Хороший анекдот – не безделица. Хороший анекдот учит, так же как и притча. Хороший анекдот позволяет увидеть спрятанное. Хороший анекдот – явление смеховой культуры, развивающее человека.
Анекдот, обычно, воспринимается как забава, веселый пустяк, предназначение которого, развлечь, рассмешить и только. Однако, такая точка зрения далека от истинной. Анекдот, в своих лучших образцах, – это небольшая притча, призванная не только развлечь, но и научить.
Попробуем же взглянуть на обычные, казалось бы, анекдоты, надев «волшебные очки».
Здесь собраны анекдоты, которые я отношу к «учебным» (обучающим). Как правило, я даю небольшой комментарий к анекдоту. Собственно поэтому и «сутра». Это слово с санскрита переводится как «нить». В данной книге нить из 108 бусинок – анекдотов и лаконичных комментарев к ним.
Кроме того, слово «сутра» можно разделить на два – «с утра». Мне кажется, это может быть полезным – прочесть утром за чашечкой кофе какой-нибудь из приведенных здесь анекдотов и не только улыбнуться или посмеяться, но и поразмышлять над ним.
Автор книги не ставил перед собой цель раскрыть все смыслы каждого из приведенного здесь анекдота. Главное моё стремление – показать обучающую суть лучших из анекдотов. Надеюсь, я справился с этой задачей.
Один из самых любимых моих анекдотов. Он о том, что всегда есть из чего выбирать. Иногда, правда, для того, чтобы сделать нужный выбор следует свернуть с накатанной другими колеи.
В одном лесу завелось Чудище. Поймало оно Волка и говорит ему:
– Смотри, записываю: «Волк, серый, одна штука». Сегодня придешь ко мне на обед, я тебя съем. Понял?
– Понял – Есть вопросы? – Нет
Пошел Волк понурый
Идет дальше Чудище по лесу. Поймало Лису.
– Смотри, Рыжая, записываю: «Лиса, рыжая, хвостатая, одна штука». Сегодня придешь ко мне на ужин я тебя съем. Поняла?
– Поняла
– Вопросы есть?
– Нет
Пошла Лиса, закручинилась. А Чудище дальше идет. Поймало Зайца, говорит:
– Смотри, Косой, записываю: «Заяц, серый, уши длинные, одна штука»
Завтра придешь ко мне на завтрак, я тебя съем. Понял?
– Понял – Вопросы есть? – Есть – Задавай!
– А можно не приходить?
– Можно. Вы-чеp-ки-ва-ю!
Есть еще одна вариация этого анекдота, тоже весьма симпатичная. После слов Чудища «Понял?», Заяц отвечает: «Да, пошел, ты, козёл!» После чего: «Так, Зайца вычеркиваем!»
Бегут зайцы по лесу, видят – лоси. Окружают они лосей и спрашивают:
– Крутые есть?
– Нет – отвечают лоси.
– Тогда с каждого по пятерке и свободны…
На следующий день бегут зайцы, встречают все тех же лосей.
– Крутые есть?
– Нет
– С каждого по пятерке и свободны.
Замаялись лоси и пошли к волку.
– Волк, будешь у нас крутым?
– Нет проблем, мужики, буду.
На следующий день бегут зайцы по лесу, встречают лосей.
– Крутые есть?
– Есть! – лоси расступаются, выходит волк.
Зайцы расступаются, выходит медведь.
– Так, с крутого стольник, со всех остальных по пятерке!
Философы Древней Греции сказали бы, что лоси прокололись на ignoratio elenchi (неведение всех возможных дополнительных обстоятельств). И я с этим очень даже согласен.
Еще один анекдот на тему ignoratio elenchi. Очень распространенное явление, надо сказать, во всех сферах жизнедеятельности человека. Справляться с этим помогает поговорка: «Семь раз отмерь – один раз отрежь».
Беседуют два зоолога
– Знаешь, а в Австралии скрестили кенгуру и коалу!
– Да ты что?! И как?
– Бедный зверек уснул в прыжке и разбился.
Четвертый анекдот данной Коллекции хороших анекдотов повествует о том, что знакомство с принципом «бритвы Оккама» может пригодиться не только ребятам, но и Медвежатам и Ежатам.
Приходит Ежик к Медвежонку:
– Медвежонок! А ты случайно не знаешь к чему нос чешется?
– Ну это к пьянке, Ежик.
– А уши когда горят?
– Это тебя вспоминает кто-то.
– А когда правая рука чешется?
– Это деньги брать.
– А левая?
– Это когда отдавать.
– А когда правая нога чешется?
– Помылся бы ты Ежик.
Рассказывая этот анекдот во время какого-либо торжества можно добавить: «Так выпьем же за чистоту мыслей!»
Данный анекдот о том, как один и тот же факт можно по-разному интерпретировать в зависимости от присущей индивидууму понятийной сетки, зависящей в свою очередь от индивидуальных особенностей психики и внутренних ценностей.
Собака
– Он меня кормит, он обо мне заботится, он даёт мне кров – должно быть, он бог!
Кошка
– Он меня кормит, он обо мне заботится, он даёт мне кров – должно быть, я бог!
Этот Хороший анекдот, как и предыдущий, о понятийной сетке. Хотя в большей степени он, конечно, о присущей каждому из нас индивидуальной системе ценностей (вопрос о том, как она формируется благоразумно затрагивать не будем).
Ползут два короеда в деревяшке, грызут помаленьку. Тут один другому и говорит:
– Дерево как дерево, а все говорят: Страдивари, Страдивари!
В процессе передачи любых знаний (как эзотерических, так и экзотерических) очень важна готовность ученика. Это первое, но недостаточное условие. Не менее важна и своевременность передачи со стороны Учителя. Найти нужный, подходящий момент. В приводимом ниже Хорошем анекдоте нарушены оба условия.
У одной дамы жил кот, ну такой умный кот, только что не говорил. Вот она и расстраивалась каждый день:
– Котик, ну ты такой умный, ну скажи что-нибудь! Ну когда ты заговоришь?
Сидят они однажды друг против друга за столом, хозяйка заводит ту же песню: мол, котик, сказал бы что-нибудь. А кот разевает пасть и выдает:
– Щас с потолка кусок рухнет!
Хозяйка так и обалдела, сидит, выпучила глаза – и тут ее как шарахнет по голове тем самым куском штукатурки с потолка!
– Ну вот, – проворчал кот, – то все «котик, говори да котик, говори», а когда я говорю, она не слушает…
Мотивируя ученика критикой темпов его личностного роста учителю следует тщательно подбирать примеры. Чтобы не получилось как в анекдоте:
Отец: – В твоем возрасте Hаполеон был первым в классе!
Сын: – А в твоем, папа, он уже был императором…
То, что нам кажется очевидным не всегда является таковым при общении для другого человека. Ожидая этого мы можем попасть в ситуацию из Хорошего анекдота №9.
Директор школы попросил Вовочку покрасить окна на четвертом этаже. Через несколько часов Вовочка подходит к директору и спрашивает: «А рамы тоже красить?»
Каждый начинающий эзотерик, стремящийся установить контакт с теми, кого принято называть Высшими Силами, должен понимать, что установление связи еще не самое главное. Не менее важным представляется и способность четко, ясно, без двусмысленностей доносить свои желания и просьбы. Иначе может получиться как в Хорошем анекдоте №10.
По пустыне бредет обессиливший путник. Вдруг он натыкается на старинную лампу. Как полагается: он трет ее и появляется Джин. Освобожденный пленник лампы предлагает путнику исполнить любое его желание.
Путник: – Домой хочу!
Джин: – Ну, пошли!
Путник: – Быстро хочу!
Джинн (со вздохом): – Ну, побежали!
Один из любимых моих анекдотов. В зависимости от личности толкователя его можно назвать и экзистенциалистическим, и антиэкзистенциалистическим. Но если оставить философские игры, то очень полезно периодически вспоминать этот анекдот. Особенно тем, у кого есть проблемы с гордыней.
Умирает очень известный человек, добившийся в жизни многого. Он попадает в рай. его встречает апостол Петр.
Человек: Простите, что вас беспокою, но у меня к вам есть один вопрос.
Апостол: Слушаю вас
Ч: Скажите, в чем был смысл моей жизни? В моем творчестве, в моей работе? Или в чем еще?
А: Вам правда нужно это знать?
Ч: Очень
А: Помните, вы 1989 году ездили в командировку в Ростов?
Ч: Э-э… Ну…
А: И вы еще познакомились в купе с попутчиками.
Ч: Наверное…
А: И вы пошли вместе в вагон-ресторан.
Ч: Да…
А: И за соседним столиком сидела женщина в красном платье.
Ч: Возможно…
А: И она попросила вас передать ей соль.
Ч: Эээ… Может быть.
А: И вы передали ей соль.
Ч: Скорее всего
А: Ну вот…
Если вам в вашей жизни встречается кто-то, кто величает себя великим Гуру и зовет следовать за ним по Пути духовного развития, поинтересуйтесь в первую очередь: знает ли он дорогу на почту?
Американский миссионер в Пае (городок в Северном Таиланде, где проживает много растаманов) ищет почту. Ему навстречу попадается растаман с косячком в зубах. Миссионер спрашивает дорогу у него. Растаман вяло раскрывает глаза и машет рукой: