«Не зло победит, а только любовь».
Император Николай Александрович Самодержавно Царствовал без малого 23 года – с октября 1894 по март 1917 года. За это время население России выросло почти в полтора раза – со 120 млн до 180 млн человек и составляло более 10 % всего человечества. Для сравнения: в наше время (в 2018 г. от Р. X.) и в нынешних границах население России составляет менее 2 %, но даже и в прежних границах Империи – около 4 % от мирового.
Экономика России по валовому внутреннему продукту к концу правления Императора уступала лишь Северо-Американским Соединенным Штатам и была сопоставима с экономикой Германской империи. Средний доход на душу населения был выше среднеевропейского, хотя природно-климатические условия в России более суровые, чем в Западной и Центральной Европе, не говоря уже об Америке. Самое главное, что Российская Империя успешно развивалась даже во время Первой мировой войны и к середине XX века в экономике должна была стать мировым лидером[1].
Коронация Его Величества Государя Императора Николая II. Торжественная процессия в Кремле, 1896 год
Большинство русских людей могло своим трудом обезпечить себе и своей семье достойную жизнь. Составлявшие большинство населения крестьяне (непьющие и работящие) имели дома, могли прокормить и одеть свои семьи, зачастую весьма большие. Хотя периодически и случались неурожайные годы, в пострадавшие районы централизованно и быстро направлялась помощь, и случаев массовой гибели от голода (весьма распространенных в то время в других странах) не было. Для сравнения: за следующие два десятилетия после революции – во время гражданской войны, в последующие 1920-е годы и в начале 1930-х годов в России-СССР только от голода умерло более 10 млн человек. К тому уровню благосостояния народа, который отмечался в Российской Империи в 1913 году перед Мировой войной, СССР смог приблизиться, несмотря на декларируемые «успехи и прогресс», только в середине 1960-х годов и не благодаря полувеку коммунистического богоборческого ига, а вопреки ему – трудолюбием и Верой российского народа. Еще в середине XX века большинство русских людей в официальной переписи называли себя верующими, православными христианами.
Вот только один из многочисленных фактов благоденствия Царской России: в 1912 году на празднование столетия Бородинской битвы под Москвой было приглашено около 20 ее участников-ветеранов и свидетелей войны с Наполеоном, которым к тому времени исполнилось от 110 до 122 лет. И вовсе не с Кавказа, а из коренных русских губерний были родом все эти долгожители. В основном мужчины, хотя была среди них и одна женщина. Невысокая средняя продолжительность жизни в начале XX века в России (как и в других странах) во многом определялась высокой детской смертностью, отсутствием антибиотиков и других привычных в наши дни лекарственных препаратов. Но при прочих равных условиях люди в Царской России жили дольше и во многом счастливее.
Его Величество Государь Император Николай II во время встречи с ветеранами Бородинского сражения. Поле Славы, 1912 год
Участник Бородинского сражения Павел Яковлевич Толстогузов.
В год столетнего юбилея Бородинской битвы ему исполнилось 117 лет. 1912 год
Император Николай Александрович воспитывался с детства своим отцом как Наследник Престола, будущий Император. Он получил образование высочайшего уровня. Его преподавателями и наставниками в разное время были Константин Победоносцев, Николай Бунге, генерал Григорий Данилович, академик Николай Бекетов и другие видные ученые. Однако это не была жизнь «тепличного растения», детство его было наполнено и мальчишескими играми со сверстниками, и шалостями. Один из первых учителей Наследника, англичанин Хис (Heath), помимо английского языка, занимался разнообразным физическим развитием будущего Императора и его братьев. Цесаревич Николай рос физически выносливым, имел крепкое здоровье и с детства любил спорт, физические упражнения. Верховая езда, плавание, длительные прогулки в быстром темпе, гимнастические упражнения с юности были частью жизни Николая Александровича. Любовь к спорту с возрастом укрепилась, он стал самым спортивным русским Царем. Проходя учения как офицер Гвардии, он занимался верховой ездой, стрельбой, фехтованием, гимнастикой. Император хорошо плавал и, когда жил в Ливадии, плавал в море ежедневно, в любую погоду. В детстве он любил бадминтон, в более зрелом возрасте серьезным увлечением стал большой теннис, в который он с удовольствием играл в часы отдыха с офицерами гвардии и детьми. Охота, гребля на шлюпке и байдарке, катание на лыжах и коньках, велосипед, длительные прогулки – любовь к активному образу жизни он передал и своим детям. Император не только сам любил физкультуру и спорт, но и всячески поддерживал их развитие в России. Например, сам занимавшийся гимнастическими упражнениями, Император поддерживал Российское гимнастическое общество и способствовал широкому распространению сокольской гимнастики как важной части физических тренировок в военных училищах и в воинских частях, в частности в Императорской гвардии. Император поощрял участие российских спортсменов в мировых соревнованиях, в том числе и в первых Олимпиадах (ритуалы, подобные языческим, связанные, в частности, с манипуляциями «олимпийским огнем», появились позднее, после 1928 года).
Цесаревич Александр Александрович и Цесаревна Мария Федоровна с детьми: Николаем (справа) и Георгием. 1878 год
Совершенно не склонный лично к злоупотреблению алкоголем, Император считал величайшим несчастьем распространенное среди простого народа пьянство, а государственную монополию на продажу спиртного – недостойным способом пополнения государственной казны. Царь оказывал поддержку, в том числе и значительную финансовую из личных средств, возникавшим во множестве городов России обществам трезвости (в частности, Александро-Невскому обществу Санкт-Петербурга). С 1884 по 1904 год потребление алкоголя на душу населения снизилось с 7,4 литра до 7,0 литров и было одним из самых низких в мире. Однако проблема пьянства виделась серьезной. Запретив в 1914 году на время Мировой войны продажу спиртного, Царь считал введение сухого закона одним важнейших шагов, сделанных во благо народа, ради избавления от греха. Он называл трезвость народа надежной основой его мощи и благосостояния. Действительно, сухой закон и движение за трезвость существенно снизили бытовую преступность и производственный травматизм, а производительность труда существенно повысилась, хотя государство и лишилось одной из самых значительных статей дохода в бюджет.
Царь был примером для своего народа во всем. Даже находясь в заточении, он старался поддерживать и бодрость тела, и бодрость духа, постоянно деля свое время между молитвой, чтением Священного Писания, чтением книг в кругу семьи, занятиями с детьми, физическими упражнениями, пилкой дров, уборкой снега, прогулками, постановками любительских пьес в домашнем театре. Он не пребывал ни в праздности, ни в унынии, ни в празднословии.
Как любой человек, не могущий быть идеальным абсолютно во всем, имел Император и мелкие человеческие слабости. Но их было ничтожно мало. Можно вспомнить лишь одну. Он и Императрица иногда курили папиросы с табаком. Впрочем, табак курить было принято среди высшего общества России еще со времен Императора Петра I, а в других европейских странах – с XVI века, со времен начала активной торговли с Америкой.
Царь был спокойным, внимательным, сердечным, безукоризненно вежливым и доброжелательным в общении с подданными и в то же время – сильным, волевым, высокообразованным, мудрым Государем. «Жесткий кулак в лайковой перчатке», – говорили про него близкие. Он успешно продолжил деяния своего славного отца Императора Александра III по возрождению русского духа в России, продвижению идеологии «Россия для русских», а посему – для всех народов, проживающих в нашей стране, созданной русским народом. Количество приходов и храмов Российской Православной Церкви увеличилось за время его правления вместе с населением почти в полтора раза.
Царь всего себя отдавал служению Богу и Отечеству, как настоящий Хозяин Земли Русской. Он являл и являет собой пример нравственного политика. Христианские принципы, то есть милосердие, любовь, миролюбие, являвшиеся незыблемой основой мировоззрения Государя, были заложены и в основу политики Императора Николая II. Государь глубоко верил, что и для стомиллионного русского народа власть Помазанника Божия была и остается священной. В нем всегда жило представление о том, что Царю следует быть ближе к народу, чаще видеть его и больше доверять ему.
Экономика России, промышленность, наука и техника в эпоху Царствования Николая II развивались темпами, невиданными ни прежде, ни в последующие десятилетия. Рост промышленности, как правило, составлял порядка 7–8% в год. За все время Царствования выпуск промышленной продукции увеличился в 5 раз. Россия уверенно становилась индустриальной державой со всесторонне и гармонично развитой экономикой. Россия в начале XX века шла примерно вровень с крупнейшими индустриальными державами Mipa – Германией, Великобританией, Францией, Северо-Американскими Соединенными Штатами по развитию передовой науки, техники, технологий.
Цесаревич Николай Александрович.
1894 год
Возникали и росли предприятия тяжелой и легкой промышленности, строились электростанции, проходила электрификация народного хозяйства, развивалось воздухоплавание, трамвайное сообщение в городах, автомобильный транспорт, была телефонизирована значительная часть квартир в крупнейших городах, на кораблях установлены радиоприемники и радиопередатчики.
Россия в эпоху Царствования Государя Императора Николая II в фотографиях С.М. Прокудина-Горского
Росла добыча полезных ископаемых. Невозобновляемое сырье (нефть, руда, уголь) практически не вывозилось из России, а использовалось для развития отечественной промышленности. В России сложилась одна из передовых школ химической науки, передовые нефтехимия и резинотехническая промышленность, удовлетворявшие нужды страны и поставлявшие значительную часть своей продукции на экспорт.
Царская Россия в чем-то опережала все другие страны, в чем-то и отставала, но быстро нагоняла, а отставание измерялось максимум несколькими годами.
В СССР же уже в 1970-80-х годах целые отрасли народного хозяйства отставали от передовых стран на десятилетия, если не «навсегда». К этим отраслям относились микроэлектроника и связанные с ней отрасли, бытовая электротехника, легковое автомобилестроение, моторостроение и ряд других. Это отставание во многом только усугубилось в современной Российской Федерации и сейчас покрывается импортом.
При исключительных темпах развития промышленности в Царской России интенсивно развивалось сельское хозяйство с широким внедрением передовых форм его ведения: Россия занимала первое место в мире по сбору и экспорту зерна, производству и экспорту сливочного масла, была крупнейшим экспортером льна (80 % мирового производства), сахара, пеньки, пушнины, различных тканей и других традиционных для России экспортных продуктов. Урожайность зерновых за время Царствования Государя выросла в 2 раза. Россия занимала первые места в мире по поголовью домашнего скота: коров, лошадей, овец и коз, давала 50 % мирового экспорта куриных яиц. Империя полностью обезпечивала себя хлопком для легкой промышленности.
Россия в эпоху Царствования Государя Императора Николая II в фотографиях С.М. Прокудина-Горского
Бурными темпами развивалось железнодорожное строительство, протяженность железных дорог удвоилась, было завершено строительство Транссибирской магистрали и, уже во время Первой мировой войны, железнодорожной магистрали до Романова-на-Мурмане, имевших огромное стратегическое значение для дальнейшего укрепления обороноспособности и развития России. Постройка одного километра железной дороги в Царской России обходилась в 74 тыс. рублей, а при советской власти в 790 тыс. рублей, исходя из расчета одинаковой покупной способности рубля (по данным на 1958 год). В год строилось до 1,5 тысяч километров железных дорог. Ни в советское, ни в постсоветское время строительство больше не достигало такого масштаба.
Император Николай II проходит вдоль строя команды эскадренного броненосца «Князь Суворов» в день его спуска на воду.
12 сентября 1902 года
В Императорской России успешно развивалось транспортное машиностроение. Например, СССР так и не удалось перегнать Царскую Россию по количеству ежегодно производимых паровозов. Хотя паровозная тяга была основной до конца 1950-х годов.
Даже проект строительства московского метро был разработан еще при Императоре Николае II. А открытая для перевозки москвичей полтора года назад МЦК, называвшаяся в те годы Окружной железной дорогой, осуществляла товарные и регулярные (по расписанию) пассажирские железнодорожные перевозки еще с 1908 года.
Был создан проект строительства Крымского моста из Керчи на материк. Этот мост (железнодорожный и автомобильный) стал бы частью железной дороги через Крым в Персию. Строительство было приостановлено из-за войны. Более подробно про экономику и технику Царской России изложено в книге молодого историка Андрея Борисюка «История России, которую приказали забыть. Николай II и его время» (ООО «Издательство «Вече», 2018 г.).
Его Величество Государь Император Николай II на перроне ст. Златоуст Южно-Уральской железной дороги. 30 июня 1904 года
Шло активное перевооружение Российских Армии и Флота. Именно при Императоре Николае II невиданных высот достигли российская артиллерия, авиастроение и кораблестроение, в дальнейшем успешно обезпечивавшие обороноспособность России, в том числе и в советский период.
Флот. По разработанным по инициативе Императора Николая II программам строится более 400 военных кораблей, в том числе самые быстрые в мире эскадренные миноносцы «Новик», линейные корабли (дредноуты) и более 70 подводных лодок. За три года Мировой войны положение на морях сильно изменилось в пользу России. Водоизмещение русского военного флота увеличилось в 2,5 раза, достигнув 660 тыс. тонн. Таков был тоннаж немецкого флота Открытого моря.
Первый российский линкор «Севастополь».
Спущен на воду 16 июня 1911 года. Воевал во время Великой Отечественной войны. Был в строю до 1956 года
Русский флот пополнялся новейшими кораблями, стоявшими на уровне, а подчас и выше мировых стандартов тех лет. И строились они именно российскими судостроительными, металлургическими, машиностроительными предприятиями. Инженерно-технический комплекс, построивший к 1917 году передовой российский военно-морской флот, на кораблях которого были орудийные башни в броне, в советское время работал уже не только на флот, а стал основой и танковой промышленности советской России.
Линкор «Гангут».
Спущен на воду 24 сентября 1911 года. Так же как и «Севастополь», «Гангут» прошел две Мировые войны. Был разобран в 1959 году