Под арбитражными судами в Российской Федерации понимаются постоянно действующие официальные государственные органы, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; они являются федеральными судами и входят в судебную систему России.
Торговые суды как предшественники арбитражных упоминались на Руси еще в 1135 г. в летописях и иных официальных документах. Созданию же системы арбитражных судов в России до 1917 г. предшествовали коммерческие суды, появившиеся в начале XIX в. по инициативе представителей купеческого сословия и созданные по аналогии с коммерческими судами Франции. В то время коммерческий суд состоял из председателя суда, товарища (заместителя) председателя и некоторого числа заседателей, назначавшихся правительством и избираемых купечеством.
После 1917 г. споров между предприятиями и организациями не возникало, поскольку разногласия разрешались вышестоящими административными органами.
В ходе развития хозяйственных отношений назрела необходимость создания специального органа, разрешающего споры между госучреждениями и предприятиями. В 1922 г. в СССР были созданы арбитражные комиссии для разрешения хозяйственных споров между госучреждениями и предприятиями разных ведомств.
В 1931 г. был образован Государственный арбитраж СССР (далее – Госарбитраж СССР). Его основной задачей было разрешение имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета. Государственный арбитраж не только разрешал возникающие в данной сфере споры между предприятиями, но и был органом госуправления, наделенным для этого рядом полномочий в сфере хозяйственных отношений.
В связи с изменяющимися экономическими условиями государство на протяжении 70 лет существования Госарбитража СССР предпринимало попытки приблизить его деятельность к требованиям хозяйственной жизни. До 1974 г. система Госарбитража СССР оставалась несоподчиненной (нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах). В 1974 г. Госарбитраж СССР преобразовали в союзно-республиканский орган, т. е. решение арбитража нижестоящей инстанции можно было оспорить в вышестоящей инстанции.
После распада СССР и появления в России рыночной экономики появилась необходимость создания системы арбитражных судов в целях обеспечения устойчивых гарантий защиты прав предпринимателя, приватизированного предприятия, государственного предприятия, другой организации и учреждения. В результате постановлением Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. «О введении в действие Закона РСФСР “Об арбитражном суде”» система арбитражей была упразднена. До апреля 1992 г. государственный и ведомственные арбитражи фактически осуществляли деятельность по разрешению экономических конфликтов.
В апреле 1992 г. в России государственный арбитраж был преобразован в систему арбитражных судов, поскольку в условиях рыночной экономики необходимо существование независимой судебной системы для решения экономических споров между хозяйствующими субъектами. Арбитражный суд стал двухуровневым, включавшим суд субъекта РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.
Подобная (двухуровневая) структура арбитражного суда не позволяла правосудию выйти за пределы юрисдикции арбитражных судов субъектов РФ, тогда как экономическое пространство России требовало одинаковой практики при решении арбитражными судами дел независимо от места нахождения субъектов спора. С 1 июля 1995 г. вступили в силу Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон от 5 мая 1995 г. № 71-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Тогда же в рамках второго этапа судебной реформы создается система кассационных судов, осуществляющих полномочия в пределах судебного округа. Таким образом, структура арбитражного суда стала трехуровневой. Новое законодательство наделило арбитражный суд правом применять единое законодательство при рассмотрении дел между субъектами права, расположенными в различных регионах России, и даже споров с участием зарубежных фирм и компаний, т. е. арбитражный суд применяет единое материальное и процессуальное законодательство при равной для всех возможности обжалования судебных решений.
Главное значение принятого 28 апреля 1995 г. Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» заключается в том, что все арбитражные суды РФ: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ – являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. В июле 2002 г. был принят третий по счету Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее – АПК РФ), действующий и сегодня.
Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”» был учрежден еще один вид арбитражных судов – арбитражные апелляционные суды, которые являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.
В конце 2013 г. в России была проведена реформа по объединению Верховного Суда РФ (далее – ВС РФ) и Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ), в результате которой ВС РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам.