Прежде всего, определим смысловую составляющую понятий «пол» (sex) и «гендер» (gender) и терминов, непосредственно с ними связанных. В англоязычной литературе понятия «пол» и «секс» определяются одним словом «sex». В русском языке слово «пол» подразумевает категории «мужчина» и «женщина», определяемые на основе анатомических составляющих. Именно в этом смысле понималось слово «sex» в англоязычной литературе до середины XIX века. В конце XIX века значение этого слово несколько расширилось, и его стали употреблять для обозначения анатомии половых органов, их функций, а также различий между мужчинами и женщинами. К середине XX века стали употреблять в значении сексуального поведения и сексуальной привлекательности. Это слово стало означать не только категорию, но также феномен как таковой и процесс с ним связанный. По мере того как слово «секс» стало употребляться в значении «соитие», оно приняло «грязный» оттенок, а для обозначения когнитивных, поведенческих и личностных характеристик, различающихся между собой мужчин и женщин, был предложен термин «гендер». В дальнейшем, по мере распространения в повседневном обиходе слова «секс» в значении соития, наметилась тенденция использования слова «гендер» в качестве эвфемизма исходного значения слова «секс». Все вышесказанное нужно принимать во внимание при знакомстве с литературой, посвященной изучению пола и гендера.
Биологический пол
Биологический пол – это морфофункциональная характеристика организма, включающая его специфические репродуктивные особенности и свойства, по которым можно отличить самцов от самок. Биологический пол основан на генах, определяющих половую дифференцировку организма, гонадах (половых железах), половых гормонах, внутренних и наружных гениталиях. К биологическим характеристикам относят также половой диморфизм структур тела, в частности, нейроанатомии мозга. Гормональные, нейроанатомические и морфологические половые характеристики оказывают влияние на психологию и поведение своих носителей. В последние годы появилось много работ, написанных в русле эволюционной антропологии, этологии человека и эволюционной психологии, предлагающих при обсуждении поведения человека учитывать биологические различия между полами.
Гендер
Гендер – это социокультурный конструкт, обозначающий социальные аспекты взаимоотношений между полами. В психологии и сексологии под этим термином понимают психологические и поведенческие характеристики, связанные с маскулинностью и фемининностью и отличающие мужчин от женщин. Ш. Берн и некоторые другие исследователи применяют понятие «гендер» в более узком смысле, обозначая им «социальный пол». При этом считается, что гендер – это «социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества». Они означают «нормативные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к «правильному» мужскому или женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности/фемининности ребенка и взрослого».
Гендерная идентичность
Гендерная идентичность, то есть тот гендер, которым индивид себя ощущает, формируется в два этапа. Развитие начинается в возрасте двух лет и заканчивается к четырем годам. В четыре года дети не только хорошо осознают свою половую принадлежность, но и начинают однозначно связывать ее с физическими характеристиками – строением собственных гениталий. В этом возрасте они окончательно понимают, что их пол является фиксированной характеристикой и его нельзя изменить, нарядившись в одежду представителей противоположного пола, изменив имя или детали поведения. Второй критический период приходится на время достижения половой зрелости.
Долгое время в психологии считалось очевидным, что гендерная идентичность формируется в течение продолжительного времени и ее следует считать продуктом воспитания. Однако, если вспомнить о том, что пренатальные (предродовые) гормоны воздействуют на мозг плода еще в утробе матери и определяют его развитие по мужскому или женскому типу, то абсолютизация роли воспитания выглядит, по меньшей мере, сомнительной. Не случайно же многие эксперименты по воспитанию кастрированных в раннем младенчестве мальчиков в женской идентичности терпят неудачу (к этому обстоятельству мы еще вернемся чуть позднее).
Критерии половой принадлежности у человека
Заложенная древнегреческой культурой традиция доминирования мужчин над женщинами вне дома (прежде всего речь идет о социальной жизни) существенным образом повлияла на развитие научных представлений об анатомических различиях между полами. Аристотель полагал, что пол существует для размножения, причем активной стороной этого процесса выступает мужчина, а материальной – женщина. Он видел в женщине лишь уменьшенную копию мужчины: то, что у мужчины находится снаружи, у женщины располагается внутри тела. Аристотель рассматривал влагалище как аналог пениса, матку – как аналог мошонки, а менструацию – как эквивалент семяизвержения. Показателен тот факт, что в античное время яичники обозначались тем же словом, что и тестикулы (яички), а специальный анатомический термин для обозначения вагины вовсе отсутствовал до начала XVIII века. Как пишет И. С. Кон, такие «представления о главенстве мужского начала продержались в науке очень долго».
Можно ли определить пол человека по его внешнему виду и поведению со 100 % гарантией? Накопленный в науке опыт показывает, что пол – это феномен гораздо более сложный, чем представляется в повседневной жизни. Существует целый набор критериев половой принадлежности, и далеко не все они видны невооруженным глазом. В медицинской и психиатрической практике известны примеры того, как ребенок, выглядящий внешне как девочка, в ходе дальнейшего развития превращался в мужчину, а индивиды с женским строением тела (фенотипические женщины) по своим генетическим характеристикам оказывались мужчинами (подробнее об этом будет говориться ниже). Получается, что банальный на бытовом уровне вопрос о том, к какому полу следует относить того или иного человека, на поверку оказывается вовсе не таким уж простым и очевидным.
Механизмы детерминации пола у разных видов беспозвоночных и позвоночных животных могут существенно различаться. В этой книге мы детально рассмотрим как происходит формирование пола у человека. Процесс этот сложный и многоступенчатый. Любые сбои и отклонения от видовой нормы могут приводить к парадоксальным, в глазах непосвященного наблюдателя, результатам. В ряде случаев расхождения между генетическими факторами (например, имеется генотип XY) и внешними морфологическими признаками пола (женская внешность) проходят незамеченными. Женщина может прожить всю жизнь, так и не узнав, что ее генетический пол – мужской, а мужчина – никогда не узнать, что в его клетках содержится лишняя женская хромосома.
Еще сложнее обстоит дело в ситуации, когда организм человека представляет собой мозаичную химеру, в которой одна часть содержит мужские XY-хромосомы, а другая – XX, то есть, по сути, в одном организме присутствуют мужские и женские клетки. Такое сочетание может приводить к самым неожиданным результатам, в зависимости от того, какие органы и ткани в организме являются мозаичными.
Факты из области биологии развития свидетельствуют, что в исключительно редких случаях две яйцеклетки выбрасываются из женского яичника практически одномоментно и при этом каждая оплодотворяется сперматозоидом. Обе оплодотворенные яйцеклетки начинают делиться, и в редких случаях может происходить их слияние в один зародыш. Зародыш-химера развивается и формирует химерный организм, состоящий, по сути, из двух особей. В исключительных случаях одно полушарие мозга такого индивида развивается по материнскому типу, а второе – по отцовскому. Такие особи могут ухаживать и за самцами, и за самками, причем их поведение не зависит от генетической конституции их половых желез.
В медицинской и судебной практике то и дело возникает необходимость объективной идентификации половой принадлежности конкретного человека, и эта насущная потребность заставила сексологов разработать набор четких критериев. В качестве примера, иллюстрирующего значимость такого рода экспертизы, достаточно вспомнить, что в 1968 году Международный олимпийский комитет ввел обязательные хромосомные тесты пола женщин-атлетов. Хотя в этом случае правильнее было бы уточнить, что половые различия, в том числе физические, физиологические и психологические, определяющие уровень возможных спортивных достижений, ограничены полом (а не связаны с полом). Очевидно, что они являются прямым следствием дифференциальной экспрессии генов, имеющихся у представителей мужского и женского пола. Такие признаки могут носить как дихотомический, так и континуальный характер. В последнем случае мужские и женские выборки различаются по средним значениям признака. Например, мужчины в среднем достоверно выше и тяжелее женщин (разница составляет 8–10 %), обладают большей мышечной массой, а у женщин больше подкожного жира, меньшие обхваты талии и большие обхваты бедер.
Таким образом, вопрос о половой принадлежности, при кажущейся простоте и очевидности, в реальной жизни оказывается не только исключительно сложным, но и весьма деликатным. В настоящее время наиболее объективной и целостной считается схема, предложенная американским сексологом Джоном Мани. Схема учитывает сложный путь формирования пола в процессе индивидуального развития и опирается на восемь критериев (или составляющих) пола. Сюда относятся шесть биологических составляющих: генетический, гонадный, внутриутробный гормональный пол, внутренний морфологический пол, половая дифференциация головного мозга, пубертатный гормональный (внешний морфологический) пол. Остальные две составляющих связаны с психологическими и социальными факторами – воспитанием и самоидентификацией.
Первым в списке Мани значится хромосомный (или генетический) пол. Генетические различия между мужским и женским полом представляют собой фундаментальную основу феномена пола, отражающую важнейшую черту полового размножения. У подавляющего большинства млекопитающих, включая человека, каждый индивид наследует две половые хромосомы – одну от отца, другую от матери. Женские индивиды имеют в своем хромосомном наборе две Х-хромосомы (женский генотип обозначается, поэтому, как ХХ), а мужчины – одну Х и одну Y-хромосому (соответственно, генотип обозначают как ХY).
Пол будущего ребенка зависит от того, какая из отцовских половых хромосом окажется в сперматозоиде, оплодотворившем яйцеклетку. Если это будет Х-хромосома, то на свет появится девочка, а если Y – мальчик. Поскольку мужской генотип несет в себе только одну Х и одну Y-хромосому, то гены, сцепленные с полом, присутствуют у мужчин в единственном числе, а у женщин – в двойном. Поэтому любые генетические аномалии, затрагивающие гены, расположенные в Х-хромосоме у мужчин, обязательно находят свое внешнее проявление. Напротив, у женщин вероятность проявления аномальных генов, расположенных на Х-хромосоме, невелика. Такое случается лишь в условиях близкородственных браков, например, между двоюродными или троюродными братьями-сестрами. В большинстве случаев соответствующие «здоровые» гены на парной хромосоме будут препятствовать клиническому проявлению болезни у женщины.
Распространенным примером такого рода болезней, сцепленных с полом, является гемофилия и цветовая слепота (дальтонизм). Оба заболевания в подавляющем большинстве случаев встречаются у мужчин. Например, тяжелой формой гемофилии страдал царевич Алексей, сын последнего российского императора Николая II. Однако ни одна из его четырех сестер, равно как и мать, Александра Федоровна, передавшая ему ген гемофилии, от этого недуга не страдали.
Часто женский пол у человека рассматривают как базовый и более устойчивый к воздействию внешней среды, чем мужской. X-хромосома более активна, чем Y, и несет на себе множество генов, необходимых для нормального функционирования как женского, так и мужского организма. Поскольку у женщин две XX, то в литературе часто задавался вопрос о том, каким образом у них происходит регуляция выработки продуктов, определяемых генами половой хромосомы. Сравнительно недавно, в 1995 г., Н. Вильямс показал, что в генотипе человека присутствует особый механизм компенсации дозы, который уравнивает экспрессию[1] генов X-хромосомы у мужчин и женщин.
Следует, однако, сказать, что последние исследования в области строения Y-хромосомы показали, что ранние представления о ней оказались во многом ошибочны. Во-первых, в ее структуре насчитывается не 40, а 79 генов, во-вторых, мужская хромосома изобилует так называемыми зеркальными полями (комплексами, дублирующими строение активных участков каждого гена). Они позволяют «ремонтировать» участки генов, поврежденных мутациями. Такой механизм обеспечивает устойчивость мужского организма, нейтрализуя действие генетических аномалий на Y-хромосоме. По сути дела, зеркальные поля играют ту же компенсаторную роль, что и парный (неповрежденный) ген на второй X-хромосоме, если первая оказывается с дефектом.
Наличие набора из ХХ или ХY-хромосом определяет хромосомный пол человека. Однако это обстоятельство вовсе не предполагает, что из зиготы (оплодотворенной яйцеклетки) с данным набором половых хромосом разовьется индивид, по внешним признакам соответствующий данному полу. Известны случаи (например, синдром нехватки дигидротестостерона – биологически активной формы тестостерона), когда на свет появлялась девочка, а в период полового созревания с ней происходили бурные морфологические преобразования, и девочка превращалась в полноценного молодого мужчину.
Второй значимой составляющей пола в списке Мани выступает дифференциация зародышевых гонад (половых органов). Y-хромосома у всех млекопитающих содержит специфический ген, получивший название «детерминирующий пол участок Y-хромосомы». Данный ген является составляющей генного комплекса, который называется «фактор, детерминирующий развитие семенников». Если все гены данного комплекса имеются в наличии и функционируют в норме, то он активируется и запускает множество генов, расположенных в других хромосомах. В результате происходит развитие у плода семенников. То есть получается, что хотя внутренние мужские половые органы развиваются под влиянием генов, расположенных на мужской хромосоме, реально в строительстве данного органа задействованы и другие, неполовые хромосомы и женская Х-хромосома.
Фактор, детерминирующий развитие семенников, активируется у зародыша лишь в возрасте семи недель, следовательно, на более ранних стадиях развития эмбрион имеет только хромосомный пол, но является бесполым по своему внутреннему строению и внешнему облику.
Все человеческие эмбрионы содержат гены, ответственные за развитие семенников и гены, кодирующие развитие яичников. У каждого зародыша имеется пара крошечных половых желез, которые потенциально могут развиться в семенники или яичники, а также две пары выводящих путей: мюллеровы протоки, являющиеся потенциальными органами размножения женщины, и вольфовы протоки, которые могут преобразовываться в мужскую репродуктивную систему. Что будет развиваться у конкретного плода – семенники или яичники – целиком и полностью определяется активностью фактора, детерминирующего развитие семенников, расположенного в Y-хромосоме. Если этот фактор имеется у зародыша и своевременно активируется, то он приобретает вид мужского зародыша, если нет – развивается женский организм.
Если же, по каким-либо причинам, данный генетический комплекс остается в бездействии до девятинедельного возраста, или хромосомный пол зародыша является женским, то к 12-й неделе у него проявляются яичники. Ранее предполагалось, что для развития яичников не требуется никакого специального запускающего фактора, а формируется они как нечто исходное (по умолчанию). Этим обстоятельством объясняли случаи, когда индивиды, выглядящие внешне как женщины, на поверку имели мужской хромосомный пол. Однако в настоящее время имеются сведения, что на Х-хромосоме имеется особый ген DSS, который в ситуации женского генотипа ХХ руководит преобразованием нейтральной половой железы в яичники, способные впоследствии продуцировать полноценные яйцеклетки.
Загадки пола, однако, на этом не заканчиваются. В дальнейшем активную роль в формировании мужской или женской внешности начинают играть гормоны. Третьей критической составляющей пола в схеме Мани значится гормональный баланс плода. Половые органы зародыша продуцируют половые гормоны: первичный тестостерон в семенниках и эстрогены (женские половые гормоны) в яичниках. Кроме того, семенники секретируют специфический антимюллеров гормон (мюллеровская ингибирующая субстанция). У мужчин тестостерон и его производные обеспечивают развитие внешних и внутренних мужских гениталий. Функция же мюллеровской ингибирующей субстанции состоит в том, что она запускает механизмы обратного развития (редукцию) примитивных внутренних женских гениталий. Необходимость наличия двух гормонов для развития мужского эмбриона называют «принципом Адама».
Для дальнейшего развития женских половых органов и всей репродуктивной системы не требуется выработки какого-либо специфического гормона. Регрессия первичных внутренних мужских органов и развитие женских гениталий происходит автоматически. При отсутствии гена SRY зародышевые половые железы преобразуются в матку, фаллопиевы трубы и влагалище, а в отсутствии тестостерона исчезают вольфовы протоки. Отсутствие специфической гормональной стимуляции при развитии женского эмбриона называется «принципом Евы».
Поскольку для правильного развития в мужском случае необходимы более сложные генетические и биохимические взаимодействия, считается, что мужской путь развития более уязвим, и что мужские эмбрионы более чувствительны к изменениям в окружающей среде и стрессам, которые испытывает женщина в период беременности.
Мужские половые гормоны играют также большую роль в дифференцировке пола во внутриутробном периоде, чем женские половые гормоны. Воздействие мужских половых гормонов андрогенов на плод ведет к его маскулинизации. В медицинской практике известен следующий случай. Несколько беременных женщин получали гормональные препараты, препятствующие выкидышу. В результате на свет появились девочки с выраженными маскулинными (типично мужскими) признаками: у них были увеличены клиторы, а у некоторых даже имелись пенисы. Поведение таких девочек также больше смахивало на мальчишечье. Они росли сорванцами, предпочитали активные и силовые игры, носили брюки, не интересовались куклами и не видели себя в роли матерей и домохозяек. Сходное влияние могут оказывать на плод и некоторые синтетические гормоны, использовавшиеся для лечения ряда заболеваний у беременных женщин.
Четвертым компонентом пола является внутренний морфологический пол – окончательное развитие гениталий, которое завершается к 16-й неделе жизни плода. К этому моменту действие гормонов становится уже необратимым. По этой причине пол будущего ребенка с помощью ультразвука реально определять не ранее этого возраста. Помимо окончательного формирования мужских или женских гениталий, половые гормоны оказывают воздействие на мозг зародыша.
Пятым признаком пола является дифференцированное строение мозга. Известно, что мужской мозг в среднем больше женского на 100–150 см3, что частично объясняется большими размерами тела мужчин (то есть половым диморфизмом по размерам тела). Соотношение объемов серого и белого вещества также варьирует в зависимости от пола. С учетом объема мозга, роста и веса тела, женщины в процентном отношении превосходят мужчин по количеству серого вещества, а у мужчин, напротив, выше процент белого вещества и цереброспинальной жидкости. При этом соотношение серого и белого вещества во фронтальной, височной, теменной и затылочной областях мозга, поясной борозде и островке выше у женщин. Слой серого вещества толще в теменной коре у женщин по сравнению с мужчинами, и эти различия сохраняются в течение всей жизни.
Таким образом, хотя половые различия по объему мозга не играют существенной роли, морфологические различия в строении отдельных его участков лежат в основе различий в поведении, а также объясняют различную частоту встречаемости разных заболеваний мозга и характер их протекания у мужчин и женщин.
Андрогены и эстрогены оказывают существенное влияние на половую дифференциацию мозга, и их роль в формировании полоспецифической морфологии и нейрохимии мозга нельзя недооценивать. Половая дифференциация мозга под влиянием зародышевых гормонов начинается в конце третьего месяца эмбрионального развития плода. В результате, отдельные структуры, в частности гипоталамус, формируются у мужчин и женщин по-разному. Заметим, что в функции гипоталамуса входит контроль деятельности гипофиза, а он, в свою очередь, оказывает воздействие на гормональную секрецию всех остальных желез внутренней секреции у человека. Таким образом, получается, что хотя сам гипоталамус секретирует лишь несколько гормонов, но благодаря контролю над гипофизом он регулирует всю гормональную активность организма человека. Следствием дифференцированного развития гипоталамуса по женскому типу является циклическое производство и выброс женских половых гормонов в зрелом возрасте. Дифференциация гипоталамуса по мужскому типу приводит к отсутствию месячной цикличности в продукции мужских половых гормонов.
Различия в строении и функционировании мозга, хотя и скрыты от взора окружающих, могут оказывать большее влияние на нашу жизнь, чем половые различия в строении тела. Важнейшей функцией гипоталамуса является преобразование неосознанных физиологических потребностей в выраженные психологические мотивации типа голода, жажды или полового влечения. Каждая из базовых мотиваций регулируется конкретными участками гипоталамуса, которые называют ядрами. Установлено, что общее сексуальное влечение у мужчин и женщин запускается вследствие активации разных ядер. Для мужчин это медиальное преоптическое ядро, для женщин – вентромедиальное ядро. Кроме того, сексуальное поведение мужчин и женщин связано с деятельностью третьего, промежуточного, ядра передней доли гипоталамуса. Его размеры у мужчин больше, чем у женщин. Это обстоятельство, возможно, объясняет большую сексуальную активность мужчин. Клетки медиально-преоптической области гипоталамуса играют важную роль в реализации полового поведения мужчин (осуществлении полового акта, включая интромиссию и эякуляцию), а также определяют выбор полового партнера. В нисходящих путях спинного мозга человека имеется скопление мотонейронов, известное как ядро Онафа. Размеры данного ядра существенно больше у мужчин, чем у женщин. Данные мотонейроны иннервируют поперечнополосатые мышцы основания таза, в том числе и мышцы корня пениса.
Современные онтогенетические исследования мозга мужчин и женщин позволили понять детали постнатального развития половых различий. У девочек размеры гиппокампа больше, чем у мальчиков, а миндалины, напротив, меньше. У мужчин с возрастом наблюдается уменьшение общего объема мозга, но при этом увеличиваются размеры лобной и височной доли, а у женщин с возрастом происходит уменьшение размеров гиппокампа и теменной области. Хотя у представителей обоего пола объем серого вещества в мозгу линейно снижается с возрастом, все же у мужчин этот процесс идет более интенсивно.
Половые различия прослеживаются и по функционированию мозга. Например, известно, что общий объем церебрального кровотока (CBF) покоя у женщин выше, чем у мужчин, как в состоянии покоя, так и при решении когнитивных задач. По мнению некоторых исследователей это может объясняться тем, что эстрогены усиливают кровоток в отдельных участках мозга, что сказывается также на общей скорости церебрального кровотока. Эти различия позволяют понять, почему отдельные препараты более эффективны при лечении нейропсихиатрических заболеваний у женщин, чем у мужчин.
Половые различия наблюдаются также и по нейрохимии мозга. В частности, уровень серотонина в мозгу у женщин выше, чем у мужчин, и эти различия генетически детерминированы. Синтез серотонина у мужчин идет быстрее, чем у женщин. У женщин отмечено большее число рецепторов серотонина в отдельных областях мозга по сравнению с мужчинами. Поскольку серотонин координирует сенсорную и двигательную активность в различном эмоциональном состоянии, а нарушение функционирования серотониновой системы приводит к таким психическим патологиям как депрессия и расстройство пищевого поведения (например, анорексия), то не удивительно, что частота их встречаемости у мужчин и женщин различна…
Еще один нейромедиатор, функционирующий более интенсивно в мозгу у женщин, – допамин. Так, у женщин транспортер допамина, регулирующий его наличие в синапсе функционирует более эффективно, чем у мужчин. Предполагается также, что у здоровых женщин наблюдается большая концентрация молекул допамина в стриатуме (полосатое ядро, составляющее часть переднего мозга) и более высокая плотность рецепторов допамина в эстрастриатуме (область коры головного мозга).
Последней биологической составляющей пола по Мани является пубертатный гормональный статус. Пубертатные гормоны (гормоны, действующие в период полового созревания человека) стимулируют развитие признаков тела, определяющих половую зрелость (продуцирование спермы у мужчин и менструальные циклы у женщин) и развитие вторичных половых признаков. Кроме того, пубертатные гормоны оказывают непосредственное влияние на сексуальное поведение индивида и его психологические особенности.
Существуют выраженные индивидуальные различия по времени достижения половой зрелости. У девушек развитие вторичных половых характеристик может происходить за четыре года до наступления менархе (первой менструации). В первые несколько лет половые циклы могут быть нерегулярными, а в процессах овуляции имеются сбои.
Скорость созревания, а стало быть, и возраст достижения половой зрелости у женщин сильно варьирует в зависимости от экологических, экономических и социальных условий. В пределах одной популяции девушки из сельской местности созревают медленнее, а девушки из состоятельных семей – быстрее, по сравнению с более бедными. Популярная литература часто изобилует рассказами о том, что в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки девочек выдают замуж очень рано, и они рожают детей в возрасте 13–15 лет. Такое возможно. Однако, как показывают исследования антропологов, в традиционных обществах охотников-собирателей и скотоводов месячные начинаются у девушек в возрасте 16–17 лет. Что автоматически означает, что первый ребенок у них появляется примерно в 18–19 лет. Именно так обстоит дело с хадза (охотники-собиратели) и датога (скотоводы) Танзании, с которыми мы работаем уже много лет.
В отличие от девушек, юноши вступают в период зрелости несколько позднее, однако, становятся способны оплодотворить женщину практически сразу с наступлением спермархе (первая эякуляция). Вторичные же половые признаки у юношей развиваются на более позднем этапе в сравнении с девушками. На этот явный парадокс недавно обратил внимание американский антрополог Г. Богин (Bogin, 1999). Ведь ранее принято было считать, что женщины раньше взрослеют. Если же, однако, в качестве основного критерия зрелости использовать способности к деторождению, то получается, что раньше взрослеют мужчины. Кстати, во многих культурах мальчики раньше проявляют интерес к сексу и раньше начинают половую жизнь.
Правда, в силу разных социоэкономических обстоятельств, во многих традиционных культурах мужчины вступают в браки позже, чем женщины. У охотников-собирателей они должны проявить себя в качестве хорошего охотника, способного обеспечить семью. У скотоводов молодые мужчины должны выпасать скот, принадлежащий отцу или группе старших родственников, а также выполнять воинские обязанности (защищать собственный скот и участвовать в рейдах по захвату скота у соседних племен). Так, у масаев Танзании и Кении и прочих пастушеских племен выделяется особый возрастной класс мужчин-воинов, называемых моранами. Как правило, эта группа мужчин проживает в специальных мужских домах или военных поселениях и не может вступать в брак. Это не означает, что мораны должны соблюдать целибат. К примеру, у масайских моранов имеются подружки, с которыми они проводят время на отдыхе и состоят в сексуальных отношениях. Примерно к 35 годам мораны обзаводятся семьями и переходят в класс женатых мужчин. С этого момента они уже не участвуют в военных походах и начинают заниматься собственным хозяйством.
Половозрелые мужчины и женщины достоверно различаются по уровню половых гормонов – уровень андрогенов выше у мужчин, а эстрогенов выше у женщин. Наряду с этим, важнейшим биологическим отличием женского пола является наличие менструального цикла, при котором уровень стероидных гормонов существенно варьирует в течение 28 ± 7 дней.
В отличие от мужчин, у женщин в течение жизни происходят кардинальные физиологические перестройки организма, связанные с угасанием детородной функции. С последним обстоятельством связаны изменения жизненных стратегий и различные поведенческие адаптации, обеспечивающие максимальную включенную приспособленность самой женщины и повышающие приспособленность ее детей и внуков (см. «Гипотеза заботливых бабушек»).
Наши подробные изыскания в плане развития мужского и женского организма, возможно, вызвали в памяти некоторых особо любознательных читателей историю о божественном творении человека. Как известно, Господь вначале сотворил Адама и лишь впоследствии, дабы тому не было скучно, создал из его ребра женщину – Еву. Если рассматривать сюжет формирования полов с биологических позиций и с учетом реальных биологических фактов, о которых шла речь выше, то базовым полом всегда выступает женский, а не мужской. Даже для того, чтобы из зародыша с мужским генотипом развился мужской организм, необходимы значительные энергетические усилия (активация специального участка Y-хромосомы, запуск цепочки гормональных реакций, направленных на развитие мужских половых органов и редукцию зачаточных женских и прочее), тогда как женский организм развивается как исходная данность. Поэтому, возможно, женский организм более устойчив к влиянию окружающей среды, да и поведение женщин отличается большей стабильностью и способностью противостоять социально-экономическим стрессам.
Природа сделала женский пол более устойчивым, так как именно от него зависит воспроизводство и сохранение вида. В природе существуют такие виды животных, у которых в популяциях временно или постоянно отсутствуют самцы. Однако не описано ни одного вида, у которого бы не было самки. Когда в обществе возникают дискуссии о значимости мужчин и женщин, и женщинам отводится второстепенная роль, следует вспоминать эти примеры. Реальные факты истории человеческих обществ недвусмысленно показывают, что при необходимости женщина способна выполнять мужские роли в хозяйственной деятельности, политике и даже военном деле. Женщина может охотиться, строить дома, управлять государством, воевать и вести политические переговоры, но ни при каких условиях невозможно научить мужчину рожать детей. С эволюционной точки зрения в плане воспроизводства женский пол также оказывается базовым, и от него зависит выживание человека как вида.
Этот признак, определяющий психологический статус индивида, Д. Мани назвал: пол по воспитанию, предписанному гендером. Когда ребенок появляется на свет, родители и другие родственники внимательно обследуют новорожденного и выясняют по строению гениталий, какого он пола. С этого момента к ребенку начинают относиться как к мальчику или девочке. Отношение к детям разного пола – различное. Наблюдения в разных культурах показывают, что мальчиков чаще берут на руки, но обращаются с ними менее осторожно, чем с девочками. Напротив, матери чаще говорят с девочками и делают это более нежным голосом.
Различное отношение к новорожденным мальчикам и девочкам можно трактовать двояко. Во-первых, как производное сложившихся культурных гендерных стереотипов (на этой точке зрения, как правило, стоят психологи и социальные антропологи). Во-вторых, как следствие реальных физических и поведенческих различий, демонстрируемых мальчиками и девочками с первых дней жизни (на этот факт обращают внимание этологи, эволюционные психологи и специалисты в области поведенческой экологии). В настоящее время принято считать, что избирательность по отношению к детям мужского и женского пола представляет собой биосоциальное явление – культурные стереотипы складывались не на пустом месте, а с учетом исходных биологических различий между новорожденными мальчиками и девочками. Действительно, мальчики, в среднем, рождаются более крупными и сильными, а девочки, в большинстве случаев, более отзывчивы к голосу матери, раньше начинают следить за ней глазами, улыбаться и радоваться ее приближению.
Хотя избирательное отношение взрослых к мальчикам и девочкам оказывает определенное влияние на формирование стереотипов поведения малышей, решающую роль в гендерной дифференциации играют, по-видимому, взаимоотношения со сверстниками. В возрасте примерно 3–4 лет дети начинают проявлять выраженные предпочтения лицам своего пола, формируют игровые коллективы по половому признаку. Выраженность гендерных стереотипов в детских коллективах часто носит подчеркнутый характер, и дети следуют им более жестко, чем стереотипам, насаждаемым взрослыми. Девочки, придя из детского сада, просят у родителей такую же куклу (или такое же платье), как у подружки, а мальчики – похожую машинку, робота-трансформера или пистолет.
Дети гораздо более нетерпимы к сверстникам, непохожим на других, чем взрослые. Каждый ребенок, нарушающий ожидаемые гендерные стереотипы, будет в лучшем случае немедленно высмеян, а то и окажется изгоем. Причины, по которым ребенка не принимают в компанию сверстников, с точки зрения взрослых могут быть совершенно незначимыми. Например, у всех мальчиков в детском саду короткие шорты, а у Саши – ниже колен, или у всех девочек волосы заплетены в две косички, а у Маши – собраны в один хвостик на макушке и т. п.
Выраженный конформизм служит мощным фактором приобщения ребенка к конкретным культурным нормам, а стремление к подражанию сверстникам и взрослым представителям своего пола – обеспечивает успешность адаптации его в обществе. Поскольку эти качества проявляются у детей во всех культурах, есть основания думать, что они в какой-то мере являются врожденными.
Многие психологи и социальные антропологи уверены, что гендерные роли, равно как и гендерная идентичность, не зависят от биологических различий между мужчинами и женщинами. «Гендерная идентичность – это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному полу/гендеру, осознание себя мужчиной, женщиной или существом какого-то другого, «промежуточного» или «третьего» пола» (Кон, 2003). Гендерная идентичность не дается человеку при рождении, она «вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и гендерной социализации», и может меняться в течение жизни с мужской на женскую и наоборот. Иногда индивид вообще оказывается не в состоянии сформировать мужскую или женскую идентичность на основании своего анатомического пола, и в таких случаях говорят о расстройстве гендерной идентичности.
В каждой культуре присутствуют характерные гендерные стереотипы – расхожие представления о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины, имеется регламентированная гендерная стратификация и распределение труда, гендерные различия в отношении к власти и другим социальным институтам. К примеру, еще в 60-е гг. XX века в СССР считалось неприличным для женщин носить брючные костюмы, и в такой одежде не пускали в рестораны, а длинные до плеч волосы у молодых мужчин являлись объектом активных нападок со стороны официальных органов. Профкомы, парткомы, комсомольские комитеты всячески обличали и высмеивали (и преследовали) мужчин с «женскими» прическами.
Некоторые исследователи выделяют маскулинные и фемининные общества. Характерной чертой маскулинного общества являются выраженные различия в ценностных ориентациях мужчин и женщин. Для мужчин приветствуется жесткость, напористость, ориентация на материальный успех, а для женщин – мягкость, сдержанность и озабоченность качеством жизни. В фемининных обществах для мужчин и женщин в равной степени ценится мягкость, сдержанность и озабоченность качеством жизни. Однако такое деление не дает однозначных указаний на характер разделения труда между полами. В фемининных обществах, например в Швеции, женщины предпочитают специальности медсестры, учительницы и пр, а мужчины – водителя, лесоруба, моряка. То есть принадлежность к фемининной или маскулинной культуре по определению не дает основания говорить о степени гендерной дифференциации.
Человек впитывает традиционные гендерные стереотипы с детства, и тот факт, что они могут сильно различаться в разных культурах, часто не находит должного понимания. Гендерные стереотипы обладают завидной живучестью и продолжают сохраняться тогда, когда реальное поведение мужчин и женщин уже стало иным. Так, в традиционном представлении советского гражданина образ женщины ассоциировался с длинными волосами, а мужчины – с короткой стрижкой, женская одежда – с платьем, а мужская – с брюками. И эти стереотипы последовали за российским обществом в постсоветскую эпоху. Во всяком случае, именно так изображали мужчину и женщину русские и калмыцкие школьники в возрасте от 6 до 12 лет, с которыми мы работали в течение ряда лет (1992–1996 гг.), изучая гендерные стереотипы в российском обществе эпохи перестройки. Заметим, что это не мешало девочкам приходить в школу в джинсах и в повседневной жизни наблюдать, как их матери и старшие сестры с завидным постоянством облачаются в брюки и носят современные стрижки.
Небольшой экскурс в европейскую историю свидетельствует, что внешние атрибуты гендерной принадлежности изменчивы во времени и пространстве. К примеру, в XVII–XVIII веках мужчины носили замысловатые парики с аккуратно завитыми длинными кудрями, а знатным женщинам позволялось появляться в высшем свете в костюме амазонки (вариант брючного костюма для верховой езды). В некоторых культурах гендерные стереотипы в отношении прически и одежды и вовсе диаметрально противоположны привычным для нас. Молодые мужчины из традиционных скотоводческих обществ Восточной Африки – датога и масаи – носят сложные прически в виде старательно заплетенных длинных косичек, декорированных металлическими колечками или бисером, а женщины бреют голову (фото 1.1, 1.2), а по набору ушных украшений мужчины в этих обществах ничуть не уступают женщинам (фото 1.3, 1.4). У арабов мужчины и женщины облачаются в просторные платья-галабии (фото 1.5), у шотландцев мужчины облачаются в юбки-килты, а в индийском штате Пенджаб женщины носят туники и шаровары наравне с мужчинами (фото 1.6).
Общество устанавливает определенные правила внешнего вида для мужчин и женщин применительно к одежде, прическе, украшениям, татуировкам и шрамированию, а также в отношении объема допустимого к всеобщему обозрению открытого тела. Показательно, что для многих традиционных африканских культур обнаженное женское тело не является сексуально возбуждающим (фото 1.7), скорее, неприличными воспринимаются попытки его драпировать и прикрывать тканью. Напротив, в большинстве арабских культур женское тело должно быть тщательно укрыто от посторонних глаз; крайним проявлением такого запрета является использование паранджи и бурки, полностью скрывающих лицо, просторных длинных одежд и перчаток (фото 1.8).
Гендерные стереотипы могут меняться в зависимости от тех, или иных политических и (или) экономических событий в обществе. Еще в конце XX века, многие мужчины в России искренне полагали, что женщине за рулем не место, и что она не в состоянии столь же хорошо водить машину, как мужчина. Сегодня в России женщина за рулем столь же распространенное (или почти столь же) явление, как и в большинстве западных стран.
Напротив, 10–12 лет назад в Египте люди из образованных слоев общества носили европейскую одежду и не покрывали голову косынкой, тогда как сегодня в таком виде опасно выходить на улицы Каира и других городов. Все мои знакомые женщины вне дома стали носить традиционный арабский костюм, а некоторые даже стали закрывать лицо. Группа нигерийских мусульманок-паломниц, прибывшая в Мекку, была недавно задержана в аэропорту полицией Саудовской Аравии, так как они прибыли на хадж без сопровождения мужчин. В той же стране женщина не только не может выходить из дома без мужчины-провожатого, но и водить машину, читать лекции с открытым лицом в университете, если слушателями являются мужчины.
Во всем сказанном выше обращает на себя внимание несколько моментов: 1) общество старается заставить своих членов следовать установленным правилам, и эти правила распространяются не только на поведение, но и на внешний вид его членов (в первую очередь это касается гендерных различий); 2) во всех обществах (или почти во всех) именно мужчины диктуют правила общественного поведения и публичный дресс-код (прежде всего в отношении женской половины).
Что это? Случайное стечение обстоятельств, патологическое нежелание женщин заниматься политикой и посвящать себя общественной жизни или узурпирование власти одним полом под влиянием объективных и субъективных обстоятельств? По-видимому, разобраться в этом вопросе невозможно, ориентируясь на узкую трактовку понятия «гендер».
Абсолютное отделение гендера от биологической составляющей пола, впрочем, не большая крайность, чем полное игнорирование различий между полом и гендером. Эволюционные антропологи приводят в своих работах целую серию убедительных доказательств того факта, что биологические составляющие пола играли существенную роль в формировании гендерных различий в процессе эволюции человека. Практически во всех обществах женщина связана с домом, тогда как мужчина больше отвечает за деятельность вне дома. Данное панкультурное сходство связано именно с биологическими различиями между полами, в первую очередь с тем фактом, что женщины производят на свет детей, кормят младенцев грудным молоком и в подавляющей части обществ ухаживают за ними.