В Российской Федерации законом предусмотрены различные формы защиты права. Защиту нарушенных или оспариваемых прав осуществляют суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды. Защита нарушенных гражданских прав в административном порядке возможна в случаях, предусмотренных законом.
Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов Федерации). В Верховном Суде РФ сформирована коллегия по экономическим спорам. Верховный Суд РФ осуществляет функцию надзора по экономическим спорам[1].
Прототипом арбитражных судов современной Российской Федерации являлись существовавшие до Октябрьской революции 1917 г. коммерческие (торговые) суды в ряде городов России[2].
Имеются две точки зрения относительно появления коммерческих, или торговых судов в России. Одни авторы полагают, что первый коммерческий суд был создан в Одессе в 1808 г., другие отодвигают эту границу к первым векам существования нашего государства[3].
Кроме Одессы, коммерческие суды были учреждены в городах Москве, С.-Петербурге, Таганроге, Феодосии, Керчи, Архангельске, Кишиневе, Варшаве. Эти суды упразднены (за некоторым исключением) еще до Октябрьской революции 1917 г.[4], а дела, отнесенные к их ведению, были переданы к производству судов общей юрисдикции.
Коммерческие суды рассматривали три категории дел: 1) торговые дела; 2) вексельные дела; 3) дела о торговой несостоятельности[5].
Арбитраж в СССР и РСФСР имел смешанную правовую природу, осуществлял одновременно и судебные, и управленческие (административные) функции.
Современные арбитражные суды Российской Федерации заменили государственный и ведомственный арбитражи. Поскольку доминирующее положение в экономической сфере СССР занимала государственная собственность, то и формой разрешения споров был государственный, в том числе ведомственный, арбитраж.
Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», введенный в действие с 1 октября 1991 г.[6]
Понятие «государственный арбитраж», применявшееся в российской юриспруденции длительное время, не соответствует принятому в иных странах понятию «арбитраж». Под «арбитражем» в практике различных государств понимается разрешение споров третейскими судами, которым стороны по соглашению передают право разрешения конфликта и принимают обязательство добровольно подчиниться решению арбитров.
Арбитражные суды в России являются государственными и осуществляют судебную власть при рассмотрении и разрешении возникающих в экономической и иной предпринимательской деятельности споров, которые имеют в основе гражданские либо административные правоотношения.
Словосочетание «арбитражные суды» содержит тавтологию, поскольку слово «арбитражный» в переводе с латинского языка означает «судебный». При разработке арбитражного процессуального законодательства в 1992–1993 гг. юристами предлагались различные варианты названия судов, в том числе в некоторых проектах этот суд назывался «хозяйственным судом». Однако исторически сохранилось неудачное название «арбитражный суд», не логичное.
Смысл этого наименования суда состоит в том, чтобы показать субъектам гражданского оборота отличие новой судебной системы от бывшего арбитража, продемонстрировать переход от административных методов управления к договорным способам хозяйствования в условиях развивающихся рыночных отношений.
Суды общей юрисдикции, как правило, разрешают гражданские дела с участием граждан и не связанные с экономическими отношениями в области производства материальных благ. Арбитражные же суды ориентированы на разрешение споров, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, т. е. в сфере производства и распределения товаров. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 октября 1994 г. говорилось, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, т. е. споров, связанных с предпринимательской деятельностью[7].
В первые годы после Октябрьской революции 1917 г. в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались[8]. Возникающие разногласия между предприятиями и организациями разрешались в административном порядке вышестоящими органами управления.
Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии[9].
Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформлением хозяйственных связей на договорной основе. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг заключением договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность[10].
В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета[11].
С момента образования арбитраж существовал в двух видах: государственном и ведомственном. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного административного подчинения, в ведомственном – подчинения одному ведомству (министерству, комитету).
В течение шестидесятилетней истории существования государственного арбитража (с мая 1931 по октябрь 1991 г.) неоднократно предпринимались попытки модернизации его устройства и деятельности, приспособления к изменяющимся экономическим условиям, повышения его роли в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР[12].
В августе 1970 г. Совет Министров СССР принял постановление «О повышении роли органов Государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве»[13], согласно которому арбитраж должен был содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйственных связей, укреплению хозяйственного расчета, усилению роли договора в хозяйственных отношениях.
До 1974 г. нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т. е. система была несоподчиненной.
17 января 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР[14].
Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после Конституции СССР 1977 г. Арбитраж признавался органом государства, статус которого впервые определялся Конституцией СССР.
Организация и порядок деятельности органов Государственного арбитража закреплялись Законом «О Государственном арбитраже в СССР», принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. На основе этого законодательства были приняты Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами[15]. В Российской Федерации Государственный арбитраж руководствовался в своей деятельности Положением об органах Государственного арбитража, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 г.
Система арбитражей упразднена с 1 октября 1991 г. В п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» записано: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях»[16].
Органы Государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г.[17]
Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. Арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере всем участникам гражданского оборота на основе состязательности.
В связи с принятием Конституции РФ (1993), а также дальнейшим совершенствованием арбитражной судебной системы и ее функционирования возникла необходимость в принятии ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[18] и нового, третьего по счету, АПК РФ[19]. Конституция РФ изменена и осуществлено объединение Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов возглавляет Верховный Суд РФ.
Система арбитражных судов. Арбитражные суды в Российской Федерации составляют единую систему федеральных судов, определяемую ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (абз. 4 ч. 3 ст. 4) и ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Согласно этим Законам в России действуют 10 арбитражных судов округов (суды кассационной инстанции), арбитражные апелляционные суды (21 окружной суд), арбитражные суды субъектов Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам.
Арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве апелляционной инстанции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Под устройством любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура.
Для подготовки и прохождения судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий сотрудников отделов и других подразделений.
Аппарат арбитражного суда организует прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов и арбитражных штрафов, подлежащих внесению на депозитный счет суда; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях (ст. 45 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).
Статус судей. Судьи арбитражного суда являются носителями судебной власти. Их статус, как и статус судей других судов, определяется Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией (ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 20 ноября 2001 г., ст. 12 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).
Судья организует разрешение дел, способствуя достижению мирового соглашения между спорящими сторонами; участвует в рассмотрении жалоб (представлений) на решения арбитражных судов; изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами; подготавливает предложения по ее совершенствованию; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства; осуществляет другие функции, возложенные на него законом.
При разрешении дел судья вправе требовать от государственных и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на него законом обязанностей; запрашивать необходимую информацию от государственных и иных органов, организаций, в том числе научных учреждений и информационных центров, и от граждан.
Судьи при разрешении любых вопросов в заседаниях арбитражного суда пользуются равными правами и возможностями. Судью нельзя сменить, или перевести на другую должность без его согласия. Он не имеет права высказывать публично где-либо свое мнение о рассматриваемом в суде деле до принятия судом решения по этому делу.
Судья арбитражного суда обязан точно исполнять требования закона и быть справедливым.
Работа судьи в иных организациях на условиях совместительства не допускается, за исключением педагогической и научно-исследовательской деятельности.
Судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и иметь частную практику.
Арбитражные суды выполняют органично связанные между собой функции: а) разрешают возникающие в процессе предпринимательской деятельности споры; б) предупреждают нарушения законодательства; в) ведут статистический учет и анализируют статистические данные о своей деятельности; г) осуществляют международные связи в установленном порядке.
Задачи судопроизводства в арбитражных судах закреплены в Арбитражном процессуальном кодексе 2002 г.:
• защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
• обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
• справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;
• укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
• формирование уважительного отношения к закону и суду;
• содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, мирному урегулированию споров, формированию обычаев и этики делового оборота (ст. 2 АПК РФ).
Право на обращение в арбитражный суд можно рассматривать в двух аспектах:
1) как право абстрактное, т. е. как потенциальную возможность субъектов хозяйствования (организаций, граждан-предпринимателей) или государственных органов, а также органов местного самоуправления (в предусмотренных в законе случаях) на обращение в юрисдикционный орган в лице арбитражного суда за защитой нарушенного права или охраняемого законом интереса;
2) как право персонифицированное, т. е. как право конкретного юридического или физического лица на защиту, если оно считает, что его права нарушены и или могут быть нарушены и нуждаются в подтверждении и реализации с помощью судебной власти.
Право на обращение в арбитражный суд как абстрактное право является одним из неотъемлемых элементов правового статуса всех организаций, если они зарегистрированы в качестве юридических лиц (ст. 48 ГК РФ). Наличие статуса юридического лица отражается в зарегистрированном надлежащим образом Уставе организации и других учредительных документах (ст. 51–52 ГК РФ).
Право на обращение в арбитражный суд – элемент правового статуса также и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (граждане-предприниматели). Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации (ст. 23 ГК РФ). В отдельных случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд имеют органы государственной власти и органы местного самоуправления, прокурор, а также организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане, не имеющие статуса предпринимателя. Например, отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде (ст. 51 ГК РФ).
Наличие права на обращение в арбитражный суд как элемента правового статуса организаций и граждан-предпринимателей не означает, что все договорные отношения субъектов хозяйствования или управления, рыночные отношения, хозяйственные связи обеспечиваются лишь принудительной силой судебной власти. Наоборот, развитие хозяйственных отношений предполагает, что права организаций и граждан-предпринимателей реализуются, а обязанности исполняются добровольно и сознательно в соответствии с законами и договорами без обращения в арбитражный суд.
Право на обращение в арбитражный суд как потенциальная возможность защиты перерастает в субъективное право конкретного лица в случае наличия у него интереса в защите права. Право на обращение в арбитражный суд как субъективное право реализуется в различных формах.
В ч. 4 ст. 4 АПК РФ закреплено, что обращение в арбитражный суд осуществляется в форме:
• искового заявления – по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
• заявления – по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений[20], по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, по делам приказного производства и в иных случаях, предусмотренных Кодексом;
• жалобы – при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ или иными федеральными законами;
• представления – при обращении Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Если федеральным законом установлен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения этого порядка.
Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и другие органы имеют право на обращение в суд без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.
Отказ от права на обращение в суд недействителен.
Закон предусматривает досудебный порядок урегулирования споров до обращения в арбитражный суд и возможность передачи дел, возникающих из гражданских правоотношений, в третейский суд.