Примечания

1

Сестра Вера Герасимовна (род. в 1903 г.) стала учительницей литературы и успешно работала в ленинградских школах, была Заслуженным учителем, автором педагогических печатных работ. Умерла в 1997 г. в Санкт-Петербурге, пережив своего младшего брата на 25 лет.

2

Роман Иванович Черановский (род. в 1893 г. в Волынской губернии) окончил философское отделение Киевского университета, преподавал педагогику и психологию, работал в советских государственных органах народного образования. В тридцатые годы переехал в Ленинград и по 1935 г. работал в Институте мозга (Архив РАН. Лич. дело № 650). Одно время заведовал здесь лабораторией художественного воспитания. В годы войны он был подпольщиком и погиб от рук фашистов в оккупированной Псковской области (Каничева, Ярмоленко, 1985).

3

Еще раньше, в 1926 г., он вместе со своим товарищем-однокурсником опубликовал небольшую брошюру «Современная Армения. Очерки» (Ананьев, Барсегов, 1926), в которой выразил по-юношески восторженные впечатления от поездки на родину предков в составе группы армянского землячества студентов-владикавказцев.

4

Съезд состоялся в самом начале 1930 г. и вошел в историю науки как заметная веха в становлении советской психологии (подробнее см.: Богданчиков, 2011).

5

Подчеркнем, что здесь идет речь не вообще о психологии, а только об эмпирической психологии, отличающейся дуализмом в понимании предмета психологической науки.

6

В книге «Психология педагогической оценки» и в «Личном деле», хранящемся в Архиве СПбГУ, Ананьев упоминает о подготовленном к печати сборнике «Экспериментально-психологические исследования лаборатории воспитания»», а также о своих рукописях «Экспериментальное изучение характера школьника» (1935) и «К проблеме характера школьников». В некоторых источниках встречается упоминание о работе Б. Г. Ананьева «Динамика образования характера», будто бы изданной в Ленинграде в 1947 г. Найти ее пока не удалось, как и рукопись Ананьева «Психология личности» (или «Учение о личности в психологии»). По устным воспоминаниям современников, последняя хранилась у ныне покойного профессора А. Г. Ковалева.

7

Статья о С. Л. Рубинштейне была подготовлена к 70-летию Сергея Леонидовича, но в то время не была опубликована из-за его кончины накануне юбилейной даты. Эту статью Б. Г. Ананьев опубликовал спустя 10 лет, в связи с 80-летием со дня рождения ученого. Предполагаю, что Серей Леонидович успел прочесть посвященную ему статью Ананьева в рукописном варианте, который был отослан К. А. Абульхановой и в редакцию «Вопросов психологии» (об этом свидетельствует рукопись из домашнего архива семьи Ананьевых).

8

Как нам стало известно из документов Санкт-Петербургского архива общества «Мемориал», А. А. Таланкин умер (или расстрелян?) в тюрьме в 1938 г. Обстоятельства его смерти достоверно не известны.

9

Произошли изменения в направленности Института мозга им. В. М. Бехтерева в целом в связи с тем, что в 1938 г. его перевели в подчинение из Народного комиссариата просвещения в Наркомат здравоохранения СССР.

10

Научное совещание по проблеме восприятия пространства и пространственных представлений (Материалы., 1959), конференция по проблеме восприятия пространства и времени (Проблемы восприятия…, 1960), конференция по проблемам восприятия пространства и пространственных представлений (Проблемы восприятия., 1961).

11

В тот период Борис Герасимович уже написал монографию по истории русской психологии XVIII–XIX вв. (Ананьев, 1938). Она была издана в 1947 г.

12

В годы войны судьба вновь соединила пути С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева. В 1943 г. С. Л. Рубинштейн принял на короткое время на работу в Психологический институт МГУ Бориса Герасимовича в качестве зав. лаборатории характерологии. Возможно, это было связано с обстоятельствами возвращения Ананьева из эвакуации в Ленинград. Кроме того, после войны, в 1945–1946 гг., Б. Г. Ананьев работал по совместительству старшим научным сотрудником в институте философии АН СССР, в секторе психологии, которым заведовал Сергей Леонидович.

13

Отделение психологии в МГУ было открыто в 1943 г., в ЛГУ – в 1944 г.

Руководителем отделения в МГУ стал С. Л. Рубинштейн.

14

Эти данные почерпнуты из общения с историком военной психологии В. А. Каращаном и из историко-психологических публикаций (Дьяченко, 1985).

15

Подробнее о педагогической деятельности Бориса Герасимовича можно узнать из отдельных публикаций, специально посвященных этому вопросу (Логинова 2006, 2008), а также воспоминаний его учеников (см., например: Вестник СПбГУ. 2011. № 16. Вып. 2–3).

16

По некоторым свидетельствам современников, переход Бориса Герасимовича в институт был вынужденным, так как тут примешались интриги сослуживцев по университету и кляуза одной студентки.

17

Здесь мы учли посмертные публикации, поскольку несколько статей были написаны и сданы в печать в 1970–1972 гг., но вышли в свет уже после ухода их автора из жизни.

18

В двадцатые годы о возрастной психологии, включая и психологию взрослых, писал Н.А. Рыбников, но его идея не получила в то время отклика и развития.

19

Б. Г. Ананьев снова стал заведующим кафедрой психологии (общей психологии) и работал на этом посту до осени 1971 г., с 1967 г. совмещая заведование с должностью декана. Эта тяжелая двойная ноша отвлекала от главного – науки. Поэтому Борис Герасимович сам передал заведование Алексею Александровичу Бодалеву, объясняя это желанием сосредоточиться на исследовательской работе. В настоящее время ошибочно пишут о том, что А. А. Бодалев стал заведовать кафедрой общей психологии в 1969 г. Но документы личного дела Б. Г. Ананьева содержат другую дату – 1971 г. («Личное дело» Б. Г. Ананьева).

20

Есть свидетельства о том, как шла непосредственная подготовка к комплексным исследованиям, начиная с 1963 г. Так, в 1965 г. на заседаниях кафедры общей психологии Борис Герасимович делал серию докладов по теоретическим основам этих исследований, раскрывая вместе с тем и основные идеи своей будущей книги «Человек как предмет познания». Работу над текстом книги Борис Герасимович, видимо, начал в 1963 г., рукопись книги обсуждалась в лаборатории дифференциальной психологии и антропологии.

21

В исследованиях принимали участие Г. И. Акинщикова, В. Н. Андреева, Л. А. Баранова, Л. М. Грановская, М.Д. Дворяшина, Н. Г. Зырянова, Л. Н. Кулешова, Н. Н. Обозов, Б. С. Одерышев, И. М. Палей, Я. И. Петров, Н.А. Розе-Грищенко, В.И. Сергеева, Е.И. Степанова, Л.Н. Фоменко, К. Д. Шафранская и другие сотрудники и аспиранты.

22

Тема этих исследований формулировалась как «Возрастная и индивидуальная изменчивость психики человека в различные периоды зрелости (взрослости)» (Психодиагностические методы., 1976, с. 5).

23

После ухода Бориса Герасимовича из жизни возрастной цикл был продолжен по его программе под руководством Е. И. Степановой. Возрастной диапазон расширился до 60 лет (Степанова, 2000).

24

С 1962 по 1964 г. Борис Герасимович был председателем (на общественных началах) Объединения комплексных социальных исследований, предшественника НИИКСИ, а также заведующим лабораторией дифференциальной психологии и антропологии («Личное дело» Б. Г. Ананьева).

25

Подробно обстоятельства открытия факультета освещены в статье В. А. Якунина (2007).

26

Сам Борис Герасимович представил доклад «Мозговые механизмы и эволюция восприятия пространства» (1966) (в соавторстве с биологом Э. Ш. Айрапетянцем).

Загрузка...