Св. Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, родился 19/31 января 1865 г. в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника Иоанна Тимофеевича Беллавина и его супруги Анны Гавриловны. С начала 1869 года семья Беллавиных жила в городе Тэропце, где прошли детские годы святителя. По окончании в 1878 году Торопецкого духовного училища Василий продолжил учебу в Псковской духовной семинарии, которую в разное время закончили многие Беллавины, в том числе и о. Иоанн.
В 1884 году Василия, как лучшего выпускника Псковской семинарии, отправили на казенный счет в Петербургскую духовную академию. В июле 1888 года со степенью кандидата богословия за сочинение «Кенель и отношение его к Янсенизму»1 Беллавин В. И. вернулся в родную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия.
14/26 декабря 1891 года 26-летний Василий Беллавин, согласно прошению, был пострижен епископом Псковским и Порховским Гермогеном (Добронрави-ным) в монашество с именем Тихон – в честь святителя Тихона Задонского. На следующий день в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова Тихона рукоположили в иеродиакона, а 22 декабря21891 г. (ст. ст.) – в иеромонаха. Но недолго о. Тихон служил во Пскове, уже в марте 1892 года он был назначен инспектором в Холмскую духовную семинарию.
Молодой инспектор обратил на себя внимание архиеп. Холмского и Варшавского Флавиана (Городецкого), который способствовал служебному и должностному продвижению иером. Тихона: архимандрит (5/17 июля 1892 г.), ректор Холмской духовной семинарии (16/28 июля 1892 г.) и член [председатель с 1896 года] Холмско-Варшавского епархиального училищного совета, благочинный женских монастырей епархии (1/13 октября 1895 г.). За отлично-усердную службу архим. Тихон был пожалован орденом св. Анны второй степени (1895 г.) и получил право на ношение серебряной медали в память царствования императора Александра III (1896 г.).
В конце 1896 года архиеп. Флавиан (Городецкий) направил в Синод представление о назначении архим. Тихона своим викарным епископом. 4/16 октября 1897 г. Николай II утвердил синодальный доклад «о бытии ректору Холмской духовной семинарии архимандриту Тихону епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии, с тем, чтобы наречение и посвящение его в епископский сан произведено было в г. С.-Петербурге»3. 18/30 октября в присутствии Свят. Синода состоялось наречение архим. Тихона, а 19/31 октября 1897 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры была совершена его хиротония митр. Петербургским Палладием (Раевым) при участии других архиереев.
Когда чрез одиннадцать месяцев весть о переводе ей. Тихона в Америку достигла Холма, она вызвала самые разные, даже скорбные чувства многих жителей Холмской Руси. 11/23 октября 1898 г. в зале уездного собрания устроили обед в честь отъезжавшего архипастыря. Прощальный обед запомнился его участникам обилием произнесенных речей. Последним слово взял преосвящ. Тихон, который поблагодарил всех за проявленные к нему чувства, а в заключение сказал: «Когда я почти семь лет тому назад впервые подъезжал весною к неведомому для меня Холму, была ненастная погода, стоял туман, застилавший Холм. Но вскоре из-за туч прорвался луч света и осветил Холм с его дивною, святою горою. Нечто побольше было и в моих отношениях к Холму. Я не знал ни его, ни общества, живущего в нем. Но чем больше я знакомился с ним, тем более светило солнце любви, понимания, взаимного доверия. Да здравствует же это солнце любви Христовой и да согревает оно Холм и его св. гору во веки веков»4.
В то воскресенье Тихон уехал из Холма, чтобы продолжить служение на новом месте.
14/26 сентября 1898 г.
«Государь Император, в 14-й день минувшего сентября, Высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии преосвященному Алеутскому Николаю епископом Таврическим и Симферопольским, а викарию Холмско-Варшавской епархии, преосвященному Люблинскому Тихону епископом Алеутским и Аляскинским»5.
В Америку предполагалось направить епископа Туркестанского Аркадия (Карпинского), или епископа Сумского Петра (Другова), или ей. Тихона. По инициативе товарища обер-прокурора Саблера В. К. Николаю II подан был всеподданнейший доклад о назначении епископом Алеутским и Аляскинским преосвящ. Тихона6.
11/23 октября 1898 г.
Тихон отслужил литургию в Холмском кафедральном соборе; в 22 часа выехал по железной дороге (через Брест) в г. Псков.
13/25 октября – 14/26 октября 1898 г.
Пребывание епископа Тихона в Пскове7.
17/29 октября 1898 г.
В 11 ч. утра Тихон приехал в Торопец и остаток субботы провел с матерью, никуда не выходя.
18/30 октября 1898 г.
Утром владыку встретили в Корсунско-Богородицком соборе Торопца, где после воскресной литургии он отправил акафист Божией Матери и произнес проповедь. Днем Его Преосвященство посетил предводителя дворянства, городского голову, исправника и других торопчан.
19/31 октября 1898 г.
Тихон побывал у всех торопоградских священников, посетил уездное духовное училище и его смотрителя.
21 октября/2 ноября 1898 г.
В день празднования восшествия на престол Николая Александровича еп. Тихон отслужил литургию и царский молебен в Корсунско-Богородицком соборе.
Потом архипастырь сфотографировался с городским духовенством.
Вечером в Казанской церкви Торопца владыка совершил всенощное бдение накануне престольного праздника.
22 октября/3 ноября 1898 г.
Настоятель Торопецкого собора свящ. Владимир Щукин устроил у себя дома обед в честь владыки Тихона.
23 октября/4 ноября 1898 г.
В 8 ч. утра Тихон выехал в Великие Луки (далее – в Петербург)8.
26 октября/7 ноября 1898 г.
«В Петербург я приехал 26 Окт. утром, и на другой день был принят Владыкою Митрополитом, – принят отечески и сердечно…»9.
В течение трех недель, проведенных в столице, Тихон знакомился с «тюками» американских дел, читал необходимую литературу10, общался со сведущими лицами и молился, дабы Господь не оставил его без помощи!
1/13 ноября 1898 г.
В Исаакиевском соборе преосвященный участвовал в рукоположении архим. Германа (Иванова) в епископа Люблинского11. Тотчас после хиротонии Тихон поехал на Выборгскую сторону в Спасо-Бочаринскую церковь отпевать своего академического сокурсника свящ. Иоанна Туберозова.
14/26 ноября 1898 г.
Еп. Тихон служил литургию в академической церкви Двунадесяти апостолов, т. к. «много собралось ставленников»12.
15/27 ноября 1898 г.
В воскресенье Тихон отправил литургию в Александро-Невской лавре и в восемь часов вечера выехал из столицы поездом «Петербург – Берлин».
«Проводить преосв. миссионера собрались на вокзал варшавской жел. дороги как друзья и почитатели владыки, так и высокопоставленные лица, среди которых были товарищ обер-прокурора Св. Синода В. К. Саблер и директор хозяйственного управления при Св. Синоде П. И. Остроумов. От лица духовной академии прибыли проводить его преосвященство несколько профессоров (И. С. Пальмов, П. Н. Жукович и А. П. Рождественский), редактор академических изданий А. П. Лопухин, сам некогда трудившийся на поприще нашей американской миссии, а также десятка два студентов, частью учеников преосв. Тихона по его служению в холмской семинарии и частью его земляков. Были и представители столичного духовенства – прот. И. И. Попов и др.
…С владыкой отправилась свита из нескольких лиц, в том числе г. Грот-Туркевич, псаломщик при русской церкви в Нью-Иорке, г. Гривский, регент хора в Сан-Франциско, и г. Беллавин (брат преосвященного владыки) в качестве секретаря при преосв. Тихоне»13.
17/29 ноября 1898 г.
Воспользовавшись шестичасовой остановкой в Берлине, Тихон осмотрел Князь-Владимирскую посольскую церковь14 и нанес визит российскому послу фон дер Остен-Сакену Н. Д.
В час дня владыка, напутствуемый прот. Алексием Мальцевым, свящ. Василием Гёкеном15 и диак. Николаем Писаревским, отбыл из Берлина в Париж.
18/30 ноября – 20 ноября/2 декабря 1898 г.
«Встреченный на вокзале протоиереем Рождественским16 преосвященный вместе с ним отправился в отведенное ему в церковном доме помещение. В Париже владыка пробыл три дня, употребив это время на необходимые визиты, на осмотр русской церкви и знакомство с городом, а в последний день своего пребывания здесь, накануне праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы, совершил в русском храме в сослужении местного духовенства всенощную, привлекшую очень много народа»17.
21 ноября/3 декабря 1898 г.
В 7 ч. утра Его Преосвященство выехал из Парижа в Гавр, откуда в полдень на пароходе «La Champagne» отбыл в Нью-Йорк.
«С первого же вечера поднялся порядочный ветер, который прекратился только пред Нью-Йорком; впрочем, сильной бури не было. Морскою болезнью, благодаря Бога, я страдал в слабой степени: пролежал всего лишь один (второй) день»18.
29 ноября/11 декабря 1898 г.
«La Champagne» подошла к Нью-Йорку, когда было уже темно. Согласно правилам лайнер мог пришвартоваться к пристани только в светлое время суток, вечером никто из пассажиров сойти на берег не мог.
«…вся наша русская колония знала, что «Шампань» подходит к Нью-Йорку, но была лишена возможности каким бы то ни было путем приветствовать путешественников, так как по правилам пароход должен был переночевать в карантине (2 часа езды от города), раз наступили сумерки. Это, конечно, немало огорчало собравшихся в церкви для вечернего богослужения богомольцев, которые прибыли в огромном количестве из окрестностей и должны были уехать в тот же день, не увидав Владыки»19.
30 ноября /12 декабря 1898 г.
«30 Ноября – 12 Декабря «Шампань» пристала к Нью-Йоркской пристани»20. Епископа Алеутского приветствовали многочисленные славяне [среди которых были российский генеральный консул в Нью-Йорке (в 1898–1901 гг.) Теплов В. А., архим. Анатолий (Каменский)21, дамы], также православные сирийцы: архим. Рафаил (Ававини), иером. Ефрем (Дибс)22 и др. Архиерей благодарил всех за добрые чувства и за радушный прием, какого он не ожидал в далекой, чужой стране. С пристани все отправились в русскую Николаевскую церковь23.
В церкви Тихон приложился к кресту, поднесенному настоятелем Александром Хотовицким, окропил себя св. водою и проследовал в алтарь. После краткой литии по случаю благополучного окончания путешествия архипастырь вышел на отпуст и выслушал приветственную речь о. Александра.
«Поблагодарив настоятеля и всех православных за выраженные ими добрые пожелания благополучия в его новой, действительно ответственной деятельности,
Владыка с своей стороны заявил, что его самым искреннейшим и сердечнейшим молением в эту минуту является прошение молитвы Господней: «Да приидет царствие Твое!» Что может быть лучшим венцом и более вожделенною целию миссионерской деятельности вообще, как не это благое проявление милости Божией – водворение царства Божия?.. И Господь уже не в малой мере явил эту Свою великую милость в Америке. Царствие Божие здесь уже пришло: постепенно крепнет и развивается созидание здесь православного дела, постепенно укореняются в заброшенных сюда членах церкви добрые чувства. И среда, в коей ныне нам довело Провидение проводить дни свои и делание свое, не неблагоприятна для нашей высокой цели: американцы слывут народом религиозным; Америка – страной веротерпимости; сюда еще первые пионеры Америки стремились укрыть свое сокровище – отстаиваемые ими религиозные убеждения, за которые их гнали в старом свете; сюда и ныне бегут угнетенные в старом крае ярмом полного подчинения папе и Риму наши же братья по крови и духу… Да приидет Царствие Божие! Да водворится оно и в наших сердцах: пусть внутренние силы нашего духа идут навстречу милости Божией. В мире с Богом, в мире с собой и своей совестью и в мире с своими ближними легко преодолеть те невзгоды, какие ставит враг христианину на его высоком миссионерском поприще, на пути к достижению его высокого призвания…
Владыка закончил свое Архипастырское слово призыванием Божия благословения на всех собравшихся…»24.
После Тихона слово взял настоятель Николаевской сирийской церкви в Бруклине архим. Рафаил (Ававини). От имени 20-тысячной православной сирийской колонии в Северной Америке архим. Рафаил просил отца духовного оказывать православным сиро-арабам ту же любовь, то же внимание, которые выказывал епископ Николай (Зиоров), со своей стороны обещая полное повиновение и сыновнее послушание новому архипастырю.
«Благодаря за эти добрые чувства, Владыка ответил, что для него дороги все члены его православной паствы, что он будет в равной мере благожелателен ко всем православным, к какой бы национальности они ни принадлежали. Православие кафолично; если в России, сказал Владыка, и не испытывается, так сказать, эта кафоличность православия, т. к. там все православные – русские, то здесь, вне пределов России, где под кров православного храма одинаково рвется и русский, и грек, и араб, и др., понятие кафоличности православия для нас вполне осязательно. И потому, в пределах возможности, Владыка обещал всегда помогать и сиро-арабам»25.
При выходе из церкви преосвящ. Тихону поднесла хлеб-соль матушка Мария Владимировна Хотовицкая, которая пригласила владыку подняться в отведенные ему покои в церковном доме. С благословения епископа туда же прошли желавшие быть представленными депутации Нью-Йоркского братства Рождества Пресвятой Богородицы, Нью-Йоркского Свято-Николаевского сиро-арабского братства, Ионкерского братства Иоанна Крестителя, Анзонийского Свято-Васильевского братства, Пассайкского Трехсвятительского братства, члены возглавляемого Тепловым В. А. общества «Русская Беседа», множество частных лиц, среди которых были инославные американцы.
«Все это на другой день было описано в весьма сочувственном тоне в большой газете «Геральд»; там же был помещен и неудачный мой портрет»26.
1/13 декабря 1898 г.
Днем Тихон знакомился с православными приходами Нью-Йорка. Потом встретился с участниками «Русской Беседы»: «Оживленный обмен мыслей, трогательные воспоминания о России и речи об Америке продолжались еще несколько времени, и затем Владыка уехал в отведенное ему помещение в доме настоятеля церкви»27.
Вечером преосвященный отправил в Николаевском храме всенощное бдение вместе с архим. Анатолием (Каменским), архим. Рафаилом (Ававини) и свящ. Александром Хотовицким.
2/14 декабря 1898 г.
В Николаевской русской церкви Тихон отслужил литургию, на которой рукоположил псаломщика из Аллегени28 Владимира Кальнева во диакона. После киноника Его Преосвященство обратился к прихожанам с поучением на евангельскую тему.
«Спаситель, говорил он, укоряет фарисеев за то, что, имея ключи царствия Божия, они и сами не входят в него и другим возбраняют. Пользующийся знанием истины не только сам должен пользоваться ею, но и другим сообщать ее. Это особенно следует помнить нам, православным, и именно живущим среди иностранцев, заблуждающих от истины. Мы, русские люди, чужды хвастовства некоторых иностранцев, но при этом мы иногда как будто скрываем и то, что у нас есть хорошего. Это недостаток. Избегая хвастовства, мы, однако, не должны забывать, что мы владеем истиной, владеем ключами царствия Божия. А постоянно памятуя это, мы не должны скрывать этой истины от окружающих нас инославных и иноверных людей, а напротив должны стараться как можно выше держать знамя своей веры, чтобы нам не подпасть под суд Господень над фарисеями, но чтобы просветился свет наш пред человеки и они, видя наши добрые дела, прославляли Господа. Я вижу, закончил Владыка свою речь, обращаясь к народу, что вы усердны к храму Божию и молитве, слышу, что вы живете хорошо, знаю, что радеете о своем храме и тщитесь устроить новый, более чем сей обширный и благолепный, достойный нашего высокого исповедания, и заключаю отсюда, что дух веры живет в вас, что огнь ревности по Бозе не чужд вам. Не угашайте же в себе этого духа, поддерживайте в себе этот огонь»29.
Время после обеда епископ посвятил разным лицам, а вечером отслужил всенощную в русском храме Нью-Йорка.
3/15 декабря 1898 г.
Тихон совершил литургию в сирийской Николаевской церкви Нью-Йорка (77 Washington Street).
«Маленькая церковь эта30 не вмещала в себе всех, желавших присутствовать за архиерейской службой. Собрались не только её прихожане сиро-арабы, но и прихожане русской церкви, а также и много американцев. Настоятель её о. Архимандрит Рафаил встретил Владыку речью:
Ваше Преосвященство, Милостивый Отец и Архипастырь!
Позвольте мне еще раз поздравить Ваше Преосвященство, от себя и от всех православных Сиро-арабов, проживающих в пределах Богохранимой Епархии Вашей, с благополучным приездом Вашим сюда.
По правде сказать, наша церковь так мала и её обстановка так убога и проста, что едва ли она в состоянии принять у себя подобающим образом такого великого представителя великой Всероссийской Церкви, такого великого служителя Божия, как Ваше Преосвященство. Но зато у чад этой убогой церкви есть такое сердце, которое, благодаря своей искренней сыновней любви, благодаря своей неподдельной преданности и благодарности к своим благодетелям, может смело принять у себя Ваше Преосвященство, нашего любвеобильного Отца и всемилостивого Архипастыря.
Итак, соблаговолите, Ваше Преосвященство, вступить в нашу церковь, чтобы преподать всем нам, Вашим духовным чадам, Ваше архипастырское благословение.
В ответной благодарственной речи Его Преосвященства была высказана та мысль, что внутреннее расположение и добрые чувства всегда выше и ценнее хотя бы и самой богатой внешней обстановки.
Началось торжественное архиерейское богослужение с двумя архимандритами, священниками и диаконом. За богослужением псаломщик Шептонской церкви Мирон Волкай был пострижен в стихарь и рукоположен во диакона. Некоторые литургийные молитвы и эктении читались и пелись на арабском языке»31.
После литургии был дан обед в честь архипастыря. «За обедом Преосвященный провозгласил тост за здоровье Государя Императора, как высшего покровителя и представителя православия, – тост, как выразился Его Преосвященство, одинаково дорогой для всех православных, к какой бы народности или нации они ни принадлежали. Тост этот покрыт был единодушным «ура» и пением русского гимна»32. Обед прошел оживленно, а во время общей беседы два сирийца провели показательный бой на мечах.
Вечером Тихон собирался к отъезду в Вашингтон для представления Артуру Павловичу Кассини, первому послу Российской империи в США.
4 /16 декабря 1898 г.
Утром еп. Тихон в сопровождении свящ. Александра Хотовицкого выехал поездом из Нью-Йорка в Вашингтон. Прибыв в столицу, владыка узнал, что Кассини А. П. перенес сердечный приступ. Осмотрев Вашингтон, архиерей навестил посла и пожелал тому скорейшего выздоровления. Ночным поездом Тихон отправился в Питсбург.
5/17 декабря 1898 г.
Приехав в Питсбург, епископ остановился в Аллегени33 в церковном доме (59 Sterling Street). Вечером в большом, вмещавшем до 500 человек православном храме Аллегени (некогда бывшем методистской церковью) было совершено всенощное бдение в честь св. Николая Мирликийского. Обратившись к народу, Тихон «выразил свою душевную радость, что Господь привел ему молиться в этом благолепном храме, молиться за всех его православных прихожан, и просил всегда сопутствовать ему в его делании молитвами, которые так необходимы каждому, желающему созидать дело Божие и во славу Божию»34.
6 /18 декабря 1898 г.
На праздничную литургию в Александро-Невскую церковь пришли более тысячи человек. Владыка Тихон служил со священниками Иоанном Недзельницким (настоятелем Аллегенского храма), Александром Хотовицким, Виктором Степановым из Кливленда, Константином Поповым из г. Осцеола Миле35, диаконами Владимиром Кальневым и Мироном Волкаем. По великом входе епископ рукоположил диакона Мирона во пресвитера к Иоанно-Крестительской церкви г. Шептона36, а после причастна произнес слово о добродетелях, каким необходимо учиться у Николая Чудотворца.
Днем Тихон знакомился с приходскими делами, опрашивал учеников церковно-приходской школы, принимал посетителей. После вечерни хозяева и гости провели не один час в живой и доброй беседе.
7 /19 декабря 1898 г.
От Аллегени (до Чикаго) ей. Тихона вызвался сопровождать свящ. Иоанн Недзельницкий.
«Высокий Гость поблагодарил хозяев за радушие и, сопутствуемый ими до вокзала, простился здесь с ними, поблагословив и о. Хотовицкому возвратиться к его Нью-Йоркской пастве и передать всей Нью-Йоркской русской семье еще раз Архипастырский привет и расположение Его Преосвященства»37.
8/20 декабря 1898 г.
В Чикаго ей. Тихон провел всего несколько часов, т. к. должен был ехать в Сан-Франциско. Но, несмотря на краткость остановки, архиерей осмотрел Владимирскую церковь (13 S. Centre Ave.), где выслушал речь свящ. Иоанна Кочурова38 и благословил всех собравшихся39.
11/23 декабря 1898 г.
Прибыв в девять часов вечера на железнодорожный вокзал Сан-Франциско, ей. Тихон проехал в карете с Владимиром Антоновичем Арцимовичем40 в Свято-Троицкий кафедральный собор (1715 Powell Street), где встретился с преосвящ. Николаем (Зиоровым). Владыка Николай приветствовал Тихона красным словом и вручил прибывшему посох святителя Иннокентия (Вениаминова-Попова).
«Да, это было чудесное зрелище, которое чарующе повлияло на всякую душу православную. После совершенного засим благодарственного молебствия с возглашением обычного многолетия Преосвященный Тихон произнес многолетие Преосвященному Николаю и своей новой пастве, а после сего обратился с приветственным словом»41.
Из собора все расходились с чувством восхищения простым и дружелюбным архипастырем, который пришел не господствовать, но послужить пасомым.
12/24 декабря 1898 г.
Уже на другой день после появления в Сан-Франциско преосвящ. Алеутский принял епархиальные дела42, т. к. Николай (Зиоров) крайне спешил в Нью-Йорк на уходивший в Италию пароход «Fiirst Bismark».
В четыре часа дня владыки с причтом кафедрального собора служили молебен. «В 5 ч. Преосвященный Николай в карете с Преосвященным Тихоном при колокольном звоне отбыл на вокзал, где провожать его собралось духовенство и много народа, а также и Г. Консул»43.
Прощание православной паствы с епископом, уезжавшим после семилетнего служения в Америке, было трогательным.
13/25 декабря 1898 г.
В неделю святых праотец Тихон отслужил свою первую литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе и сказал поучение о преимуществах православной веры. Затем в архиерейских покоях состоялся прием.
14/26 декабря 1898 г.
В Сан-Франциско приехал (проездом из Китая в Европу) великий князь Кирилл Владимирович. Сопровождаемый свитой Кирилл побывал в Троицком соборе. Его Преосвященство приветствовал державного путешественника краткой речью:
«Благоверный Великий Князь!
От дней древних Русские Цари и члены Царствующего Дома отличаются горячею любовию и крепкою привязанностию к православной вере и православной церкви. Любовь эта проявляется во многом множестве фактов. Сказывается она между прочим и в том, что члены Царствующего Дома при посещении городов спешат в православные храмы вместе с русскими людьми помолиться Богу. И радостно бьется сердце русского человека при виде того, как его венценосные вожди смиренно преклоняют колена свои пред Великим Богом земли русской, как свято чтут44 они православную веру, которою стоит и держится святая Русь.
Но если там, на далекой родине, так радуются русские люди при посещении храмов членами Царствующего Дома, то здесь в чужом государстве, среди чужих людей, радость наша при посещении тобою, Благоверный Великий Князь, нашего храма сугубейшая. Сильные у себя на родине, русские люди за границей чувствуют свою незначительность и свое одиночество. Здесь их более всего сплачивают православные храмы, придя в которые они чувствуют себя как бы в России. Посему все совершающееся в храме Божием, тем более выходящее из ряда обычной жизни, живо интересует их; и к таким событиям относим Твое настоящее пришествие в наш храм.
Радуясь о сем, мы благодарим Господа за Твое благополучное путешествие и молим Его, да хранит Он вхождение Твое и исхождение Твое от ныне и до века.
Благословен грядый во имя Господне!»45
После молебствия с многолетием Кирилл Владимирович проследовал в архиерейские покои, где изволил около получаса беседовать с Тихоном и с присутствовавшими лицами. Свое посещение Троицкого собора Его Высочеству угодно было ознаменовать пожертвованием 100 долларов на храм.
24 декабря 1898 г. /5 января 1899 г.
Под праздник Рождества Христова владыка отслужил всенощную46.
25 декабря 1898 г. /6 января 1899 г.
Праздничную литургию, начавшуюся в 10 утра и продолжавшуюся три часа, отправляли: ей. Тихон, и.д. настоятеля кафедрального собора архим. Феоклит (Триантафилидис), о. Анатолий (Каменский), второй священник собора Феодор Пашковский и протодиакон Петр Попов47.
1 Отзыв профессора Троицкого И.Е. о сочинении студента Василия Беллавина см.: Протоколы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии // Христианское чтение, 1893, ч. II, № 5, с. 292–293.
2 Во всех пяти формулярных списках о службе ректора Холмской духовной семинарии архимандрита Тихона (1892–1896 гг.) было указано, что иеродиакон Тихон произведен во иеромонаха 24 декабря 1891 г. (РГИА, ф. 796, оп. 439, годы 1892–1916, д. 833, листы: 3 об.-4, 10 об. – 11, 17 об.-18, 25 об.-26, 34 об.-35). Но 24 декабря 1891 г. по юлианскому календарю – вторник и навечерие Рождества Христова (день постный), а 22 декабря 1891 года (ст. ст.) – это было воскресенье, как и 15 декабря, когда Тихона рукоположили во иеродиакона [также см. послужные списки архиепископа Тихона (РГИА, ф. 796, оп. 439, годы 1892–1916, д. 833, листы: 41 об.-42, 45 об., 49 об.-50)].
3 Вострышев М.И. Патриарх Тихон. 3-е изд. М.: Мол. гвардия, 2004. С. 18–19.
4 Кулюкин С.Я. Холм, Люблинской губ. Прощание Епископа Люблинского Тихона со своею паствою // Холмско-Варшавский епархиальный вестник, 1898, № 24, с. 512.
5 Высочайшие повеления // ЦВ, 1898, № 40, с. 365.
6 См. письмо преосвящ. Алеутского экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 31 октября (ст. ст.) 1898 г. (Письма святителя Тихона: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского / Сост. А. В. Попов. СПб.: САТИСЪ, 2010. С. 11.)
7 Пребывание Алеутского епископа в г. Торопце и проезд его мимо Пскова // Псковские епархиальные ведомости. Часть неофициальная, 1899, № 1, с. 10.
8 Там же.
9 Письмо преосвящ. Алеутского экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 31 октября (ст. ст.) 1898 г. (Письма святителя Тихона. С. 11.)
10 См.: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского: 1898–1904 гг. / Сост. А.В. Попов. СПб.: САТИСЪ, 2011. С. 264–320.
11 Наречение и хиротония архимандрита Германа во епископа Люблинского // ПЦВ, 1898, № 45, с. 1698.
12 Письмо преосвящ. Алеутского экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 13 ноября (ст. ст.) 1898 г. (Письма святителя Тихона. С. 13.)
13 Отъезд преосв. Тихона, епископа алеутского и аляскинского, в С. Америку // ЦВс, 1898, № 47, ст. 1624.
14 План посольской церкви в Берлине и ее внутренний вид см.: Шмеллинг Л. Русские Православные Церкви за границею // Зодчий. Журнал архитектурный и художественнотехнический, 1900, № 7, с. 88–89.
15 Перешедший из католичества в православие и хиротонисанный в 1894 году во пресвитера Гёкен Василий (Антон Фердинанд).
16 Прот. Арсений Рождественский.
17 Туркевич В.И. Из Северной Америки // ПЦВ, 1899, № 5, с. 214.
18 Письмо преосвящ. Алеутского экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 3 декабря (ст. ст.) 1898 г. (Письма святителя Тихона. С. 15.)
19 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию // АПВ, 1899, т. Ill, № 1, с. 12.
20 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 12.
По мнению прот. Леонида Кишковского «Шампань» пришла в нью-йоркскую гавань 30 ноября/12 декабря 1898 г., из-за карантина Тихон сошел на берег 1/13 декабря 1898 г. и вечером того же 1/13 декабря отслужил бдение в Николаевской церкви [Kishkovsky L. Archbishop Tikhon in America // St. Vladimir’s Theological Quarterly, 1975, v. 19, № 1, p. 9–10. Kishkovsky L. Archbishop Tikhon and the North American Diocese 1898–1907 // Orthodox America 1794–1976. Development of the Orthodox Church in America / Ed. Constance J. Tarasar, John H. Erickson. Syos-set: OCA. Department of History and Archives, 1975. P. 83]. Мнение Кишковского противоречит сообщениям «Американского православного вестника», «Церковных ведомостей» [Туркевич В.И. Цит. соч. С. 214], «Церковного вестника» [N.N. Из Нью-Йорка. (Прибытие и встреча преосвященного Тихона, новоназначенного епископа алеутского и аляскинского) // ЦВс, 1898, № 52, ст. 1819] и газеты «The San Francisco Call» [Head of the Russian Church in America… // The San Francisco Call. – 1898.– 14 December] о том, что Тихон сошел на пристань в 10 ч. утра 30 ноября/12 декабря 1898 г. и вечером того понедельника отдыхал после тяжелого перехода чрез Атлантический океан. Свое первое всенощное бдение в Америке епископ отслужил на следующий день – 1/13 декабря 1898 г.
21 Архим. Анатолий был по болезни уволен преосвящ. Николаем (Зиоровым) от службы в Алеутской епархии [см., напр., определение Свят. Синода от 12–19 августа (ст. ст.) 1898 г. за № 2967, о выдаче Архимандриту Анатолию пособия на проезд из Америки в Россию (РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1898, д. 2069, л. 352–352 об.)]. Епископ Тихон вновь принял в епархию бывшего благочинного Ситкинского округа, согласно прошению о. Анатолия [см. отношение преосвящ. Алеутского на имя обер-прокурора от 18 декабря (ст. ст.) 1898 г. за № 1294 (РГИА, ф. 796, оп. 179, год 1898, д. 4109, л. 4–4 об.)], и назначил архимандрита в декабре 1898 года экономом архиерейского дома.
22 Настоятель Николаевской домовой церкви в Монреале.
23 «…это дом № 323 по второму Авеню, в котором и до настоящего времени помещается церковь и причт. Ширина его 26 фут. и длина 40 фут. При нем небольшой дворик. За 1500 долларов в год хозяин согласился его отдать внаем с правом продолжить этот контракт не повышая платы, если мы того пожелаем. При переделке здания в церковное помещение не удалось избежать неудобств, на которых помирились, имея в виду, что это помещение церкви временное. Нельзя было никак приспособить молитвенный зал таким образом, чтобы алтарь установить на восток, и он обращен в западную сторону. За отведением небольшой части бельэтажа под микроскопический алтарь и устроением столь же микроскопических клиросов, в распоряжении богомольцев осталось сравнительно небольшое пространство с площадью 15 × 30 футов» (Хотовицкий А. А. Православная церковь в Нью-Йорке // ПЦВ, 1900, № 6, с. 226).
24 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 14.
25 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 14–15.
26 Письмо преосвящ. Алеутского экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 3 декабря (ст. ст.) 1898 г. (Письма святителя Тихона. С. 15.)
27 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 16.
28 Allegheny, Ра.
29 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 16.
30 Николаевская сиро-арабская церковь «занимает собою всего одну комнату в довольно грязном доме в еще более грязном соседстве со множеством Арабов торгашей на улицах и с кучами живописнейших ребятишек, валяющихся в пыли, безо всякого присмотра. Узенькая лестница ведет посетителя на площадку второго этажа, вровень с которою, отделенная сквозною металлическою решеткой, помещается придавленная собственным потолком церковь, – очевидно служившая когда-то товарным складом, – почти постоянно доступная уличной пыли и другим весьма неприятным наружным атмосферическим явлениям. Внутри арабская церковь так же неуютна, как неприглядна снаружи. Во всем негармоничное сочетание красок, вообще присущее восточному вкусу. Рядом с богатыми, расшитыми кованым золотом плащаницами (дар России) по стенам развешены иконы лубочной живописи. Хороший образ там и сям задрапирован самою невозможною, кричащего цвета дешевою материей… Раскиданные несимметрично по женской половине церкви разнокалиберные стулья, прозрачные, вместо восковых, свечи, – приношения благочестивых Арабок, – непривычны нашему глазу. Также непривычно и, правду сказать, неприятно и самое церковное пение со множеством рулад, старательно выводимых гнусавым тенором старика-псаломщика с таким физическим напряжением, что становится больно глядеть на его физиономию, и аккомпанируемых монотонным звуком-мычанием, исторгающимся из уст всех присутствующих». [Мак-Гахан В.Н. Посещение Нью-Йорка преосвященным Тихоном, епископом алеутским и аляскинским. (От нашего корреспондента.)… // Московские ведомости. – 1899.– 16 (28) июня.]
31 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 17.
32 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 18.
33 Изначально города Аллегени и Питсбург находились на берегах рек Аллегени, Мононгахела и Огайо; сейчас это один город – Питсбург.
34 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 20.
35 Osceola Mills, Ра.
36 Sheppton, Ра.
37 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 21.
38 Кочуров И. А. Приветственная Речь, сказанная при встрече Преосвященного Тихона в Чикаго священником И. Кочуровым 8 Дек. 1898 г. // АПВ, 1899, т. III, № 5, с. 149.
В житии священномученика Иоанна, изданном по благословению Синодальной комиссии по канонизации святых, сказано, что святитель Тихон впервые прибыл в Чикаго 28 апреля 1899 г. [Протоиерей Иоанн Кочуров (1871–1917). Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872–1937). Жития новомучеников. – СПб.: Изд-во «Ноах», 1995. – С. 16. Протоиерей Иоанн Кочуров (1871–1917). Житие новомученика. – СПб.: Изд-во «Конус», 1997.– С. 13], что неверно: 28 апреля/10 мая 1899 г. Тихон прибыл в Чикаго во второй раз.
39 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 21.
40 Российский консул в Сан-Франциско, староста кафедрального собора.
41 Пашковский Ф.Н. Прибытие Преосвященного Тихона в С.-Франциско и отъезд Преосвященного Николая // АПВ, 1899, т. III, № 2, с. 59.
42 Епископу Николаю необходимо было сдать правящему Тихону имущество, штатные и пр. суммы (в начале 1898 года в распоряжении Аляскинского духовного правления имелось 50 195 дол. 55 цент.) и капиталы, хранившиеся при архиерейском доме (наир., в облигациях и др. ценных бумагах). Передача находившегося в Сан-Франциско недвижимого имущества, – ей. Тихон владеет этой собственностью по доверию от Свят. Синода, – была оформлена в июле 1899 г.
43 Пашковский Ф.Н. Цит. соч. С. 59.
44 Так в оригинале.
45 Туркевич В. И. Его Императорское Высочество Великий Князь Кирилл Владимирович в Америке // АПВ, 1899, т. Ill, № 1, с. 22.
46 Opening of the Graeco-Russian Christmastide… // The San Francisco Call. – 1899.– 6 January.
47 Christmas at the Graeco-Russian Church… // The San Francisco Call. – 1899.– 7 January.