Глава 1 «Дело житейское», или Что приводит людей к мыслям о разводе

В природе есть организмы, которые развиваются равномерно, постепенно. Взглянем, к примеру, на деревья. Они начинают свой путь с семечка и год за годом растут, превращаясь в ветвистых красавцев. Взрослое дерево отличается от молодого фактически только густотой кроны, корнями и высотой.

А человек проходит в своей жизни несколько стадий, и взрослый мужчина или взрослая женщина – это не просто увеличенный в размерах ребенок. Взрослые по-другому мыслят, их интересы сосредоточены вокруг других тем, они совсем по-другому проводят время и читают совсем другие книги.

Взросление человека не похоже на плавный, ровный процесс. Периоды относительной стабильности сменяются этапами резких изменений, когда старые жизненные стратегии уже не работают, а новые еще не усвоены. Каждый сегодня знает, что существуют «кризис трех лет», «подростковый кризис», «кризис среднего возраста». Конечно, эти явления никак не исключают уникальности каждого человека: если собрать группу трехлеток, или подростков, или сорокалетних мужчин, все они будут отличаться по характеру, темпераменту, выражению лиц.

И все же мы можем заметить у разных людей некоторые схожие черты, соответствующие их возрасту. Возрастные кризисы человека иногда связаны с тем, что развитие интеллекта, физиологии, эмоций рассогласовывается, идет разными темпами. К примеру, возможности тела у подростков уже почти такие же, как у взрослых, а навыки управления собой развиты гораздо слабее. Бывает, что кризис вызывают резко меняющиеся ожидания общества: к примеру, еще недавно (когда тебе было пять лет) от тебя не требовали ничего, кроме интереса к игре, а теперь (когда тебе стукнуло семь) вдруг все ждут, что ты станешь разумным, усидчивым и полюбишь учебу. В период кризиса среднего возраста человек понимает, что уже не может жить так, как будто ему 25 лет. Физически он полон сил, но осознает, что времени осталось не так уж много и его возможности уже не безграничны. Пора подводить предварительные итоги и решать, где, как и с кем встречать закат жизни.

В Священном Писании и в православных аскетических текстах слово «кризис» не употребляется, но мы можем найти в них схожие по смыслу термины «искушения» и «скорби». Вот как об этом говорит в своем послании апостол Иаков: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие; чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему (Иак. 1: 2–5).

Любопытно, что наставления апостола перекликаются с наблюдениями психологов о стадиях прохождения кризисов. Поначалу мы расходуем много сил, чтобы убедиться в том, что старые методы решения проблем уже не работают. Когда мы принимаем этот факт во всей полноте, нам и правда необходимо много

терпения
для того, чтобы пережить горе, отчаяние, чувство потери, разрушение привычного хода жизни, страх перемен. Терпение помогает человеку сменить точку зрения и, переживая кризис, уже не чувствовать себя беспомощной жертвой обстоятельств и злой воли окружающих – а ведь именно так нередко представляется ситуация тем, кто находится «
в искушении
». Психологи знают, сколько мужества необходимо людям, чтобы в эти трудные времена решиться искать свою долю ответственности за происходящее с ними.

Если же человек проявляет терпение и остается открытым для нового опыта, его посещает, как говорят психологи, «инсайт», и обнаруживается решение, которое апостол называет

совершенным действием
. В результате запускается процесс адаптации к новым условиям, после чего человек становится более зрелым, взрослым, способным вместить противоречивость собственной натуры и окружающего мира. Апостол Иаков называет эту зрелость большей
полнотой
.

Супружеская пара является организмом, у которого тоже есть своя логика прохождения стадий, что не отменяет уникальность ее «танца». Психологи и социологи с интересом изучают семьи, стремясь выявить логику их развития.

Так же как и развитие отдельного человека, развитие супружеской пары имеет традиционные кризисные точки, схожие с подростковым кризисом, кризисом среднего возраста и другими «искушениями». В такие моменты, действительно, хочется опустить руки и сдаться. Важной поддержкой в эти минуты становится не только понимание того, что с проблемами сталкивается большинство пар, но и искренняя молитва Богу, дающему всем просто и без упреков, о даровании

мудрости и терпения
.

Так давайте разберем некоторые традиционные вызовы, с которыми в той или иной форме приходится сталкиваться большинству супругов. Часть этих вызовов имеет источники вне семьи: например, влияние родителей и социальных институтов.

А часть – внутри: речь о физиологии, психологических особенностях мужчин и женщин, образовавших пару.

Возможно, некоторые из приведенных наблюдений помогут вам ясно сформулировать для себя суть конфликта, который переживает ваша пара. Кому-то, может быть, удастся обсудить эти закономерности с супругом, объединить усилия и встретить внутренние и внешние вызовы, став командой.

Этап 1 Создание пары, регистрация брака

Внутренние вызовы

Как правило, женщины (да и некоторые мужчины) возлагают на процедуру заключения брака светлые надежды: «Вот поженимся с тобой и заживем!»

И действительно, в социальном и психологическом смысле бракосочетание несет в себе три важных символа, которые избавляют от некоторого напряжения. Во-первых, это важное символическое сообщение родителям жениха и невесты: «Мы долгое время были с вами, но теперь высшим приоритетом для нас будет наша семья. Мы сохраняем с вами доброжелательные отношения, но уходим из родительского дома». По своему статусу пара, которая «просто встречается», остается в некотором смысле в подчиненном, сыновнем положении по отношению к родительской семье. Бракосочетание выводит мужчину и женщину на другой уровень. Теперь они тоже – полноправные представители взрослого мира.

Второй важный символ бракосочетания – это сигнал не «наверх» (родителям), а «вбок». Мужчина, женившись, сообщает другим женщинам, что он уже выбрал себе спутницу, и такое же сообщение посылает, выходя замуж, невеста другим мужчинам.

Третье важное сообщение – наиболее заметно. Это сообщение друг другу: «Я выбираю тебя».

В начале некоторых отношений присутствует путаница в вопросе выборов и статусов. К примеру, женщина может быть чрезвычайно привязана к отцу, и ее жених чувствует, что в жизни своей спутницы он находится в каком-то смысле на правах «второго» мужчины. Или мужчина встречается со своей избранницей, но остается в интенсивных эмоциональных отношениях с женщиной-коллегой. Это также создает повод для напряжения, девушка может не чувствовать себя выбранной. Бракосочетание расставляет точки над «Ь>, родители и коллеги получают ясное сообщение о своем новом месте (и иногда принимают его без особого восторга).

И все же этот период связан не только с облегчением и успокоением. Через некоторое время после создания пары супруги сталкиваются с тем, что романтический период в их отношениях заканчивается. В разных семьях переход на новый этап занимает от полугода до трех лет. Для того, чтобы разобраться в природе этого первого кризиса, давайте поразмышляем, что руководит людьми при выборе пары.

Существуют разные мнения о том, как возникает влюбленность. Вероятно, во многом мы выбираем себе супруга под влиянием психологического механизма проекции, когда приписываем избраннику черты, которых у него может и не быть или которые проявляются у него лишь время от времени. Каждый из нас имеет свои представления о том, что считается проявлением любви в наш адрес. Не секрет, что эти привычки и символы рождаются из нашего детского опыта. Если отец девочки был нежным, часто обнимал ее, велика вероятность, что ее сердце откликнется на чувства молодого человека, любящего «нежности» и ласковые прикосновения. Если мама юноши выражала свою любовь к сыну в форме помощи с домашними заданиями, в уборке комнаты, то, скорее всего, он будет особенно тронут, если девушка проявит к нему симпатию в виде активной поддержки его проекта (к примеру, возьмет на себя обзвон участников, поиск подходящего помещения, рекламу организованного им мероприятия в соцсетях и т. д.).

Бывает и зеркальная ситуация, когда мы ищем в супруге «антипода» своему родителю, от которого не получили поддержки. К примеру, если в семье девушке давали понять, что внешностью она «не вышла», ей станет ясно, что «свой человек» найден, когда в глазах мужчины появится искреннее восхищение чертами ее лица и фигурой. Супруг (супруга) привносит в наш мир все то, на что в родительской семье был наложен запрет, и это приводит к ощущению «глотка свежего воздуха», найденной второй половинки, к чувству, что мы наконец встретили человека, которой нас по-настоящему понимает.

В каком-то смысле благодаря его приходу в нашу жизнь мы особенным образом встречаем себя.

Период влюбленности имеет и физиологические причины. Когда мы влюблены, наш мозг вырабатывает различные гормоны (окситоцин, вазопрессин, дофамин, серотонин, адреналин, эндорфин), которые всерьез влияют на настроение, дают ощущение полета, всемогущества, вдохновения, всепрощающей любви.



Под действием этих веществ мы способны на многое: прогуливаем ради свидания работу, пишем стихи, дарим необычные подарки. Небольшие трения, нестыковки в отношениях мы либо вовсе не замечаем, либо не видим в них никаких рисков и проблем, ведь благодаря гормонам мы настроены максимально оптимистично, верим в себя и своего любимого.

Поскольку затянуть эти биохимические процессы на продолжительный срок не в наших силах, этот период заканчивается, и каждый из супругов оказывается перед лицом серьезных внутренних вызовов. Муж (жена) начинает разочаровывать и пугать, проявляет себя как «незнакомый», «чужой». Одни психологи объясняют происходящее тем, что человек начинает все четче видеть реальные черты своего любимого, его сильные стороны и ограничения. Другие исследователи говорят о том, что заканчивается период «легкой помощи». Раньше само присутствие супруга рядом на лавочке проливало свет на те зоны нашей силы и глубины, в сторону которых мы до этой встречи не рисковали даже смотреть. Теперь начинается новый этап, когда супруг неосознанно направляет наш взор на другие области, нуждающиеся в исцелении. И исцеление требует работы.

Как еще проявляет себя этот кризис? Удивительным образом то, что раньше было неважно, становится существенным.

Например: в начале отношений женщина зарабатывает значительно больше своего супруга. Они снимают квартиру и договариваются, что продукты покупают пополам, а аренду в полном объеме оплачивает супруга из своего дохода. Вполне вероятно, что поначалу такой расклад кажется обоим совершенно естественным и женщине совсем не сложно взять на себя эту дополнительную финансовую нагрузку. Однако когда «конфетно-букетный» период подходит к концу, у нее возникает ощущение, что ее используют, что ситуация – несправедливая. Дополнительная трудность может состоять в том, что разговор о деньгах затевать как-то неловко, стыдно. Женщина откладывает назревшее обсуждение, но внутреннее напряжение не уходит.


Другой пример. На первых порах мужчину могла совершенно не задевать увлеченность супруги творческим проектом. Да, из-за него у молодоженов было не так уж много времени побыть вместе, но эти часы были настолько ценными, что порождали у юноши ощущение огромного счастья. Сейчас, на новом этапе, он может почувствовать, что совместного времени ему не хватает, и начнет сердиться на супругу, задерживающуюся на работе в будни и периодически открывающую ноутбук даже в субботу.

Вопросы финансов, распределения ролей, представления о времени, как правило, становятся темами напряжения. Похоже, в начале природа давала нам некоторую «фору», вооружила крыльями, чтобы не замечать наши различия, но сейчас настало время их обнаруживать, предъявлять свое реальное устройство друг другу и договариваться.

Маятник искажения восприятия качнулся теперь в другую сторону. Если раньше мы приукрашали супруга, то теперь – так уж мы устроены! – в глаза бросаются в основном его недостатки, а сильные стороны и приятные совпадения воспринимаются как несущественные или само собой разумеющиеся.

«Это неизбежно: нормальный износ чувств. Капризы, уроки, пеленки, тычинки, пестики, его мама, твоя мама – и ты начинаешь замечать только то, что благоверный ковыряет в носу, разбрасывает носки и чешет спину вилкой! И ты вдруг осознаешь ужасную правду: нельзя целоваться с этим типом, который достал туалетную бумагу и поставил рулон на край сливного бачка! Почему этот идиот его не повесил? Это что, так трудно? Нет, серьезно, брак – убийца романтики».

(К/ф «История о нас»)

Отличия в целом пугают еще и из-за распространенной на этой стадии ловушки мышления.

К примеру, менеджер компании будет скорее рад тому, что в его коллективе собрались люди с разными темпераментами и привычками. Одного он поставит выполнять монотонную работу, второго отправит общаться с клиентами, третьего привлечет к мозговому штурму, где нужны люди, способные генерировать нестандартные, в том числе «безумные», идеи.

В паре же понятие «близость» слипается с понятием «подобие», из-за чего отличие часто воспринимается как угроза, как признак невозможности быть вместе. Это происходит, вероятно, из-за того, что первый опыт любви мы получаем в нашем младенчестве. Тогда мама инстинктивно стремилась угадывать (и угадывала) наши желания. Она лучше нас самих знала, когда мы чувствовали холод, когда – страх, когда – голод и стремилась защитить, накормить, обогреть, утешить. Вероятно, с тех пор в нас живет ожидание, что любовь – это в первую очередь синхронность, подобие.

В следующей главе мы коснемся тех вмешательств со стороны родственников супругов, которые могут дестабилизировать отношения в паре. Но иногда мы и сами «поселяем» голоса родных в своем сердце. Некоторые такие идеи проникают в наши семьи, как солдаты из троянского коня. Вместо того чтобы осваиваться в наших реальных отношениях, смотреть, кто мы, какие, мы начинаем задаваться вопросами: «Хорошая ли мы семья с точки зрения мамы/дедушки?», «Кто удачнее вышел замуж: я или моя сестра?», «Достаточно ли правильная/хорошая у меня жена с точки зрения традиций моей родительской семьи?» Если наша семья является для меня способом порадовать родителей, это означает, что жена или муж пока не стали для меня главными. Основным зрителем, «адресатом» нашей жизни остаются папа и мама, а мы еще не принадлежим миру взрослых.

Прожив некоторое время после заключения брака со своим супругом, человек может испытать неприятное удивление не только от своего мужа (жены). Некоторые грустные открытия касаются и его самого. Может выясниться, что некоторые вещи, любовь к которым я демонстрировал(а) в период ухаживания, на самом деле мне не близки. Удивляет и то, что в этой симпатии вроде бы не было обмана. Человек стремился к совместному времяпрепровождению, потому что хотел быть вместе со своим возлюбленным. Интуитивно желая угадать мечты и желания, мы можем на время искренне полюбить то, что нравится ему. Когда человек обнаруживает свои реальные желания и предпочтения, он может сильно удивиться и разозлиться: неприятно чувствовать себя обманщиком.

Например, мужчина на стадии ухаживания может демонстрировать, как он нежен и заинтересован в общении с соседскими маленькими детьми и с сыном своей возлюбленной от первого брака.

Он может желать этого не из коварного умысла, а скорее из интуитивного понимания, что для нее это важно. Но насколько он на самом деле расположен к отцовству, воспитанию и игре с детьми и подростками, – по большому счету, выяснится только после окончания периода влюбленности.

Разочарования и досада особенно остро проживаются в тех браках, которые заключались на «многослойных» мотивах. Часть этих мотивов могла вообще не относиться к отношениям с этим конкретным человеком. Некоторые заводят отношения и женятся, чтобы поскорее отделиться от родителей. Кто-то – чтобы «быть не хуже» недавно вышедшей замуж сестры, кто-то – чтобы не проиграть в конкуренции с успешными одноклассниками, кто-то – чтобы, наоборот, утешить маму, демонстрирующую свои страдания по поводу отсутствия внуков. В этих случаях семья становится инструментом для решения каких-то других задач, не связанных с отношениями. Казалось бы, цель достигнута: одноклассница или сестра побеждена, мама утешена, «бывшая» кусает локти из-за того, что безвозвратно упустила свой шанс… Можно было бы праздновать победу, но только вот стоимость ее велика: человек оказывается в одной квартире с кем-то, кто сослужил ему хорошую службу, но теперь шаркает по коридору тапками, чавкает за обедом, занимает ванную в самый неподходящий момент, дышит в ухо. Обнаружение этих мотивов не означает, что единственно возможным решением будет раскаяться и расстаться. Их наличие свидетельствует о том, что на самом деле отношения еще находятся на самой начальной стадии развития и предстоит потратить много времени на реальное знакомство друг с другом, уже будучи в паре.

«Я ненавижу тебя! Ты – просто парень, однажды рассмешивший меня на вечеринке. Атеперь даже вид твой отвратителен! Если ты приблизишься или прикоснешься ко мне, я закричу!»

(К/ф «Дорога перемен»)

Внешние вызовы

Все мы живем среди людей. С одной стороны, мы очень нуждаемся в них. Мать нежно обнимает ребенка и тем самым убеждает его, что он достоин любви. Отец знакомит с окружающим миром, учит проявлять волю, преодолевать страх, застенчивость. У преподавателей мы учимся, от врачей получаем медицинскую помощь.

При этом из окружающего мира исходит не только поддержка, но и опасности, поэтому наша открытость миру дополняется осторожностью, просвещением в вопросах безопасности. Растущему человеку важно понимать, что не стоит рассчитывать на сознательность водителей и переходить улицу, уткнувшись в смартфон, нельзя следовать за подозрительным незнакомцем, который зовет к себе домой «посмотреть щенка». Подростку важно уметь сказать «нет» приятелю, который предлагает погулять по крыше недостроенного дома или «словить кайф». Получив сдачу в магазине, мы учимся на всякий случай ее пересчитывать, чтобы избежать обмана.

Не только люди, даже природа одновременно и прекрасна и угрожающа. Мы любим жаркую летнюю погоду, но, чтобы не получить солнечный удар, учимся надевать головной убор. Таким образом, открытость, которая дает возможность принимать что-то хорошее, должна сочетаться с осторожностью и способностью отказываться от того, что нам не подходит или даже вредно.

В такой же ситуации оказывается и супружеская пара: она окружена людьми (родственниками, соседями) и социальными институтами (школа, магазины, религиозные общины), в которых, с одной стороны, нуждается, а с другой, должна быть внимательна к ним.

Начнем с родителей. Казалось бы, исполнение заповеди Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть (Быт. 2: 24) должно приветствоваться родителями – ведь большая часть ответственности и беспокойства за невзрослого ребенка на этом заканчивается. У родителей появляется свободное время и эмоциональные ресурсы, которые можно направить на саморазвитие и досуг: пойти на курсы английского языка, собраться с деньгами и, наконец, побывать в Венеции и т. д. Но в реальности внешние люди могут не сразу признать образование нового «государства» и будут вторгаться на его территорию со своими советами и идеями о том, как там все должно быть устроено.

Когда речь заходит о таких ситуациях, психологи пользуются термином «граница», по аналогии с границами стран. Это не значит, что государству нужно иметь непроницаемые стены по всему периметру, отказаться от торговли с соседями или не пускать отечественные театры на гастроли за рубеж. Однако для управления территорией и населению, и правительству нужно понимать: этот город – наша страна или уже соседняя? Отвечаем ли мы за детские сады, дорожные знаки, поставку электроэнергии, запуск салютов по праздникам в этом городе или нет?

Примерно такие же границы есть и у семьи, как у маленького государства. Они определяют правила взаимодействия ее членов с внешним миром.

Если теща привезла к нам в квартиру шкаф и сама же определила ему место, имеем ли мы право не согласиться, или в любом случае обязаны принять ценный груз? Если ребенок хочет подарить какую-то общую семейную вещь своему другу в детском саду, могут родители ему это не разрешить?

Если границы пары будут слишком проницаемы, она может увлечься решением посторонних, вредных вопросов (например, «Достаточно ли хорошая мы семья, чтоб понравиться моей маме?») и у нее не хватит сил определиться с правильными, полезными темами: твои и мои ожидания друг от друга и наши разочарования; как мы будем проводить время вместе и как будем договариваться, если кто-то захочет побыть один; как станем принимать решения, если обнаружим разные мнения по одному вопросу; как поделим сферы ответственности; как будем справляться с нашими отличиями друг от друга…

Вот примеры таких внешних вторжений, многие из которых изначально предпринимаются из добрых побуждений, но, к сожалению, создают помехи для пары.

• Хватит вам по съемным квартирам шататься, давайте оформляйте ипотеку!

• Я думаю, твоему мужу стоит поменять работу.

• Ну что, сын, когда ждем пополнения?

Иногда это вторжение происходит не на словах, но на деле. Некоторые родители приезжают навести в квартире молодых порядок, даже постирать грязные вещи.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

(А.Н. Островский. Гроза)

Экономическая реальность, в которой мы живем, такова, что иногда и сами молодожены вынуждены «звать на помощь» старшее поколение. Многие пары начинают свою историю с того, что проживают вместе с родителями одного из супругов: делят кухню, холодильник, балкон. Из-за того, что все находятся на виду друг у дружки, родители могут чувствовать непреодолимое желание дать рекомендацию: «Накорми мужа», «Не так встречаешь».

Бывают случаи, когда мать мужа конкурирует (часто неосознанно) с молодой женой за статус «более компетентной женщины». Получается, что молодые супруги, проживающие с родителями, существенно экономят на аренде жилья, однако «платят» за это уязвимостью своих границ.

Нередко после женитьбы, из-за упомянутой выше растерянности, супругам начинают помогать советами друзья, разного рода авторитеты. Супруги принимаются оперировать понятиями «нормальная жена», «правильный муж» в надежде обрести опору. Обсуждения в социальных сетях и на форумах изобилуют рекомендациями о том, что «должен» и «не должен» делать мужчина и как «правильно» и «неправильно» реагировать и чувствовать женщине.

Чрезмерное увлечение поисками «правильного» поведения может означать, что супруги не вполне выбрали друг друга, оставаясь в более тесной связи с мамой, папой, наставником, психологом. Иногда это выражается в том, что один из супругов без разрешения своей «второй половины» рассказывает маме, друзьям, «гуру» интимные подробности своих отношений с мужем (женой). Иногда в том, что возникающие трения один из них спешит обсуждать с кем-то внешним, а только потом со своим супругом. Второй супруг, скорее всего, будет чувствовать свою «невыбранность», у него возникнет ощущение, что он в каком-то смысле – подопытный кролик в деле создания «правильной» (с точки зрения родителей, религии, представителей психологической школы) пары.

Скажу еще раз, что не имею в виду запрет на общение с родными, друзьями, психологами, духовниками. Нет ничего плохого в том, чтобы оказывать поддержку и получать ее извне. Речь идет о ситуациях, когда внешние авторитеты получают через одного или обоих супругов разрешение устанавливать в их доме свои порядки, что создает существенные помехи для реальной встречи мужа и жены.

– Вхожу к тебе в офис – и что я слышу? Ты обсуждаешь с какой-то Сарой наши интимные разговоры, наши отношения, все наши проблемы! Ясно же, что между вами не может ничего не быть!

– Ничего между нами не было. Мы просто говорили!

– О чем это? О нашей жизни?

– Мы болтали и только!

– Что значит «только»? Это отношения. Связь.

– Мне надо было облегчить душу.

– Что за чушь? Поговорил бы со мной.

– Хочешь знать, почему я не говорю с тобой? Ты со мной обращаешься, как с занозой, которая только портит тебе жизнь. И мешает достичь совершенства!

– А ты никогда не думал, что дело не только в тебе любимом? Может, я устала? Может, мне тяжело? А дел и так достаточно, и поэтому не обязательно каждая твоя прихоть должна исполняться моментально, как по волшебству. Мне и с детьми забот хватает!

– Я – не третий ребенок. Речь вовсе не о том, чтобы ты нянчилась со мной. Речь об отношении. О тоне. О намеке, что мы на одной стороне!

– Обсуди со своей подружкой. Уверена, она тебе растолкует, кто на чьей стороне.

(К/ф «История о нас»)

Этап 2 Рождение ребенка

Внутренние вызовы

Основной внутренний вызов в паре в этот момент – физическое истощение. Младенец приходит в мир беспомощным и остро нуждается в заботе взрослых. Он очень требователен, как капризный разгневанный князь. У него, собственно, и нет выбора: не имея возможности позаботиться о себе, он нуждается в маме почти 24 часа в сутки, что приводит к тому, что она чувствует себя физически и психологически истощенной. В этом случае на устойчивость пары во многом влияет отношение женщины к материнству. Если для нее оно скорее «тяжкий крест», пара проживает кризис острее. Если это – что-то хлопотное, но любопытное, он пройдет мягче.

Помимо физиологического истощения, кризис на этом этапе вызван резким изменением устройства семьи. В плюс к привычному союзу «мужчина – женщина» образуется новый альянс «женщина – ребенок». Союз между отцом и ребенком образуется далеко не сразу, ведь поначалу младенец не может контактировать ни с кем, кроме мамы.

Первое время отец душевно, психологически оказывается несколько вытесненным ребенком на обочину. Из-за переизбытка телесного контакта с младенцем у женщины может не возникать большого сердечного или телесного влечения к мужчине. Эти изменения труднее переживаются мужьями, для которых жена была немножко «мамой»: заботилась, предугадывала желания, жертвовала собой ради эмоционального комфорта супруга. Таким мужчинам первое время приходится совсем несладко, ведь появление ребенка напоминает рождение младшего брата или сестры. Теперь большая часть «маминого» внимания достается не мужу, а младенцу. Нередко мужчина испытывает к ребенку ревность. Ситуация требует от молодого отца резкого взросления, что непросто.

Как и в начале пути, растерянные супруги пытаются опереться на культурные нормы и предписания. Снова в поисковой строке браузера вводятся вопросы: «Как правильно вести себя отцу новорожденного?», «Как родившая женщина должна выстраивать отношения с мужем?» Активно призывая в свое пространство фантастические фигуры «правильного мужа» и «нормальной жены», супруги избегают подлинного знакомства друг с другом и поиска оптимальных для их пары форм взаимопомощи и заботы.

Из-за временной потери трудоспособности женщины и появления в семье нового участника перестают работать старые гласные и негласные договоренности о распределении времени, денег. Их приходится заново обозначать, обсуждать, адаптировать к новым условиям. Изменения могут пугать, вызывать раздражение.

Внешние вызовы

С точки зрения социума, появление ребенка – это событие, отчасти похожее по символике на бракосочетание. Родители молодых окончательно убеждаются в том, что брак совершился, ведь расстаться мужу и жене теперь будет сложнее.

После рождения ребенка супруги часто оказываются в растерянности, им не хватает сил и опыта, поэтому они обращаются за помощью к внешним силам. И тут, так же как и после заключения брака, случается, что супруги передают внешним помощникам власть в своем доме.

Отношения супругов с родителями подвергаются новой проверке. Молодые взрослые оказываются в роли некомпетентных младших в вопросе родительства, и это обстоятельство может снова перекосить их отношения со старшим поколением, в особенности с матерями. Принимая помощь, могу ли я проводить сортировку: что нашей семье необходимо, а что – нет? Или традиция наших отношений описывается выражением «дареному коню в зубы не смотрят», и если уж мама зашла посидеть с внуком, она может в нашей квартире теперь делать все, что ей кажется уместным?

Внешними помощниками являются не только родители, но и различные эксперты: курсы «правильных» родов, «правильного» материнства, «правильного» вскармливания. К внешним помощникам относятся также няни, детские сады, центры раннего развития, педагогические подходы и школы, детские психологи, педиатры, мощная индустрия детской одежды, продуктов питания, игрушек. Все они помогают семье в этот интересный, но непростой период. Но состоят при этом из обычных, несовершенных людей, а им свойственны противоречивые, многослойные мотивы.

Это означает, что кроме желания (нередко вполне искреннего) оказать альтруистическую помощь каждый из них время от времени может руководствоваться не интересами пары, а своими собственными: коммерческими (задачей заработать свой гонорар) и «духовными» (потребностью в признании, власти, восхищении слушателей).

В последнем случае внешний помощник может дестабилизировать отношения в паре, пытаясь объединиться в коалицию с одним из супругов и объявляя второго супруга несовременным, незрелым, глупым. Если такая коалиция одного из супругов с внешним экспертом создается, союз жены и мужа перестает быть «руководящим органом», который принимает решение, какие традиции и методы пропускать внутрь, а какие им как паре не подходят.

В некоторых семьях мама супруга и невестка образуют коалицию «компетентных женщин» в деле ухода за родившимся ребенком. Попытки мужа принять участие в обсуждении режима, выбора врачей встречаются его матерью с иронией: разве может быть существенным мнение мужчины? Отец малыша постепенно вытесняется из этой области жизни семьи.

Вот пример. Илья увлекается гимнастикой и определенной системой питания. Он хочет заинтересовать своими открытиями жену и сына-дошкольника. Супруга относится к этим тренировкам с некоторой настороженностью – что-то ей нравится, а что-то кажется не слишком безопасным для нее и для их общего сына. Диетолог – автор системы оздоровления – досадует, что в семье клиента не все принимают его систему. Он дает понять мужу, что его жена не дорожит здоровьем их сына и «зомбирована врачами из поликлиники». Противостояние в паре нарастает.

Снова сделаем оговорку о важности обращения за помощью к родителям, психологам, няням и т. д. Приведенные примеры касаются случаев, когда пара упускает из внимания важность соблюдения границ своего союза. Эти границы не должны превращаться в крепостную стену. Конечно, в них необходимо проделать отверстия для входа и выхода. И в то же время очень важно, чтобы мужчина и женщина, как король и королева, не теряли контроль над своей таможней.

Этап 3 Ребенок идет в школу

Внешние вызовы

Во многих семьях репетицией «большого выхода в свет» становится начало посещения ребенком детского сада. Но в саду к нему обычно не предъявляют каких-то серьезных требований. Теперь же он входит в школу с ее представлениями о норме и патологии, приличии и неприличии. Таким образом, продукт совместного воспитания супругов оказывается выставленным на всеобщее обозрение.

Различия в паре могут обостриться из-за недовольства ребенком со стороны учителей. «Это все твое влияние!» – пытается найти способ справиться с полученным на родительском собрании нагоняем жена. «Это из-за твоей мягкости!» – сердится на супругу муж, озадаченный двойкой сына по физкультуре.

С одной стороны, школа и кружки позволяют разгрузить пару. Занимая детей в первую половину дня и после обеда, они дают возможность родителям заняться работой и отношениями. С другой стороны, как я уже говорил, у всех внешних игроков есть свои интересы. Школа имеет тенденцию впутывать родителей (через упрек и обвинение) в решение конфликта «ученик – учитель»: «Сделайте что-нибудь с вашим мальчиком, чтобы тот стал слушаться Марь Иванну». Школа может поддерживать ценности семьи, но иногда она транслирует детям чуждые идеи через лекции на классных часах, уроки литературы, истории и т. д.

Например, с точки зрения супругов, человеку важно прожить жизнь в соответствии со своим призванием, исследовать мир, искать душевное равновесие. Если их ребенок попадает в школу, где педагоги захвачены идеями спешки, нехватки времени, живут в логике острой конкуренции между людьми, тревожатся по поводу ограниченности ресурсов, они могут прививать детям установки, которые противоречат родительским. С одной стороны, ребенок обнаруживает, что разные взрослые в мире имеют разные ценности, и это важное открытие. С другой – супружеская пара может решить, что знакомство с этим разнообразием лучше отложить, а в начальной школе важно, чтобы ребенок не приобщался к миру конкуренции, борьбы и сверхусилий, а оставался в пространстве впечатлений, интереса к тому, что его окружает, теплых дружеских отношений.

Супруги могут упускать из внимания, что школьные педагоги, помимо педагогических задач, решают и задачи своей «корпорации»: вопросы общей успеваемости, рейтинга, управляемости детского коллектива. Педсовет не ставит своей задачей укрепление отношений мужа и жены. Для пары вредно, если один из супругов или оба начинают дорожить интересами школы больше, чем благополучием своей семьи.

Например, супруг может считать, что душевное равновесие ребенка является большей ценностью, чем успеваемость. Его жена в глубине души придерживается того же мнения, но ей трудно противостоять напору классной руководительницы, которая требует активного включения родителей в подготовку домашнего задания. Перед женщиной встает непростой выбор: пытаться заставлять мужа и сына выполнять требования школы или сохранить верность семейным традициям.

На этом этапе в супружеской паре могут обостряться споры по таким вопросам:

• Помогать ребенку в учебе или нет?

• Как нам относиться к успеваемости: мы считаем хорошие оценки важными или достаточно, чтобы человека просто не выгнали из школы?

Вполне возможно столкновение разных ценностей супругов: «Троечники лучше всего адаптируются к жизни!» – «С таким отношением к учебе он не поступит в институт и станет дворником». Может выясниться, что у супругов различаются страхи и представления о жизненных траекториях человека.

Например, женщина унаследовала от своих родителей представление о том, что «обычная школа» калечит детей, и поэтому все силы бросает на поиск элитарной (английской, математической) школы для своего сына. Муж этой женщины, напротив, может считать, что «наркотики и разврат сосредоточены в частных школах» или что «в жизни лучше всего устраиваются люди технических специальностей», поэтому думает об обычной школе с последующим переходом в колледж.

Оба супруга настолько погружены в свои страхи и споры друг с другом, что могут позабыть спросить у самого подростка, что ему по душе и какие у него планы на будущее.

Внутренние вызовы

На этом этапе внутренние риски пары заключаются уже не столько в невозможности совладать с различиями, сколько в эмоциональном остывании друг ко другу. Семейная жизнь начинает восприниматься как рутина.

«Если подумать, с годами мы все реже и реже смотрели друг другу в глаза. Все реже и реже».

(К/ф «История о нас»)

Эмоциональное охлаждение внутри пары часто связано с тем, что оба супруга теперь обращают больше внимания на собственные проекты (карьеру, общественную работу, хобби). Особенно трудно в этот период приходится супругам, которые не чувствуют за собой права на собственные увлечения, личное пространство и боятся встретиться с упреком со стороны мужа (жены). Тогда они будут подавлять возникающие в их душе импульсы, не давать им хода и неосознанно «мстить» равнодушием в адрес супруга или супруги. Бывает и так, что мужья и жены начинают реализовывать свои замыслы вне семьи, но сами пугаются этого, думая, что отношениям приходит конец. В седьмой главе мы подробно поговорим о фазах развития отношений в паре с точки зрения дистанции между супругами и их интересами. А здесь я пока скажу, что это охлаждение стоит воспринять как естественное обособление, сравнимое с отделением подростка от своих родителей. По мере возможности нужно признавать обоюдное право интересоваться чем-то вне семьи и проявлять ненавязчивый интерес к увлечениям друг друга.

Отношения становились все враждебнее и враждебнее.

И, наконец, дошли до того, что уже не разногласие производило враждебность, но враждебность производила разногласие: что бы она ни сказала, я уж вперед был не согласен, и точно также и она.

На четвертый год с обеих сторон решено было как-то само собой, что понять друг друга, согласиться друг с другом мы не можем. Мы перестали уже пытаться договориться до конца. О самых простых вещах, в особенности о детях, мы оставались неизменно каждый при своем мнении. Как я теперь вспоминаю, мнения, которые я отстаивал, были вовсе мне не так дороги, чтобы я не мог поступиться ими; но она была противного мнения, и уступить – значило уступить ей. А этого я не мог. Она тоже. Она, вероятно, считала себя всегда совершенно правой передо мной, а уж я в своих глазах был всегда свят перед нею. Вдвоем мы были почти обречены на молчание или на такие разговоры, которые, я уверен, животные могут вести между собой: «Который час? Пора спать. Какой нынче обед? Куда ехать? Что написано в газете? Послать за доктором. Горло болит у Маши». Стоило на волосок выступить из этого до невозможного сузившегося кружка разговоров, чтобы вспыхнуло раздражение. Выходили стычки и выражение ненависти за кофе, скатерть, пролетку, за ход в винте, – все дела, которые ни для того, ни для другого не могли иметь никакой важности. Во мне, по крайней мере, ненависть к ней часто кипела страшная! Я смотрел иногда, как она наливала чай, махала ногой или подносила ложку ко рту, шлюпала, втягивала в себя жидкость, и ненавидел ее именно за это, как за самый дурной поступок.

(Л.Н. Толстой. Крейцерова соната)

Этап 4 Подростки +

Внешние вызовы

Продолжается диалог со школой. Она помогает родителям адаптировать ребенка к социуму, найти свое место в нем, в его иерархии (начальник – подчиненный, старшие – младшие коллеги), обучает навыку учиться, искать и систематизировать информацию. С другой стороны, как мы уже говорили, школа может неосознанно дестабилизировать отношения в паре, пытаться вовлечь супругов в решение своих проблем (некомпетентность некоторых педагогов, сложности в отношениях с департаментом образования, вопросы рейтингов, репутации, финансов).

В жизни семьи появляется новый партнер по диалогу – это группы сверстников их детей, молодежные субкультуры, индустрия моды, развлечений (клубов, концертов). Подросток, в отличие от младшего школьника, значительно меньше ориентирован на ценности и мнение родителей. Компания сверстников становится для него основной средой для развития. Подросток ищет авторитеты среди ровесников и взрослых во внешнем мире. Их мировоззрение, ценности массовой культуры приходят в семью в виде музыки, которая звучит дома, текстов, которые читает подросток, плакатов на стенах, тем для разговоров с родителями на кухне.

Влияние родителей на мировоззрение ребенка ослабевает. При этом подросток активно осваивает сферу отношений с людьми, с собственной силой, сексуальностью, волей. Ему приходится определяться по поводу таких серьезных вещей, как наркотики, одежда, политика, религия, телесная близость.

Некоторые супружеские пары укрепляют свой союз, сталкиваясь со стремлением подростка обесценивать все вокруг и его агрессией. Например, после тяжелого разговора с дочерью об учебе жена может прийти за поддержкой к мужу и получить утешение. А есть пары, которые оказываются в плену у своих страхов относительно возможных опасностей, угрожающих подросткам, и негибких установок о том, как правильно и как неправильно жить. Охваченные страхом и стыдом за своего ребенка, они много и ожесточенно спорят друг с другом, и вместо укрепления альянса приходит разобщение.

Традиционные точки напряжения в паре – дискуссии на тему самостоятельности и контроля, иерархии и партнерства (равенства) у ребенка-подростка:

• Может ли 16-летняя дочь ночевать у подруги, и если да, то на каких условиях?

• Давать ли ребенку карманные деньги, сколько и на что?

• Требуется ли получить согласие сына при выборе места для семейного летнего отдыха?

• Может ли подросток вместе со взрослыми пить вино на дне рождения отца?

• Допустимо ли проверять переписку ребенка в соцсети? Можно ли просить ребенка добавить родителя «в друзья»?

К этому времени или чуть позже начинают стареть родители супругов. Нарастающая физическая немощь снова возвращает супругов к теме помощи родителям, взаимодействия с ними. У них есть риск взвалить на себя не только организационную поддержку стариков (сходить в аптеку, договориться с врачом, оплатить счета за электричество), но и смысловую (переживать за то, что родители могут сделать только самостоятельно: обнаруживать новые цели в жизни, сталкиваться со страхом смерти). Путаница в этих вопросах, царящая в нашей культуре, сбивает супругов с толку. Мы поговорим подробнее об этом во второй главе. Иногда один из супругов оказывается настолько погруженным в сопровождение своих родителей, что перестает уделять внимание отношениям со своим мужем (женой).

Внутренние вызовы

Примерно на этом этапе многие пары проходят испытание кризисом среднего возраста. В этом возрасте привлекательность мужчины повышается: он состоялся финансово и профессионально, более уверен в себе, чем в 25 лет, вызывает интерес у женщин, чувствует востребованность. Ощущение своей силы и возможностей накладывается на приходящее осознание конечности жизни: активного времени остается пара-тройка десятков лет, это вполне обозримый срок. Такие «открытия» рождают сомнения, фантазии: не стоит ли начать все заново, переписать судьбу, успеть воплотить все нереализованные мечты?..

При этом пик внешней привлекательности женщин приходится на более ранний возраст. Добавляет тревоги ожидание приближающейся менопаузы, угасание репродуктивных возможностей. Одни женщины совершают переход к следующей стадии – более зрелой женственности, с новыми смыслами и мелодиями бытия. Другие идут на поводу у массовой культуры и вкладывают все силы в то, чтобы продлить молодость. Таким женщинам непросто принимать возрастные изменения тела, болезни, необходимость следить за режимом. Эта уязвимость может порождать агрессивность, обидчивость.

В этот период в паре увеличивается риск измены. Иногда женщины делают это, желая подтвердить себе, что не утратили привлекательность: «Я могу интересовать мужчин!» Мужчинами иногда руководит страх приближающейся немощи, желание стать в новых отношениях компетентным, умным, уважаемым. Если общение супругов в основном посвящается деловым, организационным вопросам, один из них может потерять надежду на возрождение теплых отношений с живым интересом друг ко другу, что тоже увеличивает риск измены.

Все эти вопросы и проблемы – довольно «неловкие», и, к сожалению, немногие пары решаются их открыто обсуждать, а значит, оба супруга оказываются в изоляции.

Добавляет дискомфорта и наблюдение за взрослеющими, приобретающими самостоятельность детьми. Даже если супруги этого не осознают, достижение детьми подросткового возраста ставит пару перед необходимостью готовиться к расставанию с ними, а значит, и к необходимости сменить ставшее привычным смысловое наполнение жизни, в которой все подчинено заботе о детях. Из-за этого и у мужчины, и у женщины могут нарастать тревога, страх одиночества.

– Мой муж очень аккуратен. Он милый и порядочный человек. Я не могу на него жаловаться. Он всегда был прекрасным отцом. Мы никогда не ссорились. У нас прекрасная квартира. И уютная старая дача, которую мы унаследовали от его матери. Мы оба интересуемся музыкой, состоим в кружке камерной музыки. В общем, занимаемся музыкой.

– Все это звучит очень хорошо.

– Да, это так. Но в нашем браке нет любви. И никогда не было.

– А вам не будет слишком одиноко?

– Я думаю, что будет. Но я скорее предпочту жить в одиночестве, чем жить без любви.

– А что говорит на это ваш муж?

– Он сто раз меня спрашивал, что неправильного в нашем браке, раз я хочу развестись. А я ему отвечала, что невозможно продолжать такие отношения, без любви. Тогда он спросил меня – в чем состоит эта любовь? А я ему сто раз повторяла, что и сама не знаю… Как можно описать то, чего не существует?

(К/ф «Сцены супружеской жизни»)

Этап 5 Уход детей из дома

Внешние вызовы

На этом этапе пара имеет дело с двумя основными «сюжетами»: собственные родители и выросшие дети.

Родители дряхлеют. Как мы уже упоминали выше, кто-то из супругов может начать «выскакивать» из отношений, целиком погружаясь в сопровождение своих стариков. Окружающая культура не помогает нам разделять материальное и бытовое обеспечение и эмоциональное обслуживание – об этом мы поговорим во второй главе. Поэтому взрослые дочери и сыновья начинают отвечать за судьбу родителя, чувствуют вину за то, что не могут уберечь маму или папу от страха смерти. Желание позаботиться о материальном (оплатить помощницу по хозяйству, визит платного врача, заказать продукты с доставкой), но не брать на себя защиту стариков от прохождения неизбежных кризисов может расцениваться внутренним голосом как предательство.

От выросших детей поступает приглашение посидеть с внуками. В этой ситуации также существует «благочестивая» лазейка для пары, которая помогает уклониться от встречи друг с другом под предлогом выполнения священного долга «быть бабушкой/дедушкой». Один из супругов вместо того, чтобы метафорически повернуться к другому и снова стать семьей, состоящей из мужчины и женщины, может избежать этого нового знакомства через полное погружение в воспитание внуков.

Внутренние вызовы

Продолжается кризис среднего возраста. И мужчину, и женщину посещают страх пустоты, страх смерти. Оба стоят перед необходимостью подводить предварительные итоги: что удалось, а что нет. В реализацию каких замыслов есть смысл вложиться, а с какими мечтами лучше попрощаться навсегда.

Присутствие мужа (жены), по идее, должно давать возможность посоветоваться, поделиться, побояться вместе. Однако кому-то обращение за поддержкой может показаться неуместным, рискованным, обременяющим шагом.

«Я воображаю себе, что во мне заложены эти возможности любви. Но только они находятся в закрытом помещении. Самое печальное – это то, что жизнь, которую я до сих пор вела… все больше и больше покрывала оболочкой эти возможности. И я должна что-то предпринять против этого.

И первым шагом должен быть развод. По-моему, мы с мужем препятствуем друг другу смертельным образом. Звучит устрашающе. Собственно, есть нечто странное в происходящем. Мои чувства – я имею в виду зрение, слух и осязание – начинают мне изменять.

Например, вот стол, я его вижу, могу дотронуться до него. Но мое восприятие очень незначительное. Сухое. Вы понимаете, что я имею в виду? И так во всем остальном. Музыка, запахи, лица и голоса людей… Все становится беднее, мрачнее, без всякого достоинства».

(К/ф «Сцены супружеской жизни»)

Парам приходится особенно трудно, когда несколько кризисов накладываются по времени один на другой. Например, один из супругов оканчивает институт и сдает госэкзамены, а у жены подходит срок рожать. Или уход из семьи выросшего ребенка совпадает со смертью родителя мужа или жены.

В седьмой главе мы еще поговорим о том, как можно сгладить прохождение житейских кризисов пары.

Загрузка...