В теории и практике не сложилось единого подхода к пониманию места и роли анализа деятельности банка в управлении. Анализ рассматривается и как самостоятельная функция управления и как составная часть управленческих функций в банке. При этом на практике его применение ограничено недостаточной степенью разработанности теории анализа банковской деятельности при сравнительно небольшом периоде существования самих банков, низким уровнем знаний у большинства топ-менеджеров банков в области экономического анализа, и отсутствием достаточного количества практических работ в открытой печати.
Данные причины носят как объективный, так и субъективный характер, однако в условиях усиливающейся конкуренции на рынке банковских услуг, сужения возможностей банков извлекать доход в условиях постоянного снижения уровня процентных ставок, вынуждает банки бороться за выживание путем мобилизации всех имеющихся у банков резервов, эффективным инструментом поиска которых и является анализ.
Мировой финансовый кризис показал, что банки, увлекшиеся ценными бумагами и рискованным кредитованием, не смогли адекватно оценить свои риски и грамотно использовать анализ в управлении.
В этих условиях важнейшей задачей развития банковского сектора становится:
‒ разработка единых подходов в методологии комплексного экономического анализа банковской деятельности;
‒ совершенствование методов комплексной оценки финансового состояния кредитных организаций в условиях постепенного перехода на принципы международной финансовой отчетности;
‒ развитие методологии и совершенствование организации финансового анализа, как направления комплексного экономического анализа.
Как справедливо отмечает Сандоян Э.М., в современных условиях, несмотря на разнообразие определений понятия "банк", в основе всех современных теоретических подходов лежит то, что банк является, прежде всего, финансовым посредником. Поэтому магистральным теоретическим направлением в данной области исследований выступает теория финансового посредничества. Финансовые системы во многих странах существенно изменились за последние тридцать лет. За этот период расширились традиционные финансовые рынки и возникли новые. Операционные затраты упали, а информация стала более дешевой и доступной. Однако эти изменения не привели к сокращению посредничества. Поскольку важность торговых посредников на рынке финансовых активов только растет, теория посредничества должна пересматриваться с учетом данных изменений [14].
В условиях финансового посредничества появление новых банковских продуктов увязывается с информационным фактором, тем самым подтверждая информационную теорию финансового посредничества. Поскольку новые технологии обработки и передачи информации приводят к появлению новых видов деятельности и продуктов, возрастает необходимость банков для ее сбора и использования для управления рисками. Выполнение банками своих классических операций приводит к накоплению огромного массива информации и позволяет дополнить свои традиционные функции новыми – информационной функцией и функцией создания новых финансовых продуктов. Причем создание банками новых финансовых продуктов стало возможным, прежде всего за счет накопления ими информации о потенциальных потребностях своих клиентов.
Экономический анализ направлен на оценку деятельности банка и проводится на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и показателей других банков. Результаты анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.
В экономическом анализе деятельности банка можно выделить основные направления, увязав их с целями проведения в форме таблицы:
Таблица 1.1 Основные направления анализа деятельности банка
В условиях финансового посредничества, специфика деятельности банков, как посредников, связанная с производством услуг финансового характера, с посредничеством между экономическими агентами, с высокой степенью зависимости от клиентской базы, во многом определяет содержание экономического анализа в банковском бизнесе и его основные направления, разработкой которых активно занимаются отечественные ученые и практики. Один из подходов, разрабатываемый Шербаковой Г.Н. [17], приведен на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 Направления анализа деятельности коммерческого банка 1
Данный рисунок наглядно увязывает проведение экономического анализа в коммерческом банке с предшествующим ему анализом окружающей финансово-политической и экономической среды, как в стране, так и в регионе присутствия банка, а также анализом состояния банковского бизнеса в целом. В условиях глобализации важным становится учет процессов и тенденций мировой экономики.
Выстраивание приоритетов анализа банковской деятельности показывает, что экономический анализ деятельности самого банка основывается, на анализе окружающей финансово-политической и экономической среды и анализе состояния банковского бизнеса, которые становятся базовыми для последующих этапов проведения анализа. На рисунке 1.1 они представлены блоками 1, 2 и 3.
Оказанная правительством помощь предприятиям и банкам, в условиях кризиса, ещё раз подтвердила важность анализа деловой и финансово-политической среды, изучения и оценки уровня планируемых поступлений инвестиций в банковский сектор; оценке доступа банка к существующим инструментам рефинансирования; анализе индикаторов состояния денежно-кредитной сферы, в частности таких, как уровень номинальных и реальных процентных ставок, динамика валютных курсов, кривые доходности различных финансовых инструментов [12].
Рассмотрим блок 1. Проведение анализа окружающей финансовополитической и экономической среды включает:
‒ исследование и сегментацию рынка банковских продуктов и услуг, как в стране, так и конкретном регионе;
‒ разработку критериев оценки эффективности банковского бизнеса вообще и конкретного банка;
‒ выявление и оценку ниши анализируемого коммерческого банка на рынке банковских продуктов и услуг, его встроенность в рынок финансовых услуг;
‒ оценку конкурентной среды, выявление преимуществ банка, по качеству и стоимости услуг и др.
При проведении экономического анализа окружающей среды необходимо исходить из того, что сокращение доли традиционного посредничества (дезинтермедиация), а также финансовые инновации и связи переориентировали денежные потоки на рынки ценных бумаг, которые благодаря новым технологиям отныне также способны обеспечить быстрый доступ к ликвидности, прозрачность, безопасность в сочетании с высокой доходностью. Здесь действуют взаимные фонды, хедж-фонды, частные акционерные фонды, деятельность которых приносит выгоду благодаря повышению левериджа и изменению структуры капитала инвестируемых фирм. Для нефинансового бизнеса процесс реструктуризации обычно означает необходимость улучшения как денежных потоков и финансовой структуры, так и производственных процессов, продуктов и услуг. Деятельность хедж-фондов и акционерных инвестиционных фондов по обеспечению собственной ликвидности сочетается с кредитованием коммерческих банков и операциями на фондовых рынках, тем самым поддерживается симбиоз этих финансовых учреждений с ключевыми каналами финансового посредничества. Этому же способствуют и другие связи: ряд крупных хедж-фондов и инвестиционных фондов управляются инвестиционными и коммерческими банками и финансовыми конгломератами и одновременно оказывают консультационные и другие услуги в области инвестиционного бэнкинга [14].
Развивая данный подход, мы считаем справедливым мнение Шербаковой , что в странах с формирующейся рыночной экономикой, к числу которых относится и Россия, банковские системы играют ведущую роль в привлечении и размещении капиталов, и на их долю приходится подавляющая часть финансовых посреднических операций. В странах с развитой экономикой банковский сектор сегодня жестко конкурирует с фондовым рынком: фонды, страховые компании, другие финансовые организации, осуществляющие управление инвестициями, активно привлекают финансовые сбережения и предоставляют денежные средства компаниям и частным лицам [17].
В данных условиях анализ окружающей среды является серьезной причиной постоянного пересмотра банками своих стратегий, инвестировании значительных финансовых средств в новейшие технологии и создании на их базе новых инструментов, повышая качество услуг и снижая свои транзакционные издержки.
На наш взгляд проведение анализа, как неотъемлемой и составляющей части любых управленческих решений, становится главным фактором функционирования всей системы управления банком в целом. В схеме предложенной Шербаковой Г.Н., в последовательности шагов выработки и реализации управленческих решений лежит универсальный набор взаимосвязанных процедур (этапов) принятия управленческих решений (исследование и диагностика ситуации; выявление и структуризация проблем; разработка и обоснование альтернатив; принятие управленческого решения; управление реализацией решения; оценка результативности решения). Изучение этапов, показывает, что анализ, присутствуя на каждом этапе принятия управленческого решения, является не только одной из процедур (этапов) принятия решения, но и важнейшим условием принятия и оценки результативности принятого управленческого решения, т.к. без предварительного проведения анализа эффективности альтернативных вариантов решений и выбора на его основе наилучшего варианта невозможно осуществить этап «разработка и обоснование альтернатив» [17].
Таким образом, одной их главных задач анализа деятельности банка является обобщающая оценка общей экономической эффективности его деятельности (см. блок 4 на рисунке 1.1), которая включает в себя анализ финансовых результатов банка (см. блок 5 на рисунке 1.1) и его финансового состояния в целом (см. блок 6 на рисунке 1.1). В социальноэкономической системе, специализирующейся на функциональной деятельности, такой как банковская, результативность менеджмента определяется конечными результатами деятельности самой системы. Поэтому финансовый анализ в коммерческом банке позволяет дать оценку не только эффективности деятельности самого банка, но и экономической эффективности управления им, т.е. качества системы менеджмента [17].
В рамках рассматриваемой схемы проведения анализа деятельности банка, важно выделять блоки анализа финансовых результатов (см. блок 5 на рисунке 1.1) и анализа финансового состояния (см. блок 6 на рисунке 1.1) банка и сводный блок оценки эффективности деятельности банка (см. блок 7 на рисунке 1.1).
Оценка общей экономической эффективности в рамках блока 7 может включать следующие подходы:
‒ Анализ ретроспективной, текущей и оперативной деятельности банка представляет собой экономический анализ, который базируется на данных бухгалтерского учета и отчетности, экономической и финансовой информации.
‒ Анализ в стратегическом управлении, прогнозировании и финансовом моделировании, используется в процессе формирования и последующей оценки основных разделов бизнес-плана банка, которыми могут быть: план привлечения-размещения ресурсов; расчетный баланс усредненных капиталов (увязка структуры и объемов активных операций с доходами и расходами по ним с целью планирования прибыли), план распределения прибыли; экономические показатели деятельности банка; план ликвидности по декадам, месяцам, кварталам; план работы с персоналом банка; план развития филиальной сети и материальнотехнической базы банка; план развития программно-информационного обеспечения; прогноз уровня основной банковской деятельности и основных видов банковских продуктов; план финансового оздоровления (в случае необходимости) и другие разделы. Анализ используют также и до составления бизнес-плана: анализ экономической, демографической, конкурентной среды в регионе; анализ места банка на финансовом рынке региона [17].
‒ Анализ и оценка альтернативных, инновационных направлений деятельности банка включает оценку инновационной деятельности банков, в состав которой могут ходить инновации продуктов, инновации процессов и организационные инновации. К банковским продуктовым инновациям относят технологические новшества в области создания инвестиционных, андерайтинговых, секьюритизационных, ипотечных, деривативных схем и др., предусматривающих нестандартные потоки денежных средств и использование комбинаций основных инструментов рынков капитала для защиты от процентного риска. В каждом из случаев использования инновационных направлений необходимо анализировать и выделять возможные предпосылки убытков и банкротства. Это и непрофессиональное ведение дела, и неоправданное стремление получить прибыль из сделок с высокой степенью риска, недоучет состояния рынка и новых тенденций на нем и т.д.
‒ Анализ в организации и проведении маркетинговых исследований обычно показывает, что в банках незаслуженно мало внимания уделяется аналитическому обоснованию решений относительно маркетинговой деятельности кредитной организации. При анализе необходимо учитывать, что выходя на новые рынки банковских услуг, банки сталкиваются с проблемой отсутствия достаточного опыта, что выражается и в поверхностной маркетинговой политике, и в недостаточно проработанной продуктовой линейке. Зачастую кредитные продукты банков конкурируют не столько с продуктами других кредитных организаций, сколько с аналогичными кредитными продуктами того же банка, что негативно отражается на потенциальных клиентах.
С другой стороны, стремительно меняющиеся социальноэкономические условия существенно влияют на профиль спроса на банковские продукты со стороны населения, что не всегда встречает адекватную реакцию со стороны коммерческих банков.
В условиях кризиса эффективность деятельности кредитной организации в значительной степени зависит от эффективности рынков, на которых она работает, а также от решений в области маркетинга, а именно номенклатуры предлагаемых банковских продуктов и услуг, стратегии ценообразования, стимулирования, продвижения банковских продуктов на смежные финансовые рынки. Тщательное исследование окружающей рыночной среды обеспечивает банкам возможность определения наиболее эффективных направлений инвестиций в реальные активы, таким образом, все решения в области активных операций должны быть согласованы с долгосрочной рыночной стратегией банка. Кроме того, исследование маркетинговой среды позволяет предварительно оценить один из важнейших факторов стоимости банка – темп роста капитала, который зависит от темпа роста увеличения активов, оцениваемого и прогнозируемого в рамках маркетингового анализа.
Аналитическое обеспечение управления ресурсами, а именно основным и дополнительным капиталом, а также персоналом кредитной организации должно включать количественные и качественные характеристики, оценку эффективности их использования, анализ бизнеспроцессов кредитной организации и стоимости банковских продуктов.