Национально-освободительные движения в мировой истории

Обозримая мировая история насчитывает сотни примеров народных восстаний, государственных переворотов и национально-освободительных движений.

Как правило, влияние на эти процессы со стороны тех или иных геополитических гегемонов вполне очевидно.

Например, большинство национально-освободительных движений в Африке не обошлось без поддержки Советского Союза. Под Симферополем существовал учебный центр Минобороны СССР по подготовке иностранных военнослужащих, где в 1965–1980 годах советские специалисты обучали лидеров и боевиков различных национально-освободительных движений. Всего за годы существования центра там было подготовлено 18 тысяч иностранных военнослужащих. В 1992 году, после развала СССР, центр был закрыт по настоянию американских советников, и сейчас на его территории базируется отдельная 84-я механизированная бригада 32-го армейского корпуса Вооружённых сил Украины.

Однако Советский Союз, поддерживая и продвигая идею мировой революции, оказывал народам стран третьего мира не только военную, но и экономическую, технологическую, гуманитарную поддержку. Память об этом сказывается на том позитивном отношении к России и российским гражданам, которое до сих пор сохранилось в большинстве из бывших дружественных нам стран.

Наш мир, к сожалению, не мог и не может существовать без конфликтов и войн, в которых всегда были победители и побеждённые. И если первые стремились сохранить и упрочить своё влияние, то вторые пытались из-под этого влияния вырваться различными способами: от силовых до политических. Во все времена, в самых разных культурах и при разнообразных политических режимах угнетаемые народы возвращали себе суверенитет путём национально-освободительных движений и народных восстаний.

Давайте посмотрим, где, когда и, главное, как это происходило.

Турецкое господство в Болгарии

Турецкая оккупация Болгарии 1396–1878 годов была самым мрачным периодом в истории болгарского народа. Турки не просто политически и экономически поработили болгар, а ещё и пытались уничтожить их на духовном уровне, искореняя их национальное самосознание. Они начали разрушать монастыри и другие культурные памятники, уничтожили автокефальную (независимую) болгарскую патриархию, вынудив болгарскую церковь подчиняться греческой Вселенской патриархии с центром в Стамбуле.

Вселенская патриархия в то время полностью находилась в зависимости и на содержании турецкого султана и фактически служила одним из инструментов колонизации. Греческое духовенство заняло все высшие церковные посты и стало осуществлять программу эллинизации болгар. Библиотеки, в которых хранились болгарские книги и древние рукописи, были полностью разграблены. Более того, турецкие оккупанты ввели запрет на использование в богослужении кириллицы и болгарского языка, официально заменив их на греческие.

Многих болгар заставили принять ислам, а тех, кто не захотел предавать свою христианскую веру, подвергали особо жестокой эксплуатации в виде тяжёлых налогов и повинностей. К примеру, «рая» (так турки называли порабощённых болгарских христиан) вынуждены были платить «кровный налог», то есть отдавать своих маленьких сыновей для обучения в турецкие казармы. Обращаемые там в ислам, они пополняли ряды янычар – отборных частей турецкой армии, обеспечивавших порядок в колониях Османской империи, в Болгарии в том числе. Так турки готовили полицаев и карателей для порабощённых ими же народов. Рабы, присматривающие за другими рабами, – идеальная мечта любого колонизатора.

Постепенно болгар вытеснили из городов и с плодородных равнин в горы. Они были вынуждены уходить, чтобы спасти свою культуру, свою нацию, просто выжить, наконец. Там, в горах, началось формирование движения сопротивления.

Болгары неоднократно пытались освободиться от османского гнёта. Крупные восстания вспыхивали в 1402, 1598, 1686 годах и в более поздние годы колонизации. Они жестоко подавлялись, но позволили болгарскому сопротивлению найти наиболее эффективный способ ведения освободительной борьбы – партизанские вылазки. С начала XVII века в Болгарии стали формироваться небольшие партизанские отряды, известные как хайдушское движение.

В XVIII веке начался период национального возрождения Болгарии. С 1735 года стали появляться школы вне монастырей, где обучение шло на болгарском языке. Во многих городах и крупных сёлах возникали «читалища» – дома, в которых можно было читать книги на болгарском языке, ставить театрализованные представления. Постепенно читалища превратились в центры развития национального самосознания и распространения национальных культурных ценностей.

Болгарское национально-освободительное движение зародилось и окрепло во время русско-турецкой войны 1828 года. Несмотря на то, что народные восстания беспощадно подавлялись, по всей стране активизировали свою деятельность отряды партизан. Во главе движения стояли передовые представители молодой болгарской буржуазии, деятели церкви и образованные люди, выступавшие против турецких феодальных и колониальных порядков. Движущей силой национально-освободительной борьбы были крестьянские массы, торговцы и ремесленники. Существенную помощь оказывали болгарские эмигранты, жившие в России и в странах Запада.

Загрузка...