Известно, что в США нет социализма. Но почему? Есть две основные причины. Первая заключена в природе американской цивилизации. Вторая – в политике правящего класса. Насилие использовалось. Но было и другое – то, что современные политологи называют «мягкой силой». Первое, как правило, использовалось консерватизмом, а вторая – либерализмом. На современном этапе это, соответственно, Республиканская и Демократическая партии.
Обращусь к основополагающей цивилизационной причине отсутствия социализма. Колонисты связывали уход из Англии или желанием обогащения, или религиозной причиной. В колониальной Америке среди белых господствовала христианская религия, а доминирующую роль играл протестантизм. Протестанты различных деноминаций и сект составляли более 90 % верующих. Выделились наиболее влиятельные течения. Это англиканство, пуританизм и квакерство. В 1662 г. Англиканской церкви Виргинии, первой североамериканской колонии, основанной в начале XVII в., был придан статус государственной. В конце XVII – начале XVIII в. этот статус был распространен на Англиканскую церковь в Мэриленде, Северной и Южной Каролинах, отчасти в Нью-Йорке. Представители иных вероисповеданий были ущемлены в гражданских и политических правах.
Главной пуританской колонией явился Массачусетс. Потом и другие северо-восточные колонии. Община, известная как отцы-пилигримы, в начале XVII в., убедившись в несовместимости своих религиозных исканий с английскими установлениями, покинула родину и переселилась в Голландию. Но и на новом месте диссиденты чувствовали себя неуютно, приняв в конце концов решение перебраться в Новый Свет. Получив патент на освоение небольшой части северной Виргинии, они в 1620 г. двинулись в путь на корабле «Мэйфлауэр».
Во время путешествия заключили договор об объединении в «гражданский политический организм» с целью создания «справедливых и одинаковых для всех законов».
По неизвестной причине пилигримы высадились не на предназначенной им территории, а гораздо севернее, в весьма удобном месте, нареченном сначала Новым Плимутом. День их высадки в Северной Америке, 22 декабря, был позднее провозглашен национальным Днем отцов-пилигримов. Четвертый четверг ноября, в который религиозные диссиденты в 1621 г. отмечали сбор первого урожая, был в 1863 г. провозглашен в США национальным праздником – Днем благодарения. Протестантская этика, воплотившаяся в пуританизме и возлагающая на индивидуума всю ответственность за его удачи и неудачи, стала цивилизационной основой Северной Америки, а потом и США.
В колонии ввозились также белые законтрактованные слуги (сервенты), которые через 4–7 лет получали свободу. В целом в колониальную эру законтрактованные слуги составили примерно половину от общего количества переселенцев из Европы. В Европе законтрактованные работники набирались из разных источников, но в подавляющем большинстве из бедных или деклассированных слоев, а также из заключенных (в этом случае контракт заключался тюремным начальством). По прибытии судна с законтрактованными работниками в Северную Америку его капитан выставлял живой груз на аукцион. Хозяин был обязан обеспечить их после освобождения некоторым минимумом средств существования. На период контракта сервенты были обязаны трудиться по усмотрению хозяина, пытавшегося извлечь из них максимальную выгоду. В XVII в. беглых сервентов в ряде колоний приговаривали к смертной казни, но в следующем столетии нравы смягчились и беглецам в случае поимки увеличивали срок контрактной службы. Но сервенты были чужды антипротестантской идеологии.