Введение

В условиях текущей геополитической обстановки, введенных в отношении Российской Федерации санкций и ограничений, для государства остро встает вопрос по снижению расходов бюджета в части контроля за деятельностью организаций и специалистов. Перевод части отраслей и профессиональных направлений деятельности на саморегулирование представляется наиболее эффективным способом снижения расходов бюджета.

Государство расходует на контроль значительные бюджетные средства. В отраслях, в которых контроль осуществляет государство, качество контроля низкое. Возникают множество спорных вопросов во взаимодействии предприятий, специалистов и заказчиков работ и услуг. Зачастую имеющаяся правовая база не обеспечивает должного регулирования деловых и профессиональных отношений. В законодательстве для многих отраслей не прописаны регулирующие правовые и нормативные документы, ориентированные на конкретные виды деятельности. Введение саморегулирования в отраслях, в которых данная мера не повлечет за собой негативных эффектов, будет способствовать снижению расходов бюджета, повышению защищенности специалистов и организаций, росту качества предоставления услуг и развитию профессионального сообщества.

Целью работы формирование методологического обеспечения замены отдельных видов государственного и муниципального контроля саморегулированием и страхованием.

Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

• выявление видов государственного и муниципального контроля, которые могут быть заменены саморегулированием и страхованием;

• анализ нормативно-правовых документов, регулирующих виды государственного и муниципального контроля, замена которых возможна саморегулированием и страхованием;

• анализ целесообразности и условий замены отдельных видов государственного и муниципального контроля деятельностью саморегулируемых организаций;

• разработка методологического обеспечения замены отдельных видов государственного и муниципального контроля деятельностью саморегулируемых организаций и страхованием.

Объектом исследования являются процессы и виды деятельности (профессии), подлежащие государственному или саморегулированию. Предметом исследования выступает система контроля над этими процессами и видами деятельности. Теоретическую и методологическую основу работы составляют общенаучные положения теории научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, системный, монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экономико-статистические, экспертных оценок; исследования отечественных и зарубежных ученых в области теории и методологии государственного регулирования (в том числе государственного, муниципального контроля) и саморегулирования; современные экономические концепции, законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность в области контроля и организации профессиональной деятельности.

Информационная база исследования включает международные и российские законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность в области регулирования и контроля, организации профессиональной деятельности, данные Правительства РФ, Федеральной службы государственной статистики, Минэкономразвития России, Банка России, информационно-справочных систем «Консультант Плюс» и «Гарант», информационных ресурсов сети Интернет и др.

Научная новизна и наиболее существенные результаты исследования заключаются в следующем:

• предложения (обоснование, методическое обеспечение) по замене отдельных видов государственного и муниципального контроля саморегулированием и страхованием;

• методическое обеспечение замены отдельных видов государственного/ муниципального контроля саморегулированием и страхованием;

• проекты изменений в федеральное законодательство, регулирующее деятельность СРО и страховую деятельность;

• предложения по развитию направлений деятельности СРО в области контроля;

• предложения по развитию страхования как механизма обеспечения ответственности хозяйствующих субъектов при замене видов ГМК саморегулированием.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории и методологии контрольно-надзорной деятельности, института саморегулирования, страхования как способа обеспечения имущественной ответственности участников рыночных отношений.

Практическая значимость результатов работы состоит в возможности широкого применения разработанного методического обеспечения в деятельности профильных департаментов Правительства РФ, органов государственного и муниципального контроля, служб внутреннего контроля саморегулируемых организаций.

Структура научно-исследовательской работы определяется целью и конкретными задачами исследования. Работа состоит из введения, восьми разделов, заключения, списка используемых источников и приложений.

Загрузка...