Процессу анализа конкурентов не уделяют должного внимания не только новички, но и опытные предприниматели. К чему это приводит? Читай дальше и все узнаешь! Все истории написаны от первого лица, ведь рассказывают сами предприниматели.
Честная история о том, к чему приводит отсутствие пристального внимания как к конкурентам, так и к собственному бизнесу.
У меня семейный бизнес – производство и монтаж натяжных потолков. Базируемся в Саратове, работаем в Саратове, Энгельсе и по области (когда это имеет экономический смысл).
Наше производство было основано в далеком 2007 году. Ни о каком серьезном анализе конкурентов тогда речь, конечно, не шла. Я поработал менеджером по продажам в одной из компаний, занимающихся натяжными потолками, оценил все преимущества этого маржинального бизнеса и… открыл свою фирму.
Сначала мы динамично развивались, набирая все больше заказов и загружая производство – 2 станка по раскройке пленки для потолков. В активе есть целые 9-этажки, полностью «затянутые» нами. Что уж тут говорить о квартирах, дачах и коттеджах.
Постепенно на рынке появлялись новые компании, цена квадратного метра потолка снизилась почти в 3 раза, несмотря на общий рост цен на все вокруг, появилось все больше дешевой пленки сомнительного качества. Все больше заказов стало перехватываться не только монтажниками, решившими самостоятельно «отработать заказ», но и крупными компаниями, завлекающими клиентов нереально низкими ценами. Очень многие потенциальные клиенты хотят подешевле, поэтому вызывают замерщиков из 3-5 компаний, а дальше выбирают самый дешевый вариант. Ситуация стала меняться…
Пандемия внесла свою лепту в происходящее. Производство и офис были закрыты, т.к. арендодатель решил «не рисковать», «теплые» клиенты взяли паузу, нужно было что-то делать. Решили попробовать «Авито» и «Юлу», не прогадали. Конечно, изучили действия конкурентов на этих площадках, протестировали гипотезы, сделали выводы и начали действовать. К августу 2020 года монтажников стало не хватать настолько, что очередь на выполнение заказов была на 2-3 недели вперед. Заявок на замеры тоже было полно, все сбивались с ног…
А потом случился «затык» с производством и «кадровый голод», когда один из ключевых сотрудников внезапно ушел в отпуск. Вместо того, чтобы перейти на изготовление потолков у других игроков рынка (а ведь было где) и максимум внимания уделять продажам и исполнению обязательств, я начал вникать во все производственные процессы и складские тонкости.
В итоге время было упущено, динамика просела, клиенты начали «сливаться», а тут еще проблемы со здоровьем… И очень быстро все скатилось к ситуации, когда начинаешь радоваться каждому заказу, не перехваченному конкурентами, «откусившими» солидную долю рынка.
Прошло больше года, а похвастаться нечем: один станок уже продан, второй выставлен на продажу, а мне приходится крутиться, как «белке в колесе» (в том числе и в найме), чтобы обеспечить семье хоть какой-то доход. Так что, друзья, копируйте у конкурентов с умом, а не только демпинг по ценам, и не бойтесь делегировать и развиваться. Но это уже совсем другая история…
Краткая справка: Денис – директор компании, которая занимается производством и монтажом натяжных потолков в Саратове, Энгельсе и Саратовской области. «Качество выше цены» – вот кредо компании Дениса. Надеюсь, что он сможет преодолеть «темную полосу» в бизнесе и жизни, достигнет новых высот. Удачи!
В 2018 году ездили с сыном на соревнования в Прагу, на Первенство Европы по HIP-HOP. И возвращаясь с соревнований, наш путь лежал через парк, мы попали на Фестиваль!
Сказать, что я была впечатлена – это значит ничего не сказать!
То, что мы там увидели поразило мое сознание: люди с ограниченными возможностями (колясочники, незрячие, аутисты, с ДЦП…) они играли в футбол, прыгали с моста, не знаю, как называется этот аттракцион – рогатка вроде, но это впечатляет, когда человек, парализованный по пояс, прыгает с моста, незрячие играли в футбол со зрячими… Эти коллаборации меня впечатлили…
И самое главное, что все здоровые и инвалиды были в одной среде, на равных общались, играли, угощали барбекю и ни у кого не было чувства жалости или брезгливости.
Я вернулась в Россию под впечатлением, у нас то не так!!! А почему? Почему наши русские люди с ограниченными возможностями считают, что им все должны, что они несчастны…
И почему наше общество с брезгливостью относится к данной категории, почему наше подрастающее поколение насмехается над особенными одноклассниками, почему инвалиды становятся изгоями…
Тогда-то мне и пришла в голову идея создать инклюзивную площадку для общения здоровых людей с людьми ограниченными возможностями.
Я хоть и не имела опыта в предпринимательстве, но интуитивно мыслила верно! Раз нет опыта, нужно взять готовую модель. Так я и поступила, но этот опыт оказался не успешным!
Тот пакет, который отправила мне УК, оказался мусором, не более того. Что уж говорить, если элементарно форма заявления оказалась устаревшей. Я продолжила свой путь начинающего предпринимателя на ощупь и совершила все ошибки, которые можно было совершить, а-ха-ха…
Но это меня не остановило.
Открылась я достаточно быстро. Юридическая форма Автономной некоммерческой организации предполагает написание Устава и регистрацию в МинЮсте. Обычно этот процесс не быстрый, но у меня получилось все достаточно оперативно, и уже через три недели после подачи документов на регистрацию со мной проводили пресс-конференцию, я стала звездой Иркутска за пять минут новостного материала трёх местных каналов.
Чтооо? Да, так и случилось!
Меня пригласили сразу на Международный молодежный форум «Байкал» в качестве эксперта. Я, конечно же, не упустила возможность и организовала выездную площадку не визуального восприятия на форуме.
Про нас рассказывали в газетах, о нас снимали сюжеты и транслировали на каналах «Россия» и «Аист», говорили на радио «МСМ», приглашали на городские фестивали…
А продаж не было!
Я конечно, как и любой, наверное, начинающий предприниматель думала так: уникальная идея, нет конкурентов – это круто! Стоит только открыться, и клиенты сами побегут. Но каково же было мое разочарование, когда клиенты не побежали…
Конечно, пришлось быстро решать эту проблему. И первое, что пришло в голову – это написать проект на Грант. Это государственная поддержка некоммерческих предпринимателей, безоговорочно большой плюс и огромная поддержка на начальном этапе развития. Но от Гранта до Гранта жить, как на качелях, сегодня получил Грант, и ты вверху, и вроде создаётся иллюзия успеха: все хорошо, о тебе говорят, ты на пике популярности, тебе не стоит волноваться о фонде заработной платы и аренде, но Грант не вечный, и когда он заканчивается, то проблемы возвращаются, и ты уже на этих же качелях летишь вниз – ощущение падения в пропасть.
Что делать непонятно: ладно ты сам можешь уйти в найм и зарабатывать те же деньги, что и при реализации Гранта, но что же делать с коллективом? Куда им идти?
Они надеются только на тебя, а ты несёшь ответственность за них, а еще налоги и аренда, маркетинг и т.д., что же делать с этими процессами?
Я решила для себя: раз я не знаю, значит нужно научиться!
И пошла учиться в Европейскую школу бизнеса – всё было отлично, и образовательная программа была очень крутой, я получила диплом Европейского образца, международную степень МВА – это было очень, очень круто! И в принципе на этом, ВСЁ! Чтобы вы понимали, я не смогла ничего применить на практике, нет не из-за того, что информации было недостаточно…
Но вопрос о том, как развивать бизнес, стоял с каждым днём всё острее.
И именно в тот момент, я познакомилась с продуктом Лайк Центра. Признаюсь честно, сначала очень скептично была настроена…
Но в процессе я поняла, что это – находка для предпринимателя.
Когда я в первый раз услышала, что нужно анализировать конкурентов, я очень обрадовалась, что у меня их НЕТ! Я думала, что если нет конкурентов, то мой продукт уникален и что он априори самый лучший.
Но как оказалось в процессе – это было совсем не верным мышлением.
И каково же было мое удивление, что, когда я стала искать конкурентов и анализировать их, я нашла для развития своего бизнеса много, очень много полезных инструментов и проверенных гипотез для развития своего бизнеса…
Как вы уже поняли, анализ конкурентов оказался для моего бизнеса бизнес процессом, а процессы непрерывны. И это дало рост моему бизнесу. Я перестала изобретать велосипед, сняла на секунду свою корону и начала анализировать конкурентов. И какова же была моя радость, когда я начала просто повторять то, что до меня уже много раз делали другие предприниматели. Они уже все сделали для меня – потратили деньги, протестировали много разных вариантов, мне нужно только выбрать лучший вариант и скопировать действия. Шок, да у меня тоже был шок. Но главное, что я получила – это прибыль!
Мне удалось не только проанализировать, но ещё и пообщаться со своими конкурентами. И вот что я скажу – это очень крутой опыт. Когда конкурент, говорит тебе: «Вы можете закрываться, через полгода мы заберем 40% рынка и Вас купим», ха…
Это мотивирует, черт возьми!
Ты думаешь в этот момент: «да какого хрена, что ты такое говоришь, ты что не в себе?»
И тогда, мозг начинает работать по-другому, если до этого тебе просто хотелось зарабатывать на своём бизнесе от трехсот тысяч и больше никогда ничего не нужно, то в тот момент, когда тебе бросают такой вызов, ты думаешь…
Да, игра началась, деньги, власть, страсть, ты больше ничего не видишь перед собой, у тебя одна цель…
На самом деле, дело, конечно же, в большем – твоей миссией становится: создать более 200 рабочих мест по всей России для людей с ограниченными возможностями, создать крутое инклюзивное пространство для общения, для обмена опытом, для теплой атмосферы, это же так круто ощущать себя немножко Творцом и особенно приятно, когда ты получаешь каждый день приятные отзывы…
Сегодня очередной рекорд! Новый год, новые грани!
Когда есть инструкция по применению, все становится куда проще – прочитай и сделай, как написано. Конечно, время не стоит на месте и то что было актуально вчера, сегодня уже не работает.
Пора масштабироваться! Сейчас мы анализируем конкурентов – франшизы квестов. Конечно, это не прямой наш конкурент, но у них есть потрясающий опыт и, кстати, когда ты интересуешься франшизами, они с большим удовольствием делятся всеми бонусами.
Для себя я определила через анализ конкурентов несколько важных составляющих:
1. дисциплина и порядок.
2. качественное пошаговое сопровождение;
3. системный подход.
Это самый увлекательный путь, который я сейчас прохожу!
Анализ конкурентов, как взмах волшебной палочкой…
Краткая справка: Ксения Михайлова – социальный предприниматель, инвестор АНО «Центр социальной коммуникации «ИМПУЛЬС»», г. Иркутск.
Сфера деятельности: социальное предпринимательство.
Миссия: Погрузить в свой внутренний мир, сделать подсознательное осознанным!
Иммерсивный перформанс не визуального восприятия «ВТемнотЕ» – это инклюзивный проводник в другую реальность, где мир теряет краски и приобретает объём.
Всем хочу пожелать: Быть смелее, меньше думать, больше делать и дисциплинировать себя!
Надеюсь, что со временем Ксения станет для людей с ограниченными возможностями столь же значимой фигурой, какой была Доктор Лиза для детей (в свое время). Пожелаем ей успехов!