Впервые я увидел Шелли Аршамбо, когда нанял ее заниматься маркетингом в моей компании Loudcloud. Фирма росла особенно быстро, и мы с моей текущей командой не могли справиться с такими темпами; чтобы расширить организацию, мне нужен был кто-то, обладающий более совершенными навыками руководителя, чем у меня самого. Шелли оказалась именно таким человеком. За время своего пребывания в должности она научила меня, как принимать сложные решения и четко, без всяких оправданий, преподносить их. Во многих отношениях именно она была моим наставником, а не наоборот.
В конце концов, бизнес в Loudcloud так и не пошел, и наши с Шелли пути разошлись. Помню, тогда я еще подумал, что, куда бы она ни пошла, тем, с кем она будет работать, крупно повезет.
Несколько месяцев спустя Шелли рассказала мне, что она обдумывает предложение стать генеральным директором компании под названием Zaplet. Это удивило меня из-за предыстории фирмы. Возглавляемая суперзвездой из Кремниевой долины Аланом Барацем, Zaplet когда-то была жемчужиной в мире технологий. Деньги так и сыпались на Бараца, и он блистал на страницах средств массовой информации. Все ожидали, что Zaplet станет очередной высокотехнологической компанией-гигантом. Но, как это часто происходит с технологиями, все пошло не так, как планировалось. Компания быстро спустила все свои огромные прибыли и была на грани полного краха. Чтобы спасти себя от банкротства, Zaplet уволила большую часть сотрудников и приготовилась к худшему перед лицом того, что напоминало отсрочку перед распродажей активов.
Такие компании, как Zaplet, практически никогда не возвращаются на рынок, поскольку их полностью истощают молниеносный взлет и еще более стремительное падение. Каждый потенциальный сотрудник, клиент и инвестор знал, что фирма неполноценна, и у нового генерального директора практически не было возможностей бороться с этим предубеждением. Я не хотел смотреть, как Шелли барахтается в этой трясине.
Я сказал: «Шелли, не думаю, что тебе стоит браться за эту работу». По языку ее тела я мог сказать, что она слышит меня, но не планирует слушать.
Ее реакция была настолько резкой, как будто она решила, что я говорю: она не может сделать это, хотя в действительности я пытался только сказать, что ей этого делать не стоит. Но в дальнейшем разговоре я осознал, что Шелли понимает все проблемы, и в значительной степени именно эти проблемы и стали причиной того, что она хотела стать генеральным директором компании.
Шелли не испытывала оптимизма по поводу личной финансовой выгоды, славы или карьерного роста. Ей была нужна последняя проверка своих навыков как руководителя. Аршамбо напоминала великого боксера, который хочет сразиться с самыми опасными противниками, чтобы доказать свое превосходство. Также ее скорее привлекало, а не отталкивало то, какую огромную сложность представляет проблема Zaplet.
Шелли приняла предложение о работе в Zaplet, и компания оказалась именно такой, как и ожидалось. На каждую проблему, о которой я предупреждал Аршамбо, нашлась сотня других, о которых я и не предполагал. Но, как Мухаммед Али[1] в бою с Джо Фрейзером или Джорджем Форманом, Шелли вгрызалась в каждую трудность, пробиралась через препятствия, следуя своим путем к победе. Она заменила в компании все: технологии, бизнес, большую часть сотрудников. Аршамбо организовала слияние Zaplet с MetricStream, а объединенное предприятие превратила в прочного лидера отрасли, остававшегося на первом месте более четырнадцати лет.
Наблюдая за ее действиями, я часто спрашивал себя, откуда берут начало такая невероятная целеустремленность, решительность и воля к победе. Теперь, когда появилась книга, которую вы держите в руках, я знаю ответ на этот вопрос.
История жизни Шелли и уроки, которые она преподает нам, – это мощные примеры того, как стремление к цели и честолюбие могут изменить нашу жизнь к лучшему. Если вы желаете просто стать знаменитыми, то, возможно, эта книга не для вас, но если ваша цель – быть по-настоящему великим лидером, то вы нашли руководство к действию.