2. Сущность, роль и необходимость антикризисного регулирования в рыночных условиях хозяйствования

2.1. Необходимость и содержание антикризисного управления

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

Внешним признаком банкротства предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособность удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления срока их исполнения. Юридическое лицо находится в состоянии банкротства, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев. При определении признаков банкротства во внимание принимаются суммы долга за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер обязательных платежей без учета установленных законодательством штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Процесс управления несостоятельными предприятиями можно считать эффективным в том случае, если совокупные затраты на проведение процедур банкротства не превышают доходов, полученных от процесса антикризисного управления. Для этого в процессе управления необходимо использовать определенный набор приемов управления, которые в совокупности составляют методологию антикризисного управления.

Таким образом, методология антикризисного управления предприятиями (организациями) может быть представлена как система общих правил, принципов, а также специальных приемов и методов управления несостоятельными хозяйствующими субъектами.

Теоретический (качественный) анализ объекта управления, основанный на социально-экономических науках, всегда предшествует его детальному изучению и является необходимым условием правильной организации процесса управления и безошибочного толкования его финансовых результатов. Эффективное управление несостоятельным предприятием предполагает понимание сущности объекта управления, технологического процесса, знание причин развития и особенностей влияния внешней среды в конкретный период времени. Следовательно, прежде чем осуществлять практическое управляющее воздействие, нужно определить влияние ряда внешних факторов на изменение финансовых результатов несостоятельного предприятия, обосновать методику расчета эффективности мероприятий по выводу из кризиса либо отдельного структурного подразделения предприятия, либо предприятия в целом, т. е. определить количественно-качественный состав факторов влияния и характер их воздействия. Решение этих вопросов требует соответствующих знаний той отрасли (внешней среды), в которой функционирует предприятие8.

Управление предприятием (организацией) на любом этапе его функционирования должно являться антикризисным, т. е. способным прогнозировать, предотвращать кризисные ситуации и (или) смягчать их отрицательные последствия. В управлении предприятием (организацией) всегда должна быть антикризисная составляющая. Данная составляющая объективно детерминирована тем, что только в случае ее реализации создается возможность преодоления фатальности жизненного цикла предприятия.

Анализ мирового опыта управления позволяет выделить основные принципы антикризисного управления:

• в основе антикризисного управления лежит процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий предприятия;

• суть антикризисного управления – форсированная и эффективная реакция на значительные изменения внешней среды на основе заранее обоснованных альтернативных вариантов управленческих решений, предполагающих различные действия в зависимости от конкретной ситуации;

• отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которому успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т. е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого на первое место выдвигается проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды;

• применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому вся работа предприятия – ответ на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент здесь – ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов, с помощью которых выделяются наиболее значимые факторы, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели9.

К основным задачам антикризисного управления относят:

• модификацию функционирования хозяйственных механизмов во всех сферах деятельности предприятия (организации);

• трансформацию критериев принятия управленческих решений на всех уровнях управления предприятием (организацией);

• разработку и реализацию стратегии и тактики предприятий в изменяющихся условиях внешней среды;

• активное применение новых усовершенствованных возможностей управления;

• применение максимального числа легальных методов хозяйственного маневрирования.

Система мер антикризисного управления. Современное антикризисное управление включает в себя не только процедуру банкротства, не только меры по выведению предприятия из кризиса, но прежде всего профилактику банкротства, финансового кризиса. В этом случае система антикризисного управления, по мнению Л. М. Михайлова, будет иметь три элемента: прогнозирование кризиса (банкротства); профилактика кризиса (банкротства); вывод предприятия из кризиса (в случае необходимости)10.

Антикризисная работа на предприятии в виде профилактики должна начинаться непосредственно с момента его образования. Если же предприятие достигло критической точки, то здесь уже речь может идти только о «лечении» предприятия. Но основой являются диагностика предприятия, выявление факторов, симптомов, причин кризисного состояния предприятия.

Факторы возникновения кризисов на предприятии могут быть различными. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса, чтобы иметь возможность своевременно запускать в действие программы антикризисного управления.

Симптомы кризиса характеризуются показателями, тенденциями их динамики, воспроизводящих механизм функционирования организации (фондоемкость, фондоотдача, финансовое состояние, производительность труда, текучесть кадров и др.). Симптомом кризиса может быть несоответствие показателей закономерным соотношениям, либо временные параметры. Симптом – это находящееся на поверхности, внешнее проявление кризисных явлений, которое не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым можно эти причины установить. Симптомы кризиса – появление признаков отрицательных тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем.

Фактор кризиса – явление, зафиксированное состояние, выявленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса11(снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, большая задолженность по кредитам и др.).

Причина кризиса – событие или явление, вследствие которого появляются факторы кризиса12(финансово-экономические просчеты, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования и др.). Типичными признаками тактического кризиса являются спад производства, рост задолженности предприятия, ухудшение показателей ликвидности, сокращение численности персонала, моральный и физический износ машин и оборудования и т. п.

Всю совокупность факторов, которые способны привести предприятие к экономическому кризису, можно подразделить на две группы:

1) внешние по отношению к предприятию, на которые оно не в состоянии влиять или его влияние ограничено;

2) внутренние, возникающие в результате деятельности самого предприятия13.

Причины экономического кризиса российских предприятий во многом кроются в них самих, усугубляя действие внешних факторов.

Алгоритм поиска внутренних причин, ведущих предприятие к кризису, начинается с выбора одной из следующих альтернатив:

• динамика объема продаж на предприятии положительная;

• динамика объема продаж на предприятии отрицательная.

Если проблем с реализацией нет (динамика объема продаж на предприятии положительная), то следует обратить внимание на оборачиваемость оборотных средств. Если оборачиваемость низкая (динамика объема продаж на предприятии отрицательная), то проблема, как правило, в большой длительности производственного цикла. Если же оборачиваемость средств большая, то причина экономического кризиса обычно заключается в рентабельности выпускаемой продукции.

Основой выживаемости и стабильности положения предприятия служит его финансовая устойчивость, т. е. такое состояние средств, которое гарантирует его постоянную платежеспособность.

Многообразие факторов структурирует и виды устойчивости предприятия. Она может быть внутренней и внешней, общей (ценовой), финансовой.

Внутренняя устойчивость – общее финансовое состояние предприятия, при котором обеспечивается стабильно высокий результат его функционирования. В основе ее достижения лежит принцип активного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.

Внешняя устойчивость предприятия детерминирована уровнем стабильности внешней экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность хозяйствующего субъекта. В свою очередь стабильность макроэкономической среды достигается соответствующей системой государственного управления экономикой страны.

Общая устойчивость предприятия – движение денежных потоков, которое обеспечивает постоянное превышение поступления средств (доходов) над их расходованием (затратами).

Загрузка...