Глава 2 Такому не учат в школе

«Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые»

Герцен А.

Поднимите руки те, кому в школе рассказывали о том, как правильно распоряжаться своим временем, или же те, кому в школе рассказывали о самых эффективных методах запоминания информации. Может быть, в вашей школьной программе были уроки, посвященные мотивации? Уверен, что большинство из вас ответят: «Нет», и я знаю это лишь потому, что система образования не идёт в ногу со временем. Не кажется ли вам странным, что при том объеме информации, который мы получаем, нам не объясняют, как эту информацию «переварить»? Представьте, что та пища, которую вы поглощаете, переваривалась бы с такой же эффективностью, с какой среднестатистический школьник усваивает информацию на уроках. Какую таблетку вам пришлось бы тогда выпить, чтобы избавиться от тяжести в желудке? А если бы с такой же скоростью двигался общественный транспорт, то я полагаю, что никто бы им не пользовался, так как вашему начальнику не придётся по душе ваше опоздание. Вы, конечно, можете возразить: «Современной молодежи вообще ничего не хочется, им лишь бы в интернете сидеть да в игрушки играть», и я с этим полностью соглашусь! Но не думаете ли вы, что можно попробовать вдохновить это поколение, показав им путь, который облегчит усвоение информации и научит их чему-то действительно важному. Чтобы вы поняли, что чувствует обычный школьник к концу учебного дня, я приведу простую аналогию. Представьте человека, который работает на складе и занимается разгрузочными работами. В его обязанности входит сортировка груза, который доставляется к его складу целыми фургонами. Вот за один раз таких фургонов приходит около 5–7 штук, и каждая из машин содержит груз разного типа: кто-то привозит стеклянные изделия, которые нужно доставать аккуратно, чтобы не разбить, другие доставляют деревянную мебель, которую лучше не хранить в сыром месте, чтобы дерево не испортилось. А в третьем, например, находятся ткани, которые нужно сортировать по цветам и сворачивать в рулоны. При всем этом человеку, ответственному за разгрузку, не сообщают о том, куда нужно нести тот или иной груз, как его сортировать, ставить на поддоны либо же просто на пол и так далее. Вот открывается первая фура, и один из помощников начинает подавать ему коробки со стеклом, а тот даже не понимает, что с ними делать, и просто стоит с ними в руках. Конечно же, он начинает паниковать, говорит, что не понимает, что нужно делать, начинает кричать и размахивать руками, просит подождать и позвонить начальнику! С одной стороны, он не виноват, так как ему не сообщили, что нужно делать с данным грузом, а с другой – его вина в том, что он заранее не поинтересовался, куда и что нужно отнести. В итоге работа выполняется кое-как, начальник совершенно недоволен, а сам работник начинает упрекать начальника в том, что тот ему ничего не объяснил. Вам это ничего не напоминает? Например то, как школьники спорят с учителями, когда те якобы виноваты. В свою очередь учителя говорят о том, что ученики сами не хотят ничего делать, вот и «бесятся», когда ты их заставляешь. На самом деле на этом и построена модель современной школы: ученикам бросают «коробки со стеклянными изделиями», а они не знают, куда их нести и как сортировать. Вы можете сказать: «Но ведь получение знаний нужно самому ученику, а не учителю!», и опять будете правы! Только вряд ли в 10–16 лет дети понимают, для чего это знание им нужно. Почему я вообще решил поднять эту тему? Да просто для того, чтобы показать вам, как именно сформирован взгляд на обучение большинства людей. Если подросток после школы или колледжа не занимается самообразованием, то его знания остаются на том уровне, на котором они были в его последнем учебном заведении. Соответственно, и его знания о том, как запоминать материал, как его сортировать, отличать важную информацию от второстепенной и так далее зависят от того, что он узнал в этом учебном заведении. Если его этому не учили, он этого не знает, если, опять же, не интересовался этим вопросом и не получал такую информацию из дополнительных источников. Как вы думаете, какова основная причина того, что люди не могут научиться разговаривать на английском? Нет способностей? Или же просто не даются языки? А может, времени не хватает на все? Чепуха!


Ведь если человеку чего-то действительно хочется, он находит для этого время. Основная причина заключается в том, что люди не знают, что делать с той информацией, которую им дают! Некоторые не могут этого сделать, занимаясь с репетитором или в языковой школе, а что уж говорить о тех, кто занимается самостоятельно?


Может быть, ты, мой дорогой читатель, просто не знаешь, куда тебе нужно «относить эти коробки, а куда нести другие». По этой же причине для некоторых может работать система «английский с нуля за 3 месяца». Они просто знают, как распоряжаться той информацией, которую получают, и благодаря этому процесс действительно ускоряется. Конечно, английский за 3 месяца можно «запомнить», но не понять структуру языка или отточить практические навыки. Правильное использование получаемой информации в результате помогает вам ускорить процесс обучения и действительно им наслаждаться, а не делать это, потому что «надо». Эта книга буквально пропитана идеей о том, что если вы взялись за изучение английского языка, то нужно подойти к этому серьёзно, а подход выбрать несерьёзный. Если, скажем, вы несерьёзно настроены на то, чтобы знать английский, вам не поможет ни один учитель. И, соответственно, если вы слишком серьёзны непосредственно во время занятий, то будете принимать близко к сердцу все неудачи, которые вас постигнут. А это приведёт к тому, что рано или поздно вы окончательно забросите занятия, ведь ошибаться не нравится никому.

Заблуждения

У каждого из нас есть устоявшиеся взгляды на те или иные вещи: нужно кушать овощи, чтобы быть здоровым, не пить кофе перед сном, меньше времени проводить за компьютером и так далее. Большинство таких убеждений не являются продуктом наших собственных мыслей, а получены извне в виде идеи. Мы ведь редко размышляем над пользой овощей, мы не присутствовали при проведении экспериментов, которые доказали бы нам, что овощи действительно полезны. Скорее всего, это мы слышим от наших родителей, а также бабушек и дедушек, которые твердят о том, что нужно кушать салаты, чтобы получать витамины. Некоторые из таких убеждений на самом деле навязываются нам другими людьми, которые хотят, чтобы мы так думали. Кстати, так работает любая маркетинговая кампания, которая привлекает клиентов к своему продукту, убеждая их, что без него человек не сможет прожить и дня! Удивительно, но подобные заблуждения мы порой выстраиваем сами, благодаря тому, что видим или читаем в интернете. Например: постоянно натыкаясь на картинки с шутками о том, как долго нужно учить английский, либо о его сложности – вы, скорее всего, посмеетесь, ведь это «жиза жизненная». Тем не менее неосознанно такие шутки будут подтверждать те мысли, которые у вас уже есть, ведь английский такой сложный! Со временем у вас сформируется четкое убеждение, что изучение английского – это какой-то трудный и магический процесс, да и к тому же он не доставляет удовольствия, так как нужно напрягаться. Проще говоря, убеждения составляют личность каждого из нас, ложатся в основу наших жизненных принципов и жизненной позиции, которые мы отстаиваем, если кто-то думает не так, как мы. Вспомните, о чем был ваш последний спор, а точнее, из-за чего он произошел. Скорее всего, человек, с которым вы спорили, пытался изменить ваше мнение о том, на счёт чего у вас уже есть сформировавшееся убеждение или, наоборот, переубедить его пытались вы сами. Чем чаще нам представляется возможность отстаивать свои убеждения, тем сильнее они укореняются в нашем сознании. Чем больше мы находим фактов, которые подтверждают наши мысли на тот или иной счет, тем больше мы сами в это верим. Дальтонику невозможно доказать, что жёлтый – это жёлтый, а не зелёный, каким он его видит, ведь он всю свою сознательную жизнь видел зелёный. Однако если его убедить в том, что он дальтоник и видит цвета не такими, какими они являются на самом деле, его убеждения пошатнутся, и, возможно, в конце концов он с вами согласится, приняв то, что это он видит всё не так, как остальные. К счастью, цвет не может деструктивно повлиять на жизнь дальтоника, разрушить её. Однако существуют такие убеждения, которые в итоге загоняют человека в конкретные рамки, выходить за которые он уже не в состоянии. Многие люди, не отличающиеся большим достатком, верят в то, что все богачи – воры или мошенники, т. к. невозможно заработать состояние, не украв. Поэтому они и живут всю свою жизнь, довольствуясь тем, что у них есть, и искренне веря в то, что выше они просто не смогут подняться, да им и не нужно. Другие люди убеждены в том, что вегетарианцы – сектанты, ведь вред вегетарианства доказывается сплошь и рядом: проводятся эксперименты, где человек садится на вегетарианскую диету на месяц, и по окончании её его здоровье ухудшается. Будучи вегетарианцем, я должен отметить, что большинство людей, которые отказываются от мяса, не знают, какого питания стоит придерживаться и какими продуктами стоит заменять мясо, из-за чего и здоровье у них ухудшается. Такие деструктивные убеждения называются «заблуждениями», так как заставляют человека верить в то, что на самом деле не является истиной. И даже сейчас вы можете сказать: «Что? Это я-то заблуждаюсь? Мясо полезно для здоровья, каждый мужчина должен есть мясо, мясо – это сила». Но я здесь не для того, чтобы переубедить вас в том, какую пищу вам принимать. Это ваш личный выбор, я лишь предлагаю вам для начала изучить всю информацию по тому или иному вопросу, а лишь после делать четкие выводы. Надо же, как работает человеческий мозг: люди всё время стремятся обзавестись убеждениями, которые они будут отстаивать так, будто это цель их жизни.

Загрузка...