучающая – все сгодится). Главное, завладеть контактом и получить хоть какую-то реакцию. Повторюсь: по сути, все равно положительная или отрицательная эта реакция, главное, лишь бы она была вообще, по принципу «на безрыбье и рак – рыба».

А как это выглядит глазами ребенка? Как правило, очень субъективно, но явно подсвечивает неудовлетворенность в его потребностях в любви и внимании.

И снова «мачеха» как архетип жестокой, непринимающей матери, а «добрая фея» – любящая, заботливая и справедливая мать.

Мачеха – это когда у ребенка ощущение, что сестру любят больше: и хвалят чаще, и кроватка у нее розовее, и куклы куклее, и вообще в киндере у нее игрушка лучше попалась – КАК ВСЕГДА.

И подарки Феи здесь – это оружие в руках сестер: одна паинька и привыкла жить по принципу условного принятия – вот и тащит в дом медали да грамоты, а другая выбрала действовать подевиантнее: кусать всех своим ядом да регулярными вызовами к жабе, ой, к директору. И летят друг в друга с одной стороны награды – «а я лучше тебя!», а с другой змеюки подколодные – слова бранные то есть.

Условное принятие ребенка родителем – такое поведение родителей, при котором любовь, признание, внимание и теплое отношение возможно только при соблюдении достаточно жестких условий, касающихся как проявлений личности ребенка, так и достижений в учебе, спорте, творчестве. Например, «не сдашь экзамен, домой можешь не возвращаться», «станешь олимпийской чемпионкой, тогда и будешь что-то там хотеть», «моя дочь не злится и не кричит!»

Такое отношение родителей оказывает губительное воздействие на психику ребенка, а также способствует росту суицидальных попыток (в том числе успешных) среди несовершеннолетних.

Девиантное поведение – систематическое совершение поступков, которые грубо нарушают социальные нормы поведения. Для детей это обычно повышенный уровень агрессии, нецензурная брань, употребление алкоголя, склонность к воровству, постоянное вранье и прочее. Демонстративное девиантное поведение у подростков – часто крик о помощи и способ привлечь внимание.


А родители вроде бы ничего особенного и не делают: заботятся как умеют, воспитывают так же, как и их воспитывали: в пример старшую ставят, чтобы младшая за ней тянулась, наказывают младшую шумно и громко – целый концерт, по жалобам к директору ходят исправно, и спорт они одинаковый САМИ выбрали! Ну почему же дома вечно как на поле боя??? И что с этим делать?

Разбираться лучше с каждым конкретным случаем отдельно. Но если начать с себя – это уже сильно меняет положение к лучшему. А личная терапия родителей – это вообще лучший подарок детям (в идеале, пройденная еще до их рождения).

Ну и небольшая памятка родителям сиблингов, чтобы не приходилось детенышам маму на мачеху с феей расщеплять да «подарками» друг в друга злобно кидаться.

1) Проводить индивидуальное время с каждым ребенком по расписанию. Одинаковое по продолжительности, и так, чтобы делать с ребенком именно то, что ему хочется.

2) Не сравнивать детей между собой.

3) Хвалить каждого по-своему.

4) Не ставить в пример одного другому, чтобы «второй подтянулся».

5) Не плодить дополнительное соперничество – организовывать разные хобби, кружки и занятия.

6) Разбирать конфликты, обсуждая их совместно, а не по старшинству («Ты же старшая, могла бы и уступить»).

И пусть будет все по местам: цветы – в горшках, драгоценности – в шкатулках, а змеи с жабами – в районе болота… Ну а в семье – мир.

Гензель и Гретель, или «Не верь, не бойся, не проси»

Сказки, особенно те, что бережно записаны за рассказчиками из народа, – про легенды и верования, про передачу знаний, про обучение, про мощный пласт общемирового опыта. Многие сюжеты знакомы нам на генетическом уровне, поэтому истинный смысл волшебных историй попадает прямиком в подсознание с впечатляющей скоростью и меткостью. Безусловно, сказки братьев Гримм и Шарля Перро именно такие.

Любимые сказки у каждого свои, любимые сказки всегда про нас, любимые сказки не всегда безобидны, но они попадают в самое сердце.

На очереди «Гензель и Гретель» – безусловно, одна из самых известных сказок братьев Гримм. Классика, которая знакома и кажется понятной.

Очередная сказка про инициацию, но на этот раз еще и приправленная реальными историческими событиями.

Давайте освежим в памяти сюжет сказки.

Жила-была семья: дровосек, его жена да пара малолетних детей – сын с дочкой (Гензель и Гретель). Денег у них не было, еды тоже, и решили они (скорее, жена решила, а отец согласился), что детей надо в лес отвести, чтобы всем четверым с голода не помирать: мол, у них, у взрослых, шансов выжить без детей намного больше… меньшее из двух зол, так сказать.

Не с первой попытки, но все-таки удалось детей увести так, что вернуться домой они не смогли: заблудились и остались в лесу.

Три дня дети ходили без еды и воды по дикому лесу, пока не набрели на пряничный дом ведьмы, куда она их, голодных и холодных, без труда и заманила.

Гензеля старуха увела в хлев, где закрыла за решеткой. Сколько ни кричи, никто не услышит и не поможет ему там.

После ведьма разбудила Гретель. Она приказала девочке принести воды и приготовить еду для брата. Старуха решила, когда тот потолстеет, она его съест.

Четыре месяца Старуха откармливала братца силами сестры, чтобы съесть обоих.

Но Гретель оказалась ловкой и сообразительной: обманом ведьму в растопленную печь затолкала и сожгла.

Ну и дальше ребята не растерялись: нашли в недрах ведьминого дома драгоценности с золотом да и домой вернулись. А там еще и мачеха умерла – зажили счастливо наконец-то…

Начнем разбор с той самой инициации.

Инициация – это древний обряд, сопровождающий взросление. В древности юноши и девушки проходили инициацию (серию сложных и/или даже жестоких испытаний, призванных проверить уровень усвоения навыков, необходимых для самостоятельной жизни), чтобы иметь право считаться взрослыми и заводить семью.

Инициация в сказке – это про девочку, про Гретель. По ходу повествования мы понимаем, что жена дровосека не родная мать детям, то есть мачеха. На языке архетипов «мачеха» – это та часть матери, которая приходит на смену любящей и заботливой, чтобы обучать девочку азам реальной жизни. Организовалась в сказке «мачеха» – верный признак того, что главные герои на пороге сепарации. А отделение от матери самое то начинать с дремучего леса.

Архетип леса – метафора бессознательного. Чем темнее и дремучее лес, тем более глубоким трактуется погружение в себя. В сказках обычно означает погружеиние главного героя в себя, в свою психику; поиск пути или сам переход от детской модели поведения в зрелую и самостоятельную личность.


А в лесу девушка встречает непостижимую, зловещую часть материнского архетипа – ведьму. И как-то уж так повелось, что ведьма с ее волшебной силой олицетворяет как раз познание девушкой своей сексуальности. То есть пока Гретель брата откармливает, то продолжает учиться по дому хлопотать, а тот факт, что ведьма-то волшебная (со специализацией на людоедстве) указывает на то, что девушка постигает глубинные азы женской энергии. Колдовство и понимание женской силы и сейчас для некоторых где-то рядом, неправда ли?

Загрузка...