Архангели, Ангели, Начала, Престоли, Господствия, и Серафими шестокрилатии, и многоочитии Херувими Божественнии, мудрости органи, Силы и Власти Божественнейшии, Христу молитеся даровати душам нашим мир и велию милость.
Олово Божие говорит: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Под именем неба естественно разуметь духов (см. Кол. 1, 16), т. е. духовный невидимый мир, или Ангелов. Священное Писание, начиная с книги Бытия до Апокалипсиса, представляет нам Ангелов действующими, исполняющими повеления Всевышнего и ограждающими благочестивых людей своим покровом. О могуществе и силе воли Ангелов повествует Священное Писание, о чистоте и святости предстоящих у престола Божия свидетельствует их пламенная любовь ко Творцу.
Ангелы – суть воинство Небесное, по сказанному в Евангелии: И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2, 13–14).
Бог посылает Ангелов возвещать Свои веления. Поэтому они и называются Ангелами, то есть вестниками.
Ангелов бесчисленное множество, человеческий ум теряется в бесчисленном сонме их.
Но здесь удивителен порядок, царствующий среди Небесных Духов. Порядок, гармония – это красота совершенства, премудрость и истина Божия. В Царствии Небесном нет однообразия и застоя – там разнообразие, движение, деятельность, стремление, великая, многосложная деятельность, неведомая нам здесь, на земле.
Святой Дионисий Ареопагит, ученик святого апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба (см. 2 Кор. 12, 2), там видевшего различие чинов святых Ангелов и объяснившего это Дионисию, как своему ученику, разделяет Ангелов на девять чинов, а девять чинов ангельских разделяет на три иерархии (в каждой по три чина): высшую, среднюю и низшую.
Первую, высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: Серафимы, Херувимы и Престолы, вторую, среднюю – Власти, Господства, Силы. К третьей относятся Начала, Архангелы, Ангелы.
Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестокрылые Серафимы, как видел пророк Исаия: Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6, 2–3).
Серафимы – огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий (Исх. 24, 17), престол Его как пламя огня (Дан. 7, 9), потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12, 29).
Серафимы пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви, как показывает и само их имя, ибо «Серафим» в переводе с древнееврейского языка означает: «пламенеющий».
После Серафимов перед Всеведущим Богом, живущим во свете непреступном, предстоят в несказанной светлости многоочитые Херувимы, сияющие всегда светом Богопознания, ведением тайн и глубин премудрости Божией, сами просвещаемые и других просвещающие.
Имя Херувим в переводе с древнееврейского языка означает «многое разумение» или «излияние премудрости», ибо через Херувимов ниспосылается другим премудрость и подается просвещение для Боговедения и Богопознания.
Затем перед Всевышним предстоят богоносные Престолы, ибо на них, как на разумных престолах (как пишет святой Максим Исповедник), почивает Бог. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный (Пс. 9, 5). Поэтому чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие, помогая земным судьям, царям, владыкам и правителям производить праведный суд.
В средней иерархии, как уже было сказано выше, также заключается три чина святых Ангелов: Господства, Силы и Власти.
Господства ниспосылают силу к благоразумному владению и мудрому управлению земным властям, поставленным от Бога, учат владеть чувствами, смирять непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своею волею и быть выше всякого искушения.
Силы исполнены Божественной крепости и немедленно исполняют волю Всевышнего. Они творят и превеликие чудеса и ниспосылают благодать чудотворений угодникам Божиим, чтобы те могли творить чудеса, исцелять болезни, предвозвещать будущее, помогают труждающимся и обремененным людям в несении возложенного на них послушания, чем объясняют свое имя Силы, т. е. носят немощи немощных. Силы укрепляют каждого человека в терпении скорбей и напастей.
Власти имеют власть над диаволом, укрощают власть бесовскую, отражают наводимые на людей искушения, не допускают бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы они желали, утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия. Борющимся со страстями и похотями помогают отгонять злые помыслы, наветы вражии и побеждать диавола.
В низшей иерархии также три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено также управление вселенной и охранение всех царств и княжеств, земель и всех народов, племен и языков.
Архангелами называются великие благовестники, благовествующие о великом и преславном. Архангелы открывают пророчества, познание и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания Святого Евангелия, и открывают таинства благочестивой веры.
Ангелы в Небесной иерархии ниже всех чинов и ближе всех к людям. Они возвещают меньшие тайны и намерения Божии и наставляют людей добродетельно и праведно жить для Бога, ограждают нас от всякого зла. Ангелы приставлены для хранения каждого христианина: поддерживают нас от падения, падших поднимают и никогда не оставляют нас, если мы даже и согрешили, ибо они всегда готовы помочь нам, если только мы сами пожелаем.
Слова Спасителя представляют нам убедительное свидетельство об Ангелах Хранителях: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10).
И не только каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, но и каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство.
Пророк Моисей говорит израильскому народу: Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых (Втор. 32, 8)[1].
Но и все высшие небесные чины называются общим именем – Ангелы.
Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати имеют разные наименования: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы, – однако все они вообще называются Ангелами, ибо слово «Ангел» есть название не существа, но служения, по писаному: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение (Евр. 1, 14).
Итак, Ангелы, исполняя волю Божию, как служебные духи принимают деятельное, живое участие в судьбе человечества.
Так, Ангелы возвещают людям волю Божию, наблюдают за государствами (см. Втор. 32, 8), хранят общества человеческие, области, города, монастыри, церкви и управляют различными частями земли (см. Откр. 7, 1; 14, 18), имеют влияние на частные дела людей (см. Быт. 32, 1–2), ободряют, сохраняют (см. Дан. 6, 22), выводят из темницы (см. Деян. 5, 19–20; 12,7–9), присутствуют при исходе души из тела, сопровождают ее шествие по воздушным мытарствам, возносят наши молитвы к Богу и сами за нас ходатайствуют (см. Откр. 8, 3).
Ангелы приходят на служение человекам (см. Евр. 1, 14), научают истине, добродетели, просвещают ум, укрепляют волю и охраняют в жизни от бед (см. Быт. 16, 7-12).
О явлениях добрых Ангелов можно прочитать в Священном Писании – см. Быт. 18, 2-22; 28, 12; Нав. 5, 13–14; Лк. 1, 11, 26, 28; Мф. 2, 13; Деян. 5, 19; 10, 30–33; 12, 7.
Над всеми девятью Небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом Архистратиг Михаил, как верный служитель Бога.
Архистратиг Михаил во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и ниспадения в бездну, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно[2] воскликнул: «Вонмем[3], станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница[4]