В настоящее время английский язык – это уже не просто показатель образованности или желание выделиться – это жизненная необходимость. И с каждым годом люди все острее начинают это ощущать. Благодаря сети Интернет полезной информации становится все больше, а так как переводить ее просто не успевают, то она может легко ускользнуть от вас. Другой же человек, владеющий английским, найдет ее, применит и станет успешным. И все это из-за того, что он преодолел, так называемый, «языковой барьер».
Можно заметить, что с каждым годом все больше и больше организаций при приеме на работу требуют знание языка. И это, как правило, сделано для того, чтобы понять, какие у претендента способности и амбиции, насколько он трудолюбив и настойчив, а не для будущих переговоров с иностранными коллегами (хотя и это может играть не последнюю роль).
Хотите путешествовать? Не нужно учить языки всех стран – английского вполне хватит. Такая проблема, как бронирование билетов на самолет и номеров в отеле, просто перестанет для вас существовать. Заблудиться у вас тоже не получится, так как во всех цивилизованных странах большинство населения говорит по-английски.
Всегда горели желанием слышать настоящие голоса актеров, которые получают Оскары, и воспринимать книги именно так, как этого хотел автор? А понимать текст песен, которые занимают 90 процентов эфира на современных радиостанциях? Английский язык поможет вам и тут.
Найти друзей по всему свету, используя русский язык, будет, прямо скажем, нелегко. Сделать то же самое на английском не составит никакого труда.
Сам процесс изучения языка невероятным образом улучшит вашу память, что положительным образом отразится и в вашей повседневной жизни.
Ну а самое важное тут то, что знание английского языка значительно расширит вашу картину мира. Ведь у каждой нации свой менталитет, и не последнюю роль здесь играет сам язык, который как раз и пропитан им. Вы никогда не задумывались, что структура нашего языка, его многогранность, лексика, которая непосредственным образом воздействует на способы мышления людей, и привели нас туда, где мы находимся сейчас? Владение же другими языками невероятным образом расширяет горизонты мышления, оставляя отпечатки каждого из них в нашем сознании. Возможно, сейчас вам в это трудно поверить, но это факт.
Конечно, это лишь малая часть списка, но если вы читаете эту книгу, то у вас точно есть какая-то своя причина заговорить на языке, а это самое главное.
Прежде чем начать изучать английский, вам нужно определить на какой вариант языка сделать упор. Существуют различные виды английского: британский, американский, австралийский и т.д. Разница между ними может заключаться в лексике, грамматике и акценте.
При наличии сомнений в выборе варианта просто подумайте, для чего вам нужен язык. Если вы собираетесь переехать жить и работать в Австралию, делайте упор на австралийскую версию. Если вы хотите смотреть Голливудские фильмы, разбирать текст песен, общаться и понимать большинство людей, говорящих на языке, учите американский. Американский английский – самый распространенный вариант в мире.
Если же вы фанат культуры Великобритании, ее футбола, передач BBC и т.д., то делайте выбор в пользу Британского английского. Также он подходит тем, кто собирается сдавать ЕГЭ. В школах преобладает именно этот вариант, так как он считается наиболее грамотным.
Как правило, литературный язык во всех этих странах один и тот же с минимальным отклонением в культуру той или иной страны. Поэтому делать упор на определенный вариант следует только в начале изучения, потому что со временем вы сможете понимать все акценты языка и даже легко различать их между собой на слух.
Самым главным условием для успешного овладения языком является постановка цели. Никто никогда не осваивал язык, если перед этим не ставил себе цель, для чего он ему нужен. Нельзя овладеть английским, испанским или любым другим языком «просто для того, чтобы он был, а когда понадобиться, то я им воспользуюсь». Я лично видел несколько десятков человек, моих знакомых, которые брались за изучение английского, а потом его бросали. На вопрос, зачем же вы вообще начинали изучать его, они в один голос отвечали одной и той же фразой – «на всякий случай». Язык – это живое существо, он постоянно меняется. Например, у него ежедневно увеличивается словарный запас, который и так содержит сотни тысяч слов и выражений. Поэтому необходимо регулярно иметь хоть какой-нибудь контакт с языком, даже после того как вы его выучили – слушать песни, читать книги, смотреть фильмы. Если вы не готовы пойти на это изначально, рекомендую вообще не браться за изучение. Тут можно найти сходство с аккумулятором телефона. Если вы не будете периодически подзаряжать его, то он просто перестанет функционировать, но при регулярной же подзарядке, телефон будет нормально работать. С языком то же самое – нужно постоянно его «заряжать», то есть читать и слушать английский контент для его жизнедеятельности. В противном случае, вы не освоите его и, в конце концов, бросите занятия.
Я, например, всегда мечтал смотреть фильмы и читать книги в оригинале и воспринимать их именно так, как до меня хотел донести это автор, а не переводчик. Вдобавок, самое большое количество статей в сети Интернет написаны на английском языке. И если я не могу найти нужный мне материал в русскоязычной части Всемирной сети, то в 99% случаев я нахожу его в англоязычной. Получается, что я поддерживаю язык не потому, что это необходимо, а из-за того, что это в моих же интересах.
В последнее время, тот самый полиглот Стив Кофманн, о котором упоминалось выше, заранее планирует поездку в страну, язык которой он изучает. А сам в это время усиленно учит новый язык, чтобы там ему не «попасть впросак». Таким образом, он побуждает себя как можно лучше и быстрее освоить язык за этот промежуток, прежде чем использовать его в среде носителей.
На основе написанного выше можно сделать вывод, что правильная постановка цели в свою очередь придает необходимую мотивацию для успешного освоения языка. Поэтому возьмите листок и ручку и напишите на нем, для чего вам нужен язык, и каким образом вы будете поддерживать его в будущем, чтобы не забыть.
Возможно, вы сейчас думаете, что не сможете уделять языку время после того, как выучите его. Но на самом деле, как правило, люди настолько привыкают к нему, что он становиться неотъемлемой частью их жизни и для них поддержание языка не является проблемой.
Существуют два основных метода изучения языка: естественный и искусственный. От первого можно получать удовольствие, от второго – в основном, один негатив. Естественный метод подразумевает освоение языка по такой же схеме, по которой вы учили русский язык в детстве – через общение, просмотр мультфильмов и немного чтения. Искусственный метод – это метод изучения по учебникам с грамматикой.
Некоторые наши дедушки и бабушки не ходили в школу и они даже не задумывались о том, что для успешного развития навыка речи необходимо посещать занятия. Они просто много слушали, как говорят родители и сверстники, пытались сами разговаривать и, в конце концов, у них получалось полноценно общаться с людьми. А это значит, что английский можно выучить не только сидя в классе, зубря слова и выражения, но и попросту подвергая себя большому потоку информации на иностранном языке.
Вы же видели детей 4-6 лет, которые довольно складно могут говорить по-русски? Более того, большинство иностранцев, которые длительное время изучали русский язык, не могут достигнуть такого же уровня, как они. А ведь наш язык один из сложнейших в мире, но ребенку было достаточно просто слушать своих родителей и пытаться общаться с ними. Это говорит нам только о том, что естественный метод освоения языка работает лучше, чем искусственный. А значит, мы будем придерживаться его.
Более того, язык, освоенный естественный образом, укореняется в памяти качественнее, чем при обычной зубрежке (тут нужно отдать должное и образному мышлению, о котором поговорим позднее). Ведь вряд ли вы помните все правила из курса математики, зато цитаты из любимого фильма или слова любимой песни легко сможете воспроизвести из памяти. Происходит это потому, что их текст вы выучили подсознательно, получая от этого удовольствие. Также, текст песен может напоминать о каком-то эмоциональном событии из прошлого, и у вас в голове будут всплывать картинки, связанные с ним (все это облегчает запоминание). Этих чувств вы, наверняка, не испытывали на уроках математики или любом другом ненавистном для вас предмете. Похожий подход можно применить и к изучению языка. Например, вы можете выучить слова любимой англоязычной песни, перечитать понравившуюся книгу или снова посмотреть свой любимый фильм в оригинале – все это способствует тому, что язык в таком виде будет очень легко запоминаться. Также не забывайте о тех вещах, которые вас сейчас интересуют на русском. Вам всегда нравилось читать о технических новинках? – делайте теперь это на английском, тем более что американцы выкладывают информацию намного раньше русских коллег. Любите спорт? – читайте огромный портал skysports.com [ссылка 2]. Фанат караоке? – посетите сайт youtube.com [ссылка 3] и исполняйте миллионы песен на английском языке.
Примеров можно привести очень много. Главное, чтобы вы поняли суть и нашли для себя именно то, что вам будет нравиться делать на английском языке в течение долгого периода времени. Вдобавок этот подход будет отлично вас мотивировать, так как вряд ли вам захочется ежедневно зубрить грамматику на протяжении нескольких лет. Зато мало кто откажется от просмотра любимого сериала и чтения захватывающей книги, при этом осваивая язык.
Из своего личного опыта могу сказать, что тратил на изучение английского как 15 минут, так и 8 часов в день. Конечно, первого промежутка времени недостаточно, чтобы свободно заговорить на языке, от второго – тоже пользы немного – начинает сильно болеть голова, затем пропадает мотивация и желание учить язык. Очень важно заниматься языком столько минут в день, чтобы наблюдался прогресс, и в то же время желание изучать английский не иссякало. Как правило, этот промежуток времени составляет от 1 часа до 4-х часов. У каждого человека он разный и зависит от индивидуальных способностей, мотивации и количества свободного времени. Поэтому вы должны сами для себя выяснить, сколько минут в день вы готовы тратить на изучение языка.
Количество проведенного времени с языком прямо пропорционально уровню его владения. Но тут главное не переусердствовать, ведь у мозга есть свой максимальный предел освоения информации в день, и ее избыток просто не будет усваиваться. Приведу пример. Представьте, что вы учите язык 6 часов в день, но ваш мозг может эффективно усваивать информацию только на протяжении 4-х часов. Это значит, что последние 2 часа практически не приносят никакую пользу. Вы еще не знаете своего предела, и поэтому продолжаете изо дня в день заниматься по 6 часов. Следовательно, вы ждете и соответствующих результатов – ведь вы же занимались 6 часов в день, а не 4, хотя на самом деле ваш мозг изучал английский именно 4 часа. В конце концов, вы замечаете, что ваше затраченное время не пропорционально полученному результату. Сразу же у вас появляется чувство разочарования, пропадает мотивация, и вы бросаете изучение. Но если бы вы занимались 4 часа в день, ровно столько, сколько мог усвоить ваш мозг, эффективность была бы такая же, как и при 6 часах обучения в день, при этом у вас сохранялись бы дополнительные 2 часа для своих личных дел, и желание изучать язык оставалось на уровне.
Сделаем вывод, что необходимо найти именно тот промежуток времени, за который информация будет усваиваться эффективно – ведь это может сохранить вам не только дополнительное время, но и нужную мотивацию. Как это сделать? Очень просто. Когда вы почувствуете, что у вас начинает болеть голова, и появляется чувство дискомфорта, значит, вы достигли своего предела. Просто остановитесь и продолжите изучать язык завтра. Постепенно эта граница будет повышаться, так как мозг начнет привыкать все больше и больше к ежедневным нагрузкам.
Если каждый день вы строго доходите до своего предела изучения языка, то это говорит о том, что теперь вы знаете язык на 0,1% лучше, чем вчера. На самом деле это число чуть меньше (~0,08), но мы его округлим для удобства. То есть, если вы будете заниматься в течение 1 месяца по своему максимуму, то вы сможете освоить язык на 3% из 100. Сейчас мы говорим только об основных знаниях, так как точно измерить английский язык невозможно.
30% знаний языка вам хватит, чтобы: сдать ЕГЭ в школе; смотреть сериалы с несложным словарным запасом в оригинале (к примеру, всемирно известный сериал «Друзья); читать детективы на новом для вас языке с редким использованием словаря; общаться с иностранцами на простые темы. Если вы уже подсчитали, то этого всего можно достичь меньше за 1 год (цифры округлены, для более ясного донесения мысли).
60% или 2-х лет хватит для того, чтобы: читать любую художественную и публицистическую литературу, практически не пользуясь словарем; смотреть большинство сериалов и фильмов в оригинале (картины на бытовые темы: драмы, мелодрамы, комедии; подробнее об этом поговорим позднее); понимать на 80-90% текст и смысл всех песен на слух.
90% или 3 года – вы сможете свободно владеть языком (не техническим языком, если вы только не сделаете на него особый упор, например, в силу надобности для работы – тогда это возможно). Конечно, вы еще будете встречать для себя новые слова и фразы (в основном сложные технические термины, идиомы и сленг), но это будет происходить не чаще, чем раз в неделю.
Оставшиеся 10%, конечно, нельзя освоить за 3 месяца, так как совершенству нет предела. То же самое можно сказать и про русский – никто идеально на нем не говорит. Даже сейчас больше половины населения страны говорит звОнит вместо звонИт. И эту ошибку делают реальные носители языка! Что же говорить о тех, кто изучает неродной для себя язык.
Поэтому не ждите значительных результатов через неделю или через месяц. Освоение языка – это сложный процесс, который требует определенного времени. Даже если вы гений и сможете вызубрить 10 тысяч английских слов за 2-3 месяца, затрачивая на это целые дни, вы все равно не будете понимать и различать все акценты, вы однозначно будет путаться среди фразовых глаголов и времен. Вы сможете различать отдельные слова в тексте, но вам будет не под силу понять предложение, или текст, целиком. Все из-за того, что за это время язык еще не успеет осесть и укорениться в вашем сознании.
Например, итальянский полиглот Лука Лампарьелло, который говорит на более чем 15 языках и явно имеет талант на этом поприще, заявил, что для хорошего знания языка ему необходимо изучать его в течение двух лет. Что же тогда, говорить о таких «рядовых» студентах, как мы!
Во время изучения английского, ваш мозг будет периодически играть с вами в свою игру – назовем ее «игры разума», которая вам явно будет не по душе. Суть ее заключается в следующем. Представим ситуацию, в которой вы учите английский в течение 4-х месяцев. Наконец вы начали замечать прогресс, понимать сериал «Друзья» и выхватывать несколько фраз или даже предложений из песен. У вас соответственно повышается мотивация, вы начинаете учить английский еще настойчивее, затрачивая на это еще больше времени и сил. Но в один «прекрасный день» вы просыпаетесь, включаете сериал «Друзья» и не понимаете 80-90% сказанного, не можете выхватить даже 2-3-х фраз из песен и не понимаете смысл только что прочитанного текста, хотя все слова вам знакомы, и вчера вы легко с этим справлялись. Поэтому некоторые люди, которые часами учили английский и в какой-то момент испытали на себе этот побочный эффект, резко начинают терять уверенность в своих силах и бросают изучение. Но если бы они потерпели 1-3 дня, то узнали бы, что этот так называемый эффект «игр разума» был временным, и после него их лингвистические навыки наоборот улучшились.
Все из-за того, что после ежедневных и интенсивных нагрузок наш мозг, как и мышцы у спортсменов, имеет свойство «забиваться». Он просто не успевает усваивать и обрабатывать накопившуюся информацию, поэтому в один момент просто «закрывается» и перестает ее воспринимать. Теперь ему необходимо время, чтобы «переварить» ее. И уже только после этого он снова приоткроется и даст вам возможность почувствовать, что ваши способности в изучении языка увеличились. Тут можно привести пример переливания воды в бутылку с помощью воронки, где последняя наш мозг, вторая – наши общие навыки в языке, а вода – это информация. Если мы будем постоянно наливать воду (информацию) в воронку (мозг), то со временем вода начнет выливаться за края. В этот момент нам нужно просто немного подождать, пока вода сольется в бутылку (полученные знания осядут в голове), а потом просто продолжить занятия. Если же воду, не переставая, наливать в воронку, то она попросту перельется за края (как и лишняя информация) и будет для нас абсолютно бесполезной.
Но, к сожалению, наш мозг может усваивать только 0,1% знаний английского языка (из 100%) за одно занятие, и ваши резко возросшие способности после короткой стагнации, впоследствии, опять вернутся на свой обычный уровень. В конце концов, вы окажитесь не ниже и не выше своих текущих навыков, а останетесь на том же уровне, до которого вы и дошли. То есть единственная цель этой «игры разумов» – сбить вас с пути. И этим всем «заправляет» ваш мозг. Ведь он по своей природе очень ленив и ему не хочется изо дня в день усиленно работать.
В период этого явления продолжайте изучение английского, снизив нагрузку на 50%. Эти 50% тратьте на то занятие с языком, которое доставляет вам наибольшее удовольствие. Например, если вам в день «игр разума» нужно будет читать книгу и посмотреть 2 эпизода сериала, и вам больше нравится смотреть сериалы – то посвятите время сериалу (читать не нужно). Скорее всего, на следующий день вы уже сможете вернуться к своему обычному графику (чтению и просмотру сериалов). Редко когда этот эффект затягивается больше, чем на 2-3 дня.
Главное в этот период не делать никаких преждевременных выводов такого рода, как: «я учу-учу, а потом все равно ничего не понимаю»; «у меня ничего не получится»; «надо бросать занятия». Ситуация, описанная выше, рано или поздно случится со всеми и в будущем продолжит повторяться. Ее не нужно принимать близко к сердцу, а необходимо просто спокойно продолжить обучение. Потому что независимо от того, чувствуете ли вы улучшение или ухудшение в своих навыках, вы ежедневно кладете в свою копилку 0,1% знаний (при достижении своей грани). Запомните раз и навсегда то, что я не перестаю повторять – дайте времени все расставить на свои места.
Одним из главных приемов для быстрого и успешного освоения языка является повторение изученного материала. При его выполнении вы увеличиваете скорость овладения языком в 1,5, а иногда и до 2-х раз! То есть, то количество информации, которое я выучил за 1 год, вы можете освоить за 6 месяцев! Все из-за того, что я пренебрег по своей глупости этим методом в свое время и впоследствии об этом очень сильно пожалел. Но у меня тогда не было такой книги, которую сейчас читаете вы, и все приходилось испытывать на своей собственной «шкуре».
Итак, например, если вы прочитали теорию из грамматики о времени Past Simple (простое прошедшее) и сделали необходимые упражнения, то для успешного запоминания этого будет недостаточно. Очень важно пробежать глазами теорию и на следующий день и закрепить ее еще раз через неделю. Этот метод называется интервальным повторением. Интервальное повторение – этот многократное повторение уже изученного материала через определенные промежутки времени, за счет чего он усваивается в разы быстрее и качественнее, чем при разовом повторении или без повторения вообще.
Обычно никому не нравится повторять уже пройденный материал, потому что это скучно и не интересно. И хотя это отчасти противоречит философии этой книги – от изучения языка нужно получать как можно больше удовольствия, я все же настоятельно рекомендую не отказываться от этого мощного инструмента. Конечно, если вы все же решите не повторять какой-нибудь материал (повторение слов сюда не относится, так как это нужно будет делать обязательно), то ничего страшного не произойдет. Вы будете прогрессировать в любом случае, просто немного медленнее.
Давайте возьмем в пример школьные годы. Вам задали рассказать стихотворение наизусть. Вы за день до урока изо всех сил стараетесь его выучить и делаете это до тех пор, пока почти полностью не прекращаете запинаться. Но когда вы приходите в школу, то перед уроком литературы на перемене вы много раз прокручиваете стихотворение в голове, так как если этого не сделаете, то, скорее всего, вы запнетесь в каком-нибудь месте или забудете пару строчек. Когда вы повторяли стихотворение, то делали это на инстинктивном уровне, так как мозгу просто необходимо было окончательно усвоить его.
Во время занятий по английскому языку будет происходить нечто подобное. Материал, который вы изучили и после решили не повторять, записывается в вашу кратковременную память. Но из-за того, что мозг все время отсеивает информацию, которой вы не пользуетесь постоянно, то этот не повторенный материал постепенно будет удаляться из памяти. Но если бы вы повторили его на следующий день (как вы делали со стихотворением перед уроком), а потом еще раз через неделю, то вся бы эта информация перешла на хранение в долговременную память. А это как раз то, что нам и нужно. Вы ведь учите язык на всю жизнь, а не только на один день.