Примечания

1

Адорно Т. В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. C. 348, 469.

2

Taylor D. J. In a philistine age, who is still willing to speak up for Auntie? // Independent on Sunday, 25 July 2010; Byrnes S. A government of Philistines // New Statesman, 24 July 2010.

3

Furedi F. Where Have All the Intellectuals Gone?: Confronting 21st Century Philistinism. L.: Continuum, 2004.

4

Independent on Sunday, 12 November 1995. P. 8.

5

Ali T. The BBC Goes Tabloid // Literary Review, December 1995. P. 17.

6

Walden G. Patronage is All // Ibid. P. 11.

7

Budden J. Letter // Opera. 1992. № 43. P. 893.

8

Crichton R. Letter // Opera. 1992. № 43. P. 1152.

9

Eagleton T. Times Literary Supplement, 24 November 1995. P. 6.

10

Адорно Т. В. Эстетическая теория. С. 469.

11

Thompson M. Rubbish Theory. Oxford: Oxford University Press, 1972. P. 103–130.

12

Richter H. Dada: Art and Anti-Art. L.: Tames&Hudson, 1965. P. 90.

13

Ibid. P. 89.

14

См., например: Cooper D. (ed.). A Companion to Aesthetics. Oxford: Blackwell, 1992; Kelly M. (ed.) Encyclopedia of Aesthetics. 4 vols. Oxford: Oxford University Press, 1998.

15

См., впрочем: Taylor R. Art, an Enemy of the People. Atlantic Highlands, NJ.: Humanities Press, 1978; Gimpel J. Against Art and Artists. Edinburgh: Polygon, 1991; Gell A. The Technology of Enchantment and the Enchantment of Technology // Anthropology, Art and Aesthetics / J. Coote, A. Shelton (eds). Oxford: Clarendon Press, 1992. P. 40–63; Bull M. Philistinism and Fetishism // Art History. 1994. Vol. 17. P. 127–131; Home S. Art Strike Handbook. L.: Sabotage Editions, 1989; Roberts J., Beech D. (eds). The Philistine Controversy. L.: Verso, 2002.

16

Smith B. H. Contingencies of Value: Alternative Perspectives for Critical Theory. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1988. P. 137.

17

Connor S. Theory and Cultural Value. Oxford: Blackwell, 1992. P. 59.

18

Ibid. P. 98.

19

Hunter M., Wootton D. New Histories of Atheism // Atheism from the Reformation to the Enlightenment / M. Hunter, D. Wootton (eds). Oxford: Clarendon Press, 1992. P. 25.

20

Kors A. C. Atheism in France, 1650–1729. Princeton: Princeton University Press, 1990. Vol. 1. P. 17.

21

Цит. по: Davidson N. Unbelief and Atheism in Italy, 1500–1700 // Atheism / М. Hunter, D. Wootton (eds). P. 56.

22

Hunter M. The Problem of “Atheism” in Early Modern England // Transactions of the Royal Historical Society. 1985. 5th series. № 35. P. 138.

23

Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические // Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. С. 387–388.

24

Цит. по: Kors A. Atheism in France. P. 28.

25

Bayle P. Pensées diverses sur la comète. Paris: Librairie E. Droz. 1939. Vol. 2. P. 5 и далее.

26

Юм Д. Исследование о человеческом познании // Юм Д. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2. С. 129.

27

См., например: Kors A. Atheism in France. P. 27.

28

См., впрочем: Gregory T. Theophrastus Redivivus: Erudizione e ateismo nel Seicento. Napoli: Morano, 1979.

29

Бэкон Ф. Опыты. С. 387.

30

См.: Tuck R. The “Christian Atheism” of Tomas Hobbes // Atheism / Hunter, Wootton (eds). P. 111–130.

31

См.: Tuck R. The “Christian Atheism” of Tomas Hobbes // Atheism / Hunter, Wootton (eds). P. 111–130.

32

Гоббс Т. Левиафан // Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1991. Т. 2. С. 95–96.

33

Berman D. A History of Atheism in Britain. L.: Croom Helm, 1988. P. 61.

34

Marshall P. Demanding the Impossible: A History of Anarchism. L.: Harper Collins, 1992.

35

Bentham J. Works. L.: Simpkin, Marshall, 1843. Vol. 2. P. 498.

36

Цит. по: Marshall P. Demanding the Impossible. P. 432.

37

Ibid. P. 488.

38

Godwin W. Enquiry Concerning Political Justice. Oxford: Clarendon Press, 1971. P. 18.

39

Ibid. P. 102.

40

См.: Gillespie M. A. Nihilism before Nietzsche. Chicago: University of Chicago Press, 1995. P. 275–276.

41

Й. Радовиц, цит. по: Goudsblom J. Nihilism and Culture. Oxford: Blackwell, 1980. P. 5.

42

Gillespie M. A. Nihilism before Nietzsche. P. 140; Степняк-Кравчинский С. Подпольная Россия. Лондон, 1893. Вып. 6. С. 1–2.

43

Moser C. Anti-Nihilism in the Russian Novel of the 1860s. The Hague: Mouton, 1964. P. 24; Писарев Д. И. Сочинения: в 4 т. Статьи, 1862–1865. М.: Гослитиздат, 1956. Т. 2. С. 315.

44

Цит. по: Ibid. P. 163.

45

Цит. по: Ibid. P. 111; Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: в 15 т. М.: ОГИЗ, 1951. Т. 10. С. 185.

46

ВВ. С. 31. РТ. С. 14.

47

EH. С. 233.

48

Цит. по: Goudsblom J. Nihilism and Culture. P. 5.

49

W. Grimm, J. Grimm. Deutsches Wörterbuch. Leipzig: Weidmannsche Buchhandlung, 1889. Vol. 7. P. 1826–1827.

50

Eismann G. Robert Schumann. Leipzig: Breitkopf & Härtel Musikverlag, 1956. Vol. 1. P. 87. См. также: Arendt D. Das Philistertum des 19. Jahrhunderts // Der Monat. 1969. № 21. P. 33–49.

51

Так, к примеру, Эдвард Фезер критикует «новый атеизм» как форму филистерства. См.: Feser E. The New Philistinism // The American. 26 March 2010.

52

Arnold M. Culture and Anarchy. New Haven: Yale University Press, 1994. P. 73.

53

Arnold M. Culture. P. 70.

54

Ibid. P. 71.

55

Ibid. P. 68.

56

Ibid. P. 35.

57

Ibid. P. 50.

58

EH. С. 238.

59

НР. С. 14.

60

Там же. С. 15–16.

61

НР. C. 17. РТ. С. 117.

62

НР. C. 38.

63

РТ. С. 102. НР. C. 35.

64

РТ. С. 133; НР. C. 45.

65

Arnold M. Culture. P. 121.

66

РТ. С. 43, 25.

67

Там же. С. 36.

68

РТ. С. 32–33.

69

Там же. С. 52.

70

Там же. С. 43, 27.

71

Там же. С. 84.

72

См.: Greimas A. J. The Interaction of Semiotic Constraints // Greimas A. J. On Meaning. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1987. P. 48–62 (cм. рис.).

73

Платон. Пир // Платон. Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 125.

74

РТ. С. 91.

75

Там же. С. 87.

76

Habermas J. The Entwinement of Myth and Enlightenment: Rereading Dialectic of Enlightenment // New German Critique. 1982. Vol. 26. P. 13–30.

77

РТ. С. 27.

78

Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М., СПб.: Медиум, Ювента, 1997. С. 49–50.

79

РТ. С. 99.

80

Там же. С. 28.

81

Там же. С. 99. См. также: Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. С. 49.

82

Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. С. 50.

83

Там же. С. 51.

84

Там же. С. 64 (Адорно цитирует Ницше).

85

ВН. С. 570.

86

См.: Jameson F. Late Marxism: Adorno, or, the Persistence of the Dialectic. L.: Verso, 1990. P. 151–154.

87

Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. С. 55.

88

Arnold M. Culture. P. 50.

89

Ibid. P. 71.

90

РТ. С. 83.

91

Там же. С. 105.

92

Там же. С. 93.

93

НР. С. 25.

94

ВН. С. 318.

95

ПТСДЗ. С. 158.

96

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1974. Т. 42. С. 116–118.

97

Там же. С. 127.

98

Маркс К. Капитал // Сочинения. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1960. Т. 23. С. 773.

99

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. С. 127.

100

Там же. С. 117.

101

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения. М.: Госполитиздат, 1955. Т. 3. С. 393.

102

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. С. 94.

103

Маркс К. Письма из «Deutsch-Franzosische Jahrbucher» // Сочинения. М.: Госполитиздат, 1955. Т. 1. С. 373.

104

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. С. 91.

105

Маркс К. Письма из «Deutsch-Franzosische Jahrbucher». С. 373.

106

Адорно Т. В. Эстетическая теория. С. 55.

107

Eagleton T. The Ideology of the Aesthetic. Oxford: Blackwell, 1990. P. 352.

108

РТ. С. 80, 87.

109

Там же. С. 69.

110

ВН. С. 440.

111

ВН. С. 526.

112

Данте А. Божественная комедия / пер. М. Лозинского. М.: Наука, 1967. С. 119.

113

Рильке Р.М. Дуинские элегии // Рильке Р.М. Собр. соч.: в 3 т. / пер. В. Летучего. М: Престиж Бук, 2012. Т. 2. С. 168.

114

Boyer A. Hierarchy and Truth // Why We Are Not Nietzscheans / L. Ferry. A. Renaut (eds). Chicago: University of Chicago Press, 1997. P. 2.

115

Waite G. Nietzsche’s Corps/e: Aesthetics, Politics, Prophecy, or, The Spectacular Technology of Everyday Life. Durham, NC: Duke University Press, 1996. P. XI.

116

Ibid. P. 67, 232.

117

Ницше Ф. Черновики и наброски. Весна 1884. Т. 11. С. 86.

118

Appel F. Nietzsche Contra Democracy. Ithaca: Cornell University Press, 1999. P. 2.

119

ВВ. С. 481.

120

Losurdo D. Nietzsche, il ribelle aristocratico. Turin: Bollati Boringhier, 2002. О сократизме см., в частности, главы 1 и 3; о рабстве – главу 12; о войне, колониализме и уничтожении – главы 19, 22 и 23. О планах Ницше касательно несвободного труда см. также: Landa I. Nietzsche, the Chinese Worker’s Friend // New Left Review. 1999. № 236. P. 3–23.

121

Golomb J., Wistrich R. S. (eds). Nietzsche, Godfather of Fascism? On the Uses and Abuses of a Philosophy. Princeton: Princeton University Press, 2002. О национализме и антисемитизме см. также: Losurdo D. Nietzsche. P. 26–28, 105–121.

122

ВВ. С. 515.

123

Waite G. Nietzsche’s Corps/e. P. 24.

124

Перевод В. А. Флёровой: Ницше Ф. Антихрист // Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2. С. 632. [Ср. перевод А. В. Михайлова: «Необходима в делах духа честность и неподкупность, и нужно закалиться в них» – А. С. 109.]

125

A. С. 109.

126

Lewis W. The Art of Being Ruled. Santa Rosa, CA: Black Sparrow Press, 1989. P. 113.

127

Rosen S. The Ancients and the Moderns. New Haven: Yale University Press, 1989. P. 190.

128

В качестве перевода ницшевского Übermensch я везде предпочитаю «Сверхчеловека» (Superman) «Надчеловеку» (Overman), предложенному Вальтером Кауфманом. Хотя последний перевод более буквален, в английском он практически не имеет смысла. Хотя это все не так уж важно, «Сверхчеловек» служит напоминанием о тех коннотациях, которые Кауфман хотел приглушить, хотя Ницше часто играл на них, например выделяя Чезаре Борджиа в качестве образца этого типа. См.: СИ. С. 83; EH. С. 225.

129

Conway D. Nietzsche’s Dangerous Game: Philosophy in the Twilight of the Idols. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. P. 152.

130

Ibid. P. 256.

131

См.: Oatley K. A Taxonomy of the Emotions in Literary Response and a Theory of Identifcation in Fictional Narrative // Poetics. 1994. Vol. 23. P. 53–74; Д. У. Олбриттон и Р. Дж. Герриг выяснили, что у читателей есть позитивные предпочтения касательно исходов повествования и что наличие негативных предпочтений (например, надежда на то, что протагонист не успеет на самолет) настолько необычно, что, когда читателей путем манипуляций склоняют к предпочтению негативного исхода (например, говорят, что самолет разобьется), они хуже запоминают реальный исход. См.: Allbritton D. W., Gerrig R. J. Participatory Responses in Text Understanding // Journal of Memory and Language. 1991. Vol. 30. P. 603–626.

132

ЧСЧ. С. 233.

133

ВВ. С. 786.

134

Там же.

135

EH. С. 276.

136

Burton R. The Anatomy of Melancholy. Oxford: Oxford University Press, 1989. Vol. 3. P. 434.

137

Burton R. The Anatomy of Melancholy. Oxford: Oxford University Press, 1989. Vol. 3. P. 422.

138

КГМ. С. 341.

139

ПТСДЗ. С. 97.

140

А. С. 110.

141

РТ. С. 14.

142

Там же. С. 43.

143

ВВ. С. 466.

144

ВВ. С. 448, 440.

145

ПТСДЗ. С. 150.

146

ВВ. С. 44.

147

Там же. С. 434–435.

148

ТГЗ. С. 15.

149

ТГЗ. С. 13.

150

ВВ. С. 515.

151

Там же. С. 516.

152

Там же. С. 508.

153

КГМ. С. 261.

154

ПТСДЗ. С. 120.

155

ВВ. С. 25.

156

Там же. С. 31.

157

Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. С. 179.

158

ВВ. С. 32.

159

Там же. С. 25–26.

Загрузка...