Сравнивая Амстердам и Венецию, американский писатель Генри Джеймс писал: «В обоих случаях – море и небо, а между ними – архитектура, но с одной стороны – совершенная поэзия, с другой – совершенная проза». Проза – это Амстердам. Северной Венецией город прозвали из-за множества каналов.
Во всем мире Амстердам справедливо называют городом, построенным на сваях, хотя сами жители города говорят, что их столица «построена на костях сельди». Видимо, до сих пор памятны те времена, когда сельдь являлась одной из главных статей городского дохода. Благодаря атлантической сельди город на реке Амстель стал портовым, с населением в несколько миллионов.
В древности Амстердам был с обеих сторон ограничен укрепленными каналами, составившими первое звено в концентрической системе водных путей сообщения, которые вырастали вокруг расширявшегося города наподобие годичных колец дерева.
Второе кольцо каналов появилось в XV в. Оно защищало территорию, сложившуюся за первыми городскими стенами. В результате границы города значительно расширились. В то время каналы больше напоминали рвы. Новые каналы, проложенные от Сингла на западе до Кловенирсбёрхвала на востоке, образовали вытянутое полукольцо вокруг города, вдоль защитных стен и ворот.
Старинный мост через канал
Некоторые сооружения сохранились до настоящего времени. В первую очередь это крепостная башня Схрайерторен и ворота Синт-Антониспорт, перестроенные в 1617 г. в Палату мер и весов, что объясняет нынешнее название сооружения – Ваах – «весы». Кроме этого, сохранился фрагмент старых ворот Монкспорт, позднее включенный в основание башни XVII столетия Мунтторен, где некоторое время размещался Нидерландский монетный двор.
За несколько столетий через бесчисленные каналы (грахты), ручьи и протоки Амстердама неизвестные ныне строители перебросили более 1200 мостов. Из них свыше 400 расположены в историческом центре города. Здесь на 70 искусственных островах находится центр, сердце столицы Нидерландов.
Главным каналом считается Сингл, затем по значимости различают построенные купцами в XVII в. три канала: Хейренграхт, Кайзерсграхт, который был проложен в честь императора Максимилиана I, и самый молодой – Принсенграхт, получивший свое название в честь принца Виллема Оранского.
Три этих канала называли гирляндой. Они считались главными в Амстердаме и предназначались для строительства на их набережных домов самых влиятельных и богатых горожан – биржевых дельцов, чиновников и удачливых торговцев.
Особняк на Кайзерсграхт
Одним из самых красивых особняков на Кайзерсграхт по праву считается дом Торы Ван Лон-Эдигиус, фрейлины королевы Вильгельмины. Она была последней хозяйкой особняка и завещала его амстердамскому муниципалитету.
Первым владельцем здания был ученик великого Рембрандта Фердинанд Бол. Время его постройки – 1672 г. Фасад здания украшают скульптурные изображения Афины и Марса. С 1973 г. здесь находится один из самых интересных музеев Амстердама.
Интерьеры особняка Ван Лон украшают изделия из прекрасного китайского и японского фарфора, старинные восточные ткани и ковры, изготовленные в XVIII в. специально для этого особняка на французских мануфактурах. В залах музея можно увидеть замечательную галерею семейных портретов. Перед домом разбит чудесный сад с розарием, в который гармонично вписался классический павильон Храм Аполлона.
Музей Ван Лон
Радиальные каналы и улочки заселяли люди попроще – мелкие бюргеры, лавочники и ремесленники. За Принсенграхт в первой половине XVII в. за очень короткое время был построен район Йордан, где поселились портовые рабочие, эмигранты и городская беднота. Затем выкопали Ляйнбансграхт – самый длинный обводной канал, который обозначил городскую границу. Благодаря осуществлению этого проекта площадь столицы была увеличена более чем в 3 раза и оставалась такой на протяжении следующих 200 лет.
Амстердамские каналы живут своей, особой жизнью. Например, знаменитый цветочный рынок Бломенмаркт (Bloemenmarkt) следует искать именно на канале: он находится на баржах, пришвартованных на Сингле. На каналах расположены самые интересные антикварные и букинистические лавки, а также крупнейший в Европе блошиный рынок.
В Амстердаме еще сохранились магазины, где через витринное стекло можно увидеть, как хозяйка варит мыло. Или вдруг наткнуться на лавку, где продаются одни лишь зубные щетки. Неожиданно для себя можно найти маленький закуток, заваленный всевозможными поваренными книгами.
Сеть амстердамских каналов
Прогуливаясь вдоль амстердамских каналов, многочисленные туристы видят жизнь именно такой, какой ее видели и запечатлели на своих картинах малые голландцы: простой, уютной, полной небольших очаровательных деталей.
Все-таки трудно согласиться с Генри Джеймсом. Амстердам обладает романтическим очарованием старинного города на воде, и, наверное, именно поэтому его называют Северной Венецией, хотя, в отличие от настоящей Венеции, столица Нидерландов лишена сказочной роскоши и помпезности, нет в ней и величественных монументальных зданий.
Сейчас очень любопытно рассматривать старые карты Амстердама: сразу становится понятным, как расширялся этот город, гуще становилась сеть пересекающих его каналов. В настоящее время число каналов достигло 160 и через них переброшено 1260 мостов. Под защитой государства находятся 6850 зданий и сооружений Амстердама, так как они являются частью истории города и страны.
Интересна легенда о возникновении Амстердама. Это фантастическая история о спасении двух рыбаков, чей баркас во время сильного шторма перевернулся и затонул. Морские волны выбросили их на пустынный берег вблизи устья реки Амстель. Рыбаки сочли свое чудесное спасение волей Божественного провидения. Место им очень понравилось, они перевезли сюда свои семьи и стали, таким образом, основателями небольшой рыбацкой деревушки. Для защиты своих домов от разливов жители деревни возвели дамбу. Отсюда и название Амстердама, что в переводе означает «дамба на Амстели».
Река Амстель
Маленькая рыбацкая деревушка сначала располагалась на защитных дамбах, возведенных вдоль обоих берегов реки Амстель в ее нижнем течении. Первую дамбу построили на восточном берегу, поэтому во многих старых названиях в восточной части современного города присутствуют слова «ауде» («старый») или «ауде-зейдс» («старая сторона»). Несколько позже была сооружена западная дамба, и до сих пор улица, появившаяся позже на ее месте, известна как Ньивендейк (Новая дамба).
Амстельские владетели до 1204 г. жили в Удерекерке, в 7 км от нынешнего города. В начале XIII в. на месте современного Амстердама они построили крепость.
В 1270 г., после того как была возведена плотина через реку Амстель, образовалось место для небольшой площади, получившая название Дам. Саму деревушку немного позже назвали Амстелледамме, что в переводе и означает «плотина на реке Амстель».
Первое письменное упоминание этого места найдено в акте 1275 г., составленном голландским графом Флорисом V, согласно которому он освободил Амстердам от налогов. В 1296 г. в результате участия Гисбрехта IV Амстельского в убийстве графа Флориса Амстердам вместе со всеми амстельскими владениями перешел во владение графов Голландских, и уже в 1300 или 1301 г. получил городские права. Такой переход из-под помещичьей власти под верховную власть графа явился причиной быстрого развития Амстердама. Когда же он сделался свободным от владычества Испании, то стал первым торговым городом Нидерландских Соединенных Штатов.
Оккупация страны испанцами оказалась весьма благоприятной для ее экономического развития. Король Испании Карл V из династии Габсбургов сумел объединить раздробленные нидерландские графства. Среди населения прокатилась волна столкновений на религиозной почве.
Когда же на испанский престол вступил преемник Карла Филипп II, считавшийся фанатичным католиком, волнения голландцев приняли широкий размах и в 1566 г. вылились в грандиозное восстание против испанского наместника. Восстание было жестоко подавлено герцогом Альбой. За время его правления было казнено 18 тыс. местных жителей. Кроме того, Альба под страхом смерти запретил голландским купцам ездить за индийскими товарами в Лиссабон.
Голландские мореплаватели были вынуждены сами осваивать путь в Индию через океан. Амстердам постепенно стал превращаться в центр торговли индийскими товарами. Его позиции значительно укрепились в 1585 г. Тогда же Антверпен в очередной раз отошел к Италии. Протестанты, среди которых было немало ремесленников и торговцев, бежали в Амстердам от преследования католической церкви. Это в большой степени способствовало процветанию Амстердама. Все торговые связи Антверпена в то время перешли к Амстердаму и самые значительные морские путешествия начинались именно в Амстердаме. Путешествия знаменитых голландских моряков стали одной из самых увлекательных и романтичных страниц в истории страны.
В 1587 г. из Голландии с тайной миссией был отправлен в португальские владения известный мореплаватель Ян Хейген Линсхотен. В течение долгих пяти лет он собирал информацию об опорных населенных пунктах Португалии на территории Африки и Юго-Восточной Азии, исследовал возможности плавания и торговли в Индийском океане. Кроме того, этот военный моряк и предприимчивый торговец собрал сведения о Южном морском пути, чтобы голландские мореплаватели могли с легкостью попасть из Нидерландов в Индию.
Мореплаватель понял, что португальцы хозяйничали лишь на узкой прибрежной полосе островов и материков. Португалия занимала господствующее место на мировом рынке, что давало ей негласное право обирать местные племена и грабить корабли восточных купцов.
Линсхотен сумел убедить городские власти в том, что амстердамцам не составит труда вытеснить португальцев с захваченных территорий. Голландцы без промедления приступили к комплектованию команд и подготовке кораблей для выполнения такой важной задачи.
Шел уже 1592 г. Тогда после удачного первого торгового плавания в город вернулся капитан Корнелис Хаутман. Его корабль был доверху заполнен высококачественными пряностями: мускатным орехом, перцем и кокосами.
Через год из амстердамского порта вышла целая флотилия из 20 кораблей под началом бравого адмирала Якоба Корнелиса ван Нека. Моряки захватили остров Маврикий, а следом и остров Банда. Трюмы всех кораблей были загружены бесценным грузом, состоявшим из первоклассных пряностей.
После возвращения адмирала из Амстердамского порта в Азию отправилось уже 15 таких флотилий. С этого времени португальский морской путь окончательно превратился в голландский. В этот же период моряк из Амстердама Виллем Баренц совершил три экспедиции на север, в результате которых были совершены многие географические открытия.
Виллем Барентсзон (сын Барента) родился около 1550 г. Он был коренным амстердамцем и, судя по тому, что фамилии у него не было, – простого происхождения. Он прославился под обычным для голландцев отчеством – Баренц. Это все, что известно об этом человеке до начала его знаменитых экспедиций.
В свое первое морское путешествие Баренц отправился в начале лета 1594 г. на трех кораблях и яхте. Одним кораблем командовал он сам, другим – Корнелис Корнелизон Най, третьим – Брант Исбрантзон Тетгалес. Торговым комиссаром на третьем корабле был тот самый Ян Хейген Линсхотен.
Часть карты Баренца
Корабли направились на север и вскоре разделились. Най и Тетгалес достигли западного берега полуострова Ямал. Они приняли морской залив за устье реки Обь и решили, что находятся недалеко от мыса Табин. Им показалось, что пройдено уже достаточно (хотя это было немногим больше 300 км) и пора возвращаться назад.
Корабль Баренца в это время плыл вдоль берега Новой Земли. Он открыл остров Адмиралтейства и пролив, отделяющий его от Новой Земли. С 13 июля путешествию стали мешать громадные массы льда, и продвижение корабля на север замедлилось. Две недели корабль с трудом лавировал среди льдов.
Баренц открыл северный мыс Новой Земли и назвал его Ледяным (мыс Карлсена). А возле мыса мореплаватели обнаружили несколько маленьких островов, которые получили название Оранских. В сентябре все три корабля вернулись на родину.
Вторая экспедиция Баренца началась в августе 1595 г. и состояла из шести кораблей и быстроходного вестового судна. Корабли были нагружены всевозможными товарами. Командовал флотилией Най, а Баренц был главным штурманом экспедиции. Торговым комиссаром снова стал Линсхотен.
Пройти через ледяные поля в Карское море экспедиции удалось лишь в начале сентября. Между Наем и Баренцем начались столкновения. Причиной послужила постоянная нерешительность Ная и Тетгалеса, останавливавшихся перед каждым препятствием.
Однажды, во время высадки команды на небольшой островок, двух матросов растерзал белый медведь, Най на офицерском совете предложил повернуть домой. Протокол подписали все, кроме Баренца. Корабли вернулись в Амстердам. Так бесславно закончилась вторая экспедиция.
Третье плавание Виллема Баренца
Вскоре правительство Нидерландов назначило высокую премию тому, кто откроет Северо-Восточный проход. Амстердамский сенат выделил средства для снаряжения двух кораблей, командирами которых были назначены Яков Гемскерк и Ян Рейп. Баренца хотели обойти, но Гемскерк предложил ему пойти штурманом на его корабле. Баренц согласился.
Третья экспедиция вышла в путь весной 1596 г. Вопреки мнению Баренца Рейп принял решение пойти на север, чтобы выйти в «Полярное море», которое, как он думал, совершенно свободно ото льдов.
Неожиданно путешественникам открылся остров, возле которого удачным выстрелом один из моряков убил медведя. Остров голландцы назвали Медвежьим и, пробыв там четыре дня, двинулись дальше, к Груманту (Шпицберген).
Взяв курс на северо-запад, мореплаватели вскоре увидели землю, которую вначале приняли за Гренландию, а на самом деле это был западный берег Шпицбергена. Рейп записал в корабельном журнале: «Мы дали этой земле название Spitzbergen, потому что там много заостренных вершин. Хотя эта страна расположена под 80° широты и еще севернее, она изобилует зеленью и травой и вскармливает травоядных животных…».
Из-за непроходимых льдов корабли повернули на юг и снова подошли к Медвежьему острову. Рейп предложил искать проход к северу от Шпицбергена, а затем повернуть на восток. Баренц настаивал на том, что надо идти сразу на восток от Шпицбергена.
Корабли разделились, так как Баренца поддержал капитан Гемскерк. Их корабль пошел сразу на восток и 17 июля 1596 г. подошел к Новой Земле, а потом резко повернул на север. Но, остановившись на северо-восточной оконечности Новой Земли, мореплаватели решили остаться здесь на зимовку. Это была самая первая зимовка западноевропейцев в Арктике.
Корабль Баренца во льдах. С гравюры конца XVI в.
Кораблю грозила опасность быть раздавленному льдами, поэтому моряки сняли с него все необходимые вещи, оружие, продукты, снасти и паруса. Из плавника они построили избушку с очагом и дымовым отверстием, обшив ее снятыми с корабля досками.
Зимовка для голландцев оказалась очень тяжелой. Почти все они страдали цингой, но из 17 моряков не дождались весны только двое. Отремонтировать корабль, побывавший в ледяных тисках, не представлялось возможным. Голландцы подготовили к плаванию две шлюпки, приладив к ним паруса.
В середине июня они отправились в опасное плавание. Баренц и еще один матрос были тяжело больны, в шлюпку их перенесли на руках. По бурному морю зимовщикам только на шестой день удалось обогнуть Ледяной мыс.
Когда больной матрос умер, Баренц сказал, что ему тоже осталось недолго жить. Он долго рассматривал карту, потом попросил воды и умер. Это произошло 20 июня 1597 г. Один из участников экспедиции писал: «Смерть Виллема Баренца причинила нам немалое горе, ибо он был нашим главным руководителем и незаменимым штурманом». Тело его было опущено в море, которое с середины XIX в. носит имя прославленного мореплавателя.
В конце июля путешественники достигли южного берега Новой Земли и встретили там русских мореходов, которые поделились с зимовщиками продуктами и теплой одеждой. 25 августа 1597 г. голландцы после тяжелейшего плавания прибыли к острову Кильдин, где в это время стояли нидерландские корабли, а капитаном одного из них был Ян Рейп.
На корабле Рейпа зимовщики вернулись в Амстердам. Из 17 моряков в живых осталось 12. В первой четверти XVII в. из Голландии отправлялось еще несколько кораблей на поиски Северо-Восточного прохода, но ни один корабль не прошел дальше Карских ворот. Со второй четверти XVII в. голландцы прекратили его поиски.
Главным результатом третьей экспедиции стало открытие торгового пути из Голландии в Россию. Исследования Виллема Баренца имеют огромное значение в истории Арктики. Его метеорологические наблюдения используются в арктической метеорологии по сей день.
На Новой Земле в 2005 г. великому голландскому мореплавателю был установлен памятник. Автором монументальной композиции стал голландский скульптор Пьер Хендрик Симон. Памятник выполнен в виде паруса, что напоминает о вынужденной зимовке третьей экспедиции Виллема Баренца в 1596–1597 гг. на Новой Земле.
Монумент является даром Hидерландов России. Он стал символом союза между Востоком и Западом, связующим звеном между прошлым и настоящим, так как посвящен памяти голландца, умершего во время экспедиции в русскую Арктику.
Нидерландское зодчество Раннего Возрождения развивалось в готических формах. Это было обусловлено двумя факторами: отсутствием античных традиций и бургундским господством, способствовавшим проникновению в голландскую культуру религиозно-рыцарских элементов.
В архитектуре Амстердама преобладало светское направление, типы построек практически не изменялись. Лишь в XVI в., когда Нидерланды вошли в огромную империю Габсбургов, были установлены тесные художественные связи со многими европейскими странами. Несмотря на это, направления позднеготической архитектуры главенствовали при возведении любых сооружений.
Шпиль Южной церкви (Зюдекерк), возведенной в 1603 г.
В Амстердам стали приглашать известных итальянских архитекторов для строительства дворцовых построек и особняков для знати. Но классический стиль стал широко применяться в архитектурной практике только к середине XVI в. Готические традиции еще долго сохранялись в церковном строительстве. Облик Амстердама в XV–XVI вв. еще практически не отличался от средневековых городов. По-прежнему большинство городских построек группировалось внутри городских стен, а в силуэте города главную роль играли башни соборов и ратуш.
Старинные особняки на берегу Амстели
Главной площадью города оставалась Торговая площадь, где, как правило, размещалась ратуша, конторы различных торговых гильдий и цеховые дома. В основной застройке городских улиц преобладали узкие дома с треугольными фронтонами, продолжала разрастаться сеть городских каналов.
Трудно говорить о сложившихся архитектурных ансамблях Амстердама, так как архитектурные формы различных сооружений порой не соответствовали друг другу. Но все же пространственный размах площадей, декоративная отделка каждого здания придавали им немалую привлекательность.
В церковном строительстве голландская архитектура до XVII в. не оставила крупных памятников. Особый тип общественного здания в Амстердаме представляли дома, принадлежавшие гильдиям, и цеховые здания (Дом цеха рыбаков). Они служили бюргерам для собраний и празднеств. Обычно это были сооружения в 5 этажей с узкими фасадами и высокой кровлей.
Важно отметить и такие постройки, как торговые ряды, здания городских весов, дома-склады, отличающиеся определенной скупостью и лаконизмом архитектурных форм.
Питер Янс Санредам. Старая ратуша в Амстердаме. 1657
К сожалению, образцов жилых домов, построенных до конца XVI в., осталось в Голландии очень мало, уцелели буквально единицы. Особенностью жилых домов уже тогда были большие окна с частыми переплетами.
К середине столетия классический стиль уже активно проявлялся в монументальном строительстве. Самым известным голландским зодчим того времени был Корнелис Флорис. Ему удалось на основе нового стиля развить образные идеи монументальных построек, возведенных в прошлые века.
Влияние Флориса распространилось на архитектуру всей страны, но народные волнения и война с Испанией надолго приостановили строительство крупных сооружений.
Морская торговля приобретала все больший размах и постепенно стала главным источником обогащения голландцев. Торговые суда голландских компаний осуществляли более половины европейских грузоперевозок.
Многие корабли, выстроенные на амстердамских верфях, были из дерева и стали. Их грузоподъемность достигала 1 тыс. тонн. Моря и океаны бороздили более 2 тыс. торговых кораблей, на мачте которых развевался голландский флаг. Численность голландского торгового флота значительно превышала количество судов Франции и Англии.
Профессиональная подготовка голландских моряков считалась лучшей в мире, а жалованье, полагавшееся капитанам и команде, было более чем скромным. Поэтому иностранные судовладельцы не выдерживали конкуренции с амстердамскими коллегами.
Интересен тот факт, что голландские торговые суда легко можно было преобразовать в военные корабли. В 1639 г. Испания в очередной раз попыталась восстановить контроль над Северными Нидерландами. В Английский канал (пролив Ла-Манш) было направлено несколько десятков испанских военных судов.
Адмирал Мартен Тромп
Их встретили две дюжины голландских кораблей, которыми командовал адмирал Мартен Тромп. Ему удалось удерживать противника на рейде у Лувра в течение месяца.
В это время голландские кораблестроители, используя весь свой потенциал, трудились на верфях рек Шельды, Ий и Маса, меняя оснастку торговых судов на военную. Таким образом, маленький флот адмирала Тромпа вырос до 70 боевых кораблей. В этом составе голландцам ничего не стоило окончательно разгромить испанскую армаду. Из кольца окружения сумели вырваться лишь 10 испанских кораблей, изрядно потрепанных голландцами.
По рассказам очевидцев, Тромп победоносно провел свой флот по проливу, привязав к верхушке мачты флагманского корабля метлу, показывая тем самым, что Голландия чисто подметает моря, избавляясь от захватчиков.
В 1602 г. в Амстердаме была открыта Ост-Индская компания, целью которой стало завоевание африканского побережья, островов Малайского архипелага и берегов Цейлона. Кроме того, Ост-Индская компания брала на себя обязательства проложить торговые пути в Тасманию, Австралию, Японию и Китай.
Одним из основателей Ост-Индской компании был Исаак де Пинто, бежавший из Португалии от инквизиторов. В Голландии ходило немало слухов о несметных богатствах этой еврейской семьи. Согласно одной из легенд, стены его дома были покрыты золотыми монетами. Если хотели сказать о достатке какого-либо человека, говорили: «Богат, как Пинто».
Дом Пинто в Еврейском квартале Амстердама чудесным образом избежал разрушений от бомбежек и сноса при строительстве метро. Его белоснежные стены среди многоцветия других домов видны издалека. Чудесен и интерьер здания. Достаточно сказать о роскошном кессонном потолке и расписных плафонах в розово-голубых тонах. Сейчас в доме Пинто разместилась публичная библиотека.
Через 20 лет в Амстердаме была основана другая компания – Вест-Индская. Она предназначалась для налаживания торговли с Бразилией и основания колоний на острове Манхэттен в Северной Америке. Там голландские купцы заложили город – Новый Амстердам, впоследствии переименованный в Нью-Йорк.
Ост-Индская компания обрела большой политический вес, собрав воедино средства своих акционеров. Ее ресурсы равнялись ресурсам целого государства. Компания имела возможность содержать армию из 30 тыс. человек и флот из 50 тяжеловооруженных кораблей. Они огибали мыс Доброй надежды и плавали по Яванскому морю, Индийскому и Тихому океанам, достигая в северном направлении Формозы и Японии. На десятках островов моряками, участвовавшими в компании, были основаны укрепленные форты и береговые анклавы. Риск был велик, но речь шла о баснословных прибылях, и консервативные голландцы, забывая об осторожности, были готовы вновь и вновь испытывать судьбу.